После неожиданной кончины в ноябре 1996 г. доктора биологических наук, профессора кафедры биологии промысловых зверей и птиц Вятской ГСХА И.П. Карпухина студентам второго курса биофака специализации «охотоведение» нужно было дочитывать читать лекции по дисциплине «Биология промысловых зверей». Я считал себя совершенно неспособным к преподавательской работе, поэтому представители академии долго уговаривали меня прочитать лекции студентам, хотя бы до конца семестра. Писать с нуля новые лекции было нелегким занятием. Я справился с этой работой. Но в мае 1997 г. покончил счеты с жизнью кандидат биологических наук, доцент этой же кафедры Б.Д. Злобин, и меня уговорили дочитать за него лекции по дисциплине «Методы воспроизводства охотничьих животных». В этой ситуации мне также пришлось писать заново лекции по новому предмету. Имея такой трудный опыт, я согласился и дальше вести дисциплину «Биология промысловых зверей».
Кстати, сейчас у каждого преподавателя сформирована папка «Учебно- методический комплекс по дисциплине….», в которой собраны все необходимые по конкретной дисциплине учебно-методические пособия, планы, программы и другие документы на бумажных и электронных носителях. В случае форс-мажорных обстоятельств эти документы обеспечивают своевременную преемственность при ведении учебной дисциплины.
Постепенно я втянулся в преподавательскую деятельность и воспринимал студентов как своих детей, которым нужно привить интерес к своему делу и дать хорошее образование.
При подготовке лекций пришлось проанализировать всю доступную литературу по биологии зверей. В результате я пришел к заключению, что нужен новый учебник по этой дисциплине. Существующий учебник, изданный в 1968 г. был несовершенен, поскольку в нем отсутствовало много общих разделов по биологии животных, а также не раскрывался полный цикл жизни у большинства охотничьих животных.
|
Поздравление студентов- охотоведов от имени сурков профессору МашкинуВ.И.
Отдельной заботой было научить студентов написать свою первую курсовую работу по биологии промысловых зверей. Многие из них с трудом излагают свои мысли, поскольку плохо знают правила правописания русского языка. Поощрялись личные наблюдения авторов (студентов), но основу работы составлял анализ и синтез данных различных авторов по выбранной ими теме. Не всегда умелое встраивание собственных материалов в текст на фоне слабых биологических знаний и отсутствия личных наблюдений в природе за дикими зверями иногда приводит к стилистическим несуразным построениям и фразам. Здесь уместно сказать, что «язык мой – враг мой». Но, тем не менее, это было своеобразное творчество, которое свидетельствовало о напряженной работе студентов с целью познания разных сторон жизни диких зверей.
В последние годы мотивацией многих студентов стало не получение знаний, а получение диплома. Поскольку в средней школе их не научили учиться, с литературой многие из них работать не умеют, почти все скачивают из Интернета. Все просто, но и бесполезно для них самих, потому как новых знаний от такой бездумной работы они не получают. К тому же в Интернете надо уметь отделять «зерна от плевел», так как этот источник информации как помойная яма: здесь можно найти и бриллиант, и откровенно сгнившее дерьмо. Такие студенты умеют приспосабливаться к ситуации, а думать и анализировать не умеют. Будущее у них в автономных ситуациях, где нужно принимать разумные решения, туманно и бесперспективно.
|
В вузе студент должен научиться думать и анализировать, чтобы профессионально и продуктивно реализовать полученные знания в своей дальнейшей деятельности.
Опыт преподавания традиционными методами (чтение лекции и использование плакатного иллюстративного материала, в том числе и с интерактивными досками) показал, что часто студенты не воспринимают подаваемую им информацию. То есть студенты слушают, но не слышат, смотрят, но не видят. Словно преподаватель и студент говорят на разных, не знакомых друг другу, языках. Они почти никогда не задают вопросов, потому что им все или многое из сказанного непонятно.
В горчицу булку искроши
И полной ложкой съешь,
Чтоб смог понять
Как горек хлеб твоих учителей!
Кроме того, большинство студентов на лекциях не работают: сидят тихо, преданно смотрят на преподавателя, но не конспектируют услышанное. Они не научены на слух анализировать и вычленять главное из выданной им информации, хотя материал подавался и под диктовку, и виде рассказа. Анализ контроля знаний и ответов на экзаменах показал неспособность многих студентов осмысливать услышанное и даже ими же записанное. Часто правильный (заученный) ответ студента при рассмотрении его под ракурсом практического применения или сравнения с другими данными приводил студента в полное замешательство и беспомощность. Жаль, что многие из них не способны реализовать на практике теоретические знания.
|
Изначально складывалось впечатление, что многие студенты не владеют базовыми (школьными) знаниями по многим предметам. При личном контакте с некоторыми студентами это предположение подтвердилось. Приходилось мириться с мыслью: «Какой материал имеем с таким и работаем».
В последние годы довелось много читать лекций на курсах повышения квалификации специалистов охотничьего хозяйства. Многие слушатели имели богатый профильный стаж работы и солидный возраст. И в этой аудитории нам также приходилось наблюдать апатичность и даже какое-то равнодушие к тому, что говорит лектор.
Когда появилась доступная мультимедийная оргтехника, лекции и практические занятия стали более наглядными и информативными, поскольку посредством зрения воспринимается до 80% информации из окружающего мира. Но и в этой ситуации большинство студентов только наблюдают, а не конспектируют услышанное и увиденное, то есть опять же на лекции не работают. Правда, некоторые учащиеся стали на лекциях фотографировать выведенные на экран слайды или видео сюжеты.
Видимо, это итог непрерывных двадцатилетних реформ и экспериментов в средней школе. Глядя на некоторых студентов складывается впечатление, что в школе они не учились совсем, а присутствовали только в ее коридорах. Существенный провал в знаниях учеников основан в сути подготовки к тестированию на ЕГЭ. Школьниками стали заложниками этой системы. Учеников не учат учиться (трудиться, думать, анализировать и принимать решение в конкретной производственной, научной или жизненной ситуации), а лишь натаскивают на нужные ответы. Мне жаль этих ребят, так как с таким подходом они «потеряются» в жизни и не смогут реализоваться так, как этого им хочется. Спрашивал студентов: «Зачем ваши родители ходят на работу?». Они даже с недоумением отвечают: «Чтобы зарабатывать деньги». «Зачем же тогда вы пришли в академию?», на что все отвечают: «Учиться». Они не понимают того, что учеба – это тяжелейший каждодневный, но необходимый труд, в результате которого они получат профессиональные знания, являющиеся надежной гарантией их успешного будущего. В результате различных жизненных перипетий человек в одночасье может потерять все: деньги, недвижимость, друзей, но никогда не потеряет свой опыт и знания, которые будут залогом его нового подъема и возрождения после форс-мажорных ситуаций. Конечно, при наличии силы духа, желания и воли.
Углубленное изучение и преподавание биологии промысловых зверей существенно расширило мои знания и перевернуло некоторые представления о представителях животного царства и человека в частности.
Существует расхожее выражение о диких животных, что они «братья наши меньшие». Если рассматривать с позиции эволюционного возраста, то самый младший в царстве зверей – это человек, но он обладает самым крупным и развитым мозгом, что обусловливает его высший ранг в иерархии позвоночных.
Сравнивая структуру внутривидовых отношений и мотивационной целесообразности многочисленных поведенческих актов различных животных с таковыми у человека, мы видим, что у тех и других они поддерживаются на единых коммуникативных связях: зрительных, звуковых, запаховых и тактильных. Нас объединяет выразительная чувственность и эмоциональность. У людей есть неоспоримое преимущество – наличие речевого общения. Но при всех достоинствах человека перед другими видами млекопитающих и птиц у Homo sapiens патологически развилась и закрепилась агрессивная повадка - убивать себе подобных особей (своего вида), чего в норме нет во взаимоотношениях других видов позвоночных. В естественной живой природе нет понятия добра и зла. У многих видов животных в процессе эволюции выработан совершенный механизм территориальной регуляции, обеспечивающий оптимальное перераспределение особей (групп особей) в пространстве без уничтожения представителей своего вида. На нейро-гуморальном уровне действенно работает механизм саморегуляции баланса рождаемости и смертности животных в соответствии с обеспеченностью пищевыми ресурсами, наличием врагов и влиянием на них абиотических факторов среды, что позволяет на протяжении миллионов лет видам животных существовать, вырабатывая адаптации к меняющимся условиям среды обитания: при увеличении плотности населения в организме половозрелых особей происходит подавление воспроизводственных способностей, а при снижении численности – активизация половой функции и рост рождаемости.
У диких животных существуют три главные заповеди целесообразности их бытия: «насытиться», «не быть съеденным или не погибнуть» и «продолжить род свой», в своей сути свойственные и человеку. У позвоночных в норме существует сложный и совершенный регуляторный внутрипопуляционный механизм снижения внутривидовой агрессии и предупреждения гибели особей своего вида. У животных нет лукавого понятия «гуманность». Но когда человеческие моралисты утверждают, что другую особь своего вида можно «убить гуманно» - мгновенно умертвить без мучений, то это свидетельствует о достижении «цивилизованным» человечеством высшей точки маразма. В сложившейся ситуации люди существенно хуже диких животных, поэтому неконтролируемая и все возрастающая внутривидовая агрессия обрекает человечество на исчезновение раньше «наших диких братьев».
История существования человека самая короткая в животном мире и на последнем этапе своего развития при переходе от охотничье-собирательного и кочевого образа жизни (около 10 тыс. лет назад) к оседлому, с освоением производительного скотоводства и земледелия, сейчас достигла высокого уровня развития и небывалой (около 7 млрд.) численности людей., Добрая половина населения на обширных пространствах планеты сейчас существуют в условиях недостатка воды и пищи. И венец эволюции на Земле – человек с его развитым мозгом, не способный контролировать гуморально-рефлекторные механизмы внутривидовой регуляции в сообществе людей, несмотря ни на что продолжает «рубить сук, на котором сидит», все больше разрушая экологическое равновесие на планете, и стремительно идет к естественному самоуничтожению.
В 1998 г мне предложили читать лекции и вести лабораторно-практические занятия по Зоогеографии для студентов третьего курса. По этой дисциплине новейшим был учебник 1961 года выпуска, а потому он уже был библиографической редкостью и в чем-то отставал от современных знаний и реалий. В процессе подготовки и чтения лекций меня увлекла идея подготовки учебника. И к 2000 году я написал и издал курс лекций по данной дисциплине с ориентацией на биологов-охотоведов.
Здесь пришлось окунуться в слабо знакомую мне историю формирования материков, биосферы Земли и закономерностей формирования фауны планеты. По современным работам отечественных и зарубежных палеогеографов я в другом свете увидел современную фауну и присущие животным различных континентов специфические адаптации. Углубленное изучение зоогеографических аспектов распространения животных на планете позволили мне распознать некоторые ошибки отечественных охотоведов при акклиматизационных мероприятиях в стране, обусловленные слабыми зоогеографическими знаниями.
Например, сотрудники ВНИИОЗ в 70-х годах ХХ века предприняли попытку акклиматизации в горах Памира южноамериканского грызуна высокогорий – длиннохвостую шиншиллу. Успешное разведение шиншиллы в условиях неволи (на биостанции ВНИИОЗ) показало, что для удовлетворения комфортных потребностей зверьку нужно купаться в сухом песке. Для этого каждому зверьку в клетку ставили сосуд с прожаренным речным песком.
В естественных условиях обитания этих грызунов, в высокогорье Анд, осадки выпадают только в виде туманов (дождей не бывает), поэтому сальных желез на теле шиншиллы нет (так как нет надобности смазывать волосы в условиях сухого климата). С другой стороны, на родине она не роет нор, а убежища устраивает в расщелинах скал и других естественных образованиях.
В высокогорье Памира обильные дожди бывают весной, а иногда и осенью, но по ночам в это время температура опускается до -5-15°С. Зверек с намокшим мехом на морозе прячется в расщелинах и погибает от переохлаждения – таков печальный результат этого «грандиозного мероприятия». Трупы погибших шиншилл в расщелинах были недоступны хищникам, поэтому не находили останков зверьков ни в погадках хищных птиц, ни в экскрементах наземных хищников.
Давно известно, что любой интродукции животных должна предшествовать очень большая организационная работа: сокращение поголовья хищников, оповещение населения о выпуске новых животных, изучение состояния популяций местной фауны и др. В 70-х годх сотрудники ВНИИОЗа в предгорьях Западного Тянь-Шаня произвели выпуск европейского кролика, и попросили меня проследить за результатами (я тогда работал в заповеднике, вблизи которого выпустили кроликов). Я лично искал в районе выпуска кроликов, опрашивал местное население, но все попытки найти следы жизнедеятельности зверьков были тщетными.
В 2005 году (более чем через 25 лет) я вновь приехал сюда, и мои старые знакомые местные жители сказали мне, что кролики сейчас живут не только в долине р.Ак-сай, где выпускали европейских кроликов, но и в других ущельях. Но это оказались не европейские кролики, а одичавшие домашние.
Дело в том, что в 70-е годы в месте интродукции было много каменных куниц, лисиц, шакалов, волков, беспривязных собак и других мелких хищников. Традиций самоловной охоты на хищных пушных зверей здесь не было, их лишь изредка попутно стреляли при охотах на копытных. Я установил это в процессе целенаправленного и успешного самоловного промысла на лисиц и шакалов в предгорьях Западного Тянь-Шаня, заработки от которого позволяли мне ежегодно приезжать в отпуск в Москву и Киров для камеральной (инструментальной) обработки моих полевых материалов.
Последние 20 лет в предгорьях местное население активно стало заниматься пчеловодством и во всех ущельях появились тележки или автомашины с пакетными модульными пасеками на колесах. Постоянное присутствие пасечников, которые стали регулярно ловить капканами и стрелять хищников, существенно снизило их поголовье. Многие пасечники жили стационарно, на их стоянках были и домашние животные: козы, куры и домашние кролики. Кролики часто убегали из клеток и успешно перезимовывали и размножались в условиях низкой численности хищников.
В 2001 г. меня пригласили прочитать лекции охотоведам в Аграрном госуниверситете г. Астаны (ранее Целиноград), в котором только начинали готовить подобных специалистов, поэтому учебники и специальные учебные, методические пособия и другое учебное обеспечение у них практически отсутствовали. В этой связи они согласились издать у себя мой учебник «Биология промысловых зверей». С большими приключениями я переправил к ним рукопись, и в 2003 г. учебник был издан. Еще с большими приключениями в Киров переправили нелегально через границу Казахстана с Россией 150 экземпляров учебника. Кстати, при подготовке курса лекций по биологии промысловых зверей и написании учебника пришлось «перелопатить» множество литературы. По большинству охотничьих видов слабее всего были изучены весенний и летний аспекты жизнедеятельности животных, а значительно полнее – осенний и зимний периоды годового цикла жизни животных. Этот перекос, видимо, обусловлен тем, что изучение биологии животных осенью и зимой сочеталось у многих исследователей с проведением охоты на изучаемые объекты.
Я получил немало замечаний по этим учебным пособиям от коллег из различных научных и учебных заведений России, за что им очень благодарен. В 2006 г. дополненный и существенно переработанный учебник «Зоогеография» под грифом МСХ РФ был издан в Москве. В 2007 г. в Кирове вышло второе издание дополненного и переработанного с грифом МСХ РФ учебника «Биология промысловых зверей России», который был награжден дипломом за лучший учебник по естественным наукам в Приволжском федеральном округе. С издательством Колос заключен договор на издание учебника с грифом УМО МГУ «Основы териологии» для студентов университетов, получающих классическое биологическое образование. Здесь появилась неожиданная проблема: летом 2010 г. в Москве делили недвижимость. Офисное здание на Садовом кольце, где находится Издательство Колос опечатали, а книга по договору не может издаваться в других издательствах. В 2011 г. закончил рукопись книги (пособие для начинающих исследователей) «Методы изучения охотничьих и охраняемых животных в полевых условиях», в которую вошли методы исключительно прижизненного изучения животных (без умерщвления и минимального их травмирования).
Выпуск мной более 20 методических пособий и учебников обусловлен отсутствием таковых и слабой обеспеченностью учебного процесса современными знаниями. С другой стороны, это самореализация накопленных знаний и опыта, а также служебный долг, и выполняю я его с большим удовольствием, поскольку вижу большой спрос и интерес к собственным изданиям. По ним сейчас учатся охотоведы России, Украины, Казахстана и России.
Я постоянно поддерживаю научные контакты с учеными ближнего и дальнего зарубежья. С 1983 г. являюсь экспертом ЮНЕСКО по редким и исчезающим видам животных. Всю свою жизнь я не работал, а служил своему делу: сохранить, приумножить и неистощимо использовать ресурсы диких зверей и птиц.
Судьба подарила мне и надежную спутницу жизни. Не устаю удивляться терпению и уравновешенности моей дорогой супруги Ирины Игнатьевны, с которой мы благополучно прожили 40 лет. Ее трудами и заботами поддерживался мир и уют в доме; воспитание наших детей Марии и Ильи, получение ими школьного и музыкального образования во время моих продолжительных командировок тоже легло на ее плечи. Мой вклад в их воспитание выражался в приобщении к живой природе во время наших совместных полевых экспедиций в Казахстан, Узбекистан и по степям России, в содержании дома различных животных, которых они очень любили. Но профессионально дети пошли по стопам своей мамы и окончили вузы по экономическим специальностям. Одним словом, всю жизнь мои тылы были надежно обеспечены, что явилось залогом и моей продуктивной работы.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Оглядываясь назад, хочется понять мотивации, которые руководили мной по жизни. С детства мне привили уважительное отношение к старшим и результатам их труда. Не знаю почему, но всегда боготворил женщин и их роль в нашей жизни, поэтому не мог им даже сказать грубого и обидного слова. Но часто не мог понять, да и сейчас тоже, логику их мышления, поступков и парадоксальную интерпретацию мужских поступков. Крайне негативно отношусь к скандальным женщинам.
Когда занимался спортом, у меня было стремление не только ощутить приятное чувство победы над соперниками, но и осознать, что я смог преодолеть трудности и добиться поставленной цели. Это поддерживало веру в свои способности и оптимизм в сложных жизненных ситуациях.
С детства мне приходилось преодолевать жизненные трудности, которые всегда неизбежные. Все это воспринималось как явление закономерное, поэтому даже не думал о необходимости их преодоления, а просто делал дело так, как считал возможным, по принципу: кто, если не я. И если принимал решение, то бремя ответственности за его выполнение брал полностью на себя. С другой стороны, у меня всегда было чувство необходимости собственной полезности. Если я это осознавал, то меня не останавливали никакие трудности, и я ощущал радость бытия. Всегда искал в жизни свою дорогу, а где не находил, то прокладывал ее сам.
Я никогда не стремился к обогащению, у меня не было цели любой ценой накопить как можно больше финансовых и материальных благ. Это должно быть итогом моей трудовой праведной деятельности.
Всегда искал работу, которая мне интересна, выполнялась с удовольствием и пониманием ее полезности, поэтому перегрузок на работе не ощущал (лишь в редких случаях, связанных с состоянием здоровья). В науке меня не покидало ощущение таинственности, что и было лейтмотивом моей деятельности – разгадывать (расшифровывать) тайны-загадки природы для получения нового знания.
Не осознавая значимости, с детства придавал большое значение физическому развитию. Занимался спортом, не боялся никакого физического труда: рубил дрова, копал землю, носил в ведрах воду и др. Позднее я понял, что физические упражнения и закаливание организма повышают не только бодрость духа, но и улучшают мыслительные способности.
Методом проб и собственных ошибок для себя я выработал систему физических нагрузок: с утра не делать резких движений и интенсивных упражнений. Утреннюю физзарядку я не выполнял даже в период активного занятия спортом. Отказался от бега трусцой и других активных мероприятий, так как у меня сразу ухудшалось настроение и самочувствие.
С 1982 г. взял за правило в день в среднем проходить 8-10 тыс. шагов (установил опытным путем с измерениями пройденного расстояния шагомером). Ходить надо и в дождь, и в мороз, и в другую непогоду. И этому распорядку не изменяю более 30 лет. До 1970 г. активно занимался спортом, с 1974 по 1998 гг.и по 6-9 месяцев проводил на полевых работах, которые требовали огромных физических нагрузок. Если периодически несколько дней подряд получаются вынужденные пропуски ежедневных моционов с ходьбой (командировки и пр.), самочувствие и работоспособность сразу ухудшаются.
Утренняя ходьба особенно полезна и высоко продуктивна для умственных размышлений. За 30-40 минут утренней ходьбы составляешь план работы на день, обдумываешь многие проблемы, разделы статьи или книги и пр. Тебя никто не беспокоит, не дергает и не отвлекает. Придя на работу, можно сразу быстро «набросать» конспект статьи, написать 1-3 страницы текста книги и пр. Крайне мешает работе мобильный телефон, поэтому у меня его нет, хотя друзья уже дважды дарили мне это чудо ХХI века.
Меня спрашивают о секрете быстрого написания статей и книг. Тема и план книги формируются в сознании довольно долго. А тактика формирования рукописи довольно проста: ежедневная ходьба в одиночестве и последующие 2-5 часов спокойной работы за столом или на компьютере. Ежедневно написанные 1-3 страницы текста, помноженные на 200 рабочих дней в году – вот и готова книга. Я никогда с утра до вечера не работаю над статьями и книгами, поэтому людям неведома моя продуктивная для написания часть суток, так как я прихожу на рабочее место в 7 часов утра, а интересующиеся моей организацией труда приходят на свое рабочее место не ранее 10 часов. К этому времени я уже закончил творческие бдения, а дальше занимаюсь текущими делами и прочей механической рабочей рутиной.
СВЕДЕНИЯ
Машкин Виктор Иванович, биолог-охотовед, доктор биологических наук, профессор, автор 13 монографий и соавтор 3 научно-популярных книг по вопросам охотничьего хозяйства. Им также написано 4 учебника для охотоведов по териологии, зоогеографии, биологии зверей и методам изучения животных в полевых условиях; 277 научных и более 30 популярных изданий (статьи, брошюры), в том числе за рубежом опубликовано 15 работ.
В 1982 г. в Москве, в НИИ охраны природы, защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата биологических наук на тему: «Биология сурка Мензбира Чаткальского хребта».
В 1996 г. в Москве, в ИПЭЭ им. А.Н. Северцова, защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора биологических наук на тему: «Экологические основы сохранения и рационального использования ресурсов сурков», которая была особо отмечена президиумом ВАК России.
В 2004 г. присвоено звание профессора.
Опубликованные материалы его научных работ используются в государствах бывшего СССР, в Монголии, США, Франции, Швейцарии, Австрии.
С 1996 является профессором кафедры биологии промысловых зверей и птиц биологического факультета Вятской государственной сельскохозяйственной академии, где читает лекции, ведет практические занятия, осуществляет научное руководство дипломниками и аспирантами. Его учебно-методические пособия и учебники используются в учебном процессе многих вузов России, Украины и Казахстана. С 2006 г. заведующий кафедрой биологии промысловых зверей и птиц. Регулярно приглашается для чтения лекций в различные вузы России и Казахстана и институты повышения квалификации.
В настоящее время у В.И. Машкина учатся 10 аспирантов, под его руководством 6 человек защитили кандидатские диссертации.
Является членом диссертационного совета по защите диссертаций. Регулярно приглашается в различные диссертационные советы в качестве официального оппонента по защите кандидатских и докторских диссертаций.
Принимал участие в работе более 60 региональных, всероссийских и международных совещаний. Консультировал строительство сурчиного центра для туристов, г. Монтрё в Альпах Швейцарии.
Профессиональные награды: серебряная медаль ВДНХ за исследования по биологии сурка Мензбира; серебряная медаль ВДНХ за исследования по байбаку европейскому; медаль святого великомученика Георгия Победоносца за заслуги в развитии охотничьего хозяйства; медаль С. Аксакова за учебник «Биология промысловых зверей России»; медаль Д. Соловьева за научную и просветительскую деятельность. В.И.Машкин - Заслуженный работник охотничьего хозяйства России. Почетный профессор университета штата Айова США.
В молодости занимался различными видами спорта. Мастер спорта СССР по лыжным гонкам.
Увлекается фотографированием и видеосъемкой диких животных, что помогает в научных исследованиях.
Любимая охота – на тяге вальдшнепа и подводная на рыбу в реках и озерах. Общителен, любит организовывать для друзей пикники на природе с приготовлением фирменных блюд и снятием проб сухого вина собственного приготовления.
Персоналии и чествования не любит, хотя они имеются в ряде некоторых газет и журналов.
М ашкин Виктор Иванович.
Вехи в пяту
Компьютерная верстка В. И. Машкин
Редактор А.В. Зверева
Фотографии В. И. Машкина
Формат 60х80 1/16. Бумага офсетная
Усл. печ. л. 8.6…… тираж 50 экз.
Отпечатано с готового оригинал-макета
ВНИИОЗ, Россия, 610000, г. Киров, Энгельса, 79