Подготовка обучающихся и учителя к работе на уроке; отметка отсутствующих.
Для объяснения и закрепления учебного материала можно выбрать форму:
Опроса обучающихся с параллельным прослеживанием за ходом объяснения по О.К. (дидактический материал в форме выданных на парты таблиц – прилагается к конспекту урока);
2. Объяснение нового материала
Разъемные соединения. Изображение резьбы. ГОСТ 2.311-68
Рис. 1 | Резьбу изображают: На стержне (рис.1,а)- сплошными основными линиями по наружному диаметру резьбы и сплошными тонкими линиями - по внутреннему диаметру (на плоскости, перпендикулярной оси стержня по внутреннему диаметру проводят дугу, равную 3,4 окружности, разомкнутую в любом месте). |
В отверстии (рис.1,б) - сплошными основными линиями по внутреннему диаметру резьбы и сплошными тонкими линиями - по наружному (на плоскости, перпендикулярной оси отверстия, по наружному диаметру проводят дугу, равную 3,4 окружности, разомкнутую в любом месте). Сплошную тонкую линию при изображении резьбы наносят на расстоянии не менее 0,8 мм от основной линии и не более величины шага резьбы. Резьбу, как невидимую, изображают штриховыми линиями по наружному и внутреннему диаметрам.
Граница резьбы (рис.2,а, б) определяется до начала ее сбега и изображается сплошной основной или штриховой линией, если резьба невидимая. Штриховку в разрезах и сечениях (рис.1,2) проводят до линии наружного диаметра на стержне и до линии внутреннего диаметра в отверстии, т.е. в обоих случаях до сплошной линии. Размер длины резьбы указывают без сбега. Резьбу с нестандартным профилем показывают со всеми необходимыми размерами (шагом, внутренним и наружным диаметрами, толщиной зуба, числом заходов, левым направлением резьбы и т.п.). В соединениях стержень перекрывает отверстия (рис.3), и поэтому в границах стержня резьба имеет сплошную основную линию по наружному диаметру, в отверстии - по внутреннему.
|
Рис. 2 | Рис. 3 |
Обозначение всех резьб (кроме конических и трубной цилиндрической) относят к наружному диаметру (размерная линия проводится к наружному диаметру). Обозначения конических резьб и трубной цилиндрической резьбы наносят указательной стрелкой. Специальную резьбу со стандартным профилем обозначают Сп и условным обозначением профиля (М - для метрических резьб, Трап - для трапецеидальных, Уп - для упорных)
Упрощенные и условные изображения крепежных деталей на сборочных чертежах и чертежах общих видов выбирают в зависимости от назначения и масштаба чертежа ГОСТ 2.315-68: Крепежные детали, у которых на чертеже диаметры стержней равны 2 мм и менее, изображают условно. Если предмет, изображенный на сборочном чертеже, имеет ряд однотипных соединений, то крепежные детали показывают в одном месте упрощенно, а в остальных - центровыми или осевыми линиями. Шлицы на головках крепежных деталей следует изображать одной сплошной линией: на одном виде - по оси крепежной детали (вид сбоку), на другом - под углом 45° к рамке чертежа.
Наиболее характерные ошибки. Неправильно обозначена резьба на стержне в глухом отверстии, нет границы резьбы, неправильно изображена резьба на фаске, неправильно обозначена трубная резьба, не выдержано расстояние между тонкими и сплошными линиями при изображении резьбы, неправильно выполнено соединение внутренней и наружной резьб (соединение фитинга с трубой).
|
3. Самостоятельная работа обучающихся заключается в более основательном знакомстве с таблицей и графической частью, которая к ней прилагается; выпиской основных терминов в рабочую тетрадь, выполнение эскизов (для более успешных учеников). Анализ О.К. проводиться с целью последующего опроса по новым понятиям и терминам.
Практическое задание.
1. Выполнить чертеж стержня.
На стержне, длина которого 100мм, диаметр 12 мм, с двух концов нарезана метрическая резьба с крупным шагом. Длина участка с резьбой равна 45 мм.
2. Начертить (эскизно) упрощенное изображение соединения двух деталей толщиной 25 мм каждая при помощи болта, диаметр которого равен 20 мм.
3. Расшифруйте следующие обозначения:
а) Болт М20×1.5×120; б) Болт М20×60; в) Гайка М12; г) Шайба16; д) ГайкаМ12×1.5