Цель урока: Повторить основные правила изображения и обозначения резьбы на чертежах. Научить учащихся читать и выполнять чертежи болтовых и шпилечных соединений.
Учебные пособия, принадлежности и материалы:
для учащихся - распечатанные чертежи с заданиями, болты, гайки, шайбы, шпильки, чертёжные инструменты и материалы.
Ход урока:
Организационная часть
Отметить отсутствующих, проверить готовность учащихся к уроку.
Повторение пройденного материала
Учитель: Ребята мы уже говорили о том, что самыми распространёнными являются резьбовые соединения, докажите, что это действительно так назовите, где вы встречали соединения с помощью резьбы?
Давайте вместе с вами вспомним, как изображают и обозначают резьбу на чертежах и, какие существуют резьбовые соединения и как выполняют их чертежи?
Презентация «Чертежи резьбовых соединений». (Учащиеся рассматривают слайды и отвечают на вопросы учителя).
Слайд. «Образование резьбы на стержне». При нарезании резьбы на токарном станке движение резца строго согласовано с вращением детали. Специально заточенный резец вырезает канавку, в результате чего на стержне образуется резьба.
Слайд. «Элементы резьбы». Давайте вспомним основные элементы резьбы: шаг, наружный диаметр, внутренний диаметр, угол профиля, какая резьба называется метрической.
Слайд. «Изображение резьбы на стержне и в отверстии » «Резьбу на чертеже изображают условно, на стержне по наружному диаметру - сплошной толстой линией, как на главном виде, так и на виде слева, а по внутреннему диаметру - сплошной тонкой линией, при этом на виде слева по внутреннему диаметру проводят тонкой линией дугу равную 3/4 окружности. Резьбу в отверстии на разрезе показывают сплошной тонкой линией по наружному диаметру и сплошной толстой по внутреннему диаметру. Штриховку на разрезе всегда доводят до сплошной толстой линии, Границу видимой резьбы проводят до линии наружного диаметра и изображают сплошной толстой основной линией).
|
Слайд. «Обозначение резьбы»
Учащиеся читают и расшифровывают обозначения резьбы.
Слайд «Чертёж - задание ». На каком из приведённых чертежей правильно приведены линии для обозначения резьбы?
Слайд «Какими буквами обозначены резьбовые соединения?» Вспоминаем названия резьбовых соединений (винтовое, болтовое, шпилечное).
Слайд «Болтовое соединение»
Ученик: «В состав соединения входят 5 деталей - 2 соединяемые детали, болт, шайба, гайка. В соединяемых деталях просверливают отверстия немного большего диаметра, чем у болта. Болт вставляют в отверстия деталей, затем надевают шайбу и завинчивают гайку».
Слайд «Чертёж болтового соединения»
Ученик: «На чертеже 3 изображения - фронтальный разрез, профильный разрез, вид сверху. Болт, гайка и шайба показаны на чертеже нерассечёными, т. к. секущая плоскость проходит вдоль их оси».
Учитель: «Ребята, у вас на столе лежат болты, гайки, шайбы и две деревянные детали с отверстиями, возьмите их и соберите болтовое соединение. А теперь внимательно посмотрите на чертёж и ответьте на вопрос: если бы вам пришлось начертить чертёж вашего соединения, чем бы он отличался от того, что на экране? Ответ: Болт у собранного соединения имеет резьбу по всей длине стержня, детали сделаны из дерева и будут по-другому заштрихованы на чертеже».
|
Слайд «Шпилечное соединение»
Ученик: «Шпилька представляет собой стержень, имеющий резьбу на обоих концах. Одним концом шпилька на всю длину резьбы ввинчивается в глухое отверстие с резьбой в детали 1. Деталь 2 надевают на другой конец шпильки, затем надевают шайбу и завинчивают гайку».
Слайд «Чертёж шпилечного соединения»
Ученик: «На чертеже представлено одно главное изображение, на нём сделан разрез. В основном чертёж похож на чертёж болтового соединения, но отличие в изображении детали 1. Обратим внимание на стержень, с резьбой ввёрнутый в отверстие, резьбу в отверстии показывают только там, где она не закрыта концом стержня. В отверстии штриховка доходит до сплошной толстой линии». Учитель: «Обратите внимание, у вас на столе тоже есть шпилька, возьмите её в руки, рассмотрите и скажите, чем она отличается от той, что на чертеже?» Ответ: Шпилька на столе имеет резьбу по всей длине стержня.
Практическая работа
Учитель: «Ребята мы повторили основные правила изображения и обозначения резьбы, вспомнили, что представляют собой чертежи резьбовых соединений, сейчас мы будем выполнять практическую работу и применим свои знания на практике.
1 задание: Дочертите условное изображение резьбы на поверхности 1.
2 задание: Собрать из отдельных элементов чертежи болтового и шпилечного соединений.
3 задание: Нанесите штриховку на разрезе деталей болтового и шпилечного
соединений.
4 задание: Сочините сказку. В тексте пропущены слова вам необходимо их правильно вставить так, чтобы получилась сказка.
|
Текст: «Жила была шпилька, была она стройной с изящной резьбой на обоих концах, работала в важном станке, но была очень одинока. В этом же станке совсем неподалеку работал болт и шпилька мечтала с ним подружиться, только вот у болта был скверный характер, он вечно хвастался, вертел своей шестигранной головкой и приговаривал: «Посмотрите, какая у меня красивая, модная шляпка, а ты шпилька просто длинный, тощий стержень, не буду я с тобой дружить». Хвастался болт, хвастался, вертел своей шляпкой, вертел да и сломался. Остановился станок, пришлось срочно новый болт покупать. Молоденький болтик, хотя и был яркий, блестящий, но по характеру скромный и застенчивый. Он обрадовался, когда шпилька предложила ему свою дружбу. Так и подружились шпилька с болтом и служили они в одном станке долго и счастливо».
Пропущенные слова: шпилька, шляпкой, болт, болта, резьбой, шпилька, головкой, станок, шпилька, станке.
Читаем сказку и отвечаем на вопрос: «О каком свойстве стандартных деталей рассказывает наша сказка?». (Ответ: взаимозаменяемось)
4. Домашнее задание: § повторить, принести циркуль.
Сказка
«Жила была _______, была она стройной, с изящной ______ на обоих концах, работала в важном станке, но была очень одинока. В этом же станке совсем неподалеку работал _____ и ______ мечтала с ним подружиться, только вот у_____ был скверный характер, он вечно ______ хвастался, вертел своей шестигранной _____ и приговаривал: «Посмотрите, какая у меня красивая, модная шляпка, а ты шпилька просто длинный, тощий стержень, не буду я с тобой дружить». Хвастался болт, хвастался, вертел своей ______, вертел да и сломался. Остановился _____, пришлось срочно новый болт покупать. Молоденький болтик, хотя и был яркий, блестящий, но по характеру скромный и застенчивый. Он обрадовался, когда ______ предложила ему свою дружбу. Так и подружились ______ с ______ и служили они в одном станке долго и счастливо».
Пропущенные слова: шпилька, шляпкой, болт, болта, резьбой, шпилька, головкой станок, шпилька, станке.
Класс | 9 - А | 9 - Б | 9- В |
Дата |
Урок № 10