В процессе анализа рыночной ситуации очень важно провести исследование конкурентной среды. Цель данного исследования – облегчение тактики конкурентной борьбы. Детальный анализ деятельности конкурентов позволит выработать рациональную стратегию, чтобы успешнее противостоять соперникам [14].
При выходе на конкретный рынок товаров или услуг производитель обязательно сталкивается с конкурентами, предлагающими аналогичные товары и услуги. Конечно, конкурентов можно и не замечать, но оставаться на рынке длительное время и укрепить свои реальные позиции без оценки конкурентов и конкурентоспособности продукции невозможно.
Самое сложное в оценке конкурентоспособности продукции – это их разнообразие и большое количество, поэтому следует остановиться на прямых аналогах, выпускаемых реальными конкурентами по аналогичным ценам. Выявив двух-трех основных конкурентов, следует провести анализ преимуществ и недостатков собственной продукции в сравнении с аналогами. Примерные критерии оценки конкурентоспособности приведены в табл. 3.5.
Таблица 3.5
Исходная информация для анализа деятельности конкурентов
Показатели | Единицы измерения | Предприятия конкуренты | |||
№ 1 | № 2 | № 3 | № 4 | ||
Виды работ, услуг, ассортимент товаров | – | ||||
Объем реализации работ, услуг, товаров | тыс. руб. | ||||
Общее финансовое положение предприятия: прочное, удовлетворительное, неустойчивое | – | ||||
Средние цены на работы, услуги, товары (по видам) | тыс. руб. | ||||
Средние сроки выполнения услуг (по видам) | дни | ||||
Виды рекламы | – | ||||
Формы предоставления услуг | – | ||||
Каналы распространения товаров | – | ||||
Уровень качества работ, услуг, товаров | – | ||||
Качество обслуживания клиентов | – |
|
Оценка критериев конкурентоспособности осуществляется по 10-балльной системе. В оценке достоинств и недостатков своей продукции необходимо быть объективными [14].
После заполнения таблицы рассчитывается выигрыш или потеря рынка в результате конкуренции. К примеру, суммарное число баллов, набранное предлагаемой моделью, составило 76 баллов. Сумма баллов, набранная сильнейшим конкурентом, равна 82, тогда потери от конкуренции составят:
76·100/ 82 – 100 = – 7,3 %.
На основе представленных показателей работы конкурентов, анализа рынка, разработанной предпринимателем стратегии развития новой фирмы по оказанию услуг населению в бизнес-плане может быть определена тактика конкурентной борьбы.
На следующем этапе оценивается спрос на предлагаемую продукцию. Для этого в анкете необходимо предусмотреть вопросы, раскрывающие достоинства продукции и отношение потребителей к ней. Кроме того, при изучении спроса следует учесть, что на его величину влияют такие факторы как цена ожидания и вкусы потребителей, доходы потребителей, цены на аналогичные товары и услуги, цены на сопутствующие товары и услуги, количество потребителей товаров и услуг.
После описания объективных факторов, влияющих на спрос товаров и услуг, следует рассчитать примерную емкость рынка, которая является величиной, отражающей спрос в денежном выражении.
|
Емкость рынка определяется по формуле
где Q – численность потребителей; С – интенсивность (количество) покупок за определенный период времени; Р – средняя стоимость покупки; d – выигрыш или потеря доли рынка в результате конкуренции; S – издержки по сегментации рынка.
Численность потребителей для определения емкости рынка находится на основании данных проведенного ранее анкетирования.
Контрольные вопросы
1. Какие источники и методы сбора данных могут быть использованы для проведения маркетингового исследования в разделе «Анализ рынка»?
2. Каковы основные составляющие раздела «Анализ рынка»?
3. С какой целью проводится макро- и микросегментирование в анализе рынка товара?
4. Назовите основные методы микросегментирования рынка, укажите их преимущества и недостатки.
5. По каким критериям можно судить об эффективности проведенного сегментирования рынка?
6. Что характеризуют показатели потенциала рынка и доли рынка компании?
7. Каким образом можно рассчитать емкость рынка определённого товара для страны и степень удовлетворения спроса?
8. На основе каких показателей можно оценить спрос на потребительские товары?
9. Что необходимо учитывать при определении спроса на потребительские товары длительного пользования?
10. Какие подходы могут быть использованы для оценки емкости рынка?
3.4. План маркетинга
Весьма важным подразделом бизнес-плана вновь организуемого предприятия является план маркетинга.
Структура данного раздела бизнес-плана [6]:
- выбор системы распространения товара;
|
- анализ ценовой политики и методы ценообразования;
- реклама;
- методы стимулирования продаж;
- организация послепродажного обслуживания;
- формирование общественного мнения.
Этот раздел должен детально раскрывать политику предприятия в области политики цен, развития рекламной стратегии, что позволит рассчитать реальный планируемый объем реализации работ, услуг и товаров и занять соответствующее место на рынке. Этот раздел содержит программу действий предпринимателя, фирмы по обеспечению приближения услуг к потребителю и всемерному расширению круга клиентов.
Активность предприятия должна заключаться в воздействии на потенциальных клиентов с целью заинтересовать их в потреблении товаров (услуг). Привлечь потребителей можно с помощью гибкой политики цен, рекламы, распространения информации о работах, услугах, товарах, изготавливаемых фирмой. Ориентация на потребителей, которым наиболее нужен предлагаемый перечень работ и услуг, установление непосредственных контактов с ними, удержание своего сложившегося круга клиентов представляют традиционные инструменты маркетинга, которые должны быть отражены в бизнес-плане.
Составление плана маркетинга – важный элемент процесса планирования на предприятии. Этот план должен давать предпринимателю надежный инструмент контроля за всеми показателями, связанными с реализацией работ, услуг, товаров, за объемами реализации услуг по отдельным видам, за ценами, формами предоставления услуг и сбора заказов от клиентов, каналами сбыта товаров, формами гарантийного обслуживания заказчиков, режимами предоставления услуг. План маркетинга определяет цикл жизнедеятельности предприятия, и поэтому составление его должно стать правилом для любого предпринимателя независимо от размеров или отраслевой принадлежности его фирмы.
План маркетинга должен удовлетворять определенным требованиям:
- он должен излагать стратегию, ведущую к реализации целей и задач предприятия;
- в его основе должны лежать реальные факты и реалистические допущения;
- он должен предусматривать рациональное использование всех наличных ресурсов;
- он должен строиться с расчетом на перспективу так, чтобы каждый последующий план маркетинга вытекал из предыдущего;
- все формулировки должны быть краткими и ясными;
- план должен быть гибким, поскольку от этого может зависеть его успешная реализация;
- он должен давать количественные ориентиры, по которым можно будет отслеживать его выполнение.
Учитывая требования, предъявляемые к плану маркетинга, его структуру, можно предложить соответствующую форму (табл. 3.6).
Реклама, являясь орудием конкурентной борьбы, обостряет ее, что спо-собствует улучшению качества и свойств товаров, снижению их цены, так как вынуждает производителей предпринимать эти действия под угрозой вытеснения их товаров с рынка.
Таблица 3.6
План маркетинга предприятия
Разделы плана | Направления реализации плана маркетинга |
1. Цели и задачи | 1.1.Завоевать 5 % рынка услуг данного вида в регионе. 1.2.Получить прибыль от реализации услуг в пределах 15 % от цены реализации услуг |
2. Стратегии маркетинга и программы действий | 2.1. Товарная стратегия: – инновация товара; – вариация товара; – элиминация товара |
2.2. Ценовая стратегия: – использование политики гибких дифференцированных цен по периодам года (сезонные цены); – периодические дешевые распродажи сопутствующих товаров, товаров, изготовленных мелкими партиями; – использование системы скидок на услуги, работы, товары для постоянных клиентов (обратившихся три и более раз на предприятие) | |
2.3. Стратегия обслуживания: – использование рациональных форм обслуживания клиентов (на дому, на предприятиях, предварительная запись на обслуживание, срочное выполнение заказов и т.д.); – выездная торговля товарами на предприятиях, в организациях; – участие в коммерческих выставках-продажах; – реализация товаров, прием заказов от населения в торговых точках региона | |
2.4. Рекламная стратегия: – реклама в средствах массовой информации (газеты, радио, телевидение; – товарный знак на изделиях; – реклама по почте; – участие в благотворительных аукционах; – выставки-продажи; – другие виды рекламы |
Окончание табл. 3.6
Разделы плана | Направления реализации плана маркетинга |
3. Финансовое обеспечение | 3.1. Затраты на проведение маркетинговых исследований. 3.2. Затраты на организацию рекламы. 3.3. Затраты на организацию обслуживания клиентов. 3.4. Затраты на стимулирование привлечения клиентов, увеличения объема реализации услуг, объема продажи товаров |
4. Контроль за выполнением и целевые показатели | 4.1. Выручка от реализации работ, услуг, товаров. 4.2. Удельный вес услуг, выполненных по прогрессивным формам обслуживания 4.3. Удельный вес заказов, выполненных в установленные сроки. 4.4. Показатели качества услуг и обслуживания. 4.5. Прибыль от реализации работ, услуг, товаров |
Хорошая реклама благоприятно влияет на психику людей, она может усиливать удовлетворение от покупки товара (услуги).
В данном разделе необходимо составить план рекламных мероприятий и рассчитать бюджет рекламы.
В плане проведения рекламной кампании предусматривается периодичность осуществления отдельных рекламных мероприятий, определяется их общее количество, а иногда и точные даты проведения, учитываются сезонные колебания спроса, то есть составляется график рекламной кампании.
При составлении графика рекламных мероприятий необходимо учитывать, что основной задачей при выборе средства распространения рекламы является донесение рекламного сообщения до максимального числа потенциальных покупателей при минимальных затратах.
Правильно составленный график рекламных мероприятий позволит достичь предприятию поставленных целей, которыми могут быть, например, увеличение объема реализации, завоевание новых рынков сбыта, укрепление имиджа и т.д.
Планирование рекламной кампании состоит из нескольких этапов.
1. Определение целей.
2. Определение рыночного сегмента. При планировании рекламной кампании должен быть четко определен тот контингент потенциальных покупателей продукта, на который предприятие рассчитывает или который требуется завоевать.
3. Выбор средства распространения рекламы. В основе подхода к выбору средств распространения должен лежать анализ тех возможных каналов, через которые наиболее просто и быстро достичь внимания целевой аудитории. К примеру, правильный подход состоит в том, чтобы давать рекламу в таких СМИ, которые читает или слушает большинство потенциальных покупателей. Так, для фирм, работающих на местных региональных рынках, наиболее целесообразным будет использование местных средств распространения рекламы.
4. Фирмы-рекламодатели, работающие на общенациональном рынке выбирают соответственно общенациональные средства, наилучшим образом охватывающие все географические зоны продажи продукта. Также при выборе средств распространения рекламы важно учитывать временные факторы работы различных СМИ. Телевидение и радио, работая по временному принципу, собирают в разное время суток различную по составу и размеру аудиторию. Сравнительная характеристика основных средств распространения рекламы представлена в табл. 3.7.
5. Определение бюджета рекламной кампании. После выбора средств распространения рекламы и принятия решения о периодичности и частоте их размещения в течение года, необходимо узнать стоимость размещения рекламы и рассчитать стоимость каждого вида рекламы всей рекламной кампании в целом. Затраты на рекламную кампанию не должны быть слишком высокими и составлять в среднем 1–3 % объема реализации продукции.
6. Оценка эффективности проведенной рекламной кампании.
Контрольные вопросы
1. Каковы основные составляющие плана маркетинга?
2. В чем, по вашему мнению, состоит различие между маркетинговым планом и маркетинговой стратегией?
3. В чем состоит различие между прогнозом и планом продаж?
4. Назовите известные вам методы прогнозирования продаж, их достоинства и недостатки. В каких ситуациях целесообразно использовать каждый из методов?
5. Что необходимо учитывать для составления достоверного прогноза продаж?
6. Какие альтернативные сценарии рекомендуется разрабатывать при формировании прогноза продаж?
7. Что необходимо учитывать при формировании плана продаж?
8. Что должно быть отражено при описании стратегии маркетинга?
9. Что должна содержать в себе маркетинговая программа и какие виды издержек необходимо учитывать на её реализацию?
10. Каковы возможные причины невыполнения плана маркетинга?
План производства
В этом разделе бизнес-плана определяется производственная программа предприятия, осуществляется выбор и характеристика применяемого оборудования, дается подробное описание производственного процесса. Важным аспектом этого раздела является определение величины расходов при производстве продукции (услуг).
Таблица 3.7
Сравнительная характеристика средств распространения рекламы
Средство рекламы | Преимущества | Ограничения |
Газеты | Гибкость, своевременность, хороший охват местного рынка, широкое признание и принятие, высокая достоверность, возможность обратиться к рекламе еще раз | Кратковременность существования незначительной аудитории «вторичных читателей» |
Телевидение | Сочетание изображения, звука и движения, чувственное воздействие, высокая степень привлечения внимания, широта охвата аудитории | Высокая стоимость, перегруженность рекламой, мимолетность рекламного контакта, меньшая избирательность аудитории, большая доля бесполезной аудитории |
Директ-мейл | Избирательность аудитории, гибкость, отсутствие рекламы конкурентов в почтовом отправлении, личностный характер | Относительно высокая стоимость, образ «макулатурности» |
Радио | Массовость использования, высокая географическая и демографическая избирательность, низкая стоимость | Представление только звуковыми средствами, степень привлечения внимания ниже, чем у телевидения, мимолетность рекламного контакта |
Журналы | Высокая географическая и демографическая избирательность, достоверность и престижность, высокое качество воспроизведения, длительность существования, значительное число «вторичных читателей» | Длительный временной разрыв между покупкой рекламного места и появлением рекламы |
Наружная реклама | Гибкость, высокая частота повторных контактов, наглядность | Высокая стоимость. Отсутствие избирательности аудитории |
Прежде чем приступить к конкретным расчетам, необходимо раскрыть следующие вопросы [4].
Во-первых, изобразить схему производственных потоков, на которой должно быть наглядно показано, откуда и как будут поступать все виды сырья и полуфабрикатов, в каких цехах и как они будут перерабатываться в готовую продукцию. На этой схеме обязательно должно быть место и для процессов контроля качества. Необходимо рассмотреть какими методами будет проводиться контроль качества и какими документами необходимо при этом руководствоваться.
Во-вторых, необходимо охарактеризовать местоположение планируемого предприятия.
В-третьих, обосновать целесообразность выбранной бригады (малой, средней или большой мощности).
Кроме представленных общих сведений о производственной базе предприятия, необходимо провести экономические расчеты, обосновывающие необходимость организации нового предприятия, целесообразность его расположения в данном регионе (городе, районе), характеризующие его производственную мощность, персонал, источники материально-техничес-кого обеспечения, основные показатели хозяйственной деятельности.
Планирование производства и реализации продукции
Экономические расчеты целесообразно выполнить не только на текущий год (год организации предприятия), но и показать перспективы развития вновь организуемого предприятия в дальнейшем. Одним из обобщающих показателей экономической эффективности производства является рост производства продукции в стоимостном выражении. Объем производства характеризуется валовой и чистой продукцией, объем выпуска – товарной и готовой продукцией, объем реализации – отгруженной и реализованной товарной продукцией [7].
Товарная продукция – конечный результат производственной деятельности предприятия, это та продукция (в денежном выражении), которая полностью готова к реализации за пределы предприятия. Товарная продукция в плане включает стоимость:
- готовых изделий, предназначенных для реализации на сторону, своему капитальному строительству и непромышленным хозяйствам своего предприятия;
- полуфабрикатов своей выработки и продукции вспомогательных и подсобных производств, предназначенных к отпуску на сторону;
- стоимость работ промышленного характера, выполняемых по заказам со стороны или непромышленных хозяйств своего предприятия.
Показатель товарной продукции может выражаться как в оптовых ценах предприятия (что необходимо для увязки плана производства с финансовым планом), так и в сопоставимых ценах (что необходимо для определения темпов, динамики и изменения структуры производства). Товарная продукция характеризует объем произведенной готовой продукции и используется для расчета затрат на производство, финансовых результатов, рентабельности и других показателей эффективности производства.
Товарная продукция характеризует объем производства по полностью законченной и подлежащей к реализации продукции
ТП = ГП+ПФс + Сп.с.м.з + Пв.ц + Рп.хар,
где ГП – стоимость готовых изделий;
ПФс – полуфабрикаты собственного производства, отпущенные на сторону;
Сп.с.м.з – стоимость переработки сырья и материалов заказчика;
Пв.ц – стоимость инструмента, штампов, изделий, отпущенных на сторону или зачисленных в основные фонды предприятия;
Рп.хар – стоимость работ промышленного характера, выполненных на сторону.
Обычно показатель валовой продукции рассчитывается в сопоставимых ценах. Следует отметить, что изменение остатков незавершенного производства планируется лишь при значительном увеличении объема производства в планируемом периоде по сравнению с отчетным, снятии с производства отдельных видов продукции, создании задела при переходе на выпуск новых изделий со значительной длительностью производственного цикла. На предприятиях, у которых отсутствует внутрихозяйственный оборот и незавершенное производство (например, в пищевой промышленности), валовая продукция по своему составу совпадает с товарной.
Общий объем производства в стоимостном выражении характеризуется валовой продукцией, которая зависит от трудоемкости, материалоемкости и рентабельности изготовленной продукции
ВП = ТП+Ио.нз.п+Сс.м.з,
где Ио.нз.п – изменение остатков незавершенного производства;
Сс.м.з – стоимость сырья и материалов заказчика.
Обычно показатель валовой продукции рассчитывается в сопоставимых ценах. Следует отметить, что изменение остатков незавершенного производства планируется лишь при значительном увеличении объема производства в планируемом периоде по сравнению с отчетным, снятии с производства отдельных видов продукции, создании задела при переходе на выпуск новых изделий со значительной длительностью производственного цикла. На предприятиях, у которых отсутствует внутрихозяйственный оборот и незавершенное производство (например, в пищевой промышленности), валовая продукция по своему составу совпадает с товарной.
Реализованная продукция – стоимость промышленной продукции предприятия, которая поставлена заказчику и оплачена им. Оценка реализуемой продукции производится в действующих оптовых ценах. В рыночных условиях именно этот показатель является основным.
Планирование производственной мощности предприятия
Производственная программа не может быть обоснованной, пока выпуск продукции не увязан с производственной мощностью. Производственная мощность относится к технико-экономическим показателям. Расчет ее ведется в тех же единицах, в каких планируется и учитывается производство продукции.
Производственная мощность предприятия – это максимально возможный выпуск продукции в номенклатуре и ассортименте, предусмотренном производственной программой при полном использовании площадей, оборудования и применении прогрессивных технологий производства и методов организации труда [10].
Целью планирования использования производственных мощностей является обоснование производственной программы производственной мощностью предприятия, поиск путей улучшения структуры основных фондов, повышения загрузки оборудования и коэффициента сменности, определение дополнительной потребности в оборудовании и производственных мощностях.
Производственная мощность цеха (участка) определяется пропускной способностью (ПС) ведущего оборудования. Ведущее оборудование может определяться по различным критериям: наибольшая стоимость, самая важная технологическая операция и т.д. Выбор критерия зависит от условий конкретного предприятия,
,
где ТПЛ – плановый фонд времени по группе оборудования; tфакт – фактическая трудоемкость обработки одного изделия по операции; КВ.Н – коэффициент выполнения норм выработки; tнорм – нормативная трудоемкость обработки одного изделия по операции.
Различают три основных фонда времени работы оборудования:
календарный фонд времени (ТК) – это предельное время работы оборудования за определенный период;
режимный фонд времени (ТР) меньше календарного на величину праздничных, выходных дней, сокращенное время в предпраздничные дни, часы обеденных и междусменных перерывов, часы нерабочих смен;
плановый фонд (ТПЛ) определяется как разница между режимным фондом времени и временем на планово-предупредительный ремонт оборудования.
При планировании производственной мощности составляется баланс производственной мощности – документ, включающий в себя следующие показатели [10]:
МВХ – входную производственную мощность (на начало периода);
МВВ – вводимые мощности;
МВЫБ – выбывающие мощности;
МВЫХ – выходную мощность (на конец периода),
МВЫХ=МВХ+МВВ–МВЫБ;
МСГ – среднегодовую мощность,
,
где t1 – число месяцев работы вводимых мощностей (от момента ввода до конца года); t2 – число месяцев работы выбывающих мощностей (от начала года до момента выбытия).
Коэффициент использования мощности, отражающий степень использования мощностей предприятия,
,
где V – годовой выпуск продукции в натуральном выражении.
В данном разделе бизнес-плана целесообразно дать экономическую характеристику основных фондов предприятия и данные оформить в виде табл. 3.8.
Таблица 3.8
Экономическая характеристика основных фондов предприятия_________________по состоянию на _______
Группа основных фондов | Общие затраты на приобретение (баланс, стоим.), тыс. руб. | Норма амортизации, % | Сумма амортизации за год, тыс. руб. | Норма отчислений в рем. фонд, % | Годовая величина рем. фонда, тыс. руб. | Остаточная стоимость основных фондов, тыс. руб. |
Здания и сооружения | ||||||
Машины и оборудование | ||||||
Измерительное и лабораторное оборудование | ||||||
Вычислительная техника | ||||||
Прочие основные фонды | ||||||
Итого |
Планирование себестоимости продукции
Планирование себестоимости, прибыли и рентабельности направлено на рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Непосредственная цель планирования себестоимости – экономически обоснованное определение величины затрат на производство, необходимых для изготовления предусмотренной планом продукции, а задача планирования прибыли – исчисление величины дохода, получаемого в результате производственной деятельности.
Данный раздел плана предприятия может содержать в себе следующие подразделы [10]:
- расчет снижения себестоимости продукции за счет влияния на нее технико-экономических факторов;
- калькулирование себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг);
- смета затрат на производство;
- план по прибыли;
- план по рентабельности.
Себестоимость продукции характеризует совокупность затрат предприятия, выраженных в денежной форме, на изготовление и сбыт продукции. Планирование себестоимости ведется, как правило, нормативным методом, который базируется на нормах и нормативах трудовых и материальных затрат. В промышленности для учета и планирования затрат на производство выделяют следующие экономические элементы в себестоимости: материальные затраты, заработную плату, отчисления в социальные фонды, амортизацию и прочие затраты.
В основе расчета влияния технико-экономических факторов на уровень затрат на производство лежит анализ зависимости производственных затрат от изменений в структуре выпускаемой продукции, технике, технологии, организации производства и труда. Все факторы снижения себестоимости распределяют по следующим группам:
- повышение технического уровня производства;
- совершенствование организации производства и труда;
- изменение объема производства и структуры выпускаемой продукции;
- отраслевые и прочие факторы.
Расчеты по определению влияния факторов на себестоимость продукции в планируемом году выполняются в следующем порядке:
- определяются затраты на 1 руб. товарной продукции базового года (предшествующего планируемому);
- рассчитывается себестоимость товарной продукции планируемого года исходя из уровня затрат базового года. Для чего продукцию планируемого года (в ценах и условиях базового года) умножают на затраты на 1 руб. продукции базового года;
- определяется влияние каждого фактора на уровень затрат в ценах и условиях базового года;
- находится себестоимость продукции в планируемом году путем вычитания из себестоимости продукции, найденной по уровню затрат базового года, суммы экономии за счет влияния всех факторов;
- определяется уровень затрат на 1 руб. продукции по планируемому году и процент изменения по сравнению с базисным.
Смета затрат на производство составляется с целью определения общей суммы плановых затрат, связанных с производственно-хозяйственной деятельностью предприятия, и увязки плана по себестоимости с другими разделами годового плана. Сведения о материальных ресурсах предприятия приводятся в табл. 3.9.
Таблица 3.9
Сведения о материальных ресурсах предприятия
Наименование материалов | Наименование поставщика | Годовой объем поставок | Цена за ед. материала, тыс. руб. | Стоимость годового объема поставок, тыс. руб. | Условия поставок | Имидж поставщика |
Итого |
На величину прибыли влияет значительное число разнообразных факторов. Главными путями повышения прибыли является интенсификация производства: рост производительности труда, улучшение использования производственных мощностей, экономия материальных и топливно-энергетических ресурсов. Сумма плановой прибыли определяется на основе объема производства и реализации продукции и ее себестоимости.
Контрольные вопросы
1. От чего зависит значимость и степень детализации разработки плана производства?
2. Каковы основные составляющие и ключевые вопросы производственного плана?
3. От чего зависит потребность в производственных ресурсах и как определяются издержки, связанные с производством продукции (предоставлением услуг)?
4. Что необходимо учитывать при расчете планируемого объема производства продукции?
5. Какие виды издержек входят в состав накладных (общепроизводственных) затрат?
6. Что такое производственная мощность предприятия?
7. В чем состоит различие календарного и режимного фондов времени?
8. Что такое коэффициент использования производственной мощности предприятия, как его рассчитать?
9. Какие виды резервов повышения производственной мощности предприятия существуют, чем они характеризуются?
10. Что означает экстенсивное и интенсивное повышение производственной мощности предприятия?
11. Что означает количественное повышение производственной мощности предприятия?
12. В чем состоит различие между входящей, исходящей, ликвидационной и средней производственной мощности предприятия?
13. Что понимают под «узким местом» в производстве?
14. Что понимают под «широким местом» в производств?
3.6. Организационный план
Рыночные условия выдвигают на первый план производство продукции с наименьшими затратами живого и овеществленного труда. Это и делает роль плана по труду и персоналу особенно значимой. Этот раздел плана содержит в себе: показатели производительности труда; определение численности персонала; расчет фонда заработной платы (как общего, так и средней заработной платы по каждой категории работников и по предприятию в целом); определение плана мероприятий по подготовке и повышению квалификации кадров [4].
Трудовые ресурсы – это люди и их способности производить продукцию и услуги. Качественными характеристиками работников предприятия являются выполняемые функции, профессия, специальность и уровень квалификации. Количественная характеристика персонала включает в себя следующие показатели [7]:
- списочную численность работников (ЧСП) – численность работников списочного состава на определенную дату с учетом прибывших и выбывших в этот день работников;
- явочную численность (ЧЯВ) – количество работников списочного состава, явившихся на работу. Разница между явочной и списочной численностью характеризует число целодневных простоев (отпуска, болезни, командировки и т.д.);
- среднесписочную численность (ЧСР.СП), которая используется для определения численности работников за определенный период и определяется по формуле
,
где N – число календарных дней периода.
Структурная характеристика трудовых ресурсов предприятия определяется составом и количественным соотношением отдельных категорий и групп работников. Структура определяется удельным весом каждой категории работников в среднесписочной численности персонала.
Производительность труда занимает центральное место в системе показателей, характеризующих эффективность работы предприятия.
Производительность труда характеризует эффективность затрат труда в материальном производстве и определяется количеством продукции, произведенным в единицу рабочего времени, или затратами труда на единицу продукции.
Уровень производительности труда характеризуется двумя показателями:
- выработкой продукции в единицу времени (прямой показатель)
,
где q – объем произведенной продукции в принятых единицах;
Т – затраты труда на производство продукции (могут быть охарактеризованы как временем работы, так и численностью работников);
- трудоемкостью изготовления продукции (обратный показатель)
.
Поиск резервов производительности труда является важным этапом аналитической работы на предприятии. В отечественной практике получила распространение следующая классификация резервов повышения производительности труда:
Повышение технического уровня производства происходит с помощью:
1) механизации и автоматизации производственных процессов, внедрения передовой технологии;
2) модернизации оборудования;
3) изменения конструкций и технических характеристик изделий, повышения качества продукции;
4) улучшения использования материалов, топлива, энергии;
5) внедрения новых видов или замены потребляемого сырья, материалов, топлива, энергии.
Совершенствование организации производства происходит с помощью:
1) совершенствование управления производством;
2) увеличение норм и зон обслуживания;
3) сокращение потерь рабочего времени (уменьшение невыходов на работу, сокращение простоев);
4) сокращение потерь от брака;
5) уменьшение числа рабочих, не выполняющих нормы выработки;
6) изменение рабочего периода в сезонных отраслях;
7) повышение уровня специализации производства.
Методика расчета роста производительности труда по технико-экономическим факторам основана на показателе относительной экономии численности работающих за счет влияния отдельных факторов на уровень выработки продукции. Она включает в себя три этапа.
1. Определяется исходная численность работающих на планируемый период по планируемому объему производства при условии сохранения базисной выработки:
,