Цель:
Содействовать в формировании у учащихся интереса к изучаемой теме.
Сформировать чёткое представление о назначении сборочных чертежей.
Содействовать в развитии у школьников пространственного представления и пространственного мышления.
Усвоение навыков коллективной работы в классе. Воспитание аккуратности, усидчивости в работе.
Методы: Беседа, объяснение, демонстрация, самостоятельная работа.
Оборудование: Учебник, чертежные инструменты, карточки, работы уч – ся прошлых лет.
Тип урока: Сообщение новых знаний.
Ход урока
Орг. момент.
Здравствуйте, садитесь.
Знакомство с планом урока.
Запись темы в рабочую тетрадь.
Сегодня на уроке мы приступим к изучению практически значимой в вашей дальнейшей жизни главе школьного курса «Черчение». Полученные знания вам помогут прочитать сборочные чертежи изделий, понять, как работает тот или иной механизм, вы сможете сами вычертить любую деталь изделия, если она будет нуждаться в ремонте или замене
(Мотивация предстоящей деятельности)
Демонстрация работ выполненных в прошлые годы.
Новый материал.
Общие сведения о сборочных чертежах изделий
На сборочном чертеже изделие изображают в собранном виде I со всеми входящими в него деталями.
На производстве сначала изготовляют по чертежу каждую деталь. Затем по сборочному чертежу собирают их в изделие.
На рисунке 231 в учебнике дано наглядное изображение модели кулачкового механизма. Он предназначен для того, чтобы сообщать возвратно-поступательное движение толкателю (дет. 6). Осуществляется это таким образом. Вращение рукоятки (дет. 3) передается через валик (дет. 4) кулачку (дет. 5), который, имея овальную форму, двигает толкатель.
|
На рисунке 232 в учебнике приведен сборочный чертеж кулачкового механизма. Внимательно рассмотрите его. Вспомните известные вам из уроков черчения и трудового обучения сведения о сборочных чертежах, а для этого ответьте на следующие вопросы:
1) Каковы правила расположения видов на сборочных чертежах? Соответствуют ли они правилам расположения видов на чертеже детали?
2) Применяют ли разрезы и сечения при выполнении сборочных чертежей?
3) Где на чертежах указывают названия деталей, входящих в изделие?
4) Нужно ли на сборочных чертежах наносить все размеры деталей, входящих в изделие? Почему?
5) Что означают цифры, стоящие на полках линий-выносок?
Сборочные чертежи (рис. 232 в учебнике) содержат те же изображения, что и чертежи деталей: виды, разрезы, сечения. Виды располагают в проекционной связи. Кроме основных, применяют и местные виды. Так, в учебнике, на рисунке 232 дан вид по стрелке А. Он поясняет форму рукоятки.
Сборочные чертежи обычно содержат разрезы и сечения. Это помогает выявить устройство изделия. На рисунке 232 в разрезе показан кулачок (дет. 5). Местные разрезы выявляют способы соединения толкателя (дет. 6) со стойкой (дет. 1),, рукоятки (дет. 3) с ручкой (дет. 2) и валиком (дет. 4), а также валика с кулачком. Вынесенное сечение поясняет форму стойки, имеющей ребро жесткости.
Как и на чертежах деталей, в правом нижнем углу сборочного чертежа располагают основную надпись. В ней указывают название изделия и другие данные, относящиеся к нему.
Как же определить названия деталей, входящих в сборочную единицу?
|
Спецификация.
С ней вы уже встречались на уроках трудового обучения. Это таблица, содержащая основные данные о деталях, входящих в изделие. Ее выполняют на отдельных листах формата А4. На учебных чертежах и на чертежах формата А4 ее располагают над основной надписью.
На рисунке 233 в учебнике приведены основная надпись и спецификация для учебных чертежей.
В первой графе спецификации указывают порядковые номера (позиции) деталей, входящих в изделие. Номера записывают сверху вниз.
Во второй графе записывают наименование детали. Для стандартизованных деталей здесь же указывают их обозначение
В третьей графе указывают количество деталей, входящих в изделие.
В четвертой графе записывают марку материала, из которого изготовлена деталь (на производственных чертежах эта графа отсутствует).
Последняя графа — «Примечания» — предназначена для дополнительных данных, не предусмотренных спецификацией.
Номера позиций, присвоенные детали в спецификации, наносят около соответствующих изображений на чертеже. Их наносят на полках, от которых проводят наклонную линию-выноску, заканчивающуюся точкой на изображении детали. Полки и линии-выноски проводят сплошными тонкими линиями.
Чтобы найти изображение детали, определяют по спецификации ее номер, отыскивают его на чертеже и по концу линии-выноски находят нужное изображение.
Чтобы легче было находить номера позиций на сборочном чертеже, полки группируют в строчку (по горизонтали) или в колонку (по вертикали).
Один из вариантов расположения линий-выносок и цифр приведен на рисунке 234, а. Первые шесть позиций расположены в колонку, остальные — в строчку. Позиции указывают на том виде или разрезе, где деталь изображена как видимая.
|
Для группы крепежных деталей, относящихся к одному и тому же месту крепления (например, болт, гайка и шайба), допускается общая линия-выноска (рис. 234, б). В этом случае полки соединяют тонкой вертикальной линией.
Цифры, обозначающие позиции, пишут крупнее цифр размерных чисел.
Ответьте на вопросы к чертежу на рисунке 232:
1) Как называется изделие?
2) Назовите изображения, содержащиеся на чертеже.
3) Как называется деталь 2?
4) Какую форму и размеры имеет деталь 7?
5) Сколько всего деталей входит в изделие?
Заключительная часть
Подведение итога.
1. Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
2. Трудная – ли была работа на сегодняшнем уроке?
3. Добились ли вы поставленных целей?
4. Чему вы сегодня научились?
Дом. задание: стр. 181 - 186. читать, ответить на вопросы в конце параграфа;
2. Начертите в рабочих тетрадях данные изображения и нанесите штриховку на разрезе деталей болтового соединения (рис. 235, а).
Класс | 9 - А | 9 - Б | 9- В |
Дата |
Урок № 4