МИРНАЯ СТРАТЕГИЯ СЛОМАННОЙ РУКИ




 

В контексте нараставшего кризиса и расширения миссий, несколько групп кри в районе Эдмонтона стремились направить миссионеров в качестве дипломатических эмиссаров к черноногим. Они надеялись, что миссионеры помогут им установить мир с черноногими, и таким образом, сохранить доступ к бизонам и охотничий образ жизни.

Маскепетун (Сломанная Рука), самый известный лидер кри района Форт-Эдмонтон, был одним из вождей, который видел миссионеров в таком свете. Хотя уже в 1840-х годах он поддерживал хорошие отношения с Робертом Рандлом и даже отправил своего сына к Рандлу на зиму, в 1860-х Маскепетун начал использовать миссионеров в качестве политических союзников в своих отношениях с черноногими. Он считал, что миссионеры нейтральны в конфликтах между черноногими и кри, и поэтому будут полезными союзниками в его собственной дипломатической стратегии установления мира с черноногими. В беседе с методистскими миссионерами Томасом Вулси и Джорджем Макдугаллом в 1862 году Маскепетун изложил как проблему, с которой столкнулись кри, так и то, как миссионеры могут помочь ему и его группе её преодолеть. Жестокость равнин, объяснил он, была результатом того, что кри пришлось рискнуть войти на территорию черноногих, чтобы добраться до бизонов:

 

«Этот участок земли [северные равнины] можно разделить на три части, индейцы занимают внешние [две] части, а буйволы - центр. Чтобы выжить, мы должны встречаться с нашими врагами [черноногими] на одном общем охотничьем пространстве, часто подвергаясь угрозе потере жизни и имущества. Теперь, как вы понимаете, мы всегда находимся в опасности от нападения черноногих, которые уже убили многих наших людей».

 

Он продолжил, объяснив, что миссионеры были специально направлены, чтобы помочь смягчить это насилие и играть роль миротворца. Очевидно, пытаясь польстить миссионерам, он высказал предположение, что они пользуются большим уважением на всей территории черноногих. «Я рассказал #сарси о добрых словах, которые миссионеры говорили нам, и об их доброй воле ко всем индейцам. И вот уже три года они никого из нас не убивают»22, и что на равнинах их «добрые слова» и «добрая воля» будут активно способствовать установлению мира в регионе. Его заключительные слова, переписанные из отчета Вулси в “ Christian Guardian ”, были явно рассчитаны на то, чтобы воззвать миссионеров к чувству долга и собственной важности, не оставив им выбора, кроме как участвовать в дипломатии кри: «Я верю, что вы, миссионеры, постараетесь заключить мир между нами», - сказал он Вулси и Макдугаллу.

 

Таким миссионерам, как Вулси и Макдугалл, было трудно устоять перед предложением сыграть роль миротворца. Изолированные, они всегда нуждались в историях об успехе, чтобы сообщить о них на страницах «Христианской Стражи», «Уэслианских миссионерских заметок» и других изданий. Лесть такого рода и возможность сообщить об успехе этих миссий в будущих публикациях давали методистам много мотивации присоединиться к миротворческим миссиям. Более того, для таких христиан, как Макдугалл и Вулси, игра роли миротворца, должно быть, считалась провидением для когорты миссионеров, которые видели свою роль в том, чтобы принести не только христианство, но и гражданское общество в «нецивилизованные» общества, такие как кри.

То, что ни один из миссионеров, казалось, не признавал, было двусмысленностью их роли; а именно, что в своей работе по содействию миру от имени кри в 1860-х годах они также отвечали целям Маскепетуна по расширению доступа кри к охоте на бизонов и, таким образом, мобильной жизни охотников, которая была противоположна целям протестантского миссионера по превращению кри в оседлый, аграрный народ. Этот акцент на постоянном поселении, очевидный в деятельности аграрных миссий на озере Уайтфиш, Голубином озере и Виктории, был заметной чертой стратегии миссии на северных равнинах к 1850-1860-м годам, когда Макдугалл и Вулси взаимодействовали с Маскепетуном.

 

Для Маскепетуна его союз с методистами имел ясную, последовательную цель: миссионеры позволят его общине сохранить доступ к бизонам.

В то время как использование миссионеров для обеспечения этого доступа было частично обусловлено целью прокормить себя и свою группу, стратегия вождя также была сформирована желанием Маскепетуна обеспечить собственное лидерство и положение авторитета в своей группе и среди других общин кри. В обществе, где лидерство могло меняться и обеспечивалось только культивированием репутации человека, способного обеспечить безопасность для группы, использование Маскепетуном миссионеров, чтобы помочь ему заключить мир и получить доступ к бизонам, было, по крайней мере, частично связано с обеспечением его собственного политического положения. В отличие от других лидеров, которые сопротивлялись миссионерам, Маскепетун чувствовал, что миссионеры не угроза для него или его общины, а скорее элемент, который он мог подключить, чтобы помочь своей группе, и таким образом, заодно, укрепить собственное положение лидера.

 

В 1865 году Маскепетун осуществил свое намерение использовать миссионеров для установления мира на равнинах. В начале января вождь направил Макдугаллу послание с просьбой отправиться вместе с ним в лагерь черноногих близ современного Ред-Дир, Альберта.27 Макдугалл с нетерпением сразу же выехал из миссии Виктория, в сопровождении своего сына Джона и переводчика Питера Эразмуса. Примерно через два дня, методистская группа присоединилась к Маскепетуну в его лагере в районе Бобровых Холмов. После ночи молитв и дискуссий в лагере кри, группа Макдугаллов, Эразмуса и Маскепетуна, включавшая сорок вождей и «воинов» (все, по-видимому, мужчины), отправилась в трехдневное путешествие к Баттл-Ривер.

 

Надеясь произвести впечатление на черноногих своей властью и союзниками, Маскепетун организовал прибытие в лагерь черноногих таким образом, чтобы подчеркнуть собственный доступ как к устоявшимся традициям кри, так и к символической власти миссионеров, Компании Гудзонова Залива и британской короны. Покинув свой лагерь на Баттл-Ривер, Маскепетун и его люди остановились в нескольких часах езды от стойбища, чтобы нанести то, что Джон Макдугалл описал как «визитную раскраску и одежду», включая отметины из охры на лице и разноцветные наряды и мокасины.31 Затем отряд двинулся дальше, прежде чем снова остановиться всего в нескольких сотнях ярдов от лагеря черноногих. В этот момент весь контингент кри был перестроен вождем. Самое главное, он поставил себя и Джорджа Макдугалла во главе процессии. Затем приказав «знаменосцам развернуться на ветру флаги "Юнион Джек” и Компании Гудзонова Залива» поставил их сразу за собой. За этими флагами шли остальные кри, выстроенные по старшинству: вожди, за ними воины, потом молодые разведчики-мужчины. В конце процессии шли Джон Макдугалл, тщательно записывавший все происходящее, и Питер Эразмус.

 

Организация красочного и разношёрстного шествия, казалось, произвела желаемый эффект. Увидев приближающуюся группу, игравшие неподалеку дети черноногих, поспешили вниз по долине к своему лагерю. Вскоре появилась группа, вооруженных и готовых к бою мужчин. Однако, увидев во главе отряда, Маскепетуна, они остановились. Называя вождя «Mon-e-guh-ba-now» — Великий Вождь — черноногие приветствовали Маскепетуна и его отряд в лагере. В течение следующих трех дней Маскепетун и его люди, Джон и Джордж Макдугаллы и Питер Эразмус были гостями в палатке Трех Быков, главного человека лагеря.

 

В стойбище Трех Быков развернулась серия различных диалогов, которые все контролировались аборигенами (кри и/ или черноногими). В палатке вождя, Маскепетун и Три Быка обсуждали мир. Тем временем Джон Макдугалл неохотно гостил в другой палатке черноногих. Его дискомфорт и чувства постороннего человека ощутимы в отчете об этом визите: «Мне казалось, что я нахожусь на выставке», - вспоминал Джон (интересный комментарий, учитывая роль самого Макдугалла в отправке коренных жителей в восточные города, такие как Виннипег, в последние годы 19-го века).

По завершении переговоров с туземцами Джордж Макдугалл имел возможность обратиться к Трем Быкам не только по поводу христианства, но и в отношении благосклонности британского и канадского колониализма. Противопоставляя жестокую американскую заграницу относительно мирным отношениям между туземцами и пришельцами в Канаде, Макдугалл «рассказал им [черноногим] о многих деревнях и племенах индейцев [в Канаде], которые жили в гармонии и мире прямо среди белых людей...» 37

 

Макдугалл обещал с приходом христианства, и хорошее правительство на северных равнинах. В конце концов Макдугаллы, Эразмус, Маскепетун и его спутники покинули лагерь с тем, чего хотел Маскепетун: обещанием еще трех месяцев мира и, таким образом, доступа к бизонам. Как показывает это посольство, и как правильно говорится в последней биографии Маскепетуна, лидер равнинных кри вступил в союз с миссионерами не потому, что хотел полностью перейти в христианство, а по политическим причинам. Миссионеры для Маскепетуна были ключевыми союзниками, которых он мог использовать при установлении мира для кри, кочующих по равнинам, и таким образом обеспечить свое собственное лидерство и авторитет среди соплеменников. 39

 

В марте 1869 года Маскепетун был убит во время очередных переговоров в лагере черноногих. Несмотря на то, что Маскепетун вел переговоры без помощи Макдугаллов, он использовал почти ту же стратегию, что и в 1865 году при встрече с Тремя Быками. Недалеко от лагеря черноногих, отряд Маскепетуна расположился на вершине холма, ожидая, когда к ним присоединятся сиксики. Здесь они развернули «Юнион Джек»(британский флаг), чтобы сообщить о своем местонахождении, и, с трубкой, табаком и библией в руках сидели, поджидая черноногих.40 Вскоре после прибытия Много Лебедей, вождя сиксика, разразилось насилие. Много Лебедей сначала настоял на том, чтобы кри сдали оружие, а затем приказали своим людям напасть на них, перебив весь отряд парламентёров.41

 

Christianity, Missionaries and Plains Cree Politics, 1850s–1870s

by Tolly Bradford. History Department, Concordia University of Edmonton

НАЧАЛО КАТАСТРОФЫ

 

Существует предание, что много лет назад, когда кри и черноногие были единой семьёй, в их лагере находилась только одна собака. Несколько человек, поссорились из-за права обладать этим животным, племена ввязались в ссору, и вскоре началась всеобщая вражда. И хотя заключались договоры о мире, они так никогда и не обрели былого единства, которое существовало в прежние годы.

…Естественно, кри пришли в ярость из-за убийства Сломанной Руки и его группы миротворцев. «Уже ранней весной, смерть Маскипетуна(Maskepetoon) была отомщена и добыто много скальпов» - следующей весной 1870 кри хитро устроили засаду на черноногих, приближавшихся торговать к Форту-Эдмонтон, и «в овраге произошла жестокая расправа».

7 апреля: «Больше, чем 40 хорошо вооруженных французских полукровок (метисы), в Форте-Эдмонтон, проводили на холм за рекой группу черноногих. Их атаковали кри, а метисы ничего не предприняли. Они стояли в стороне, не мешая стоуни, кри и черноногим сражаться. Там было около 100 стони, кри и других. Они убили двух мужчин, трех женщин и ребенка. Остальные черноногие: 6 мужчин, 3 женщины и 2 мальчика - бежали. Всего пришедших туда было 13 душ, из них 6 человек были убиты, 7 бежали(?). Уильям Фрэнсис Батлер писал: «когда началась атака, охрана, состоящая из французских полукровок из Санкт-Альберта(поселение к северо-западу от Эдмонтона), отошли в право и налево ничего не сделав для спасения жизни черноногих, которые почти все были убиты или ранены».

9 апреля Отец Лакомб встретил этих бегущих черноногих на своём пути от Роки-Маунтин Хаус в Форт-Эдмонтон. Он обработал их раны и накормил. 21 апреля люди из Роки-Маунтин Хаус в спешке прибыли в Форт-Эдмонтон, чтобы сообщить о большой группе черноногих жаждавших мести и находившихся на пути к форту. Они сказали, что те чуть не убили некоторых вождей, пытавшихся помешать этому выступлению. В Форт-Эдмонтон прибыло подкрепление метисов из Святого Альберта. Отец Альберт Лакомб уговаривал черноногих не атаковать форт.

Те выжившие черноногие, бежали обратно в свой лагерь, где организовали:

«... Крупный военный отряд, в который вошли несколько сот человек, чтобы отомстить в свою очередь... военная группировка в полном составе появилась на реке и все они начали подниматься по крутым берегам к воротам форта, а когда полетели пули, лучшие упаковки мехов послужили защитникам в качестве щита. Обстрел был быстрым и яростным, но так как ружья были плохими, а расстояние значительным, то никто не пострадал. И теперь, когда черноногим не удалось застать противника врасплох, а форт оказался недоступным, они обратили свое внимание на повозки...»

Кампания мести за убийство Сломанной Руки и сражения за бизонов вызвали военное положение по всей границе кри -черноногих.

В 1911 году Дж. Макдугалл рассмотрел в письменной форме ситуацию на канадских равнинах начала 1870 года. «Штаб-квартира восстания [мятеж Луи Риэля], которая была базой снабжения, племенные войны вокруг нас, и страшные бедствия вызванные оспой, действительно создавали картину того, что весь Саскачеван находится в плохом состоянии». Дурная Голова записал, что ОСПА появилась среди его народа блад зимой 1869/70 года. По словам сарси Много Ран - информатора Д. Дженнеса: «В конце лета этого года (1870), когда начали созревать ягоды, мы расположились станом у черноногих, к северу от реки Красного Оленя, там среди нас вспыхнула оспа».

В августе/сентябре оспа пронеслась через прерии. Она началась в Соединенных Штатах с торговых путей на Миссури и распространилась подобно лесному пожару, по всей провинции Саскачеван. Епископ Грэндин писал: «Мой Господь, я нахожусь среди мертвых и умирающих, а теперь спешу в Санкт-Альберт где можно справиться с болезнью. Боюсь, что ни один священник, здесь не в силах помочь умирающим».

27 сентября чума достигла Эдмонтона, когда «Вольные люди пришли сегодня с равнин с несколькими больными оспой». Однажды летом кри вошли в пустой лагерь черноногих и разграбили его, хотя в нём находились тела поражённые оспой. Когда они уехали, болезнь пошла с ними. От этих воинов она распространилась на кри к востоку от Эдмонтона и вскоре появилась у К-Аппель и кри Холмов Трухлявого Дерева(Touchwood Hills). Только районы Сван-Ривер и Ред-Ривер избежали заражения.

Дж. Макдугалл приблизительно оценивает, что «во время сезона 1870 года, полностью погибла половина местных племен...». Майор У.Ф. Батлер в своем докладе вице-губернатору провинции Манитоба А.Д. Арчибальду заявил, что кри пострадали больше, чем блады или черноногие. Он получил эти сведения от отца Лакомба, считавшего, что «ни блады, ни черноногие индейцы в соответствии с их численностью, не пострадали так как кри, чьи потери могут быть спокойно заявлены от 600 до 800 человек». Исаак Коуи никак не оценивает смертность кри, но отмечает, что спас некоторое их число с помощью вакцинации.

Санкт-Альберт потерял из-за болезни 300 из 700 метисов. Охотники на бизонов с озера Буффало (западнее Стетлера, Альберта) говорили, что метисы и черноногие заключили временный мир, так как бизоны «далеко отсюда». Когда они вышли на охоту отец Формонд оценил, что умерло 300 метисов-охотников. Было подсчитано, что в провинции Альберта погибла половина всех индейцев. По оценкам Компании Гудзонова Залива - умерло 2,686 индейцев, 485 кри и 373 полукровки. Грузовой тележный караван в Форте-Питт потерял 8 из 14 погонщиков. Флора и Джорджина Макдугалл, а также жена Джона Макдугалла умерли. Хотя число погибших было велико, эпидемия - как вспышка молнии, ударив неожиданно с убийственной силой, так же быстро исчезла.

К осени 1870 года кри имели ещё достаточно сил, чтобы обратить свои мысли к войне.

 

ПОСЛЕДНЯЯ ВЕЛИКАЯ БИТВА

 

Весной 1870 года, разбросанные группы кри, ассинибойнов и сото -начиная от областей Тачвуд Хиллс, Вуд Маунтин и открытых равнин - собрались в холмах Вермилион (Vermilion Hills) неподалеку от реки Южный Саскачеван. Прибывшие общины насчитывали по 600-800 человек, включая женщин и детей. Лидеры собравшихся – Большой Медведь, Пиапот, Маленькая Гора и Маленькая Сосна провели совет и решили начать экспедицию в самое сердце территории черноногих, чтобы установить своё господство на землях врага - от реки Ред-Дир, далеко на юг - до Монтаны. Доминирование блэкфутов в торговле бизоньими шкурами вызывало зависть соперников, и в течение десятилетий, между кри и черноногими продолжались войны и конокрадство. К 1870 году, черноногие находились в благоприятной ситуации, торгуя с американцами, которые развили на их территории бурную деятельность.

Большому Медведю и компании союзников было известно, что их враги находятся в ослабленном состоянии. Они пострадали от «Резни Бейкера» пиеганов (Baker massacre 23 января 1870) и вернувшейся к бладам оспы. В соответствии с выводами кри, лагеря и лошади противника стали доступны для захвата.

 

В течение лета 1870 года, общины двигались вверх по течению реки Южный Саскачеван, изучая ее притоки, ведущие к родной земле их намеченной жертвы. Где-то по пути, видимо через некоторое время после прохождения развилки рек Белли и Боу, сото отделились от основного каравана, и направились на юго-запад, вероятно, после прохождения высокого хребта выше Чин Кули (озеро Chin Coulee), чтобы разведать район, оценить обороноспособность лагерей черноногих и количество их лошадей.

В паре десятков миль к северо-востоку от их возможной цели, военный отряд разбил лагерь рядом с местом, где река Литтл Боу впадает в Белли. В ту ночь Пиапоту приснился роковой сон. Аборигенная культура очень серьезно относится к своим сновидениям, и они влияют на многие важные решения.

Кри Железный Рог будучи тогда десятилетним мальчиком, рассказал о военном совете Пиапота и его бойцов, которому стал свидетелем. «Дети мои, прошлой ночью у меня был сон. Я увидел буйвола(бизона) быка с железными рогами, который пронзает, топчет и убивает нас. Нам не удалось его уничтожить. После долгих размышлений, я пришел к выводу, что мы должны отказаться от этой затеи и вернуться домой, в противном случае нас ждет несчастье». Совет обсудил видение Пиапота. Многие вняли этим предупреждениям и вернулись домой.

Но инакомыслящий военный вождь, стремился вновь разжечь огонь в душах кри, и высмеял точку зрения Пиапота: «Дети мои, не верьте этому сну. Двинемся и захватим женщин и детей нации черноногих. Большинство их бойцов убила оспа, поэтому они не смогут противостоять нам большим числом». Тех, кто так близко подошёл к своей цели, невозможно было отговорить. Налётчики пришли сражаться, и бой состоится.

 

Продвигаясь по высотам, сото направились к водоразделу реки Милк, а оттуда пошли к холму Пятнадцатая Миля, одной из высочайших точек этой местности - достопримечательности, названной так по её отдалению от Форта Хуп-Ап. Обильный подземный источник, сбегающий с холма, делал его главным пунктом остановки на Тропе Хуп-Ап.

Это была последняя стоянка для одной несчастной семьи бладов направлявшихся, чтобы присоединиться к зимним лагерям вдоль реки Белли. Сото нашли лагерь и сравняли его, убив там всех. Во всяком случае, они так думали. Маленький мальчик спрятался под типи, и был единственным оставшимся в живых. Парень последовал по Тропе Хуп-Ап от пересечения рек Св. Марии и Белли, к равнине известной как Много Призраков - в поле зрения укрепления Хили. Там он нашел дружественный лагерь и предупредил, что в районе находится группа противника.

Сото также нашли тропу Много Призраков, где их разведчики обнаружили еще один небольшой лагерь и захватили несколько лошадей. Но они не стали задерживаться. Их действия в этом месте изобилуют некоторой путанностью. Возможно, сото не понимали, что находятся в непосредственной близости от Форта Хуп-Ап, а жившие там Альф Гамильтон и Джон Хили в основном состояли с черноногими в хороших отношениях. Существует ещё незначительная возможность того, что основной форт, возможно, находился под угрозой нападения одного из племён. В не основанных на исходных документах публикациях популярных западных журналов утверждалось, что ассинибойны (не сото или Молодые Собаки - из этого отчета) на переговорах попросили в дар пять бочонков виски и две связки вооружения и мануфактуры. Хили отказался, и приказал развернуть к воротам форта пушку. Орудие выстрелило, и заряд попал под ноги налётчиков.

 

По какой-то причине, разведчики не заметили палатки пиеганов Горного Вождя, стоявшие в непосредственной близости от форта. Еще более важной ошибкой была неспособность понять, что все три группы расположились в растянутом зимнем лагере, разбросанном примерно на 20 миль вверх по реке Белли и на стыке рек Белли и Олдман. Такое расположение - обычная практика среди равнинных племён. Эта была оборонительная мера, призванная сохранить большое количество типи и табунов лошадей при низкой концентрации, но все еще достаточно близко, чтобы в случае нападения лагеря находились в нескольких минутах ходьбы друг от друга. «Общин было так много, что они разбили стойбища на каждом повороте реки. Мой отец – Горный Вождь находился на верхнем конце лагеря…,он привел свою группу в компании с Большим Озером которого тем летом избрали главным вождём».

Двигаясь на север вдоль реки Белли, сото нашли несколько палаток на западной стороне этого потока. Они не стали обнаруживать своё присутствие в этом стойбище, а вместо того принесли в лагерь на Литтл Боу, свои якобы полные наблюдения.

Разведчики сообщили о 60 палатках, находившихся в том месте, которое черноногие называют sik-oko-toks –«черные скалы», там, где потом в районе оврагов обнаружили угольные месторождения. Шпионы не поняли, что они располагались в середине ядра гораздо большего лагеря. Эти блады были только небольшой частью, из более чем 200 типи собравшихся представителей Конфедерации Блэкфут. Неудачная разведка стала роковой ошибкой.

На основе этих неправильных данных, было решено напасть на шестьдесят типи у Чёрных Скал. На Койот-Флатс – в нескольких милях от цели, был создан базовый лагерь. В предрассветные часы 25 октября, военный отряд проследовал к Пайами-Кули - сухой сток, ведущий к долине реки Белли, а затем по реке несколько миль на юг к месту атаки.

 

Отряд кри - ассинибойнов напал на лагерь бладов, расположенный над оврагами вдоль реки Белли, недалеко от реки Св. Марии, и к неведенью нападавших, от находившегося в нескольких минутах езды от Форта Хуп-Ап и лагеря пиеганов. Брату вождя бладов Красной Вороны и двум-трём женщинам, суждено было стать первыми убитыми:

Той ночью отряд кри приблизился к стойбищу черноногих. Горстка предприимчивых смельчаков забежала в лагерь с криком «Мы здесь!» Они разрезали палатки спящих бладов и убили несколько скво и брата Красной Вороны. В разгар нападения несколько черноногих женщин переплыли реку Белли к главному лагерю бладов, чтобы позвать на помощь. Согласно некоторым рассказам черноногих, одна отважная женщина на пути к реке убила четырех воинов кри одними только томагавком. Усилия этих женщин, в дополнение к звукам выстрелов и лаю собак, насторожили ближайшие лагеря черноногих, и к рассвету долина реки кишела воинами.

«Ночью нижний лагерь подвергся нападению индейцев кри. Люди просыпались утром, когда пришло известие об этом». Воины блад под командованием вождя Жир Бычьего Горба и Застёгнутого Вождя контратаковали, завязав бой на равнинах между старицами реки Олдман. Большой Храбрец, воин-пиеган сказал об этом: «Кри ножами прорезали вигвамы по краям нашей деревни, а затем ворвались. Когда они проникали в типи, то забирали все, что могли унести в руках, убивая женщин и детей, и это сделало меня безумным. Именно поэтому я так сражался в тот день».

 

Рано утром начался нешуточный бой. Вскоре разбившие неподалёку лагерь союзники бладов узнали об опасности, грозящей их братьям. Когда началась атака, женщины стремглав побежали с посланиями на юг, переплыли реку Белли, чтобы предупредить пиеганов о нападении и привлечь их к поддержке бладов. Одна из женщин лагеря взяла томагавк и в одиночку убила четырех нападавших кри. Среди лагеря черноногих Хуп-Ап находились метисы, Джерри Поттс, позже скаут Северо-Западной Конной Полиции, братья Алекс и Чарльз Маккей, известные соответственно как Нерожденный Теленок и Медведь. Джерри Поттс - не новичок в перестрелках в обоих мирах красного и белого человека, не стесняясь, предложил свои услуги пиеганам и аборигенным родственникам - бладам. Поттс в то время нанялся охотником для снабжения торговцев в Форте Хуп-Ап. Его мать происходила из племени блад, и он всю жизнь прожил среди бладов и пиеганов, а в свое время, с годами, стал патриархом собственной группы. Он был свирепым бойцом и имел среди черноногих большой авторитет, потому что никогда не был ранен в бою.

Стойбища групп южных пиеганов, во главе с Большой Ногой, Чёрным Орлом и Тяжёлым Щитом тоже располагались недалеко от Форта Хуп-Ап. Пиеганы еще не оправились от нападения армии США на реке Марайас, совершённого в начале этого года. Меньшие группы северных пиеганов, возглавляемые Вороньим Орлом, также стояли лагерем вдоль реки, дополнив ряды черноногих до числа, сравнимого с кри. Воинов черноногих было достаточно, чтобы отразить вторжение захватчиков, и вскоре кри «ответили» за унижения резни Бейкера. Помощь также пришла из небольшого лагеря пиеганов от соседнего Форта-Кипп.

Отдельными группами по двое и по трое, на подмогу бладам стали появляться воины, исполнявшие свои военные песни, они молились, что если им суждено умереть, то пасть с честью. Большой Храбрец нес благословленный шаманом щит и пел: «Мое тело будет лежать на равнине». Когда прибывшие союзники укрепили оборону, кри поняли, что теперь их огневое превосходство сошло на нет. Вскоре собравшиеся защитники загнали кри обратно в овраги, где охотники стали дичью. Сражение стало интенсивней, кри использовали овраги как бруствер, укрывшись за которым стреляли по атакующим черноногим. Пони кри бегали по дну оврага, пока их всадники создавали оборонительную позицию.

Пиеганы заняли меньший овраг на юге, блады и черноногие пытались взять под контроль высоты, но в конце концов они тоже были вынуждены спуститься в овраги. В течение четырех часов кри и пиеганы сражались на параллельных позициях, обмениваясь выстрелами по любой видимой цели. Хирург конной полиции Джордж Кеннеди, который в последующие годы, осматривал осложнения от ран у черноногих, писал: «поражались голова, руки - все, что было достаточно видно, чтобы стрелять».

Двух южных пиеганов послали верхом на разведку, выяснить численность противника, но их быстро вывели из строя. Один из воинов был застрелен, а под другим подстрелили лошадь и он был тяжело ранен. В этом бою около дюжины черноногих были убиты и многие ранены. Число жертв кри во время этой перестрелки неизвестно. Некоторые пиеганы смогли добраться до вершины узкого оврага и бросали тяжелые камни на головы своих врагов.

 

Телячья Рубашка был опытным воином бладов, хорошо обученным искусству сражений и военных походов. Он только вернулся с охоты, когда отец рассказал ему, что битва уже идет. Телячья Рубашка тут же переключился с охоты на войну, и отец раскрасил его для битвы. Перед отъездом он предсказал отцу, что в него попадёт стрела кри, но он не станет её удалять. Телячья Рубашка прибыл на поле боя, когда кри уже оказались в ловушке в одном из многих оврагов простирающихся от прерии к реке. Среди оборонявшихся кри был высокий воин, и ещё один завернутый в телячью шкуру. Эта пара уже убила несколько черноногих, и Телячью Рубашку предупредили о них.

Верный своим религиозным суждениям, он схватил нож, который находился в числе ценных вещей его связки Медвежьей Магии - железное оружие с редким двойным лезвием. С одним кинжалом в руке, крича военную песню, Телячья Рубашка бросился на ряды кри. Высокий защитник ловко пустил стрелу в запястье Телячьей Рубашки, но бегущий блад не остановился. Помня предсказанное отцу, он проигнорировал раненую руку, схватил лук врага и сунул нож в живот лучника. Товарищ стрелка направил на него ружьё, но тоже пал сражённый священным оружием Телячьей Рубашки.

 

По некоторым оценкам, при последовательном пересечении оврага, погибла дюжина черноногих и неизвестное количество кри. Вероятно, на данном этапе бой проходил в почти равных условиях, по сравнению с другими этапами сражения. Но вскоре всё изменилось. В конце концов; когда уменьшился ответный огонь, пиеганы атаковали из оврагов через хребет и подавили позицию врага, заставив большинство пришельцев отступить к реке Белли.

 

Остаётся неясной роль в этом сражении торговцев Форта-Хуп-Ап. В учёных кругах считают «если нет записей, значит этого не было», документов об участии торговцев мало. Хили ничего об этом не сказал, но несколько его товарищей в неясных газетных отчётах подтвердили, что белые сотрудники форта, узнав о межплеменной войне в своей вотчине, сделали больше, чем «просто закрыли ворота и сидели на корточках».

Хауэлл Харрис рассказал, что из своей хижины за рекой наблюдал вспышки на безопасном расстоянии, напротив непосредственного места атаки. Старейшины бладов показывают, что торговцы поддержали в бою своих «клиентов», и сидели на восточной стороне оврагов с длинными дальнобойными ружьями, такими как Шарпсы Большого Пятидесятого - в непосредственной близости от лачуги Харриса. Кажется логичным, что торговцы поддержали своих лучших клиентов. Джордж Хоук позже женился на женщине блад с английским именем Мари Симонс, которая в момент нападения находилась в лагере. Мари сказала Хоуку что «мстительным бладам помогали белые охотники на бизонов и торговцы». Но сам Хоук никогда не упоминал, был ли он среди них.

 

Но один сотрудник Форта-Хуп-Ап безусловно находился в самой гуще драки. Когда Джерри Поттс прибыл на поле битвы, он заметил небольшой холм, выходивший на линии кри. Он послал хорошо вооруженную группу бладов и южных пиеганов к этому месту, где они обстреляли кри с разрушительным эффектом. Не имея возможности сражаться с черноногими на обоих фронтах, кри постепенно начали спускаться в овраг позади них и прорываться к реке Белли.

Когда кри побежали, Поттс возглавил атаку пиеганов вниз по склону. Позже он заявил: «Вы могли стрелять с закрытыми глазами и будьте уверенны, что убьёте кри». Большой Храбрец вспоминал: «Я почти оглох из-за рёва ружей, и ничего не видел из-за дыма». Результаты исследований Кеннеди подтвердили, что шум слышался в долине «... наполненный пылью и дымом, воздух вновь и вновь оглашался выстрелами из винтовок, оглушительными военными криками черноногих, и хриплыми, скоро перешедшими в предсмертные, возгласами кри».

Здесь Джерри Поттс в очередной раз проявил себя как прославленный воин. Он снял шестнадцать скальпов кри и ранил несколько человек. После стрельбы с обрыва он бросился в бой на берегу реки. Внизу один отчаянный кри налетел на него с заряженным мушкетом. Индеец направил ствол ему в лицо и выстрелил. Поттс вовремя отпрыгнул в сторону. Он упал на землю ошеломленный, в ушах у него звенело. Пуля пролетела в нескольких дюймах от его головы, а дым от пороха, обжег его левое ухо. Но он не пострадал. Полукровка покачал головой и вернулся в бой.

 

Когда атака усилилась, воины кри достигли реки, и при попытке её переплыть были без разбора перебиты пиеганами. Преследуя своего противника, воин блад Луговой Тетерев прямо на коне прыгнул с обрыва в реку Белли, где вода уже стала красной от крови. Среди убитых кри оказались два русокосых полукровки, метисы кри-шотландского происхождения, Жёлтые Волосы и Вьющиеся Волосы, сыновья торговца Компании Гудзонова Залива, Хью Сазерленда. Парни Сазерленда были самыми ярыми сторонниками войны против черноногих, и многих молодых воинов кри как магнитом тянули призывы этих двух голубоглазых светловолосых воинов. Перед походом Желтые Волосы сказал Джеймсу Сандерсону: «Я никогда ничему не учился, кроме как воевать». Под конец, парни Сазерленд сражались размахивая ножами, даже после того как их смертельно ранили пиеганские пули.

Большой Храбрец был одним из воинов, которые не позволили кри отступить. «Черноногие стремительно их атаковали, и я обогнал двоих из них, прежде чем они добрались до воды. Когда кри пересекали реку, я спрыгнул с коня, взял свое копье и ударил одного из них между лопаток. У противника тоже было копье, и я забрал его. Затем снова вскочил на коня, а когда повернулся, заметил кри, который поднял своё ружье, чтобы выстрелить в меня. Я двинулся на него, а он подскочил и схватил мою лошадь под уздцы. Я повернул голову моего коня вокруг, прикрывая себя, зацепил приклад своим кнутом и сбил его с ног. Когда я ударил его, он посмотрел на меня, и я увидел, что нос у него отрезан. Потом мне рассказали, что нос ему откусил медведь. После того как он упал - я его убил.

Я вскочил на коня и столкнулся с другим кри. Мы боролись верхом, он выстрелил в меня, а я - в него. Когда мы приблизились друг к другу, я ухватил его за стрелы в колчане, а он схватил меня за волосы на голове и я видел, как тот выхватил свой нож - все было уже необратимо. Мой военный головной убор съехал на шею, и когда он ударил меня кинжалом, то попал в него, я посмотрел вниз, увидел торчащую рукоятку своего ножа, выхватил его и убил этого индейца».

Отчёты воинов проясняют, что судьба отступающих кри была полностью в руках защитников. «Ужасно было убивать бедняг таким жестоким способом, но мой друг - старый индеец, который участвовал в бою, сказал мне с ликованием, что это было великолепным состязанием, потому что если бы кри получили такой шанс, то они сделали бы тоже самое с нами». Пощады не было никому, пленных не брали, пиеганы и блады могли убивать практически по своему усмотрению. Майк Ока, молодой блад во времена битвы, вспоминал: «Многие из врагов так и не достигли восточного берега реки Oлдмен. Они были убиты в воде, и я никогда в своей жизни не видел так много скальпов, как на следующий день в победном военном танце».

Некоторым кри преследуемым пиеганами удалось переплыть через реку. Но на восточной стороне потока, они столкнулись с широкой открытой равниной, сделавшей их легкой добычей для преследователей, которые начали охоту на них. Не имея шансов восстановить утраченные позиции, они бежали, чтобы спасти свою жизнь, но бывших захватчиков окружили, и пятьдесят кри были убиты тогда на широкой открытой равнине. В своем рвении и неразберихе, некоторые черноногие, возможно, были случайно застрелены своими же товарищами.

Выжившие кри бежали через равнины, чтобы укрыться среди группы деревьев, где десять из отряда оставшиеся без лошадей, решили обороняться и сделать укрепление. Позиция не могла надеяться на успех, и лишь помогла их товарищам убежать, задержав на время преследователей, которые приблизились к «самоубийцам» кри, оставшимся с подмоченным порохом для своих шомпольных ружей и павших, как воины. Те, кто остались из отряда кри-ассинибойнов, бежали вниз по течению в заросшую лесом долину реки Белли, куда и благополучно прибыли. Горный Вождь приказал прекратить огонь и позволил врагам уйти, чтобы они могли принести в свой лагерь весть о разгроме. Получив сообщение, лагеря Пайами-Кули и Литтл-Боу были поражены. Кри покинули этот район и ушли на северо-восток, перезимовав в Хэнд-Хиллз к северу от реки Ред-Дир.

 

Проявивший большой героизм Телячья Рубашка неоднократно отказывался разрешить товарищам удалить из своего запястья стрелу. В конце концов его привязали к волокуше и притащили обратно в лагерь, где сломали древко и вынули наконечник латунным пинцетом. Большой Храбрец был одним из многих воинов с победой пришедших домой: «Когда мы вернулись, я взял девять скальпов». Но это был последний раз, когда Конфедерация Блэкфут достигла такой славы в бою.

Хотя очень трудно установить реальные цифры, источники утверждают, что 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: