1. Разрезы на сборочных чертежах.
Как было сказано, сборочный чертеж кулачкового механизма (см. рис. 232) содержит разрезы. Присмотритесь к штриховке. Из чертежа видно, что рядом расположенные детали заштрихованы в противоположные стороны. То же самое можно видеть на рисунках 217 и 219, где даны изображения простейших соединений деталей. Это тоже примеры сборочных чертежей.
Для чего соседние детали на чертеже заштрихованы в разные стороны?
Это сделано для того, чтобы облегчить чтение чертежей, дав возможность отличить соседние детали по штриховке.
Если в разрез попадают три и более соприкасающихся деталей (см. рис. 23б, г), следует изменить расстояние между линиями штриховки или сдвинуть их. Большее расстояние оставляют для более крупных деталей. Но для всех разрезов и сечений данной детали штриховка имеет наклон в одну сторону с равными расстояниями между штрихами (см. дет. 1 на рис. 232).
Узкие площади сечения, ширина которых на чертеже равна 2 мм или менее, показывают зачерченными (см. рис. 23б, г).
Детали 2, 4, 6 и 7 кулачкового механизма (см. рис. 232) даны на чертеже нерассеченными, хотя они попали в плоскость разреза. Это, как вам известно, потому, что болты, винты, шпильки, заклепки, шпонки, оси, валы и другие детали, не имеющие пустот, показывают нерассеченными в том случае, когда секущая плоскость направлена вдоль их оси. Шарики всегда показывают нерассеченными.
Если в нeпустотелых деталях имеется небольшое углубление, то применяют местный разрез, как на рисунке 232 (дет. 4). Здесь местный разрез служит для выявления формы отверстия с резьбой пoд винт. Если сплошные детали 2, 4, 6 и 7 рассечь и заштриховать, то форму их будет труднее определить. Сборочный чертеж станет менее ясен.
|
Размеры на сборочных чертежах.
Размеры отдельных деталей на сборочном чертеже не наносят (см. рис. 232). На таком чертеже наносят лишь размеры, необходимые для правильного размещения деталей относительно друг друга в изделии, а также для установки сборочной единицы. К ним относятся, например, размеры, определяющие расстояния между центрами отверстий под болты, которыми соединяют две сборочные единицы (на рис. 232 это размеры 38 и 56). Кроме того, наносят габаритные (203...217, 116 и 50 на рис. 232) и присоединительные размеры.
4. Закрепление изученного материала.
1. Нужно ли на сборочных чертежах наносить все размеры деталей, входящих в изделие?
2. Назовите габаритные размеры изделия, изображенного на рисунке 232.
3. Для какой цели даны размеры 38 и 56 на сборочном чертеже, приведенном на рисунке 232?
Ответьте на вопросы к чертежу кулачкового механизма (см. рис. 232):
1) Почему на чертеже не заштрихован толкатель?
2) Можно ли вынесенное сечение заштриховать в противоположную сторону, не меняя направление штриховки у стойки (дет. 9)?
3) В каких случаях сечение можно зачернить?
4) Для какой цели выполнен местный разрез на изображении валика?
5) Попал ли в плоскость разреза винт? Почему он не заштрихован?
Начертите в рабочих тетрадях данные изображения и нанесите штриховку на разрезе деталей болтового соединения (см. рис. 235, а).
Начертите в рабочих тетрадях данные изображения и нанесите штриховку на разрезе деталей шпилечного соедине- ния (см. рис. 235, б).
Начертите в рабочих тетрадях данные изображения и нанесите номера позиций составных частей изделия (рис. 236, а, б, в, г).
Итог урока
Домашнее задание.
Класс | 9 - А | 9 – Б | 9 - В |
Дата |
Урок №20