Неделя 3-я Великого поста




И́же бо а́ще постыди́тся Мене́ и Мои́х слове́с в ро́де сем прелюбоде́йнем и гре́шнем, и Сын Челове́ческий постыди́тся его́, егда́ прии́дет во сла́ве Отца́ Своего́ со А́нгелы святы́ми.

(Мк. 8, 38)

 

Чувство стыда дано нам от Гос пода Бога для того, чтобы мы под влиянием этого чувства старались исправлять свою жизнь, согласовывать свои поступки с неуклонным исполнением заповедей Божиих. Стыд – это самый надежный критерий для оценки наших действий, неподкупный свидетель и обличитель всех нарушений нами законов Божеских и человеческих.

До грехопадения прародители наши – Адам и Ева – не знали стыда, потому что в жизни их не было разлада с волею Создателя их. Но стоило только им вкусить от запрещенного плода, стоило только нарушить первую заповедь, как они тотчас же почувствовали стыд, устыдились друг друга, устыдились своей наготы и прикрыли ее одеждами из листьев, устыдились и перед Богом и спрятались за райскими кустами.

Чувство стыда – это общечеловеческое чувство. Оно свойственно всем без исключения людям начиная с сознательного возраста. Только дети малые не знают, не испытывают стыда. Однако о детях мы не можем сказать, что они бесстыдны. Нет, мы говорим о них, что они невинны, безгрешны. Совесть ни в чем их не упрекает, и потому на их лицах мы не видим краски стыда.

Вспомните, что говорит о детях Спаситель наш Иисус Христос: Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18, 3). Отличительные свойства детского возраста – это искренность и правдивость: ребенок что думает и чувствует, то и говорит; чего желает, к тому и стремится. И так продолжается до тех пор, пока он не научится от окружающих его взрослых людей думать одно, а говорить другое, то есть пока не научится говорить неправду, скрывать дурные поступки от постороннего взгляда.

Чувство стыда есть чувство социальное, общественное. Никто не стыдится самого себя. Ни один преступник не краснеет, оставаясь наедине, как бы сильно ни упрекала его совесть в совершенном им преступлении. Но стоит только кому-либо из посторонних людей уличить его или застать на месте преступления, как он невольно краснеет и тем выдает себя, хотя бы и не хотел этого.

Правда, закоренелый в преступлениях рецидивист, потерявший совесть, теряет и чувство стыда. Вор-профессионал не покраснеет от того, что вы задержали его руку в своем кармане. Человек настолько может обнаглеть, что уже не испытывает ни стыда ни совести. Систематически повторяющееся воровство становится для него обычным делом, входит в привычку, приобретает характер ремесла.

Итак, чувство стыда есть проявление человеческой совести. В этом состоит его смысл, его истинное значение.

Кроме естественного, природного, свойственного всем людям чувства стыда есть еще так называемый ложный стыд, который резко отличается от стыда нормального тем, что не сопровождается телесной реакцией в виде краски на лице. По своей сущности ложный стыд противоположен естественному стыду и возникает у человека при совершении таких действий, которые вызываются малодушием, боязнью попасть в неловкое положение, унизить себя в глазах окружающего общества.

Ложный стыд, как и стыд естественный, проявляется в общественной среде. Представьте себе общество людей неверующих. В это общество попадает истинно верующий христианин, который скрывает свои религиозные убеждения, стыдится окружающих его безбожников признать себя ревностным последователем Христа. Ложный стыд заставляет его скрывать веру в Бога, принадлежность к Церкви Божией.

Еще пример. Потребность в общественной молитве влечет христианина в церковь, а он из ложного стыда перед неверующими товарищами отказывает себе в удовлетворении этой потребности и остается дома: стыдится прослыть церковником, отсталым человеком, ретроградом.

От этого-то ложного стыда и предупреждает нас Иисус Христос, когда говорит: И́же бо а́ще постыди́тся Мене́ и Мои́х слове́с в ро́де сем прелюбоде́йнем и гре́шнем, и Сын Челове́ческий постыди́тся его́, егда́ прии́дет во сла́ве Отца́ Своего́ со А́нгелы святы́ми (Мк. 8, 38).

Вот какая участь ожидает каждого человека, который стыдится признать себя последователем Христа. Праведный Судия на Страшном суде отречется от него, не признает его Своим последователем, осудит его. Ужасно услышать такой приговор на вечное осуждение.

 


А между тем нет среди нас такого человека, который в том или другом смысле не скрывал бы своих религиозных убеждений, не отрекался от Христа из ложного стыда, не оставался молчаливым, когда в его присутствии хулилось имя Божие, искажалось Евангельское учение Христа, подвергалась сомнению историческая личность Христа.

Чтобы Сын Человеческий не постыдился нас, когда придет во славе Отца Своего со Ангелами святыми, отбросим ложный стыд. Всегда и при всяких обстоятельствах открыто и безбоязненно будем исповедовать Христа распятого <…> Божию силу и Божию премудрость (1 Кор. 1, 23–24).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: