Регионалистское государство




Следующей формой государственного устройства является регио-налистское государство. Это такое государство, вся территория кото­рого состоит из автономных образований (Италия и Испания). По вер­ному наблюдению В. Е. Чиркина, «региональное государство не определяется конституцией как федерация, по традиции оно считается унитарным государством, но на деле имеет некоторые черты федера­ции. Его нередко рассматривают как специфическую переходную форму от унитаризма к федерализму»3. Основными признаками реги-оналистского государства выступают:

• право регионов создавать собственные законы;

• принятие регионами статутов об автономии, которые утвержда­ются общегосударственным парламентом;

• создание местных органов исполнительной власти, формируе­мых региональными парламентами.

Более детально можно рассмотреть регионалистское государство

' Чудаков М. Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Минск, 1998. С. 134.

2 Коданева С. И. Указ, соч. С. 78.

3 Чиркин В. Е. Государствоведение. С. 191.

на примере Италии. Конституция 1947 г. предусматривает, что терри­тория страны делится на области, провинции и коммуны. Ст. 115 устанавливает правило о том, что области создаются в качестве автономных образований с собственными правами и функциями, установленными высшим законом страны. Сами области можно определить как «автономные образования, наделенные широкими уп­равленческими полномочиями и имеющие собственные уставы (ста­туты). Автономия областей достаточно широкая, в последние годы была еще более расширена в рамках общегосударственной реформы системы управления, но при всем при этом Италия не является феде­ративным государством и области не имеют права выхода из единой Итальянской республики»'.

На основании ст. 117 Конституции установлен круг вопросов, от­носящихся к правомочиям области. Таковыми являются:

• организация ведомств и административных учреждений, подчи­ненных области;

• территория коммун;

• местная городская и сельская полиция;

• ярмарки и рынки;

• благотворительные учреждения, санитарная и больничная службы.

В рамках этих и других полномочий органы управления областью могут издавать соответствующие нормативные акты при условии, что они не будут противоречить национальным интересам других облас­тей. Следовательно, изданные акты создают первичные нормы. Кроме того, общегосударственный парламент может наделить область пра­вом издавать нормы, направленные на реализацию первичных правил. Таким образом, можно говорить о том, что каждая область формиру­ет собственную правовую систему, учитывающую специфику того или иного региона.

Также четко разграничиваются полномочия между областями и местным самоуправлением (коммунами). Конституция предоставляет право областным органам управления передавать часть своих полно­мочий нижестоящим структурам самоуправления, оставляя за обще­государственными органами возможность делегировать области осу­ществление административных полномочий. Одним из существенных аспектов автономии в Италии является финансовая самостоятельность областей в использовании местных налогов. Кроме того, государство может выделить области дополнительные средства (особенно менее развитым территориям Юга).

Организация органов власти областей опирается на действующую

' Пронкин С. В., Петруиина О. Е. Государственное управление зарубежных стран. М., 2004. С. 336.

Конституцию и устав (статут). До 1999 г. статут принимался област­ным советом простым большинством голосов, а вступал в силу пос­ле утверждения особым законом, принятым парламентом. После ре­формы 1999 г. порядок принятия статутов существенно изменен. Для их утверждения «не требуется ни принятия государственного закона, ни даже визы правительственного комиссара. Зато сама процедура принятия статута усложнилась и стала похожа на процедуру пере­смотра конституции. Проект статута рассматривается областным сове­том дважды с интервалом не менее двух месяцев. В течение трех ме­сяцев со дня публикации статут может быть вынесен на референдум по требованию одной пятой части членов областного совета или од­ной пятидесятой избирателей области. Правительство же сохраняет за собой право в течение месяца со дня опубликования статута поставить в Конституционном суде вопрос о его конституционной законности»'.

Органом представительной власти в автономии является област­ной совет. Он избирается непосредственно населением. Его основная сфера деятельности - законотворчество. Правом законодательной инициативы в областном совете обладают:

• председатель джунты (областного коллегиального органа ис­полнительной власти);

• советники;

• провинциальные советы;

• коммунальные советы.

В структуре областного совета создаются различные комитеты и комиссии, т. е. он, по сути, представляет собой региональный парла­мент. Статут области, разрабатываемый и принимаемый советом, вполне обоснованно может быть назван «малой конституцией». Он регулирует «осуществление права инициативы и референдума в отно­шении законов и административных актов области, а также опублико­вание законов и регламентарных актов области» (ст. 123 Конституции Италии).

Центральное правительство сохраняет за собой определенные пол­номочия в сфере контроля за законностью принятых областным сове­том нормативных актов. Каждый закон должен быть завизирован правительственным комиссаром в течение одного месяца со дня при­нятия. Если правительство республики обнаружит, что данный закон превысил полномочия областного совета или противоречит нацио­нальным интересам, то оно (правительство) отправляет тот же закон обратно на доработку в течение одного месяца со дня поступления текста в соответствующие органы правительства республики.

Конституция Италии предусматривает возможность роспуска об-

ЧТронкин С. В., Петрунша О. Е. Указ. соч. С. 339. 287

ластного совета в следующих случаях:

• совет совершил действия, противоречащие Конституции, или серьезные нарушения закона или не выполняет предложения прави­тельства сместить джунту или ее председателя, совершивших анало­гичные действия или нарушения:

• вследствие отставок или невозможности сформировать боль­шинство совет не в состоянии функционировать;

• этого требуют интересы национальной безопасности. Роспуск осуществляется мотивированным декретом президента по заслушивании особой комиссии парламента.

Исполнительная власть в области осуществляется джунтой и ее председателем. Последний избирается населением и формирует со­став джунты. Основные полномочия джунты сводятся к следующим:

• управление областным имуществом;

• составление бюджета области и обеспечение его исполнения;

• подготовка законопроектов для областного совета;

• осуществление контроля над действующими в области госу­дарственными учреждениями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: