КАК ПОЯВИЛОСЬ НАЗВАНИЕ МЕДИСИН-ХАТ




Примерно в полутора милях от Медисин-Хат (то есть «Магическая», или «Волшебная» Шапка) есть особенная часть реки Южный Саскачеван, на которой даже в самые суровые зимы не образуется лед. То отверстие на воде вызывает у индейцев большой интерес, так как считается, что это место дыхания живущего в реке Великого Духа, а когда он появляется, принимает форму змеи. В качестве свидетельства широкого интереса индейцев к этому конкретному месту можно упомянуть, что прошлой зимой, которая была суровей, чем обычно, черноногие спросили меня, не замерзло ли оно. Узнав, что отверстие все еще существует, индейцы обрадовались. В противном случае, они восприняли бы это как доказательство того, что Великий Дух либо высох, либо ушел для дыхания куда-то в другое место.

Индейская легенда говорит, что в далёком прошлом один из охотников племени блад отправился вперед, чтобы разведать страну и посмотреть, можно ли там встретить хоть сколько-нибудь бизонов. Его сопровождала новобрачная жена и любимая собака, тащившая травуа – волокушу с частью дорожного снаряжения.

Однажды вечером индеец расположился лагерем на берегу реки, а когда проходил около упомянутого отверстия в реке, ему явился змей и сказал, что если он бросит в отверстие тело своей жены, то станет великим воином и шаманом. Индеец вернулся в свой вигвам и повторил жене слова змея. Жена сразу же выразила готовность умереть ради блага племени и послушания зову Великого Духа. Однако, ее муж не захотел этого делать и вместо жены убил собаку. Поднеся тушу к отверстию, он бросил ее внутрь с просьбой, чтобы Дух принял от него собаку в качестве замены жены. Дух отказался принять такое подношение и заявил, что, если индеец не принесет в жертву жену, он ничего не сможет для него сделать.

В конце концов, женщина была принесена в жертву, а ее плоть отдана Духу, который затем повелел мужчине остаться на всю ночь на острове поблизости, рано утром встать, и когда взойдёт солнце, направиться к берегам, лежащим на востоке. У основания одного из участков берега он обнаружил сумку с амулетами и шапку, обшитую горностаем. Ему было приказано принести с собой сумку с магическими средствами и шапку к Духу, который объяснит предназначение этих вещей. Дух поведал ему, что шляпу следует носить только на войне, и она обеспечит владельцу победу. По преданию, тот индеец прославился как шаман и воин.

*How Medicine Hat was Named. Indian Tales of the Canadian Prairies, 1894, James Francis Sanderson

-----------

Джеймс Фрэнсис Сандерсон - переводчик, бизнесмен, владелец ранчо и писатель; (23 марта 1848 г - 8 декабря 1902 г) Считающийся авторитетом в области коренных культур, в 1894 году он написал серию статей под названием «Индейские сказки канадских прерий». Эти истории, как правило, основанные на событиях, произошедших между 1850 и 1870 годами, рассказывают легенды о смелых воинах и хорошо запомнившихся битвах между племенами кри и черноногих. Чуткость Сандерсона к тяжелому положению туземцев, заставила его стать защитником их дела. В 1896 году, например, он распространил петицию в районе Медисин-Хат от имени группы кри, которые бродили между Медисин-Хат и Мэпл-Крик (Саск.). Целью его успешного крестового похода было убедить власти доминиона найти резервацию для этих несчастных людей(*).

 

ДОБРЫЙ ДУШИСТАЯ ТРАВА

Долгое время между племенами равнинными кри и ацина, или Pawistikwiyiniwak, шла война. Однажды в военном походе один кри захватил мальчика, и воин, чей сын того же возраста недавно умер, попросил: «Друг, он похож на моего ребёнка, отдай его мне». Таким образом, он получил мальчика и вернулся с ним в стойбище кри.

Когда соплеменники собрались, чтобы поприветствовать воинов, одна вдовствующая женщина, потерявшая своего мальчика, подбежала и сказала: «Этот парень выглядит, как мой последний сын. Отдай его мне, и я буду растить его, как своего ребенка». Мальчика отдали ей. Он стал известен под именем «Okimasis » (Маленький Вождь) и «Тот, Кто Не Имеет Имени».

Мальчик повзрослел, но так и остался маленьким. Став юношей, он сказал своей матери: «Мама, мы очень бедны, у других есть лошади, а у нас нет. Я собираюсь украсть лошадей у черноногих. Сшей мне мокасины, а я сделаю веревку». Так они и поступили.

Он ушёл ночью в одиночку, потому что у него не было друзей. Из-за маленького роста его презирали, над ним издевались сверстники. Воины не хотели иметь с ним дела. Окимасис поочерёдно то бежал, то шёл, направляясь в далекую южную страну. Днём он спал, а ночью передвигался.

Однажды утром он поднялся на вершину холма, чтобы выбрать место, где спрятаться на день, и увидел перед собой узкую долину, а по другую сторону заросли кустов. Он решил, что это хорошее место. Утро было туманным. Когда юноша стоял и осматривал окрестности, то увидел много пасущихся лошадей. Он понял, что оказался в опасной близости от вражеского стойбища, но никаких других укрытий, кроме тех зарослей, в поле зрения не было. Окимасис пошел вперед, а подползая к зарослям, заметил выступающие концы шестов типи. Он быстро заполз в кусты.

К зарослям подходил какой-то мужчина, и юноше показалось, что его уже обнаружили. Он взял зазубренную стрелу и присел, направив её на врага, который находился уже совсем рядом, пройдя всего в нескольких метрах, не заметив его. Когда человек прошел мимо, молодой кри пустил в него стрелу. Она ударила в спину черноного, и тот упал, не произнеся ни звука. Юноша вылез из зарослей, скальпировал убитого, забрал его ружье, одежду и побежал к табуну лошадей. Приготовленной веревкой он поймал объезженного гнедого жеребца, обуздал его и увёл весь табун. Конь был хорош, и Окимасис мчался с большой скоростью. Хотя у черноногих оставалось несколько лошадей, они не смогли его догнать. Четыре раза в тот день он оглядывался и видел вдали своих преследователей.

Он прибыл домой рано утром, пригнав триста лошадей (по сведениям отца Лакомба - вернулся с сорока двумя пони). Для матери он оставил пять лошадей, затем велел ей пройти по лагерю и отправить к нему всех бедных людей у которых не было лошадей, но не звать тех, кто уже имел трёх. Среди них он распределил остальной табун, кроме своего жеребца.

Один старик в то утро отсутствовал в лагеря, а вернувшись, во второй половине дня услышал о том, что произошло. Друзья только посмеялись над его бедой. Тем не менее, он пошел к юноше, думая, что может быть найдётся лошадь и для него.

«Внук» - сказал он: «Я жалею, что меня не было здесь сегодня утром, чтобы получить одну из твоих лошадей». Юноша ответил: «Дед, вот мой лучший конь, возьми его, а вот здесь для тебя ещё кое-что». И дал старику скальп, завёрнутый в душистую траву (суитграсс), у него ещё не было времени, чтобы растянуть его на обруче должным образом.

Старик был очень благодарен за оказанную честь и открыл узел. Он посмотрел на содержимое и сказал: «Внук, у тебя нет имени, но я тебе его дам. В дальнейшем ты будешь называться Добрый Человек Душистая Трава (Wikaskokiseyin), и прославишься под этим именем, но будешь не просто вождём, а великим вождём».

Потом старик провел по лагерю подаренного жеребца, размахивая связкой, выкрикивая имя Wikaskokiseyin и заявил, что Душистая Трава должен стать вождём. Бывший вождь не выразил никаких возражений, потому что поступок юноши не мог быть превзойден.

 

Sweetgrass: Negotiator And Patriot. SASKATCHEWAN INDIAN FALL 1987 p17-18

----

К 1870 году Душистая (Сладкая) Трава был главным вождём на большой территории центральной части прерий (Саскачеван и Альберта). И в этом году, он признался отцу Альберту Лакомбу, как стал вождём, но всю свою жизнь его преследовали мысли об убийстве пожилого советника, безобидного человека, когда во время акта поклонения Великому Духу, он выстрелил в него. Через несколько дней после этого признания, Душистая Трава был крещен христианским именем Авраам.

Когда Канада в 1870 году приобрела Компанию Гудзонова Залива, Wikaskokiseyin высказал губернатору Джорджу Арчибальду Адамсу на встрече в Верхнем Форте-Гэрри (Виннипег), беспокойство состоянием своего народа. «Наша страна становится бедной пушным зверем, до сих пор единственной нашей поддержкой», - сказал он в 1871 году. «В прошлую зиму у нас был большой голод, а оспа унесла много стариков, молодых и детей. Мы хотим остановить приход на наши земли американских торговцев, которые дают огненную воду, боеприпасы и оружие нашим врагам - черноногим». Он попросил, чтобы к кри послали представители, которые будут способствовать получению помощи от правительства. Wikaskokiseyin стал одним из ведущих представителей равнинных индейцев в процессе переговоров по Договору №6 в Форте-Питт.

«Мы бродили по обширным районам степной западной Канады, и жили, как должны были жить. Пока в один прекрасный день наш великий вождь Сладкая Трава, Вождь многих племен Людей Прерии [индейцев кри] не был приглашен белыми поехать на восток, где должна состояться встреча. Наш вождь Суитграсс сказал через переводчика, что Великая Белая Королева, властвующая над всей этой землёй, имеет длинные руки, а значит, заботиться о всех своих детях и проверяет чтобы никто из них никогда не голодал. Вождь Душистая Трава подписал договор и получил красивое оружие.

Вернувшись к родному племени, в область Фрог-Лейк (озеро Лягушки), Суитграсс был убит своим шурином. Вокруг наших костров обсуждалось несколько разных причин происшедшего, однако, лучшее объяснение печального инцидента то, что это способ, которым некоторые из Людей Прерий могли выразить свой протест против Сладкой Травы и его свершений. Также следует пояснить, что до подписания этого договора, индейцы прерий не провели консультаций. Таким образом, очевидно, что наш народ возмущался распродажей земель, по праву принадлежавших всем нам».

Маленький Вождь Pawscikwiyinis умер за то, что считал правильным сделать для своих подопечных.

ХРАНИТЕЛЬ

Когда-то давно, было предсказано, что среди племен западных кри будет пять человек, которые станут великими духовными лидерами этого народа. Вероятно, одним из них был Kakikekasakowew (Всегда Издающий Боевой Клич) - Главный вождь всех кри, на севере центральной Равнины. У него было много сторонников и среди поселившихся вокруг Форта Питт равнинных оджибве.

Тот, Кто Всегда Издаёт Боевой Клич внушительного вида мужчина среднего роста, со строгим взглядом командира, иногда очень гневного, если его отвлекали от личных размышлений. Он был храбрейшим из воинов, и поэтому его выбрали в качестве Хранителя Чубука Трубки (oskiciy). Щедрый вождь устраивал для своего совета и посетителей роскошные пиры, был физически сильным, «щеголяя полуголым в 30-40 градусов ниже нуля», о чем в 1848 году свидетельствует художник Пол Кейн.

В регионе Форта-Питт, «Я сделал сложный эскиз чубука магической трубки и его хранителя. Носитель чубука избирается каждые четыре года всеми группами племени, к которому принадлежит. После этого срока, за ним не сохраняется никаких привилегий, причем все люди племени имеют право владеть этой святыней, если у них есть достаточно средств, чтобы за неё заплатить....

Носитель чубука трубки имеет многочисленные официальные регалии, среди которых: декорированная кожаная палатка, где он всегда должен находиться; медвежья шкура, на которой он раскладывается во время извлечения из футляра и приготовления к применению в любых обстоятельствах, такие как военный совет, танец чубука магической трубки, или урегулирование ссор, происходящих в племени».

Носитель Чубука Трубки - символа власти, осуществлял перевозку своей канцелярии на двух лошадях. Черенок Трубки (Pipestem) охраняла и несла его любимая жена. Чубук был хорошо завернут, чтобы его не видели женщины и дети.

Всегда Издающий Боевой Клич был продуктом той эпохи, его второй командир - «Порох», или Чёрный Порох (Makitow, Muck-etoo), считался одним из самых лучших конокрадов и храбрым воином, эти качества сделали его вождём. Он передавал все сообщения и команды Всегда Издающего Боевой Клич, слыл хорошим оратором, а также удачно излагал запросы и заявления руководителя. Maкитоу происходил из племени оджибве(сото - Saulteaux), вступившего в союз с великим вождем. Он также считается отцом известного в будущем вождя кри по имени Большой Медведь.

Для хранителя oskiciy ​ было обычным, сидеть на правой стороне своего жилища напротив входа. Чёрный Порох располагался рядом с ним. Всегда Издающий Боевой Клич никогда не наклонялся, чтобы отрезать себе мяса, но одна из жен, а у него их было одновременно пять или шесть, разрезала мясо и складывала для него в магическую миску. У хранителя чубука трубки, было одно своеобразное табу, которое следовало соблюдать - он не должен чесать рукой свою голову, это считалась недостойным. Чтобы избежать этого, жены время от времени его почёсывали. Тем не менее, обычай позволял ему чесать голову палочкой, поэтому он носил скребок.

К тому времени альянс черноногие-кри распался. Союз кри и манданов из-за разногласий между ними, также оказался недееспособным. Кри постоянно крали их женщин, заманивая к себе. Это был период «войн за лошадей» (1810-1850), ставших важнее, чем торговля пушниной. В то время табуны кроу насчитывали 9-10 тысяч голов. Черноногие крали у них, ассинибойны и кри, в свою очередь воровали лошадей у черноногих и их союзников. Это был рассвет военных и религиозных обществ.

Как воин и духовных лидер, Всегда Издающий Боевой Клич должен был водить своих воинов в бой, на одной такой войне он потерял четырех родственников, и в знак траура носил старую одежду и не заплетал волосы, пока не наступит определённый срок, диктуемый обычаями. Когда Пол Кейн пришел рисовать портрет главного вождя, тот не стал облачаться в свою парадную одежду и не заплёл волосы.

В то время вождь ездил из одного лагеря в другой, неся с собой одиннадцать трубочных чубуков принадлежащих солидарным с ним младшим вождям. Выступая на церемонии недалеко от Форта-Питт, он развернул священные чубуки и пошёл во главе процессии от одного типи к другому, печально повторяя о потерях, которые понесли в битве их воины. Слова вождя были достаточно сильными, чтобы призвать воинов взять в руки оружие и бороться за сохранение чести богов своих предков. Всегда Издающий Боевой Клич скорбел не только за своих умерших членов семьи, но и людей жалеющих его и желавших помочь в сражении с теми, кто убил его родственников.

На следующий день главный вождь открыл священные трубки и зажёг кедровый кусок угля, для благовоний. Заполнив чашечку табаком и киникиником(kinikinik), он молился, указывая мундштуком вверх:

«Ты, который всё сотворил,

Тех, кто гуляет по этой земле

Всех тех, кто летает над нами.

Пожалей меня

Я знаю так мало, я слаб.

Дай мне силы, чтобы преодолеть

То, что заставляет меня плакать».

Пусть у нас будет счастье,

Помоги нам преодолеть страх,

И увести лошадей врага, пока он спит.

Помоги нашим женщинам, жить долго,

и быть добродетельными.

Все воины заполнили трубки и закурили. Они надели военные рубахи, облачились в нарядные украшения и раскрасились, готовясь к церемониальному действию, и демонстрируя свои военные регалии.

К несчастью, для людей Того, Кто Всегда Издаёт Боевой Клич, с уменьшением поголовья бизонов, различные племена всё больше приближались друг к другу. Везде, где б они не встретились, между ними шла война.

-------

За время своего путешествия Кейн много времени провёл с индейцами кри. Впервые он столкнулся с ними, когда в 1846 году прибыл с востока в Форт-Карлтон. Там он написал портрет Грязного Черепа(Muck-Cranium). Художник-путешественник побывал за Скалистыми Горами и возвращался на восток.

В январе 1848 года Пол Кейн встретил недалеко от Форта-Эдмонтон вождя кри СЛОМАННАЯ РУКА(Maскипетун) и записал его мнение о причине провала христианских миссионеров. Сломанная Рука объяснил Полу Кейну (1810-1871) свои трудности с миссионерами: «г-н Роберт Ранделл (Rundle) рассказал ему, что именно он проповедует единственно истинный путь к небесам, и мистер Хантер (Anglican) сказал, то же самое, так же как и г-н Tибо, (Thibault). Они все трое говорили, что два других - не правы. А так как он не знает, где правда, то думает, что им следует собрать между собой Совет и договориться, тогда он придёт - сразу ко всем троим. Но пока они не согласились между собой, он будет ждать»…

…«Мы прибыли в Роки-Маунтин-Форт 21 апреля 1848. Этот форт расположен в красивом месте, на берегу реки Саскачеван, в небольшой прерии у подножия Скалистых гор. В непосредственной близости находился лагерь из жилищ ассинибойнов, полностью построенных из сосновых веток. Его создали с целью поддержания поставок товаров для торговли с черноногими индейцами, которые приезжают сюда каждую зиму, а летом лагерь пустует».

С большой группой из 23 лодок и 130 человек, направлявшихся в Йорк Фактори, во главе с Джоном Эдвардом Харриеттом, 25 мая 1848 года Кейн покинул Форт Эдмонтон. 1 июня они встретились с большим военным отрядом.

 

НАШЕСТВИЕ ЧЕРНОНОГИХ

C большой группой из 23 лодок и 130 человек, направлявшихся в Йорк Фактори во главе с Джоном Эдвардом Харриетом, 25 мая 1848 года художник Пол Кейн покинул Форт-Эдмонтон.
«…1 июня, в районе Форта Питт, на реке Норт-Саскачеван, мы увидели большую группу энергично скачущих к нам индейцев. Это был военный отряд, состоящий из черноногих, блад, сарси, гро-вантров и пиеганов, рыщущий в поисках скальпов ассинибойнов и кри. Путешественникам пришлось спрятать единственного среди них индейца кри под одеялами, покрывавшими груз.

Мы немедленно пристали к берегу, чтобы встретиться с ними... Они сразу расстелили для нас бизонью шкуру, предлагая присесть. Затем принесли все своё оружие, состоящее из ножей, ружей, луков и стрел, и в знак дружбы положили перед нами на землю. Однако в этой мирной демонстрации было одно исключение, индеец о котором я ранее часто слышал, по имени Omoxesisixany, то есть «Большой Змей». Этот вождь обошел группу стороной, размахивая кнутом и исполняя военную песню, по-видимому, желая вступить в бой и отказываясь вместе с остальными сложить оружие, как это обычно требуется. Наконец, он положил его, сел вместе с остальными и с явной неохотой принял участие, сделав несколько затяжек из трубки, которая в знак мира обошла присутствующих. Индейцы сообщили нам, что их отряд из 1500 воинов, это представители объединённой общины в 1200 палаток, направляющейся к Форту-Эдмонтон под охраной нескольких способных носить оружие. А эти воины гонятся за кри и ассинибойнами, которых угрожают полностью уничтожить, хвастаясь тем, что они многочисленны, как трава на равнинах.

После нашего мирного курения, несколько молодых воинов устроили скачки - состязания к коим они весьма неравнодушны, и на которых делают ставки. Вообще в таких случаях они ездят, совершенно голыми, без седел, и управляют только с помощью лассо, прикреплённого к нижней лошадиной челюсти…

Черноногие пригласили Харриета и Кейна переночевать в своём лагере, и они оба с готовностью согласились, Харриет с целью развития дружбы между черноногими и Компанией Гудзонова Залива, а Кейн с желанием нарисовать кого-нибудь из вождей. «Поначалу у меня были некоторые трудности с тем, чтобы заставить их позировать мне - писал художник, - но наконец, поняв, что именно я хочу, они не возражали».
Брат Большого Змея стал позировать мне первым. Когда я закончил эту картину, и другие индейцы с большим вниманием её осмотрели, среди них распространилось общее преобладающее мнение, что я должно быть - великий шаман. Мы поддержали эту идею, сулившую нам значительную защиту от любого предательства с их стороны, и у меня больше не было никаких проблем с привлечением неограниченного количества послушных натурщиков. Среди прочего, я набросал группу, состоящую из Большого Змея в центре; Mis-ke-me-kin, или «Железный Ошейник» вождь индейцев блад, его лицо было окрашено в красный цвет, крайний левый вождь на картине завёрнутый в бизоний плащ звался «Маленький Рог», между ним и Большим Змеем находился Wah-nis-stow –«Белый Бизон», главный вождь племени сарси. На фоне стояли два вождя низшего ранга, у одного из них лицо было наполовину окрашено черным, он находился в неполном трауре по кому-то из друзей».

 

Брат Большого Змея рассказал мне следующую историю о своем брате, которым он, видимо, очень гордился; г-н Харриетт понимал язык черноногих и служил переводчиком:

Некоторое время назад Большой Змей посетил один из американских фортов, расположенных у Скалистых гор. Когда он однажды приехал туда вместе с двумя другими индейцами, перед ним, по приказу недавно прибывшего управляющего, резко закрыли дверь. Гордый Большой Змей расценил этот поступок как оскорбление. Он отступил, и вскоре ему повстречался пасущийся скот, принадлежавший форту. Он начал стрелять и завалил тринадцать голов.

Как только охранник, стоявший на страже, услышал выстрелы оскорблённого вождя, он догадался о том, что произошло, и предупредил начальника, который тотчас же собрал своих людей и повел, хорошо вооруженных, в направлении выстрелов, а в это время Большой Змей вместе с двумя своими товарищами отступил за небольшой холм.

Люди из форта, опасаясь неожиданной встречи с толпой индейцев, не решались двинуться дальше, но негр из отряда продолжил идти, чтобы узнать положение дел. Продвигаясь вперед с большими предосторожностями и никого не находя, он начал думать, что индейцы ушли, но когда оказался примерно в двадцати метрах от вершины, Большой Змей вышел из засады и выстрелил. Негр упал, а вождь, скальпировав его, с насмешливым видом столкнул труп в сторону американцев.

Вскоре после этого Большой Змей встретил отряд черноногих, направлявшихся к форту торговать. Он подъехал к ним, и рассказал, что сделал, бросив вызов любому, кто осудит его поведение - тот станет его врагом. Группа прекрасно понимала, что действия вождя равносильны объявлению войны, и поэтому всякое общение с торговым постом будет нарушено, если только они не доставят Большого Змея в качестве пленника. Однако все они промолчали, чтобы не навлечь на себя гнев такого грозного воина.

Еще одна группа того же племени, не обратив внимания на эти события, через несколько дней прибыла в форт. Американцы, полагая, что выдалась хорошая возможность наказать обидчиков, зарядили картечью одну из своих пушек, и, пока уверенные в себе индейцы ждали у двери, подожгли фитиль. К счастью, выстрел не получился, однако, индейцы, заметив необычное движение, подняли тревогу и разбежались. Но со второй попытки пушка угодила зарядом в середину беглецов и убила десять человек, среди которых были женщины и дети.

Некоторое время спустя до Большого Змея дошли слухи, что один из самых влиятельных индейцев племени обвинил его в том, что он причиняет много неудобств своему народу и разрушил торговлю. Большой Змей тут же принялся искать автора этих слов. Столкнувшись с «недовольным», он бросился на него, чтобы ударить ножом для скальпирования, но поскользнулся, и только ранил в бок.

Некоторое время эти двое оставались врагами. Несколько человек советовали Большому Змею заключить мир, поэтому однажды он направился к жилищу оппонента, но предварительно сказал своей жене, что если она заметит какое-нибудь странное движение, то пусть поставит палатку на вершине небольшого холма, что в нескольких сотнях ярдов, где ему будет легче её защитить. Подойдя к типи своего врага, он застал его сидящим в окружении жены и детей. Большой Змей взял одного из детей; и начинал его ласкать, прося заступиться за него перед отцом. Последний, кажется, не обращал никакого внимания на происходящее, он сидел, мрачно склонив голову и безмолвствовал. Затем Большой Змей снова попросил ребенка сжалиться над ним, но отец по-прежнему молчал.

Тогда вождь, раздраженный тем, что так игнорируют его мирные предложения, которые он соизволил сделать подчинённому, выскочил из типи, схватил ружье, которое предусмотрительно положил под рукой, и стал стрелять сквозь покрышку палатки. Он убил двух её жителей и ранил третьего, после чего вернулся на холм, где его жена ставила палатку, и остался там, бросив вызов всему лагерю, если кто-то осмелиться к нему приставать.

 

«Ожидая на следующий день сражение с кри, во второй половине дня они устроили магический танец, на который я был торжественно приглашен, чтобы добавить свои волшебные силы и повысить его эффективность. Среди всех собранных здесь племен, очень почитаем чубук священной магической трубки, и всё происходило с большой торжественностью, а меня поместили на лучшей позиции, чтобы творить свои заклинания, то есть, сделать эскиз № 18».

На следующий день путешественники продолжили путь, остановившись один раз, чтобы позволить мистеру Харриету поговорить с путешествующим вождем черноногих, который был его старым другом. Они прибыли в Форт - Карлтон 4-го июня, и провели там несколько дней, в надежде переждать надвигающееся столкновение между черноногими и местными индейцами кри.

 

Сражение состоялось 5-го июня, а известие о нём, достигло Форта Карлтон на следующий день. По словам Кейна, кри собрались вместе, чтобы сформировать собственный большой военный отряд примерно в четырнадцати милях от форта. Они устроили магический танец вокруг высокого шеста, на вершину которого повесили свои магические связки. После церемонии они отправились на поиски врагов.

Вскоре после их отъезда черноногие обнаружили магический шест кри. Один из воинов решил взобраться на столб, чтобы снять с него свертки с амулетами, и при этом заметил на расстоянии боевой отряд кри.

Один из разведчиков кри тоже их увидел, но сделал весьма ошибочный вывод о вражеской численности и упомянул только как небольшую группу. После этого кри немедленно организовали атаку, думая ошеломить объединённые силы превосходящей численностью и не понимали своей ошибки, пока их фактически не «смяли». Обнаружив, что противник намного их превосходит, воины кри отступили в свой лагерь, все, кроме одного вождя, по имени Пе-хо-вис, который, презирая бегство, как безумный бросился в гущу врагов, неся им смерть, своим поке-а-ма-ганом - военной палицей.

Пули и стрелы со всех сторон пронзали его тело, но он продолжал неравный бой, пока уздечку его боевого коня не разорвало пулей. Тогда, больше не управляемый, раненый и испуганный конь бросился прочь из гущи сражения с хозяином на спине, и понёс все еще живого вождя к его палатке, где тому хватило сил попросить родное племя - ради него, позаботиться о женах и детях, а затем замертво упал со своего боевого коня на землю.

Весь лагерь со всеми женщинами и детьми сбежал, бросив палатки стоять на месте; за исключением двух старых и беспомощных вождей, которые, как это ни странно, в данных обстоятельствах повели себя несвойственно для индейцев. Они остались в лучшем типи, надели свои парадные наряды и украшения, раскрасили лица, зажгли трубки и сели исполнять военные песни, пока не подошли черноногие и в мгновение ока не отправили их на тот свет.

Сарси потеряли в сражении ранее упомянутого Белого Бизона (Wah-nis-stow). Заполучив шесть скальпов, они посчитали, что сделали достаточно, и вышли из боя, чтобы исполнить победный танец. Индейцы блад, потеряли троих из своего отряда, и также ушли прекратив сражаться после того, как взяли несколько скальпов, оставив черноногим, которые потеряли шестерых, нести основную тяжесть битвы; пиеганы и гро-вантры прибыли уже после завершения сражения, и разумеется, потерь не имели.

Между 5 и 10 июня 1848 года Пол Кейн вместе с Харриетом оставались в Форте-Карлтон, выражая озабоченность по поводу исхода битвы. В результате объединённые силы дойдя на восток до Карлтон Хауса, обрушились на лагерь кри из 90 палаток и ушли со значительной победой - погибло 10 черноногих, было убито 19 кри и 40 ранено.

 

Кейн прибыл в Камберленд Хаус 10 июня и Ла Пас 12 июня…Ночью 17-го июня они прибыли в Норвей-Хаус на северном берегу озера Виннипег. Кейн решил остаться в Norway House, а остальная часть бригады продолжила свой путь к Йорк-Фактори. Там он встретил сэра Джорджа Симпсона и других высокопоставленных офицеров HBC, прибывших на ежегодное собрание…

…Прежде чем мы покинули Норвей Хаус, там появилось несколько индейцев кри, хвастаясь, что один из их военных вождей в единоборстве победил великого военачальника черноногих, Большого Змея. После боя Большой Змей уехал от основной части своего племени, в надежде украсть несколько лошадей, поскольку считал, что кри в своём ускоренном бегстве, вероятно, оставят их позади, и, надеясь получить все себе, он не взял с собой товарищей. По пути он встретил вышеупомянутого вождя кри, который атаковал его своим копьем. Подняв над головой боевую дубинку, Большой Змей поскакал к своему противнику и получил удар копьем в сердце.

-----------

Однако, имя Большого Змея стоит под договором 1855 года, и в перечне зим пиеганов упоминается его гибель в 1858 году.

* В октябре 1855 года в устье реки Джудит, на подписании договора с США, одна из подписей за пиеганов: Ou-Mah-Sis-Tsek-Se-Na-Cou, БОЛЬШОЙ ЗМЕЙ(Big Snake)

*Из «перечня зим Большого Храбреца» - 1858 год: ГОРНЫЙ ВОЖДЬ провел зиму на реке Милк и обнаружил большую бизонью лепёшку которая при измерении оказалась около трех футов в поперечнике. Летом был убит вождь БОЛЬШОЙ ЗМЕЙ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: