Следующей формой государственного устройства является регио-налистское государство. Это такое государство, вся территория которого состоит из автономных образований (Италия и Испания). По верному наблюдению В. Е. Чиркина, «региональное государство не определяется конституцией как федерация, по традиции оно считается унитарным государством, но на деле имеет некоторые черты федерации. Его нередко рассматривают как специфическую переходную форму от унитаризма к федерализму»3. Основными признаками реги-оналистского государства выступают:
• право регионов создавать собственные законы;
• принятие регионами статутов об автономии, которые утверждаются общегосударственным парламентом;
• создание местных органов исполнительной власти, формируемых региональными парламентами.
Более детально можно рассмотреть регионалистское государство
' Чудаков М. Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Минск, 1998. С. 134.
2 Коданева С. И. Указ, соч. С. 78.
3 Чиркин В. Е. Государствоведение. С. 191.
на примере Италии. Конституция 1947 г. предусматривает, что территория страны делится на области, провинции и коммуны. Ст. 115 устанавливает правило о том, что области создаются в качестве автономных образований с собственными правами и функциями, установленными высшим законом страны. Сами области можно определить как «автономные образования, наделенные широкими управленческими полномочиями и имеющие собственные уставы (статуты). Автономия областей достаточно широкая, в последние годы была еще более расширена в рамках общегосударственной реформы системы управления, но при всем при этом Италия не является федеративным государством и области не имеют права выхода из единой Итальянской республики»'.
На основании ст. 117 Конституции установлен круг вопросов, относящихся к правомочиям области. Таковыми являются:
• организация ведомств и административных учреждений, подчиненных области;
• территория коммун;
• местная городская и сельская полиция;
• ярмарки и рынки;
• благотворительные учреждения, санитарная и больничная службы.
В рамках этих и других полномочий органы управления областью могут издавать соответствующие нормативные акты при условии, что они не будут противоречить национальным интересам других областей. Следовательно, изданные акты создают первичные нормы. Кроме того, общегосударственный парламент может наделить область правом издавать нормы, направленные на реализацию первичных правил. Таким образом, можно говорить о том, что каждая область формирует собственную правовую систему, учитывающую специфику того или иного региона.
Также четко разграничиваются полномочия между областями и местным самоуправлением (коммунами). Конституция предоставляет право областным органам управления передавать часть своих полномочий нижестоящим структурам самоуправления, оставляя за общегосударственными органами возможность делегировать области осуществление административных полномочий. Одним из существенных аспектов автономии в Италии является финансовая самостоятельность областей в использовании местных налогов. Кроме того, государство может выделить области дополнительные средства (особенно менее развитым территориям Юга).
Организация органов власти областей опирается на действующую
' Пронкин С. В., Петруиина О. Е. Государственное управление зарубежных стран. М., 2004. С. 336.
Конституцию и устав (статут). До 1999 г. статут принимался областным советом простым большинством голосов, а вступал в силу после утверждения особым законом, принятым парламентом. После реформы 1999 г. порядок принятия статутов существенно изменен. Для их утверждения «не требуется ни принятия государственного закона, ни даже визы правительственного комиссара. Зато сама процедура принятия статута усложнилась и стала похожа на процедуру пересмотра конституции. Проект статута рассматривается областным советом дважды с интервалом не менее двух месяцев. В течение трех месяцев со дня публикации статут может быть вынесен на референдум по требованию одной пятой части членов областного совета или одной пятидесятой избирателей области. Правительство же сохраняет за собой право в течение месяца со дня опубликования статута поставить в Конституционном суде вопрос о его конституционной законности»'.
Органом представительной власти в автономии является областной совет. Он избирается непосредственно населением. Его основная сфера деятельности - законотворчество. Правом законодательной инициативы в областном совете обладают:
• председатель джунты (областного коллегиального органа исполнительной власти);
• советники;
• провинциальные советы;
• коммунальные советы.
В структуре областного совета создаются различные комитеты и комиссии, т. е. он, по сути, представляет собой региональный парламент. Статут области, разрабатываемый и принимаемый советом, вполне обоснованно может быть назван «малой конституцией». Он регулирует «осуществление права инициативы и референдума в отношении законов и административных актов области, а также опубликование законов и регламентарных актов области» (ст. 123 Конституции Италии).
Центральное правительство сохраняет за собой определенные полномочия в сфере контроля за законностью принятых областным советом нормативных актов. Каждый закон должен быть завизирован правительственным комиссаром в течение одного месяца со дня принятия. Если правительство республики обнаружит, что данный закон превысил полномочия областного совета или противоречит национальным интересам, то оно (правительство) отправляет тот же закон обратно на доработку в течение одного месяца со дня поступления текста в соответствующие органы правительства республики.
Конституция Италии предусматривает возможность роспуска об-
ЧТронкин С. В., Петрунша О. Е. Указ. соч. С. 339. 287
ластного совета в следующих случаях:
• совет совершил действия, противоречащие Конституции, или серьезные нарушения закона или не выполняет предложения правительства сместить джунту или ее председателя, совершивших аналогичные действия или нарушения:
• вследствие отставок или невозможности сформировать большинство совет не в состоянии функционировать;
• этого требуют интересы национальной безопасности. Роспуск осуществляется мотивированным декретом президента по заслушивании особой комиссии парламента.
Исполнительная власть в области осуществляется джунтой и ее председателем. Последний избирается населением и формирует состав джунты. Основные полномочия джунты сводятся к следующим:
• управление областным имуществом;
• составление бюджета области и обеспечение его исполнения;
• подготовка законопроектов для областного совета;
• осуществление контроля над действующими в области государственными учреждениями.