Движение от тоталитаризма к демократии редко осуществляется одномоментно. В основном происходит эволюция в сторону авторитаризма, формы конкретного бытия которого весьма разнообразны. Прежде всего, обратимся к определению и критериям типологии авторитарных режимов, а затем на конкретных примерах рассмотрим их сущность и пути развития.
Приведем несколько определений авториторизма:
1. «Авторитарный режим - это специфический механизм социально-политического управления, в котором полнота государственной власти сосредотачивается в руках узкого крута лиц (властной элиты), действующих от имени государства в государственных интересах (в целях обеспечения государственной целесообразности), сочетающих жесткие императивные методы регуляции в сфере идеологии и политики с диспозитивными методами воздействия в области экономики»2.
2. «Авторитарный режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т. д.) при минимальном участии народа»3.
3. «Авторитаризм означает такой способ публично-властного, государственного управления общественными отношениями, при котором сигналы обратной связи, показывающие реакцию общества на управление, блокируются и не воспринимаются организацией власти»4.
Основными признаками авторитарного режима выступают:
• в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно связанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;
• игнорируется принцип разделения властей на законодательную. исполнительную и судебную;
|
• роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут формально существовать;
' Политология / Под ред. Н. И. Сазонова. Харьков, 2001. С. 783.
2 Ромашов Р. А. Теоретико-правовая наука и юридическая практика: проблемы соотношения и взаимодействия. СПб., 2004. С. 104.
3 МалькоА. В. Государство как субъект политики // Политология для юристов: Курс лекций. М., 1999. С. 214.
''Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В. С. Нерсесянца. С 610.
• суд выступает вспомогательным органом, наряду с ним действуют внесудебные органы;
• сужена или сведена на нет выборность представительных органов, а также их подконтрольность населению;
• в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти;
• сохраняется частичная цензура;
• отсутствует господствующая идеология;
• отказ от полного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни;
• существует частичный плюрализм, многопартийность формальна;
• права и свободы человека и гражданина провозглашаются, но не реализуются;
• личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;
• силовые структуры неподконтрольны обществу и используются в политических целях;
• высокая роль политического лидера.
Типология авторитарных режимов представляет для исследователей определенную трудность. С одной стороны, «авторитаризм — феномен, гораздо шире представленный в истории человечества, чем демократия. И хотя сегодня общество переживает подъем "демократической волны", проблема авторитаризма не утратила ни практической актуальности, ибо около половины населения планеты и по сей день живет в условиях авторитарных режимов, ни теоретического значения»'. Какие же варианты типологии авторитарных режимов предлагают исследователи?
|
Так, Ф. Бенетон выделяет три формы авторитарного правления:
деспотизм, диктатуру и революционную тиранию.
1. Деспотизм - наиболее архаичная форма авторитаризма. Она формируется в экономически и политически наиболее отсталых странах с кланово-племенной социальной структурой. Характерными чертами деспотизма выступают:
• патримониальная эксплуатация государства одним или несколькими правителями;
• произвольное принятие решений;
• внеправовое функционирование государственного аппарата;
• коррумпированность и бюрократизация управления.
' Голосов Г. В. Сравнительная Политология. С. 69. 313
2. Диктатура - военно-авторитарный режим, направленный на сохранение существующего положения либо на модернизацию страны. Основными чертами диктатуры являются:
• непосредственное вмешательство армии в политику;
• попытки провозглашения консолидирующей общество идеи.
3. Революционная тирания - вид авторитарного режима, провозгласившего в качестве цели своего существования благо общества и его модернизацию. Его признаками выступают:
• наличие правящей партии;
• построение «нового общества»;
• использование популизма и репрессий'.
|
Иная типология авторитарных режимов предложена И. Ю. Козли-хиным, исходящим из того очевидного положения, что «при анализе авторитарных систем следует принимать во внимание ряд факторов:
какая политическая система предшествовала авторитарной; каковы цели правящей элиты, ее идеологии, как она организована и как строит свои отношения с обществом. Исходя из сказанного можно выделить консервативный и реформистский авторитаризм»2. Реформистский авторитаризм существует в нескольких формах:
1. Предтоталитарный (этатистский) авторитаризм (Испания в 1939-1975 гг.). Для данного режима характерны следующие черты:
• пассивная несвобода населения;
• наличие определенной сферы гражданского общества, свободной от регламентации со стороны власти (духовная сфера, экономика);
• режим свободен от идеократичности.
Проведенная модернизация экономической системы позволила Испании медленно продвигаться по пути смягчения авторитаризма. После 1975 г. началось ускоренное движение к демократии. Оно характеризовалось такими чертами, как:
• решение фундаментальных политических вопросов;
• направленность реформ против институтов прежнего режима, но не против людей;
• инициатива в переходный период все время оставалась в руках правительства;
• правительству удалось постоянно поддерживать горизонтальную легитимность (на уровне правящих элит) путем соблюдения процедуры и учитывая интересы различных политических сил;
• методом воздействия правящей и оппозиционной элит был консенсус;
'Бенетон Ф. Указ. соч. С. 188-190. ^КотшинИ. Ю. Указ. соч. С. 112.
• первые кортесы (парламент), избранные на многопартийной основе, по существу, выполнили функцию учредительного собрания и были распущены после принятия новой конституции'.
При этом нужно отметить, что «консенсус открыл путь к мирным преобразованиям, но он же позволил авторитарным силам сохранить за собой сильные позиции в политической структуре. Объясняется это тем, что, с одной стороны, реформа представительных органов власти проводилась против институтов, а не против людей. В результате многие франкисты сохранили свое положение, войдя в новые органы. С другой стороны, реформа аппарата исполнительных структур, по сути, свелась к его '"чистке", расстановке "своих" политиков на ключевых постах»2.
2. Либеральный авторитаризм (Таиланд, Турция, Сингапур). Основными чертами такого режима выступают:
• цель режима - модернизация страны;
• в политической сфере сильны позиции популизма;
• допустим ограниченный плюрализм;
• невмешательство государства в экономику или ее стимулирование;
• олицетворением режима является харизматический лидер;
• идеология совпадает с программой реформ;
• периодические репрессии против оппозиции.
Модель либерального авторитаризма наиболее явно и бескомпромиссно была создана в Турции после распада Османской империи в 1920 г. Переход от имперской к национальной государственности сопровождался ломкой традиционного уклада жизни и менталитета большинства населения. По мнению Н. Г. Киреева, «начавшаяся кемалист-ская революция - это переосмысление в общественном сознании идеи государственной власти, возникновение идей народовластия, республиканизма, идей, которые при всех их связях с европеизацией имели коренное внутреннее происхождение, отражали этап развития османо-турецкого общества. Поэтому перестройка системы ценностей, идеалов не сводилась лишь к усвоению западных идей. Это было намного более сложное явление, при котором происходило переосмысление этих идеалов с учетом особенностей и духовных потребностей турецкого общества того времени»3
Проводимые реформы вполне определенно преследовали цель -превратить Турцию в светское государство с вестернизированным об-
' Политология / Под ред. Н. И. Сазонова. С. 788-789.
2 Соколов Н. В Переход от авторитарной диктатуры Франко к демократии в Испании: опыт политических реформ // Политический плюрализм. История и современные проблемы / Под ред. Л. В. Сморгунова. СПб., 1992. С, 117.
'Киреев Н. Г. История этатизма в Турции. М., 1991. С. 79.
разом жизни. Была запрещена традиционная мусульманская одежда, отменены все правила шариата, место которого заняла рецепирован-ная правовая система. Но это лишь внешняя часть реформ. Они прежде всего затронули городское население, в большей степени склонное к западному образу жизни в силу лучшего материального положения и образования. Сельские жители ведут в целом такой же образ жизни, как и в эпоху Империи. Восприятие ими окружающего мира осуществляется сквозь призму ислама, а себя они, прежде всего, считают мусульманами, а не турками. Кроме того, существенным элементом политической системы Турции является армия, сохраняющая традиции Империи и одновременно находящаяся «на страже демократии». В принципе вполне обоснованным представляется мнение С. В. Лурье, считающей, что мы «сталкиваемся с феноменом, когда история, если судить по ряду внешних признаков, как бы начинает повторяться и традиционное сознание этноса реагирует на эти признаки так же, как в прошлом реагировало на связанные с этими признаками события. Этот феномен один из защитных механизмов этноса. Действие его состоит в создании мифологемы о мощи турецкого государства»'.
Разрешение внутренних конфликтов в турецком обществе достаточно часто происходит с помощью армии. Она, как показывает практика, комплектуется из крестьян с традиционной ментальнос-тью, но одновременно в армии сильно укоренились светские принципы мировоззрения. Именно поэтому «турецкая демократия» не превратилась в один из многих авторитарных режимов стран Арабского Востока. Сильная европеизация городских слоев и многопартийность не позволяют традиционалистам прийти к власти конституционным путем. С другой стороны, ислам — неотъемлемая часть образа жизни большинства населения, и в последние несколько десятилетий его роль постоянно возрастает, следовательно, для противодействия исламистам используются жесткие силовые действия. Поэтому правы исследователи, считающие, что «восточному обществу, даже такому вестернизировавшемуся, как турецкое, еще далеко до стандартов западной демократии, где армия прочно инкорпорирована в системе государственно-политических институтов и самостоятельно как политическая сила не выступает. В прогнозировании горизонтов политической модернизации на Востоке армию как политическую силу неизбежно придется учитывать»2.
' Лурье С. В. Историческая этнология. М., 2004. С. 334. 2 Эволюция политических систем на Востоке (Иран, Пакистан, Турция: традиции и демократизация). М., 1999. С.231.
Другим типом авторитарного режима выступает консервативный авторитаризм, основная цель которого сводится к сохранению существующих порядков. Можно выделить две основные формы таких режимов.
1. Традиционный режим (Лесото, Саудовская Аравия, Свазиленд). Основные черты такого режима:
• власть по общему правилу передается по наследству;
• экономическая и властвующая элиты совпадают;
• специализированная бюрократия отсутствует либо образует привилегированный слой;
• источником легитимности режима является религиозная санкция;
• население отстранено от принятия политических решений. По верному суждению известного политолога С. Хантингтона, «основными политическими силами в традиционном обществе обычно являются монарх, церковь, землевладельческая аристократия и армия. Если государство сильно бюрократизировано или находится на пути к этому, то ключевую роль начинают играть гражданские чиновники»'. Классическим примером такого режима является Саудовская Аравия. Это государство сложилось как племенное королевство в конце XVIII столетия и до 1918 г. находилось в политической зависимости от Османской империи. Идеологической основой мировоззрения правящего слоя выступали концепции Ибн-Ваххаба, радикального исламского теоретика, проповедовавшего необходимость «очищения» от накопившихся заблуждений и позднейших искажений. В течение XX в. Саудовская Аравия присоединила к себе ряд сопредельных территорий, богатых нефтью, и превратилась в экономически развитую страну. Политическая система же осталась в неприкосновенности. Отрицая значимость парламентаризма и иных демократических принципов правления, властвующая элита Саудовской Аравии использует принцип «консультаций». По наблюдениям Л. Р. Сюкияйнена, «к консультациям прибегают и монархи. Их встречи с «влиятельными людьми» - маджлисы - носят патерналистский характер и служат единственным каналом выражения требований и отношения различных групп населения к важным государственным вопросам. Не испытывая особой нужды искать поддержку своей власти вне правящего клана, предпочитая опираться на семейный совет, король тем не менее, следуя мусульманской традиции и в целях привлечения на свою сторону общественного мнения, не устает демонстрировать свою приверженность указанному мусульманско-правовому принципу»2 Тра-
'• Хантингтон С. Указ. соч. С. 169. ^-Сюкияйнен Л. Р. Указ. соч. С. 125.
диционные механизмы властвования предполагают наличие персональной связи между монархом и подданными, осознание собственной сопричастности к «общности» (общине), в противоположность современному государству, основанному на рациональных (рассудочных) началах. С этих позиций традиционализм как вид политического режима несовременен, но одновременно жизнеспособен, так как пласт «современности» при определенных условиях может разрушаться или по меньшей мере смещаться, открывая простор «консервативной революции».
2. Бюрократический авторитаризм (Казахстан, Азербайджан, Индонезия). Основными чертами такого политического режима являются:
• отсутствие обязательной идеологии;
• совпадение правящей элиты и господствующей партии;
• ограниченный политический плюрализм;
• существование легальной оппозиции;
• неучастие масс в политике;
• периодические репрессии.
Такой режим формируется, как правило, в процессе перехода от традиционализма к современности. Стержнем такого режима выступают городские и сельские собственники, периодически вступающие в открытую борьбу между собой, втягивая в нее широкие массы населения. Этот процесс порождает опасность утраты власти вообще. В результате, «осознавая эту опасность, специализированные государственные аппараты (такие, как бюрократия и вооруженные силы) могли обособиться от экономически привилегированных классов и поставить во главе государства диктатора, претендующего на власть от имени "всего народа". Фактически же, суть такого режима - лавирование между различными фракциями экономической элиты и другими социальными силами»'. В зависимости от первенства в системе властвования, авторитарно-бюрократические режимы можно подразделить на военные и популистские (гражданские).
В современной политической науке разработаны определенные критерии, позволяющие установить уровень модернизированности авторитарно-бюрократических режимов. Критерии эти следующие:
• идентичность, которая определяет степень и характер развития политической культуры личности;
• легитимность, характеризующая степень и мотивы публичной поддержки существующих методов политического управления;
• участие, показывающее степень превращения политически пассивного населения в активное благодаря его голосованию на выборах, в деятельности партий и т. д.;
' Голосов Г. В. Указ. соч. С. 72.
• дистрибуция, показывающая степень равенства в общественном распределении различных возможностей и благ;
• проникновение, т. е. степень разрушения партикуляризма, узости интересов, местничества и сепаратизма'.
Можно согласиться с С. Хантингтоном в том, что «современное государственное устройство отличается от традиционного развитостью политического сознания и уровнем политической активности населения. Современное развитое государство отличается от традиционного развитого государства характером политических институтов. Функция институтов традиционного общества ограничена задачей структурирования политической активности небольшого сегмента общества. Напротив, на институтах современного общества лежит задача организации политической активности широких масс населения. Ключевым институциональным различием между этими двумя типами обществ является, таким образом, появление в последнем организаций для структурирования участия масс в политической жизни»2.
Следовательно, авторитарно-бюрократический режим во многом несовременен, несмотря на формальные его характеристики. По сути, перед нами неопатримониальный режим, особенно ярко проявившийся в странах Латинской Америки и сохранивший свои основные позиции, несмотря на демократический фасад ряда стран Нового Света. Основными чертами неопатримониализма в политической сфере выс-тупают.
• отдаление и независимость центра принятия решений от периферии, а также закрытие доступа ко всем ресурсам власти для других социальных групп;
• государство управляется как частное владение правящих групп, присвоивших различные общественные функции и институты, делая их источником собственных доходов;
• этнические, клановые, региональные и семейно-родственные связи не исчезают, а воспроизводятся в современных политических и экономических отношениях, определяя способы и принципы их функционирования3
Особенностями политической культуры этих режимов выступают:
• крайняя персонализация власти;
• доминирование клиентельных или патронажных отношений. При этом «важно отметить, что патронажно-клиентельные отношения в неопатримониальных обществах играют ключевую и структуро-
' Политология / Под ред. Н. И. Сазонова. С. 795.
''Хантингтон С. Указ соч. С. 105.
' Политология / Под ред. Н. И, Сазонова. С. 304.
образующую роль как в определении правил "политической игры'', так и в функционировании политической системы в целом»'.
Особенности политического процесса в неопатримониальных режимах сводятся к следующим:
• основным агентом политического процесса выступает государство;
• ведущее место в системе власти занимают представители государственно- бюрократическо го комплекс а;
• все другие компоненты политического поля (парламент, партии. группы интересов, профсоюзы и другие общественные организации) структурно неразвиты или находятся в зачаточном состоянии;
• представительные органы, как правило- отстраняются от решения вопросов по существу;
• отсутствует или действует в урезанном виде правило альтерната (принцип смены правительства в зависимости от победы той или иной партии на выборах).
Возвращаясь к типологии консервативно-авторитарных режимов, остановимся подробнее на отдельных моделях.
1) Военный режим. Он определяется как «форма авторитарного правления, где власть либо прямо принадлежит военным, либо они выступают как главная опора формально гражданской администрации»2.
Основными признаками военного режима выступают:
• ликвидация конституционных основ политической системы (отмена или приостановка действия конституции);
• военно-бюрократическая централизация политической организации общества- в структуре которого отсутствуют представительные органы в центре и на местах;
• запрещается всякая политическая деятельность;
• ликвидация или ограничение конституционных прав и свобод граждан:
• широкое использование насильственных методов управления3. В государствоведении и политической науке выделяется несколько форм военного режима:
• прямое правление вооруженных сил (Африка);
• косвенное управление, основанное на наличии гражданского посредника, который получает формальные полномочия (Латинская Америка);
• слияние военной и гражданской элит (Индонезия).
'Политология / Под ред. Н. И. Сазонова. С. 806.
^Голосов Г. В. Указ. соч. С. 73.
3 Политология / Под ред. Н. И. Сазонова. С. 817.
Военный режим не всегда однозначно отрицателен. Достаточно часто политическая ситуация в ряде стран складывалась таким образом, что создание военного режима выглядело как благо. Во многих странах Африки социальная структура общества настолько архаична, что не может даже в минимальной форме осуществлять модернизацию. Армия оказывается единственной силой, способной к решительным действиям во имя единства государства. Многочисленные межплеменные противоречия преодолеваются именно в результате военного переворота. В Европе прогрессивная роль военных была ярко продемонстрирована в Португалии в 1975 г., когда архаичный бюрократический режим был свергнут и заменен революционным военным советом, осуществившим демократизацию политической системы.
2) Другим видом авторитарно-бюрократического режима является популистский режим. Сущность такого режима сводится к тому, что «он не дает массам реальных возможностей влияния на политический 'процесс. Им предоставляется незавидная роль "массовки", одобряющей и практически поддерживающей действия правительства, которое якобы преследует единственную цель - народное благо. Чтобы поддерживать эту иллюзию, популистские режимы широко прибегают к социальной демагогии...»1. Характерными признаками популистского режима выступают:
• господство одной партии, провозшашающей своей целью социальное развитие;
• националистический характер идеологии;
• необеспеченность реальными механизмами применения основных прав и свобод человека;
• слияние партийного аппарата с государственными структурами;
• наличие легальной оппозиции;
• культ «вождя-основателя».
В странах Латинской Америки популизм как идеологическое течение чрезвычайно развит. К нему постоянно обращались в Мексике в период с 1921 по 1980 гг. Социальной опорой такого режима выступают бедные слои общества, верящие в возможность нахождения «простых ответов на сложные вопросы». В рамках европейской политической традиции популизм предстает в форме бонапартистского режима, впервые оформившегося в эпоху империи Наполеона (1804-1815 гг.). Бонапартистский режим определяется как «центристский авторитарный режим, совмещающий демократию и авторитаризм и основанный на делегировании народного суверенитета главе государства»2. А. Н. Медушевский выделяет три смысла бонапартизма:
' Голосов Г. В. Указ. соч. С. 75.
2 Медушевский А. Н. Русский бонапартизм как предмет сравнительного изучения // Труды института российской истории РАН. Вып. 4. М., 2004. С. 175.
if li-v. 321
• модель или идеальный тип конкретной политической системы, имеющей тенденцию к повторению в сходных ситуациях;
• политическая идеология постреволюционного периода, направленная на реализацию принципов центризма:
• система институтов и процедур управления, дающая возможность практической реализации данной идеологии в условиях расколотого общества'.
Впервые бонапартизм сформировался в эпоху империи (1804-1815 гг.), его «второе пришествие» осуществилось в 1958 г., вместе с падением IV республики и началом «режима личной власти» Ш. де Голля. По сути, «методом утверждения у власти для Наполеона и де Голля являлся фактически переворот, ратифицированный плебисцитом, ограничивающий роль парламента, отстранение нотаблей, подавление оппозиции и так называемых олигархов, обращение к широким слоям населения для возрождения страны и умиротворения общества, осуществления оригинальной политики обновления и модернизации во всех областях, укрепления личной власти и прямого диалога с общественным мнением»2.
Бонапартизм — явление чисто европейское, развившееся на почве западной ментальное™. Ее характерные черты:
• рационализм (развитое самосознание и самопознание);
• политичность (ориентация на социально-экономические различия между людьми и народами, приоритет социальных свойств человека, сконцентрированных в идее гражданственности);
• приоритет феноменов свободы, ответственности, социальной зависимости, гипертрофия отношений зависимости и господства;
• связь властвования с рациональными аспектами жизни;
• идея свободы (непосредственное и первое выражение политичности западного общества);
• идея гражданского общества;
• идея закона (оно выступает эквивалентом справедливости в распределительном смысле);
• идея естественных прав человека (неоспоримость и неотъемлемость прав)3.
Сочетается ли бонапартистский режим с вышеприведенными чертами западного менталитета? В определенном смысле - да. Режим «личной власти» выступает консолидирующим фактором в период упадка гражданственности, он не только не посягает на частную собствен-
' Медутевский А. Н. Русский бонапартизм как предмет сравнительного изучения. С.119.
2 Там же. С. 121. ^МалаховВ. П. Философия права. М., 2002. С. 405^11.
ность, но и укрепляет ее (см. основные положения ГК Франции 1804 r.)1. Кроме того, время существования бонапартистского режима невелико (не более 15 лет). Он пользуется массовой поддержкой только в период успехов, а первые неудачи сводят его популярность к минимуму (что, конечно, не мешает сохранению пиетета по отношению к личности основателя режима). После прохождения пика популярности бонапартистский режим вынужден демократизироваться в целях самосохранения системы в целом. В принципе «любой режим... объективно поставлен перед необходимостью осуществления курса на модернизацию страны. Повсюду в мире эти процессы ведут к росту значения исполнительной власти и, в известном смысле - к авторитаризму (если понимать под ним рост самостоятельности и независимости структур власти, принимающих решения). Принципиальное значение имеет не оценка этой тенденции, а формы и техника ее выражения. Решающим критерием оценки режима является его отношение к праву -проведение модернизации в правовых или неправовых формах, с сохранением конституционной легитимности власти и с ее постоянными разрывами (как было в России до настоящего времени)»2.
Демократический режим
В рамках европейской политической культуры авторитаризм достаточно давно эволюционировал к различным формам демократии, к рассмотрению которых мы обратимся. В современной политической литературе существует огромное количество определений демократии. Приведем некоторые из них:
1. «Живой основой демократии как образа правления и формы государства являются его граждане, то есть вся совокупность людей, объединенных в политически функционирующее сообщество и образующих его опору»3.
2. «Государство с демократической конституцией по своей идее представляет собой строй, желанный самим народом и легитимируемый свободным образованием общественного мнения и свободным волеизъявлением; строй, который позволяет адресатам права воспринимать друг друга еще и в качестве его авторов»4.
Основными признаками демократического режима выступают:
• участие населения в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой и представительной демократии;
1 Пахман С. В. История кодификации гражданского права. М., 2004. С. 36-55.
2 Медушевский А. Н. Сравнительное конституционное право и политические институты. М., 2002. С. 239.
3 Бёкенфёрде Е. В. Демократия как конституционный принцип // Государственное право Германии: В 2 т. М., 1994. Т. 1. С. 35.
'•Хабермас Ю. Политические работы. М., 2005. С. 278.
||" 323
• решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;
• имеется гражданское общество с его развитой структурой;
• существует правовое государство;
• выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
• силовые структуры находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регулируется законом;
• доминируют методы убеждения, согласования и компромисса;
• во всех сферах общественной жизни господствует закон;
• провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;
• в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом»;
• политический плюрализм, в том числе многопартийность;
• гласность, свобода СМИ от цензурных ограничений;
• реальное осуществление принципа разделения властей1. В западной политической литературе ряд авторов (в частности, Р. Даль) предлагают следующую «шкалу преимуществ» демократического режима:
• демократия способствует тому, чтобы не допустить правления жестоких и аморальных диктаторов;
• демократия гарантирует гражданам те основополагающие права и свободы, которые недемократический строй не предоставляет и предоставить не может;
• демократия предоставляет гражданам более широкий диапазон личной свободы, чем любая иная политическая система;
• демократия помогает людям защищать свои основополагающие интересы;
• только демократия предоставляет личности максимальную возможность осуществить свободу самоопределения, т. е. жить по законам, которые личность выбирает для себя сама;
• только демократическое правление предоставляет максимальные возможности для моральной ответственности;
• демократия благоприятствует развитию личности в большей степени, чем всякая иная форма организации общества;
• только демократическое правление способно обеспечить относительно высокий уровень политического равноправия;
• современные представительные демократии не воюют друг с другом;
' Политология для юристов. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. И. Маль-ко.М., 1999. С. 211-212.
• страны с демократическим строем являются более процветающими'.
Р. Даль не раз высказывался по этому вопросу достаточно ясно, демократия не является политическим режимом без недостатков. Тем не менее она несоизмеримо действеннее и «естественней» для западного человека по сравнению с различными формами авторитарного режима. Патернализм, предлагаемый в качестве альтернативы демократии (особенно в ее американском варианте), характеризуется гораздо большими недостатками. Например:
• делегировать право принимать определенные второстепенные решения специалистам — не то же самое, что уступать им право окончательного контроля за наиболее важными решениями;
• решения, принимаемые лично тем или иным индивидуумом, неравнозначны решениям, принимаемым правительством государства и обязательным для исполнения всеми гражданами;
• управление государством требует гораздо большего, нежели узкоспециальные научные познания;
• для управления государством одних только знаний недостаточно;
• придумать утопию - это одно, а воплотить ее в действительность - совсем другое.
Вывод, к которому приходит Р. Даль, сводится к тому, что «никто из граждан, достигших совершеннолетия, не может в такой степени превосходить других своей компетентностью в вопросах государственного управления, чтобы ему можно было вверить полную и окончательную власть над правительством страны»2.
Рассматривая модели демократического режима, следует указать на демократию участия (непосредственную демократию) и демократию поддержки (либеральную демократию). Первый вариант демократии в определенной степени значим для Швейцарии в силу ее исторических традиций и ментальности населения. В этой республике очень многие вопросы местного и федерального значения решаются на референдуме, явка на который доходит до 85%, что для европейской страны является очень высокой. Также модель демократии участия применяется в Скандинавских странах.
Современное государствоведение и политическая наука, исходя из исследования проблем демократического правления, в зависимости от идеологической ориентации дают различные ответы о ее (демократии) сущности, формах легитимации и направлениях эволюции.
Первый опыт народовластия человечество осуществило в рамках античного полиса, синтезировавшего черты укрепленного города-го-
'Доль Р. О демократии. М., 2000. С. 48-61. 2 Там же. С. 74.
сударства и родовой общины. Граждане полиса имели определенные права и многочисленные обязанности, неукоснительно соблюдавшиеся, т. к., в противном случае, правонарушитель мог быть жестоко наказан. Античная демократия по своей сути была организацией юридически свободных людей, которых было не очень много (обычно -10-15 тысяч) по сравнению с общей массой населения. Наиболее демократический полис - Афины - насчитывал около 40 тысяч граждан, кроме которых в городе находилось 100 тысяч рабов и несколько десятков тысяч иностранцев (метеков).
По сравнению с окружающим миром Афины действительно казались оазисом благополучия. Демократия в Афинах утвердилась в эпоху Солона (VI в. до н. э.) под воздействием социально-экономических условий. Значительную роль сыграл географический фактор -необходимость осваивать морские торговые пути и преодолеть замкнутость отдельных общин, разбросанных в небольших долинах рек или на морском берегу'. Торговая деятельность объективно вела к упрочению обменных отношений, формирующих, в свою очередь, определенный тип культуры и общественных связей. Социализация «обобществляет индивидов путем включения в систему общественных отношений, сопровождающегося наделением их социальными свойствами. Она воспроизводит людей как членов общества, как персонификаций экономических функций, как членов классов, как граждан и субъектов права, т. е. в таких общественных отношениях, которые выражают принадлежность человека к социально оформленному коллективу»2. Традиционное общество, которым был любой полис (несмотря на потенциальную возможность развития к современности), предполагало теснейшую связь индивида с государством (политическим целым). Афинская демократия существенным образом отличалась от демократий современности. Прежде всего, она носила аристократический характер. Во главе полиса находились выходцы из семей родовой знати, которые, по сути, и определяли политику города. Народные массы оказывались в роли статистов, так как управление требовало свободного времени и солидного образования, что было доступно далеко не каждому.