Неделя 5-я Великого поста




И́же а́ще хо́щет в вас вящший быти, да будет вам слуга: и иже аще хощет в вас быти старей, да будет всем раб.

(Мк. 10, 43–44)

 

Незавидно положение слуги. Унизительно быть рабом. Тяжело идти в прислуги. Рабовладельческий институт давно осужден общественным мнением всех культурных свободолюбивых народов мира. Цивилизация не мирится с рабовладельчеством. Наше самолюбие не позволяет нам отдавать себя в полное распоряжение чужой воли в качестве прислуги.

Неравенство людей не укладывается в сознании передового общества нашего времени, ибо, по слову Спасителя нашего, несть раб бо́лий го́спода своего́, ни посла́нник бо́лий посла́вшаго его ́ (Ин. 13, 16). По этому всякий хочет быть свободным в своих действиях и не только не желает отдавать себя в подчинение другим, но и сам стремится иметь при себе прислугу. Такой порядок наблюдается во взаимоотношениях людей современного нам общества. Так было и при жизни Христа.

Два ученика Христа, Иаков и Иоанн, два родных брата, обратились к Иисусу Христу с просьбой, чтобы Он предоставил им почетные места по правую и по левую сторону от Него во славе Его.

Они все еще понимали славу Христа в виде Его земного величия. Им казалось, что уже недалеко то время, когда Он объявит себя царем Израиля, воцарится на престоле Давида и избавит Израиля от ненавистного римского ига. В этом-то земном царстве Христа братьям Зеведеевым и хотелось занять лучшие места, быть выше других учеников.

На просьбу их Христос так ответил им: Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10, 42–45).

Ученики Христа всё еще не могли понять, что Царство Его не от мира сего. Даже на Тайной Вечере, накануне Крестных страданий Христа, они заспорили между собой о том, кто из них должен почитаться бо́льшим (Лк. 22, 24).

На Тайной Вечере не было слуги, который омыл бы ноги Христу и ученикам. Кому-либо из них нужно было выполнить эту работу. Поэтому и возник между ними спор, кто из них должен почитаться большим и, следовательно, свободным от этой унизительной обязанности слуги омывать ноги.

Тогда Христос Сам встал с Вечери, умыл ноги Своим ученикам и тем дал пример кротости и смирения, чтобы и они поступали так же – умывали бы ноги друг другу.

В Царстве благодати резко меняются взаимоотношения между людьми. Что считается унизительным в условиях естест венной плотской жизни на земле, то оказывается спасительным в духовной, благодатной жизни.

Умывать ноги, исполнять обязанности слуги и раба, считалось унизительным для евреев, и потому Апостол Петр никак не хотел допустить, чтобы Христос Учитель и Господь умыл ему ноги.

Но не так судил об этом Христос: Если не умою тебя, не имеешь части со Мною (Ин. 13, 8). Если ты не признаешь великого значения в Царстве Божием смирения и кротости, то ты не можешь быть участником этого благодатного Царства. Так велико значение смирения и кротости для духовной жизни.

Заповедь Христа о том, чтобы желающий быть большим был бы для всех слугой и желающий быть первым в Царстве Божием был бы для всех рабом – эта заповедь вовсе не требует, чтобы все христиане непременно были слугами и рабами. Да и самые понятия слуги и раба в Царстве Божием существенно отличаются от тех понятий слуги и раба в общежитейском значении этих слов.

Труд наемного слуги, а равно и труд раба, есть труд подневольный, принудительный и потому унизительный и тяжелый. Кто из вас, – говорит Христос, – имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю (Лк. 17, 7–9).

Слуга и раб обязаны беспрекословно выполнять волю господина своего. За свой труд они не заслуживают никакой благодарности и по своему положению занимают последнее место в обществе. Но те же обязанности слуги и раба, добровольно взятые на себя последователями Христа, делают их первыми, делают их большими в Царстве благодати. Христианин! твой брат оказался в крайней нужде, в беспомощном положении. Из любви к нему ты выручил его из беды, оказал ему братскую услугу, бескорыстно облегчил его тяжелую участь. Разве оказанная тобою братская услуга ближнему может тебя унизить в глазах окружающего тебя общества? Кто может это утверждать, кто может считать унизительной помощь человеку в беде и несчастье?

Никто.

А в очах Божиих в Царстве Христовом ты будешь первым среди многих, будешь большим среди равных, ибо, служа ближнему своему, ты служишь Самому Христу, исполняешь Его заповедь о любви человека к человеку, и не потеряешь ты награды своей (см.: Мф. 10, 42). А́ще кто Мне слу́жит, – говорит Христос, – Мне да после́дствует, и иде́же есмь Аз, ту и слуга́ Мой бу́дет (Ин. 12, 26).

Неделя Ваий

Оса́нна, благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне, царь Исра́илев.

(Ин. 12, 13)

 

Настал день провозглашения Христа обетованным Мессией. В первый день недели, девятого нисана, после полудня, торжественным входом в Иерусалим Христос открыто и всенародно заявил, что Он есть истинный Мессия, Сын Давидов, Спаситель мира. Сопровождаемый учениками и многоразличным народом, сидя на молодом осле, Он выступил из селения Вифагии и направился в Иерусалим через гору Елеонскую.

Весть о том, что великий пророк Галилейский как царь Израильский шествует во Святой Город, быстро распространилась среди множества народа, собравшегося в Иерусалим на праздник Пасхи.

Толпы почитателей Христа двинулись из Иерусалима на гору Елеонскую навстречу Ему. По пути они срывали только что распустившиеся ветви пальм и устилали ими путь Христа. Многие снимали с себя одежды и постилали их по дороге. Даже малые дети с цветами и ветвями финиковых пальм в руках шли впереди процессии и приветствовали Мессию – Христа.

В восторге ученики и весь народ встречали и провожали Христа радостными криками: Оса́нна Сы́ну Дави́дову: благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне: оса́нна в вы́шних (Мф. 21, 9). Славили Христа за все чудеса, которые Он совершил, и особенно за чудесное воскрешение Лазаря из мертвых.

Народный восторг, прославление Христа как царя Израилева достигли наибольшей силы, когда процессия стала спускаться с горы Елеонской и перед взором всех вдруг открылся чудный вид на Иерусалим во всей его красоте.

В этот момент, когда энтузиазм народа особенно усилился, Христос остановился, с глубокой скорбью устремил Свой взор на Иерусалим и громко зарыдал. Чувство глубокого сострадания объяло Его любящее сердце.

Он оплакивал печальную судьбу города за неверие иудеев, оплакивал еврейский народ, который уже невозможно было оградить от грядущих тяжелых бед. О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих (Лк. 19, 42), – с грустью, со слезами на глазах сказал Христос и опять горько заплакал.

Он предсказал совершенное разрушение Иерусалима, и предсказание Его в точности исполнилось через тридцать шесть лет после Его Воскресения из мертвых.

Когда Иисус Христос вошел в Иерусалим, весь город пришел в движение. Со всех сторон неслись радостные приветствия: Осанна Сыну Давидову! В бессильной злобе против общего народного ликования книжники и фарисеи лицемерно просили Христа, чтобы Он унял Своих учеников. Если они умолкнут, то камни возопиют (Лк. 19, 40), – был ответ Христа на их просьбу.

«Весь мир идет за Ним!» – с негодованием говорили фарисеи, решившие вместе с первосвященниками погубить Христа (см.: Ин. 11, 53). И мы знаем, что они достигли своей цели. Тот же народ, который приветствовал Христа во время входа Его в Иерусалим радостными криками Осанна, через четыре дня кричал: Распни, распни Его! (Ин. 19, 6).

Что же это значит? Почему произошла такая быстрая и резкая перемена в отношении еврейского народа к Иисусу Христу?

Евреи ожидали Мессию как земного царя, который воцарится на престоле Давида и освободит народ еврейский от политической зависимости иноземных владык, и потому приветствовали Его как царя Израилева.

Между тем Господь наш Иисус Христос входил в Иерусалим не для того, чтобы провозгласить Себя царем Иудейским, – нет, Царство Его не от мира сего. Он, обетованный Спаситель мира, шел в Иерусалим, чтобы принести Себя в жертву за грехи всего человечества.

Не царский, а терновый венец ожидал Его в Иерусалиме; не золотую корону, усыпанную драгоценными камнями, а венец, сплетенный из терния с острыми, колючими шипами, возложили на главу Его; не дорогая порфира могущественного царя, а одежда поругания – позорная багряница была приготовлена для Него; не скипетр, символ власти коронованного повелителя, вложили в десницу Его, а тростью били по главе; не прославления на престоле славного царя Давида воздали Ему, а бичевание, заушения, оплевания во дворе Пилата и позорную смерть через распятие на кресте предстояло Ему претерпеть.

Вот на какие страдания добровольно шел Спаситель, да сме́ртию упраздни́т иму́щаго держа́ву сме́рти, си́речь диа́вола, и изба́вит сих, ели́цы стра́хом сме́рти чрез все житие́ пови́нни бе́ша рабо́те (Евр. 2, 14–15). Этого не могли и не хотели понять современные Христу иудеи, руководимые книжниками и фарисеями, и потому требовали от Пилата: Возьми, распни Его! (Ин. 19, 15).

Господь наш Иисус Христос пострадал на кресте за наши грехи. Ему мы обязаны своим спасением. Но подумаем о том, не прославляем ли и мы Христа только на словах, а не на деле, – взываем Ему «Осанна!», а в жизни своей заповедей Его не исполняем.

Заповедь новую даю вам, – сказал Христос, – да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 34–35). А мы имеем эту любовь Христову друг ко другу? В точности исполняем заповедь Христа о любви? Могут ли посторонние люди по нашим взаимным отношениям узнать, что мы последователи Христа?

К великому прискорбию, мы должны сознаться в том, что между нами вместо взаимной любви часто наблюдается ненависть друг к другу. А кто ненавидит, тот уже не может любить и скорее готов причинить вред, а не помощь оказать своему собрату.

Злословие, клевета, предательство – вот обычные плоды взаимной ненависти. А кто предает своего брата, тот вновь распинает Христа, тот уподобляется книжникам и фарисеям, кричавшим во дворе Пилата: Кровь Его на нас и на детях наших (Мф. 27, 25).

Поэтому и мы, приветствуя Христа от чистого сердца, воскликнем Ему: «Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне!» – и постараемся оправдать это приветствие делами любви, делами милосердия.

Великий Четверг

Нача́т скорбе́ти и тужи́ти. Тогда́ глаго́ла им (ученикам) Иису́с: приско́рбна есть душа́ моя́ до сме́рти.

(Мф. 26, 37–38)

 

Грядый на вольную страсть, Господь наш Иисус Христос последние часы Своей свободной жизни на земле провел с любимыми учениками Своими. С ними Он совершил и последнюю Пасху. Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания (Лк. 22, 15), – говорил Он Своим ученикам. В их присутствии установил Он на Тайной Вечере святое Таинство Причащения. В прощальной беседе с ними открыл им тайну Своих Крестных страданий, смерти и славного Воскресения из мертвых.

Омовением ног дал Христос Своим ученикам пример смирения и оставил им, а в их лице всем христианам, на вечные времена последнее завещание: Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин. 13, 14–15).

Праздник Пасхи нерадостным днем был для Спасителя нашего. Добровольно идя на Крестные страдания и смерть за грехи всего мира, Он ясно сознавал всю тяжесть Своей искупительной жертвы и потому как человек начал скорбеть и тужить.

Смертельная тоска мучила Его. И этой тоски Своей предсмертной Он не скрывал от учеников. Если когда, то именно теперь, в эти страшные часы предсмертных страданий, Христос особенно хотел, чтобы ученики Его были с Ним.

Он знал, что они еще не могут пить той чаши, которую Ему предстояло пить, не могут идти туда, куда Он шел, хотя бы и хотел этого.

Пылкий, искренно любящий Христа и преданный Ему всем сердцем Апостол Петр и мысли не допускал о разлуке с любимым Учителем. Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти, – уверял он Христа. – Говорю тебе, Петр, – возразил ему Христос, – не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня (Лк. 22, 33–34). Так и случилось.

У Петра, как и у других Апостолов, было сильное желание не разлучаться со Христом во время Его страданий (см.: Ин. 11, 16), но у них еще не было твердой решимости и духовной силы, чтобы пострадать со Христом и за Христа.

В прощальной беседе с ними Христос прямо им сказал: Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного (Ин. 16, 32).

От Вифании до Гефсиманского сада все одиннадцать учеников сопровождали Христа, но разделить с Ним Его томление духа, Его душевную скорбь они все же не могли.

Восемь Апостолов Христос оставил у входа в сад, взял с Собою наиболее преданных и любимых – Петра, Иакова и Иоанна, – с ними отошел Он от остальных Апостолов на расстояние вержения камня и начал скорбеть и тосковать (Мф. 26, 37).

Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною (Мф. 26, 38). В их бодрство вании Христос искал для Себя отраду в предсмертных муках Своих и потому просил их бодрствовать вместе с Ним в часы Его скорби.

Как же утешали Христа Его любимые ученики? Едва Христос отошел от них для молитвы, как все трое тотчас же заснули. Окончив молитву, Христос пришел к ученикам и застал их спящими. Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна (Мк. 14, 37–38). Три раза во время молитвы в Гефсиманском саду подходил Он к ученикам и каждый раз заставал их спящими. Глаза у них отяжелели (Мк. 14, 40).

Итак, никто из учеников Христа не мог разделить с Ним Его сердечной тоски. Когда же по знаку предателя Иуды воины и слуги первосвященников схватили Иисуса Христа и связанного повели к первосвященнику Анне, ученики Его в страхе разбежались.

Только двое из них – Петр и Иоанн – издали следовали за Ним. Причем Петр дошел до двора первосвященника Анны и потом до двора первосвященника Каиафы и трижды с клятвою отрекся от Христа.

Христос один предстал на суде пред синедрионом у Каиафы. Одиноким, всеми оставленным видим мы Его и на суде у Пилата. Никто не выступил в защиту невинно осужденного. Один понес Он Свой тяжелый, непосильный крест, в изнеможении упал под крестом и ни в ком не нашел поддержки.

Всеми отвергнутый, Христос один взошел на Голгофу. Никто из учеников не разделил с Ним горькой чаши душевных терзаний и телесных мучений за грехи всего мира. На грешной земле не нашлось человека, который облегчил бы страдания Праведнику.

Можем ли мы, грешные люди, понять всю глубину душевной скорби Спасителя перед Крестной смертью, всю тяжесть Его физических страданий на кресте? По личным наблюдениям мы знаем, как мучительно тяжело умирают наши братья, оставаясь в полном сознании до самой смерти.

Даже безнадежно больной человек, для которого сама жизнь становится в тягость, не хочет расставаться с нею, готов всем пожертвовать, на все решиться, лишь бы остаться живым. Каждому человеку дорога жизнь. Все живое боится смерти. Никто не хочет умирать.

Представьте же теперь душевное состояние Иисуса Христа как человека вполне здорового, безгрешного, добровольно идущего на смерть, и вы хоть отчасти поймете, какую великую жертву принес Праведник за неправедников на Голгофе.

Возблагодарим же Спасителя нашего за Его милосердие к нам, грешным, и неизреченное человеколюбие. Вместе с благоразумным разбойником воскликнем Ему: «Помяни нас, Господи, когда приидешь в Царствие Твое

Великая Пятница

Не пла́читеся о мне, оба́че себе́ пла́чите и чад ва́ших.

(Лк. 23, 28)

 

Совершилось… Совершилось страшное мировое преступление: замучен на кресте Сын Божий, Спаситель мира… Солнце закрыло лицо свое, чтобы не видеть голгофского позора, не дало света своего. Судорожно задрожала земля в момент смерти Праведника на кресте. Скалы расселись. Церковная завеса надвое разодралась сверху донизу.

Мертвая природа не могла оставаться равнодушной к голгофскому преступлению… И только окаменевшее сердце грешного человека не дрогнуло, осталось спокойным, безразличным к тому, что совершилось на Голгофе…

Совершилось великое дело милосердия Божия: умер Праведник на кресте за грешных людей, Посланник Неба принес Себя в жертву за спасение рода человеческого.

И вот Он, поруганный, осмеянный, израненный, замученный, бездыханный, лежит, снятый со креста.

С плачем и рыданиями сопровождали Его на Голгофу женщины Иерусалимские. Изнемогая под тяжестью непосильного Креста, забывая собственные страдания, Божественный Страдалец и на Крестном пути не переставал скорбеть о безотрадной участи, которая ожидала современных Ему евреев за их неверие.

Не плачьте обо Мне, – говорил Он плачущим женщинам, – но плачьте о себе и о детях вашихибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? (Лк. 23, 28–31).

Здесь, у этого святого живоносного гроба, место плача, место сокрушения о наших грехах, место скорбных рыданий о безвозвратно потерянных детях наших.

Матери и отцы, братья и сестры! Умерший Спаситель мира зовет нас к покаянию. За нас, грешных, Он претерпел Крестные Страдания, жизнь Свою отдал, чтобы Своей пречистой Кровью избавить нас от вечного проклятия.

С сокрушением сердца, со слезами на глазах подходите к этому святому живоносному гробу, с трепетом лобызайте спасительные язвы на руках и ногах умершего Христа. Пусть ваши слезы будут драгоценным миром для пречистого Тела замученного Праведника.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: