Закрепление изученного материала.




Учитель: Посмотрите на эти детали (см. слайд № 13). Как вы думаете? Почему они такие разноцветные?

Ученик: Эти краны – сборочные единицы из нескольких деталей. И для наглядности каждая деталь другого цвета.

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с деталированием. Найдите в тексте 37 параграфа определение деталирования и запишите в тетрадь. Кто зачитает?...

Ученик: Деталированием называется процесс разработки и выполнения рабочих чертежей (эскизов) деталей по сборочному чертежу.

Учитель: Как по вашему? Для чего необходимо деталирование? (см.слайд № 13)

Ученик: Деталирование необходимо при изготовлении и ремонте изделия или деталей, входящих в него.

Учитель: Деталированию сборочной единицы предшествует процесс чтения сборочного чертежа.
Деталирование сборочных единиц рекомендуется осуществлять в следующей последовательности: (см. слайд № 14)

1. Выявить детали, на которые будут составляться рабочие чертежи.

2. Выбрать одну из них и выполнить ее рабочий чертеж, определив необходимое количество изображений, используя условности и упрощения, знаки, поясняющие форму, продумав масштаб изображения и нанесение размеров. Поскольку на рабочих чертежах должны быть нанесены шероховатость поверхности, предельные отклонения и другие данные, которые вы не изучаете в школьном курсе черчения, то под деталированием будем понимать выполнение чертежей деталей сборочной единицы.


При деталировании необходимо помнить, что:

— на стандартные изделия чертежи не выполняются. Почему? … т. к. все сведения о них можно найти в справочнике;

— размеры сопрягаемых поверхностей должны быть одинаковыми;

— размеры деталей нельзя снимать посредством простых измерений изображений сборочного чертежа.

Чтобы найти размеры деталей, не указанные на сборочных чертежах, можно, опираясь на свойства подобия фигур, использовать один из приведенных ниже способов.
Способ 1. Вначале определяют, как соотносится размер, проставленный на чертеже, к соответствующему размеру, полученному при измерении изображения. Например, на чертеже обозначен размер 35 мм, а замер соответствующего отрезка дает величину 10 мм, следовательно, отношение этих величин равно 3,5. Затем измеряют любую искомую длину на чертеже, полученный результат умножают на 3,5 и получают искомый размер.

Способ 2 — графический. Его часто называют пропорциональным масштабом. Рассмотрим этот способ, используя те же числовые примеры.

На миллиметровой бумаге построим прямой угол (см. слайд) (рис. 258 в учебнике), и на вертикальной его стороне отложим размер, полученный при измерении изображения, т. е. 10 мм. Получим точку А. На горизонтальной стороне угла отложим действительный размер — 35 мм. Получим точку В. Точки А и В соединим. Сделав второй замер и отложив его на вертикальной стороне угла, получим точку С, через которую проведем прямую, параллельную АВ. Пересечение этой прямой с горизонтальной стороной угла дает точку Б. Длина отрезка от вершины угла до точки Б и есть искомый размер детали.

В качестве примера проведем деталирование изделия «Блок» по сборочному чертежу, представленному на рис. 238 и 239 учебника. Опишите форму каждой детали и размеры Блок — это простейшее грузоподъемное устройство в виде вращающегося на оси колеса с желобом, через который перекинуты канат, цепь и т.п. (рис. 246).

Ученики: Рассматривая спецификацию сборочного чертежа «Блок», мы видим, что он состоит из 7 деталей: пяти нестандартных деталей (ролик — поз. 1, втулка — поз. 2, вилка — поз. 3, ось — поз. 4, планка — поз. 5) и двух стандартных деталей (болт МЗХ5 — поз.6).

Ученики: На чертеже слайда (рис. 238 и 239) сборочная единица «Блок» представлена пятью изображениями: видом спереди, который содержит местный разрез; соединением части горизонтального разреза с частью вида сверху; видом слева; дополнительным видом по стрелке Б и сечением А-А. (при возможности)

Отвечают ученики:

На сборочном чертеже указаны следующие размеры:

— габаритные — 44, 44 и 34;

— установочные — 34, 15;

— присоединительные — 05;

— размеры стандартного изделия болт М3х5.

Чертежи должны быть выполнены для пяти деталей: ролик, втулка, вилка, ось, планка. Чертеж на стандартное изделие «Болт» не выполняется. Проанализируем форму деталей, чертежи которых будем выполнять (рис. 247).

Деталь «Ролик» (рис. 247, поз. 1) имеет форму колеса с желобом по окружности для каната (нити или цепи) и цилиндрическое отверстие под втулку. Деталь «Втулка» (рис. 247, поз. 2) имеет форму пустотелого цилиндра.

Форма детали «Вилка» (рис. 247, поз. 3) образована сочетанием трех призм, в одной из которых находятся четыре сквозных отверстия, а к двум другим примыкают полуцилиндры со сквозными отверстиями. В одном из полуцилиндров имеется два глухих резьбовых отверстия.
Форма детали «Ось» (рис. 247, поз. 4) представляет собой сочетание двух цилиндров и двух усеченных конусов, в одном из цилиндров сделан паз под планку.

 

 

Деталь «Планка» (рис. 247, поз. 5) имеет призматическую форму с двумя отверстиями под болты.

Рассмотренные выше детали изготовлены из следующих материалов: ролик, ось и планка — из стали, втулка — из бронзы, вилка — из серого чугуна.

При выборе главного изображения чертежа детали, имеющей цилиндрическую форму, необходимо помнить, что оси деталей должны быть параллельны основной надписи чертежа (см. чертежи деталей «Ролик», «Втулка», «Ось»).

Поскольку ролик и втулка являются деталями симметричными, пустотелыми, имеющими оси вращения, то на чертеже достаточно использовать совмещение половины вида спереди с половиной фронтального разреза (рис. 248,249). Для показа формы детали «Ось» достаточно только одного изображения — вида спереди (рис. 251).

Деталь «Вилка» на чертеже (рис. 250) будет занимать такое же пространственное положение, как и на сборочном чертеже.

Чтобы иметь полное представление о форме детали, необходимо построить три изображения: вид спереди с местным разрезом для выявления формы отверстия; соединение части горизонтального разреза с частью вида сверху; вид слева, содержащий местный разрез для показа глухого резьбового отверстия.

Чертеж детали «Планка» (рис. 252) должен содержать два изображения: фронтальный разрез и вид сверху.

В данной сборочной единице сопрягаемыми поверхностями являются цилиндрические поверхности оси и втулки, имеющие размер — 010, ролика и втулки — 014, призматические поверхности оси и планки и др.

Учитель: Я предлагаю вам рассмотрите примеры деталирования сборочной единицы – «Струбица» на слайдах презентации. (см. слайды 27-33)

 

Подведение итогов урока

Ответьте на вопросы:

1. Чем отличается чертеж детали от сборочного чертежа

2. Что называется деталированием?

3. В каком масштабе предпочтительно выполнять чертежи деталей?

4. Какие поверхности называются сопрягаемыми и зачем их нужно находить на сборочном чертеже при деталировании?

Домашнее задание:

Рассмотрите примеры деталирования сборочных единиц, чертежи которых представлены на рис. 250, 251 учебника.

 

Класс 9 - А 9 – Б 9 - В
Дата      

Урок № 22



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: