Рис. 4. 1 – заводы, фабрики и мельницы с трубами; 2 – будки трансформаторные; 3 – радиостанции и телецентры; 4 – нефтяные и газовые вышки; 5 – сооружения башенного типа; 6 – часовни; 7 – мечети; 8 – радиомачты и телевизионные мачты; 9 – печи для обжига извести и древесного угля; 10 – мазары, суборганы. |
Этими главными точками необходимо пользоваться при точных измерениях расстояний между объектами по карте и при определении координат объектов. К внемасштабным условным знакам относятся такие знаки дорог, ручьев и других линейных объектов, у которых в масштабе выражается только длина, ширина же не может быть измерена по карте. Точное положение таких объектов на местности соответствует продольной оси (середина) знака на карте.
Пояснительные условные знаки применяются для дополнительной качественной и количественной характеристики изображаемых объектов и показа их разновидностей (например, условный знак дерева внутри леса).
Условные знаки, это азбука, знание которой необходимо для чтения карты. Хотя обозначения условных знаков в определенной мере зависят от масштаба карты, все их принято делить на три группы: масштабные, внемасштабные и пояснительные. Первые изображают местные предметы (обычно контуром), которые укладываются в масштаб карты: озера, крупные города и т. п. Вторые — объекты, которые не могут быть выражены в данном масштабе. По такому знаку нельзя судить о действительном, размере показанного на карте селения, колодца или моста. К третьей группе знаков относятся цифры, надписи и другие обозначения.
С уменьшением масштаба карты масштабные условные знаки превращаются во внемасштабные. При чтении условных знаков надо знать, что карта (план) изображает, как правило, летнее состояние местности. Наиболее распространенные и нужные для путешественника условные знаки изображены
|
на рис. 43.
Рельеф местности. Изображается на крупномасштабных картах при помощи горизонталей — кривых замкнутых линий, соединяющих точки местности, одинаковые по высоте над уровнем океана.
Расстояние по высоте между двумя смежными горизонталями, взятыми на одном скате, называется высотой сечения, а расстояние между горизонталями по плану - заложением. Чем круче скат, тем меньше величина заложения, и наоборот. Для определения крутизны ската следует измерить кратчайшее расстояние между соседними горизонталями и по шкале подобрать соответствующее ему заложение, против которого читают крутизну ската в градусах. Чтобы определить направление ската по горизонталям, на некоторых из них ставят перпендикулярные черточки — скатоуказатели (бергштрихи), «смотрящие» своим свободным концом в сторону понижения (рис. 44).
Некоторые формы рельефа изображаются не горизонталями, а особыми условными значками. Так, обрывы, овраги, валы, ямы показываются линией с зубчиками, обращенными в сторону крутого склона. При пользовании мелкомасштабными картами туристы могут встретить изображение рельефа способом отмывки (сгущения теней) и гипсометрическим («чем выше, тем темнее»).
На картах, где нанесена только гидросеть (реки, ручьи, озера), рельеф приходится «дорисовывать» в уме, опираясь на густоту, направление и извилистость водотоков и высотные отметки.
На схемах и планах горных районов рельеф часто изображают только линиями водоразделов (гребней), отметками основных вершин, показом рек и ледников.
|
Работа с топографической картой предполагает наличие у вас знаний условных обозначений на карте. Условные обозначения — своеобразная азбука карт, зная их можно научиться читать карты, представлять и оценивать по ним характер местности и ландшафты. Далее приведены основные условные обозначения, используемые на топографических карт различного масштаба.
Общие правила чтения топографических карт.
Читать карту – это значит правильно и полно воспринимать символику ее условных знаков, быстро и безошибочно распознавая по ним не только тип и разновидности изображаемых объектов, но и их характерные свойства.
Изучение местности по карте (чтение карты) включает определение общего ее характера, количественных и качественных характеристик отдельных элементов (местных предметов и форм рельефа), а также определение степени влияния данной местности на организацию и ведение боя.
Изучая местность по карте, следует помнить, что со времени ее создания на местности могли произойти изменения, которые не отражены на карте, т. е. содержание карты в какой-то мере не будет соответствовать действительному состоянию местности на данный момент. Поэтому изучение местности по карте рекомендуется начинать с ознакомления с самой картой.
Ознакомление с картой. При ознакомлении с картой по сведениям, помещенным в зарамочном оформлении, определяют масштаб, высоту сечения рельефа и время создания карты. Данные о масштабе и высоте сечения рельефа позволят установить степень подробности изображения на данной карте местных предметов, форм и деталей рельефа. Зная величину масштаба, можно быстрее определять размеры местных предметов или удаление их друг от друга.
|
Сведения о времени создания карты дадут возможность предварительно определить соответствие содержания карты действительному состоянию местности.
Затем читают и по возможности запоминают величины склонения магнитной стрелки, поправки направления. Зная на память поправку направления, можно быстрее делать перевод дирекционных углов в магнитные азимуты или ориентировать карту на местности по линии километровой сетки.
Общие правила и последовательность изучения местности по карте. Последовательность и степень подробности изучения местности определяется конкретными условиями боевой обстановки, характером боевой задачи подразделения, а также сезонными условиями и тактико-техническими данными боевой техники, применяемой при выполнении поставленной боевой задачи. При организации обороны в городе важное значение имеет определение характера его планировки и застройки, выявление прочных зданий с подвальными помещениями и подземных сооружений. В том случае, когда по городу проходит маршрут движения подразделения, изучать с такой подробностью особенности города нет необходимости. При организации наступления в горах основными объектами изучения являются перевалы, горные проходы, теснины и ущелья с прилегающими к ним высотами, формы скатов и их влияние на организацию системы огня.
Изучение местности, как правило, начинают с определения ее общего характера, а затем детально изучают отдельные местные предметы, формы и детали рельефа, их влияние на условия наблюдения, маскировки, проходимость, защитные свойства, условия ведения огня и ориентирования.
Определение общего характера местности имеет целью выявление важнейших особенностей рельефа и местных предметов, оказывающих существенное влияние на выполнение поставленной задачи. При определении общего характера местности на основе ознакомления с рельефом, населенными пунктами, дорогами, гидрографической сетью и растительным покровом выявляют разновидность данной местности, степень ее пересеченности и закрытости, что дает возможность предварительно определить ее тактические и защитные свойства.
Общий характер местности определяется беглым обзором по карте всего изучаемого участка.
По первому взгляду на карту можно сказать, о наличие населенных пунктов и отдельных массивов леса, обрывов и промоин, озер, рек и ручьев, свидетельствующих о пересеченности местности и ограниченном обзоре, что неизбежно затрудняет движение боевой и транспортной техники вне дорог, создает трудности при организации наблюдения. Вместе с тем изрезанный характер рельефа создает неплохие условия для укрытия и защиты подразделений от воздействия оружия массового поражения противника, а массивы леса могут быть использованы для маскировки личного состава подразделения, боевой техники и т. д.
Так, в результате определения общего характера местности делают вывод о доступности района и отдельных его направлений для действий подразделений на машинах, а также намечают рубежи и объекты, которые следует изучить более детально, учитывая характер боевой задачи, которую предстоит выполнять на данном участке местности.
Детальное изучение местности имеет целью определить качественные характеристики местных предметов, форм и деталей рельефа в границах действий подразделения или по предстоящему маршруту движения. На основе получения по карте таких данных и с учетом взаимосвязи топографических элементов местности (местных предметов и рельефа) делается оценка условий проходимости, маскировки и наблюдения, ориентирования, ведения огня, а также определяются защитные свойства местности.
Определение качественных и количественных характеристик местных предметов производится по карте со сравнительно высокой точностью и большой подробностью.
При изучении по карте населенных пунктов определяют количество населенных пунктов, их тип и рассредоточенность, определяют степень обжитости того или иного участка (района) местности. Основными показателями тактических и защитных свойств населенных пунктов являются их площадь и конфигурация, характер планировки и застройки, наличие подземных сооружений, характер местности на подступах к населенному пункту.
Читая карту, по условным знакам населенных пунктов устанавливают наличие, тип и расположение их на данном участке местности, определяют характер окраин и планировку, плотность застройки и огнестойкость строений, расположение улиц, главных проездов, наличие промышленных объектов, выдающихся зданий и ориентиров.
При изучении по карте дорожной сети уточняют степень развития дорожной сети и качество дорог, определяют условия проходимости данной местности и возможности эффективного использования транспортных средств.
При более подробном изучении дорог устанавливаются: наличие и характеристика мостов, насыпей, выемок и других сооружений; наличие труднопроходимых участков, крутых спусков и подъемов; возможность съезда с дорог и движения рядом с ними.
При изучении грунтовых дорог особое внимание обращают на выявление грузоподъемности мостов и паромных переправ, так как на таких дорогах они часто не рассчитаны на пропуск тяжелых колесных и гусеничных машин.
Изучая гидрографию, определяют по карте наличие водных объекты, уточняют степень изрезанности местности. Наличие водных объектов создает хорошие условия для водоснабжения и осуществления перевозок по водным путям.
Водные поверхности изображаются на картах синим или голубым цветом, поэтому они отчетливо выделяются среди условных знаков других местных предметов. При изучении по карте рек, каналов, ручьев, озер и других водных преград определяются ширина, глубина, скорость течения, характер грунта дна, берегов и прилегающей к ним местности; устанавливаются наличие и характеристика мостов, плотин, шлюзов, паромных переправ, бродов и участков, удобных для форсирования.
При изучении почвенно-растительного покрова устанавливают по карте наличие и характеристику лесных и кустарниковых массивов, болот, солончаков, песков, каменистых россыпей и тех элементов почвенно-растительного покрова, которые могут оказать существенное влияние на условия проходимости, маскировки, наблюдения и возможность укрытия.
Изученные по карте характеристики участка леса позволяют сделать вывод о возможности его использования для скрытного и рассредоточенного расположения подразделений, а также о проходимости леса по дорогам и просекам. Хорошими ориентирами в лесу для определения своего местоположения и ориентирования в движении являются дом лесника и просеки.
Характеристики болот определяются по начертаниям условных знаков. Однако при определении проходимости болот по карте следует учитывать время года и состояние погоды. В период дождей и распутицы болота, показанные на карте условным знаком как проходимые, в действительности могут оказаться труднопроходимыми. Зимой в период сильных морозов труднопроходимые болота могут стать легкопроходимыми.
Изучение рельефа по карте начинается с определения общего характера неровностей того участка местности, на котором предстоит выполнять боевую задачу. При этом устанавливаются наличие, местоположение и взаимная связь наиболее характерных для данного участка типовых форм и деталей рельефа, определяется в общем виде их влияние на условия проходимости, наблюдения, ведения огня, маскировки, ориентирования и организацию защиты от оружия массового поражения. Общий характер рельефа можно быстро определить по густоте и начертанию горизонталей, отметкам высот и условным знакам деталей рельефа.
Детальное изучение рельефа местности по карте связано с решением задач по определению высот и взаимного превышения точек, вида и направления крутизны скатов, характеристик (глубины, ширины и протяженности) лощин, оврагов, промоин и других деталей рельефа.
Естественно, что необходимость решения конкретных задач будет зависеть от характера поставленной боевой задачи. Например, определение полей невидимости потребуется при организации и ведении разведки наблюдением; определение крутизны, высоты и протяженности скатов потребуется при определении условий проходимости местности и выборе маршрута движения
Подпишите названия условных знаков 1.______________________ 2._______________________ 3._________________ 4.______________________ 5.__________________ 6.____________________ 7. __________________ 8. _________________ 9. ____________________ 10._____________________ 11._____________________ 12. _________________
Замените в тексте слова топографическими знаками: Они шли, по-прежнему молча, прячась в тени деревьев. Наконец, вышли к просеке. Если бы не Жердяй, Миша никогда не догадался бы, что это просека, настолько густо заросла она молодым кустарником. Они прошли еще версту. Лес перешел в редколесье. Чувствовались гнилые запахи болота. Перед ними была глубокая яма, на некотором отдалении виднелась другая, потом третья... (по А. Рыбакову. «Бронзовая птица»)
Придумай свои условные топографические знаки
1.Внимательно осмотри свой двор. Как много в нем различных предметов это деревья, кустарники, детская песочница, сушилка для белья и многое другое.
2. Посмотри, какие предметы двора можно изобразить знакомыми тебе условными топографическими знаками. Подсказкой для тебя будут приведенные в географическом атласе условные знаки.
3. Посмотри, для каких предметов двора условных топографических знаков не существует. Придумай их сам.
4. Нарисуй в тетради и подпиши условные знаки предметов твоего двора.
5. Привлеки к этой работе друзей и родителей, так будет интереснее и веселее.
6. Придумай игры с условными географическими знаками.
Например, опиши маршрут твоего движения по двору, используя топографические знаки.
Приложение 1
Постройки и сооружения | |||
Постройки масштабные | Разрушенные постройки масштабные | ||
Постройки не масштабные | Разрушенные постройки не масштабные | ||
Заводские трубы | Заводы и фабрики с трубами | ||
Заводы и фабрики без труб | Шахты действующие | ||
Электростанции | Шахты не действующие | ||
Склады горючего | Капитальные сооружения башенного типа | ||
Радио и телевышки | Вышка легкого типа | ||
Трансформаторная будка | Радиостанции и телевизиооные центры | ||
Линии электропередач на деревянных опорах | Линии электропередач на железобетонных опорах (высота в метрах) | ||
Ветряные двигатели | Торфоразработки в масштабе | ||
Водяная мельницы и лесопильни | Ветряные мельницы | ||
Метеорологическая станция | бензоколонки и заправочные станции | ||
Церковь | Часовня | ||
Кладбища мастабные | Кладбиша немасштабные | ||
Пасека | Памятники и монументы | ||
Постоянные стоянки юрт и чумов | Мусульмаские могилы | ||
Колодец | Ветряной колодец | ||
Колодец с журавлем | Родник | ||
Каменные кирпичные стены и металлические ограждения | Железные дороги двухпутные | ||
Геодезический пункт | Дом лесника | ||
Шоссе с мостом | Аэродромы |
Растительный покров | |||
Обозначения харак. лесов. Числитель — высота дерева, знаменатель — диаметр ствола, число справа — расстояние между деревьями в метрах | Лиственный лес (в данном случае береза и клен) | ||
Смешанный лес (в данном случае ель и береза) | Хвойный лес | ||
Отдельно стоящее дерево: 1-хвойное, 2-лиственное | Вырубленный лес | ||
Редкий лес | Кустарники | ||
Луговая растительность ниже 1м | Мелкая поросль и молодая посадка | ||
Высокая трава | Моховая растительность | ||
Бурелом | Камышовые и тростниковые заросли | ||
Горелый и сухостойный лес | Фруктовые сады | ||
Проходимые болота — травянистый покров | Непроходимые болота — камышовый покров | ||
Проходимые болота — камышовый покров | Непроходимые болота — травянистый покров | ||
Проходимые болота - моховой покров 1.4 — глубина в метрах | Непроходимые болота — моховой покров | ||
Проходимые солончаки | Непроходимые солончаки |
Приложение 2
Приложение 3
Гидрография и водные объекты | |||
Приливно-отливные полосы | Берега песчано-каменистые | ||
Илистые берега | Скалистые берега | ||
Обрывистые берега 1 — без пляжа с пляжа (высота в метрах) | Реки и ручьи | ||
Судоходные реки и каналы название пишется заглавными буквами | Не судоходные реки и каналы название пишется прописными буквами | ||
Дамбы и искусственные валы указана высота в метрах | Озера 1 — пресные 2 — соленые 3 — горько-соленые | ||
114,3 - отметка уреза воды Стрелка указывает направление скорость течения (0,2 м/сек) Характеристика рек и каналов: 170 — ширина (м) 1,7 - глубина (м) Тип грунта (П - песчаный, Т - твердый, В - вязкий, К - каменистый) | Броды: 1,2—глубина, 180—длина в метрах, Т - тип грунта 0,5 - скорость течения в м/сек Паромы: 195 - ширина реки (м) 4х3—размеры парома (м) 8 - грузоподъемность (т) | ||
Металлический мост Железобетонный мост Подвесной канатный или цепной мост | Металлический мост разводной Железобетонный мост разводной | ||
Обозначение мостов: материал постройки К — каменный ЖБ — железобетонный М — металлический Д — деревянный 10 — высота над водой (м); 240 — длина моста (м); 10 — ширина проезжей части (м); 50 — грузоподъемность (т) | |||
Обозначение плотин: 1) проезжие; 2) непроезжие. Материал сооружения К—каменные, Бет.- бетонные, ЖБ - железобетонные, Д - деревянные, Зем. - землян. 250—длина, 8—ширина плотины по верху (м), в числителе—отметка верхнего уровня воды, в знаменателе—нижний уровень воды. | |||
Якорные стоянки, пристани, обозначенные не в масштабе |
Класс | 9 - А | 9 – Б | 9 - В |
Дата |
Урок № 30
Назначение строительных чертежей. Основные виды строительных чертежей. Содержание строительного чертежа и особенности его оформления.
Цель урока: дать учащимся общие сведения о строительных чертежах и познакомить с правилами их составления и чтения;развить умения применять ранее полученные знания о машиностроительных чертежах при изучении нового материала на основе сравнительного анализа графических изображений;способствовать формированию понимания учащимися роли строительных чертежей в повседневной жизни.
Задачи урока: работа с новыми понятиями; на основе сравнительной таблицы выявить сходства и отличия между машиностроительными и строительными чертежами; чтение строительных чертежей
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебные пособия (учебники),чертежные инструменты и принадлежности,иллюстрации избы,раздаточный материал (карточки),сравнительная таблица,чертежи - таблицы.компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
ХОД УРОКА
Организационный момент
2. Для того, чтобы построить любое здание, даже древние люди пользовались чертежами. Они были несовершенны и скорее напоминали рисунки, чем чертежи. С развитием индустрии строительные чертежи преобразовались.
- А может, из вас, кто-то знает, что такое строительные чертежи?
- У нас возникает проблема? Какая?
- Мы не знаем, что такое строительные чертежи?
- Мы не знаем правил, по которым выполняют эти чертежи
- Не умеем их чертить и читать.
Какова же цель урока?
(формулируют дети)
Узнать:
Что такое строительные чертежи? Правила, по которым выполняют эти чертежи. Научиться читать и чертить эти чертежи
Записать тему урока в тетрадь.
Все чертежи, которые мы изучали на уроках черчения до сегодняшнего дня, называются машиностроительными.
Сегодня мы приступаем к изучению новой темы “Строительные чертежи”.
Давайте вспомним, обратив особое внимание на архитектурно-декоративные элементы избы.
Обратимся к эпиграфу сегодняшнего урока
“Одним лишь только топором
Когда-то мастер строил дом.
Так почему небрежный труд
Топорным все-таки зовут”.
Еф. Ефимовский.
А как вы думаете, сразу ли строители могут пойти и начать строить дома?
Конечно же, нет!
Первым этапом всякого строительства является ознакомление с проектной документацией.
Давайте узнаем, что такое проектная документация?
Огромный небоскреб и маленький дачный дом, мост через Неву и мост через маленькую речушку; заводы; спортивные комплексы; магазины; остановки - все сооружения, которые окружают нас невозможно создать без строительных чертежей.
Так же существуют градостроительный кодекс.
Строят здания и сооружения, пользуясь строительными чертежами. Первым этапом всякого строительства является составление проектного здания. Затем разрабатывают рабочие чертежи.
Строительными чертежами называют чертежи, которые содержат проекционные изображения различных сооружений. Их, в зависимости от назначения, можно подразделить на четыре основные группы:
жилые и общественные здания, которые объединяются общим названием - гражданские здания; к ним относятся общежития, клубы, больницы, школы, различные административные здания и т.п.;
промышленные здания – здания фабрик, заводов и других производственных объектов, здания гаражей, электростанций, котельных и т.п.
сельскохозяйственные здания – здания для содержания скота и птицы, для ремонта и хранения сельскохозяйственных машин, склады и хранилища продукции и т.п.;
инженерные сооружения – мосты, тоннели, путевые эстакады, набережные, различные гидротехнические и земляные сооружения, доменные печи, резервуары и т.п.
Конструктивным элементом называется отдельная самостоятельная часть здания сооружения: фундамент, стены, перегородки, цоколь, перекрытие, кровля, оконный или дверной блок и т. п.
В состав чертежей технического проекта входят обычно: генеральный план, план, фасад и разрезы здания. При составлении этих чертежей назначаются все размеры основных частей здания с учетом норм и правил СНиПов (строительные нормы и правила) и ГОСТов, устанавливаются конструкции отдельных частей в соответствии с техническими и санитарными требованиями.
Чертежи, которые полностью отражают планировку помещений построенного здания, его размеры и строительные конструкции, называют исполнительными чертежами.
Чертежи зданий, составленные на основании обмеров, произведённых в натуре, называют обмерочными чертежами.
Основные изображения на строительных чертежах называются фасад, план, разрез.
1. Фасад - изображение внешних сторон здания. На них показывают расположение окон дверей, а также архитектурные детали здания (на доске вывешивается плакат с этим определением, учащиеся записывают его в тетрадь). В это время на доске открывается плакат-таблица с чертежом фасада русской избы.
Фасадами называют виды зданий спереди (главный фасад) и сбоку. Главный фасад - это вид здания со стороны улицы; вид слева и справа - торцевые фасады. Вид сзади - дворовый фасад.
Фасады выполняются в масштабе 1: 200; 1: 400; 1: 500.
2. Планом здания называют разрез здания горизонтальной плоскостью на уровне немного выше подоконников. На доске чертеж плана избы.
Планы выполняют для каждого этажа, кровли, фундамента. Если план расположен на одном листе с фасадом, то сохраняют проекционную связь между ними.
Что можно определить по плану? (Учащийся выходит к доске и отвечает).
Обычно план здания начинают вычерчивать с проведения осей стен и колонн. Оси стен, начерченных на плане вертикально, отмечают (в кружочке) цифрами. Оси стен, расположенные горизонтально, отмечают заглавными буквами русского алфавита.
По плану можно определить форму и размеры здания, расположение помещений, оконных и дверных проемов. На планах показывают санитарно-техническое оборудование, системы отопления и вентиляции.
Ширину и длину здания, расстояние между осями стен, размеры проемов и простенков также наносят на плане в миллиметрах (иногда в сантиметрах). Кроме того, указывают площадь (кв.м.) помещений цифрой, подчеркнутой линией. Размерные линии ограничиваются не стрелками, а штрихами (под углом 45°).
Работа по плакату на доске.
Сколько помещений в этом здании? На какую сторону света ориентирована печь в русской избе? Что находится в противоположном углу?
3. Разрез служит для выявления конструкции здания и высоты этажей. Получают его с помощью вертикальных секущих плоскостей, проходящих, как правило, по осям оконных и дверных проемов (определение на доске, ученики – в тетради).
В строительном черчении боковые фасады часто заменяют разрезами.
На разрезах наносят высотные отметки. Отметкой называют число, указывающее высоту точки над нулевою плоскостью. За нулевую отметку принимают уровень пола первого этажа. Все что выше со знаком “+”, ниже со знаком “-”. Обозначают в метрах. (Чертежи отметок учитель чертит на доске).
За высоту здания принимают размер от уровня земли до конька здания.
Работа по плакату на доске.
Найдите высоту дома, изображенного на чертеже.
В это время раздаются сравнительные таблицы, заполняют все вместе.
В то время, пока учащиеся заполняют последнюю строчку сравнительной таблицы, учитель раздает карточки - задания. На карточке даны перспективные изображения и планы трех домов. По перспективному изображению необходимо найти план дома. Объяснить, чем руководствовались при сравнении изображений.
Домашнее задание.
Подводится итог урока и дается домашнее задание
на карточке дано перспективное изображение одноквартирного жилого дома. Под рисунком помещена схема планировки этого дома. На схеме буквами обозначено расположение окон, дверей, печей, а также санитарно-техническое оборудование. Необходимо вычертить план дома.
Класс | 9 - А | 9 – Б | 9 - В |
Дата |
Урок № 31