ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА




Тема 7 ФОРМА ГОСУДАРСТВА

Форма государства представляет собой комплексный институт, включающий в себя внутренне согласованную систему норм, регули­рующих в их единстве структуру и взаимоотношения основных орга-' нов государства, территориально-политическое устройство, методы деятельности государственного аппарата и формы его обратной связи с населением. Это наиболее широкая трактовка формы государства. Количество элементов формы государства зависит от научной тра­диции, господствующей в той или иной стране. Так, отечественное государствоведение и политическая наука выделяют три элемента (форма правления, форма территориального устройства и форма по­литического режима), а ряд западных ученых (Ж.-П. Жакке, Ф. Ар-дан) придерживаются двухзвенной структуры (форма правления и форма государственного устройства).

Форму государства можно классифицировать по различным кате­гориям. Так, известный российский государствовед В. Е. Чиркин предлагает осуществить классификацию на основании специфики ме­ханизма реализации власти. С таких позиций ученый выделяет:

1. Монократическую государственную форму, характеризующу­юся высочайшей степенью централизации власти в руках одного лица или государственного органа. Признаками монократической формы являются:

• наличие обязательной идеологии;

• огосударствление экономики и жизни общества в целом;

• элитарный характер государственной власти.

Подобными чертами обладают те государства, которые возникают в экстремальной ситуации (революции, распад прежней политической системы). Кроме того, эта форма «утверждается зачастую (хотя не всегда) при слабости "среднего класса", когда узкий слой предбур-жуазии в Тропической Африке или партийная государственная номен-

клатура в странах тоталитарного социализма узурпирует государ­ственную власть. При экстремистских фашистских режимах реальная политическая, а следовательно, и государственная власть сосредото­чивается в руках агрессивной социально-политической группировки, эксплуатирующей шовинистические устремления определенных сло­ев, а то и большинства населения»'.

Если обращаться к конкретным критериям, то возникновение го­сударств на территории бывших колоний Англии и Франции в Африке дает нам достаточно подробную информацию о монократической форме. Таковой, в частности, длительное время являлся Заир, быв­ший до 1960 г. колонией Бельгии2.

Монократическая форма государства может существовать в не­скольких вариантах, в зависимости от конкретных социально-истори­ческих условий:

• теократия (Саудовская Аравия, Оман);

• фашистская (Германия и Италия 1920-1940 гг.);

• милитаристская (военные режимы);

• тоталитарный социализм (Китай, КНДР, Куба).

2. Свгментарная государственная форма, характеризующаяся определенным разделением властей, не имеющим, однако, четкого правового закрепления. Таковыми могут быть признаны Египет, Па­кистан и Сирия. Как отмечает В. Е. Чиркин, «данная форма государ­ства предполагает известное разделение ролей по управлению между разными институтами государства. Всегда существует конституция и парламент, в республике - избираемый президент, в монархии - огра­ниченный в правах монарх. Устанавливается частичная автономия оп­ределенных административно-территориальных и иных единиц (обыч­но есть выборные местные органы, хотя выборы осуществляются под контролем назначенных государством должностных лиц). Однако при данной форме нет «баланса» властей, системы сдержек и противове­сов»3.

Основными чертами такого государства являются:

• решающая роль в управлении монарха или президента;

• доминирование авторитарных методов управления;

• ограниченно-соревновательный характер политической системы. Например, Конституция Египта 1971 г. формулирует объем преро­гатив главы государства настолько расплывчато, что толковать их можно как угодно. В статье 73 указывается, что главой государства

' Чиркин В. Е. Государствоведение. С. 136.

^Си/.ДербишайрДж., Дербишайр Я. Политические системы мира: В 2 т. М. 2004. Т. 2. С. 56-59.

3 Чиркин В. Е. Государствоведение. С. 138.

является президент республики, призванный защищать суверенитет народа, соблюдать конституцию и верховенство закона. Он обязан со­хранять национальное единство и социалистические завоевания, а также осуществлять контроль за разграничением властей, с тем чтобы обеспечить их роль в национальной политике'.

Сегментарная государственная форма в зависимости от конкрет­ных условий может подразделяться на несколько вариантов:

• либеральная (Марокко, Тунис);

• авторитарная (Пакистан, Таиланд).

3. Поликратическая государственная форма характеризуется на­личием нескольких центров власти и эффективной системой сдержек и противовесов. Основными признаками поликратии являются:

• преобладание демократических методов управления;

• социопримерительный характер политической системы;

• развитое местное самоуправление.

Поликратическая форма государства свойственна развитым стра­нам Запада (Англия, США, Франция).

Говоря об элементах формы государства, следует обратить внима­ние на различные подходы к каждому из них.

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

Приведем несколько определений этого элемента государства.

1. «Форма правления - это способ организации структуры и взаи­моотношений всех органов государственной власти, а также их пря­мых и обратных связей с населением»2.

2. «Под формой правления подразумевается юридическая харак­теристика государства, определяющая условия образования и струк­туру высших институтов власти, а также распределение полномочий между ними»3.

3. «Под формой правления следует понимать определенную сис­тему организации и формирования верховной власти в государстве, включающую также порядок взаимоотношений между ее представи­телями»4.

В сравнительном государствоведении можно выделить ряд крите­риев, по которым осуществляется типология форм правления:

' Сапронова М. А. Государственный строй и конституции арабских респуб­лик. М., 2003. С.168.

2 Чиркин В. Е. Государствоведение. С. 141.

3 Арановский К. В. Курс лекций по государственному праву зарубежных стран. Сравнительное Государствоведение. Владивосток, 1996. С. 133.

4 Оксамытный В. В. Указ. соч. С. 241.

• юридический источник суверенитета;

• полномочия и политическая роль представительного органа власти;

• объем полномочий и политическая роль главы государства;

• условия юридической ответственности главы государства;

• тип политико-правовой связи между государством и личностью (гражданство или подданство)'

В настоящее время существуют две основные формы правления:

монархия и республика. Каждая из этих форм обладает уникальными чертами, которые и будут нами рассмотрены более подробно.

Монархия

Определять сущность данной формы правления можно с различ­ных теоретических и практических позиций. Некоторые определения монархии позволяют сразу же выделить ее характерные особенности.

1. «Монархия есть государство, руководимое физической волей. Эта воля юридически должна быть высшей, не производной от какой-либо другой воли»2

2. «Монархия - это государство, главой которого является суве­ренное, политически и юридически безответственное лицо, приобре­тающее свой статус по собственному праву»3.

3. «Монархия - такая форма правления, в которой верховная власть принадлежит одному лицу - монарху, получающему власть, как правило, по наследству, на основании традиций, обычаев или за­конов о престолонаследии»4.

Можно выделить несколько систем наследования власти в монар­хических странах:

1) салическая система, допускающая наследование престола только мужчинами (Франция при «старом режиме»);

2) кастильская система, предусматривающая возможность насле­дования престола женщиной в случае отсутствия у монарха сыновей (Испания);

3) австрийская система, предоставляющая женщине право насле­довать престол при отсутствии мужчин во всех поколениях правящей династии (Австро-Венгрия до 1918 г.);

4) шведская система, позволяющая женщине наследовать пре­стол на равных основаниях с мужчинами (Дания, Норвегия, Швеция);

5) мусульманская система, предполагающая, что престол насле­дуется правящей семьей в целом, которая сама избирает монарха из своей среды (Саудовская Аравия);

' Арановский К. В. Указ. соч. С. 133 ^ЕллинекГ. Указ. соч. С. 636.

3 Арановский К. В. Указ соч. С. 150.

4 Черданцев А. Ф. Теория государства и права М., 1999. С. 125.

6) племенная система, когда монарх выступает в качестве верхов­ного вождя племени, а его наследника определяет племенной совет (Лесото, Свазиленд).

Общими для всех типов монархии признаками выступают:

• монарх персонифицирует собой государство;

• наличие дворцового хозяйства на праве личной собственности;

• единоличное правление;

• святость власти;

• наследственность власти;

• бессрочность и пожизненность власти;

• свобода монарха от юридической ответственности за принимае­мые решения.

В современном мире монархии подразделяются на два типа: абсо­лютные и ограниченные. Критерием типологии выступает наличие или отсутствие представительных органов власти.

Абсолютная монархия. Согласимся с мнением, что «абсолют­ной является монархия, в которой глава государства - единственный субъект суверенитета»'. Характерным видом такого государства яв­ляются Оман и Саудовская Аравия. Королевский абсолютизм в этих странах опирается непосредственно на религиозные положения исла­ма, согласно которым правитель выступает вовне в качестве предста­вителя общины верующих (уммы) и обязан приложить все свои силы к сохранению ее (общины) единства. Основными чертами абсолют­ной монархии являются:

• отсутствие парламента и конституции (в европейском понима­нии);

• слияние светской и духовной власти;

• формирование правительства из числа доверенных лиц монарха. Реально, разумеется, власть абсолютного монарха ограничивается интересами различных социально-политических групп и собственной семьей правителя. В рамках исламской политической теории (о кото­рой мы говорили выше) монарх обязан прислушиваться к голосу ав­торитетных богословов и правоведов. Именно эти люди формируют общественное мнение и входят в состав законосовещательного орга­на (аш-шура) при монархе. Таким образом организовано представи­тельство в Саудовской Аравии, где «консультативный Совет, органи­зация которого регулируется специальным низамом 1992 г., является совещательным органом, высказывающим свое мнение по проектам низамов, подготовленных Советом Министров. Он назначается Коро­лем в составе председателя и 60 членов сроком на 4 года. Консульта­тивный совет также высказывает свое мнение по проектам планов со-

' Арановский К. В. Указ. соч. С. 154. 238

циально-экономического развития, обсуждает отчеты министров и международные договоры и соглашения»'. Абсолютная монархия в целом - явление во многом архаичное (с позиций западного понима­ния государства). Тем не менее по ряду причин подавляющее боль­шинство населения арабских монархий поддерживает существующий порядок.

С позиций социальной антропологии восприятие существующей власти в арабском мире совершенно адекватно. Историческое разви­тие исламских стран осуществляется в рамках существующей рели­гиозно-общинной картины мира. Народы исламских монархий заим­ствуют технические достижения Запада, но в обозримом будущем не смогут и не станут воспринимать культурные парадигмы, которые со­вершенно не вписываются в традиционное мировоззрение мусульман.

Ограниченная монархия. Вторым типом монархии выступает ог­раниченная монархия, которая предстает как «форма правления, в ко­торой суверенитетом обладают два субъекта одновременно - монарх и народ. Границы суверенитета каждого из них определяют нормы го­сударственного права, конституционные нормы. Поэтому ограниченные монархии часто называют конституционными»2 В современном мире ограниченные монархии выступают в двух формах: дуалистическая и парламентарная.

Дуалистическую монархию можно определить как государство, в котором верховная власть монарха ограничена представительным ор­ганом, опирающимся на принцип народного суверенитета. Такими го­сударствами являются Иордания и Марокко. Основными чертами дуа­листической монархии выступают:

• широкие полномочия монарха в сфере управления делами го­сударства;

• монарх и его правительство обладают правом издавать норма­тивные акты по вопросам, не входящим в компетенцию парламента;

• парламент обладает достаточно узкими правомочиями и не вправе по своей инициативе принимать законы;

• монарх обладает правом абсолютного вето;

• в перерывах между сессиями парламента монарх вправе изда­вать нормативные акты, входящие в компетенцию законодательного органа;

• монарх обладает судебными правомочиями;

• парламент может быть распущен монархом в любое время без объяснения причин.

' Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Под ред. А. Я. Сухарева. М., 2000. С. 561.

1 Арановский К. В. Указ. соч. С 155.

В целом же реальное осуществление властных полномочий мо­нархом и назначаемым им правительством делает представительный орган во многом декоративным. Так, «в Иордании длительное время существовало беспарламентское правление (распущенный королем парламент заменяли создаваемые им различные консультативные со­веты, иногда состоявшие из оставшихся в живых членов парламен­та), выборы проведены лишь в 1989 г., почти через два десятилетия после роспуска парламента»'.

Парламентскую монархию можно определить как форму правле­ния, при которой номинально верховная власть принадлежит наслед­ственному главе государства, а фактическое управление осуществля­ется правительством и парламентом. Парламентарными монархиями в настоящее время являются Великобритания, Испания, Норвегия, Шве­ция, Япония. Основными чертами такой формы правления выступают:

• правительство формируется победившей на выборах партией;

• монарх обладает номинальными полномочиями;

• главой правительства назначается лидер парламентского боль­шинства;

• монарх является символом нации;

• право принятия законов принадлежит только парламенту;

• правительство несет ответственность перед парламентом. Во многом монархические формы правления стран Европы -лишь дань традиции. Существование монархии часто объясняется с утилитарных позиций (экономия средств на выборах президента), хотя монархические настроения, несомненно, играют определенную роль в практической деятельности государственных органов. В Великобрита­нии противники монархии составляют 5-7% населения, не более.

К тому же европейские монархи достаточно эффективно осуществ­ляют функции арбитра в процессе противоборства различных полити­ческих сил. Кроме того, монархический строй способствует стабиль­ности политической системы в целом. В результате «парламентская монархия представляет собой юридическую форму, которая, обеспечи­вая правление двух суверенитетов - народа и монарха, закрепляет ос­новные политические полномочия за народно-представительным ор­ганом (парламентом), а формально-юридические - за монархом»2.

Республика

Эта форма правления также имеет значительную историю в плане эволюции своих типов и политических институтов. Пройдя длитель­ный путь от полиса к современности, республика является самой рас-

' Сравнительное конституционное право / Под ред. А. И. Ковлера, В. Е. Чир-кина и Ю. А, Юдина. С. 460.

2 Арановский К. В. Указ. соч. С, 158.

пространенной формой правления в мире. Определить сущность этой формы можно следующим образом:

1. «Республика представляет собой государство, в котором вер­ховное правление осуществляется выборным органом от имени наро­да, делегирующего свои полномочия на определенный срок»'.

2. «Республика - форма государственного правления, при кото­рой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреж­дениями (парламентами), а граждане обладают личными и политиче­скими правами»2

Основными признаками республики выступают:

• существование выборного единоличного или коллегиального главы государства;

• выборность на определенный срок главы государства и иных высших органов власти;

• осуществление власти по воле народа;

• юридическая ответственность главы государства в форме им-пичмента;

• обязательность решений верховной власти для нижестоящих органов управления;

• наличие взаимных прав и обязанностей государства и граждан. Республиканская форма правления предполагает наличие опреде­ленного рационального элемента в системе восприятия такой государ­ственности населением страны. По сути, можно говорить о республи­канизме как об определенной идеологии. В современном мире есть несколько типов республиканского режима.

Президентская республика (Мексика, США) характеризуется сильной властью главы государства. Его статусу свойственны следу­ющие черты:

• избирается народом (либо коллегией выборщиков);

• осуществляет всю полноту исполнительной власти, являясь од­новременно главой правительства;

• назначает членов правительства, которые несут ответственность непосредственно перед президентом;

• вправе по собственному усмотрению издавать нормативные акты, фактически имеющие силу закона;

• обладает правом законодательной инициативы и правом вето на принятые парламентом законы;

• обладает правом созыва чрезвычайных сессий парламента и переноса очередных сессий;

' Оксамытный В. В. Указ. соч С. 248-249. 2 Большой юридический словарь. М., 1998. С. 594.

• имеет право отсрочки исполнения приговора и право помило­вания лиц, осужденных по действующим законам;

• в случае возникновения внутренних и внешних кризисных си­туаций может располагать чрезвычайными полномочиями;

• обладает широкими политическими правами, являясь лидером правящей партии,

Президентская республика в современном мире представлена не­сколькими формами, развитие которых обусловлено многочислен­ными факторами. По наблюдению Н. А. Сахарова, «значительный от­печаток на этот процесс накладывают особенности исторического развития страны, специфика ее политической культуры, традиции го­сударственности, соотношение различных политических сил в период разработки и принятия конституции. Большую роль в выборе системы правления может играть субъективный фактор в лице ведущего поли­тического лидера, под которого в значительной степени выстраивает­ся вся конструкция государственной власти и управления»'. Можно выделить следующие модели президентства:

1) Американская модель

Ее основными чертами выступают следующие:

• президент, избираемый на всеобщих выборах, не зависит от Конгресса, члены которого избираются от штатов и избирательных округов;

• правительство формируется президентом, но его персональный состав утверждается одной из палат Конгресса (Сенатом);

• вся законодательная власть принадлежит Конгрессу, и принятые им законы обязательны для безусловного выполнения всеми должно­стными лицами;

• президент является полномочным главой всей федеральной ис­полнительной власти;

• президент имеет право издавать исполнительные приказы, каса­ющиеся главным образом сферы деятельности органов федеральной исполнительной власти;

• только президент имеет право ежегодно представлять проект госбюджета на рассмотрение Конгресса;

• президент является верховным главнокомандующим вооружен­ными силами;

• президент представляет страну в сфере международных отно­шений и подписывает международные договоры, но эти договоры ут­верждаются или отклоняются Сенатом Конгресса США;

• президент может по своему усмотрению использовать нацио­нальную гвардию и вооруженные силы для обеспечения обществен-

' Сахаров Н. А. Институт президентства в современном мире. М., 1994. С. 14. 242

ного порядка, но он имеет право вводить ЧП на территории всей стра­ны только с санкции Конгресса;

• Верховный суд может признать неконституционным любой за­кон, принятый Конгрессом, и любой приказ, изданный президентом, но действует суд не по своей инициативе, а только в ответ на апелля­цию по поводу решения нижестоящей судебной инстанции, уже опре­делившей свое отношение к действиям законодательной или исполни­тельной власти;

• президент может уволить в отставку любого члена своей адми­нистрации, но он не правомочен увольнять в отставку высших лиц исполнительной власти штата или местных органов власти, избран­ных населением;

• Конгресс не может уволить в отставку кого-либо из должност­ных лиц исполнительных органов власти, но он вправе путем проце­дуры импичмента отстранить от должности президента и других должностных лиц, включая федеральных судей;

• срок полномочий президента ограничен 4 годами, и переизби­раться он может только один раз'.

Исходя из анализа Конституции США и сложившейся политиче­ской практики, «президент по этой модели наделен широкими и раз­нообразными полномочиями, но он действует лишь в пределах феде­ральной исполнительной власти и в силу конституционного принципа разделения властей не может единолично управлять всем государ­ственным аппаратом. Его полноправными партнерами и противовеса­ми в этой сфере выступают независимый от президента Конгресс и не менее независимый Верховный суд. При всей силе своей власти, по­множенной на личную активность, ни один президент США не был в состоянии добиться сколько-нибудь значительных перемен во внут­ренней и внешней политике американского государства без поддерж­ки высшего законодательного органа страны»2

История американской государственности подтверждает выше­сказанное. Даже в периоды «бурь и потрясений» (Великая депрессия 1929-1933 гг.; Вторая мировая война и т. д.) президенты США сталки­вались с активным противодействием со стороны Конгресса и Вер­ховного суда. Последний, в частности, очень долго отказывался при­знать трудовое законодательство Ф. Рузвельта, несмотря на тот бесспорный факт, что президент был ярко выраженной харизматичес-кой личностью и талантливым политиком. Система «сдержек и проти­вовесов», разработанная «отцами-основателями», не позволяет главе государства превратиться в авторитарного правителя. Пожалуй, наи-

' Сахаров Н. А. Указ соч. С. 15-17. 2 Там же. С. 17.

более выпукло ограничение возможностей президента выражается в его военных полномочиях. В 1973 г. Конгрессом была принята соот­ветствующая резолюция, на основании которой президент обязан:

• консультироваться с Конгрессом до вступления вооруженных сил США в боевые действия;

• доложить Конгрессу в течение 48 часов о каких-либо обяза­тельствах об использовании вооруженных сил США;

• прекратить использование силы в течение 60 дней, если Конг­ресс не объявит состояние войны, не пролонгирует своим законом этот период или если Конгресс не сможет собраться'.

Ряд американских политологов высказывают вполне верную мысль о том, что «Конгрессу следует продолжить играть важнейшую роль во внутренней и внешней политике не потому, что он лучше при­способлен - как структурно, так и по характеру - принимать реше­ния, и не потому, что он всегда "мудрее'', нежели президент. Одна из его важнейших функций — выступать в качестве сдерживающего на­чала по отношению к президенту и выражать интересы и беспокой­ство избирателей, которые в противном случае могли бы игнориро­ваться президентом. Творцы Конституции предпочли пожертвовать некоторой действенностью ради предотвращения злоупотребления властью»2.

Таким образом, американская модель президентской республики показывает свою достаточную эффективность только при постоянном взаимоконтроле ветвей власти.

2) Латиноамериканская модель

Республиканская форма правления в странах Центральной и Юж­ной Америки сформировалась в совершенно иных условиях, чем в США. Большинство государств этого региона первоначально были испанскими колониями. Соответственно, состав населения и его мен-тальность формировались в процессе смешения испанцев, индейских племен и ввозимых из Африки рабов. С позиций социальной антропо­логии, перед нами - типичные «мультикультурные» сообщества, обла­дающие специфической политической культурой, в большей степени ориентированной на авторитаризм. Институт президентской власти ха­рактеризуется в этом регионе следующими чертами:

• президент одновременно является главой правительства;

• правительство формируется президентом по собственному ус­мотрению;

' Резолюция о военных полномочиях // Соединенные Штаты Америки: Кон­ституция и законодательные акты. М., 1993. С. 189-194.

2 Разделенная демократия. Сотрудничество и конфликт между президентом и конгрессом / Под ред. Дж. Тарбера. М., 1994. С. 79.

• парламент не имеет правовых возможностей эффективно конт­ролировать действия исполнительной власти;

• президент имеет право (при федеративной форме государствен­ного устройства) вводить прямое управление субъектом федерации из центра.

Кроме того, нужно учитывать и такой фактор, как повышенная политическая активность армии в странах Латинской Америки. Ис­следователями давно отмечается, что «в политической истории прак­тически всех стран этого континента более-менее продолжительные периоды президентского правления прерывались военными переворо­тами, в результате которых армейская верхушка свергала законно избранных президентов, передавала власть военной хунте, один из членов которой провозглашался президентом. И в прошлом, и в на­стоящем Латинской Америки бывали такие случаи, когда президенты сами становились во главе государственного переворота»' Тем не менее латиноамериканский вариант президентской республики обла­дает и определенным демократическим потенциалом. Конституции ряда стран региона вводят некоторые ограничения возможностей гла­вы государства в вопросах управления.

Отметим следующие из них:

• во многих государствах региона (Бразилия, Мексика) прези­дент избирается только на один срок;

• существующие многопартийные системы предполагают нали­чие реальной оппозиции;

• судебная власть постепенно усиливает свои позиции, что выра­жается в реальной применимости импичмента по отношению к главе государства (Бразилия, Эквадор);

• усиление гражданского контроля над армией.

Типичными для стран этого региона являются и полномочия гла­вы государства. Так, президент Бразилии (крупнейшей страны регио­на) обладает следующими правомочиями:

• осуществляет помилование и уменьшает сроки наказания;

• назначает с согласия Сената судей, губернаторов и высших должностных лиц центральных органов власти и управления;

• устанавливает отношения с другими странами и дает аккредита­цию их дипломатическим представителям, а также подписывает меж­дународные договоры и соглашения;

• осуществляет право законодательной инициативы, санкциони­рует и промульгирует законы, а также имеет право вето;

• осуществляет делегированное законодательство и издает нор­мативные акты (декреты), обладающие силой закона;

' Сахаров Н. А. Указ соч. С. 21.

• является верховным главнокомандующим;

• объявляет военное и осадное положение;

• объявляет федеральное вмешательство;

• формирует правительство'.

3) Афро-азиатская модель

Этот вариант президентской республики обладает наиболее ярко выраженными авторитарными чертами. Государственность многих на­родов Африки и Азии не отличается стабильностью, что только усили­вает деспотические устремления правящей верхушки. Основными чертами этой модели в целом выступают следующие:

• президент является шавой государства и правительства, а так­же лидером правящей партии;

• многопартийность часто оказывается номинальной;

• полномочия парламента крайне незначительны;

• правительство формируется президентом и ему подотчетно;

• судебная власть формируется президентом;

• местные органы исполнительной власти формируются прези­дентом2.

В целом же, по наблюдению ряда исследователей, «это результат отсутствия компетентности и выбора, которые четко обеспечиваются в эффективно функционирующей многопартийной системе. В этих го­сударствах нет оппозиционной партии, способной заменить находящу­юся у власти партию при желании электората изменить существую­щее положение. Многие государства с неограниченной формой организации исполнительной власти формально допускают наличие оппозиционных группировок, но избрание правящей партии настолько очевидно благодаря ее контролю за средствами массовой информации и обращению к законодательным коллизиям в области избирательного права, что существует ничтожная возможность ее поражения на вы­борах»3.

Президентские режимы в странах Африки и Азии достаточно час­то выступают единственным организатором эффективной государ­ственности. С позиций социальной антропологии авторитарность и внеправовые формы деятельности таких систем вполне объяснимы и нормальны. Социальная структура многих стран Азии и особенно Аф­рики еще не сформирована, черты первобытности или, во всяком случае, локализма достаточно зримы. Кроме того, те страны, которые до недавнего времени являлись колониями европейских государств (в основном Англии и Франции), после предоставления независимос-

' Правовые системы стран мира. С. 95-96.

^Сахаров Н. А. Указ. соч. С. 22.

^Дербишайр Дж., Дербишайр Я. Указ. соч. Т. 1. С. 59.

ти оставивили свои политические и правовые системы. Образован­ная верхушка новых независимых государств, сформировавшаяся под определяющим воздействием бывших метрополий, достаточно быстро отказалась от вестернизированных систем права и властво­вания. Отказ этот означал только одно: традиционный образ жизни несовместим с западными цивилизационными парадигмами. Ко­лониальный режим сглаживал многие внутренние противоречия, прежде всего в сфере формирования национального самосознания. В процессе же деколонизации, по верному наблюдению К. Гирца, на свободу вырвалась масса «внутренних националистических движе­ний, имеющихся практически во всех новых государствах и создаю­щих - в виде сепаратизма или стремления к созданию автономных образований - прямую, а в некоторых случаях (Нигерия, Индия, Ма­лайзия, Индонезия, Пакистан) и самую непосредственную угрозу не­давно продекларированной целостности нации, во имя которой и со­вершалась революция»'.

Почти единственным способом предотвращения распада госу­дарства в таких условиях оказывается авторитарная президентская власть, направленная на сохранение единства страны. Опорой прези­дента выступает армия, являющаяся самой организованной частью политической системы. Поэтому конституции ряда государств и фик­сируют огромные полномочия президентов.

Если попытаться сгруппировать полномочия глав государств в странах Африки и Азии, то мы получим следующую систему:

• высшее должностное лицо государства;

• гарант конституции и ее соблюдения;

• назначение главы правительства и иных высших должностных лиц;

• наблюдение за исполнением законов;

• формирование высших судов страны;

• верховное командование вооруженными силами;

• представление государства во внешнем мире;

• право роспуска парламента.

В силу не сложившейся четкой социальной структуры общества, полиэтничности и сосуществования различных религиозных конфес­сий (или нескольких течений внутри господствующей конфессии) роль президента значительно повышается. Кроме всего прочего, «во многих арабских государствах в результате военных переворотов ус­танавливается особая форма суперпрезидентской формы правления. В этом случае парламент, как правило, распускается, правительство и президент смещаются со своих постов. Создается новый высший

' Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004. С. 272, 247

орган - военный совет (революционный совет, совет национального спасения и др.), а его председатель, как правило лидер переворота, в дальнейшем провозглашается президентом»'. Существенным отличи­ем афро-азиатской модели президентских республик являются бес­срочность пребывания главы государства на своем посту и передача власти по наследству. Яркими примерами выступают Азербайджан и Сирия, где правившие президенты при жизни сделали своих сыновей «соправителями», а затем парламенты и «всенародное волеизъявле­ние» закрепили смену первых лиц. Видимо, можно говорить о фор­мировании в ряде стран такого типа властвования, как «республи­канская монархия». Отсутствие плюралистической политической системы только способствует сложившемуся положению, а формаль­но действующие конституции не могут ему воспрепятствовать.

г) Коммунистическая модель

Данная форма президентской республики опирается на едино­лично правящую партию и какую-либо разновидность марксистской идеологии (Китай, Куба, Северная Корея). Глава государства в этих странах занимает свой пост в силу принадлежности к верхушке гос­подствующей партийной номенклатуры. Выборы носят сугубо фор­мальный характер. Такая ситуация складывается прежде всего пото­му, что «коммунистическая система включает в себя партию, которая определяет цели политики и государственный аппарат, который обес­печивает выполнение этих целей. Принимая во внимание тот факт, что если в стране с либерально-демократическим режимом, такой как США, конституция устанавливает порядок распределения и ис­пользования власти, то в коммунистической стране конституция под­властна интересам государства, а следовательно, интересам правящей партии»2. Президентская республика коммунистического (социали­стического) типа характеризуется следующими чертами:

• формально высшим органом власти в стране является народ­ное представительство;

• исполнительные органы власти формируются представительны­ми и им подотчетны;

• конституционно закрепляется ведущая роль правящей комму­нистической партии,

• отказ от системы разделения властей.

Функции главы государства в республике социалистического типа можно рассмотреть на примере КНР. Председатель КНР (он же -Генеральный секретарь ЦК КПК) избирается ВСНП и ему подотчетен. Его полномочия сводятся к следующим:

' Сапронова М. А. Указ соч. С 40. lДepбuuшйpД.ж., Дербиишйр Я. Указ. соч. Т. 1. С. 57.

• опубликование законов;

• назначение высших должностных лиц (включая главу прави­тельства);

• награждение государственными орденами;

• назначение и отзыв дипломатических представителей;

• право помилования;

• введение ЧП и мобилизации'.

Фактически за всеми решениями государственных вопросов про­слеживается неизменное партийное руководство. Западных республи­канских принципов «социалистическое президентство» не приемлет, т. к. оно основано на жесткой идеологической системе, исключаю­щей плюрализм в какой бы то ни было форме. Приоритет отдан но­менклатурным способам управления. Они заключаются в том, что «все кадровые решения (назначение на должность, повышение, пере­вод, увольнение), касающиеся партийных функционеров и правитель­ственных чиновников (включая и сотрудников государственных пред­приятий), занимающих более или менее ответственное поло



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: