Для ускорения поиска информация в базе данных поисковых систем преобразована в текстовые файлы. Каждый из них представляет список слов с сайтов, рядом с которыми располагаются их координаты в исходном тексте и другие параметры. База таких файлов называется обратным индексом, и именно по ним осуществляет поиск алгоритм инвертированного или обратного индекса. Релевантность поисковой выдачи, созданной с помощью таких алгоритмов несколько ниже, нежели у алгоритмов прямого действия, но большая на порядок скорость ответа искупает этот недостаток.
Язык запросов — это искусственный язык, на котором делаются запросы к базам данных и другим информационным системам, особенно к информационно-поисковым системам.
Используя язык запроса, содержащий логические операции (логические операторы AND, OR, NOT, скобки и др.), префиксы обязательности присутствия ключевых слов в документе «+» и «-» (при поиске по узкоспециализированным терминам — предпочтительней использовать), расположения ключевых слов в документе рядом или на определенном расстоянии и т. д.) и др. элементы, и большее количество связанных ими ключевых слов, можно значительно сузить область поиска и более качественно составить запрос к поисковому серверу. Следует учитывать, что разные поисковые системы могут иметь как различающиеся языки запросов, так и очень похожие.
Классификация источников информации в Интернете может производиться по разным основаниям:
1. Web-страницы – наиболее распространенный и используемый из информационных ресурсов. Представляет собой страницы, связанные гипертекстом.
2. Файловые серверы – представляют собой реализацию в Интернете традиционного способа предоставления информации;
3. Телеконференции – являются важным источником информации и разбиваются на группы (рубрики) по различным тематикам;
4. Базы данных – в них часто содержится кроме текстовой информации также другие виды информации.
Информационные ресурсы также могут быть разделены по языковому признаку. В Интернете представлены практически все основные языки, но превалирующим является английский.
Имеет место классификация по территориальному признаку, ряд сайтов представляет информацию для потребителей определенного региона, хотя доступ к ней возможен с любой точки мира.
Наиболее важным аспектом классификации информационных ресурсов сети является содержание информации. Деловая информация, необходимая предпринимательской деятельности, по этому критерию может быть разделена на следующие группы:
- Сведения о фирмах и организациях – различают три типа серверов данной группы:
- серверы присутствия в Интернете делятся на рекламные и информирующие. Рекламные обычно содержат 1 – 2 страницы, когда информирующие содержат более подробную информацию о фирме, о производимой ей продукции и услугах;
- информационные серверы – их ведут информационно-аналитические агентства, в том числе государственные, чья деятельность связана с предоставлением различного рода информации потребителям;
- интерактивные магазины – обеспечивают продажу товара посредством Интернета, при этом могут быть реализованы в электронном виде следующие функции:
- предоставление клиенту необходимой информации о товаре и услуге;
- оформление заказа;
- оплата заказа (при использовании онлайновых платежных систем);
- отправка заказа, если товаром является информация.
- Сведения о состоянии мировой экономики и экономики отдельных стран – данная информация представлена в профессиональных базах крупнейших информационно-аналитических агентств мира. Срверы этих агентств входят в состав информационных ресурсов Интернета. Информация о состоянии национальной экономики обычно размещается на серверах государственных структур, отвечающих за государственную поддержку экономики, также государственных статистических органов и различных экономических институтов;
- Сведения о состоянии отраслевых рынков – анализ отраслевых рынков осуществляют специализированные маркетинговые и консалтинговые агентства, а также маркетинговые службы различных фирм и организаций. Результаты этих исследований можно получить:
- из профессиональных баз крупнейших информационных агентств;
- в самих агентствах, чьи сайты представлены в Интернете;
- в многопрофильных и отраслевых журналах, регулярно публикующих обзоры рынков (Эксперт, Профиль и т.д.).
- Деловые новости – подавляющее большинство мировых информационных агентств предоставляют потребителям доступ к деловым новостям, из которых можно выделить:
- зарубежные (Lexis-Nexis, Dialog и т.д.);
- отечественные (Интегрум-Техно, предоставляющий доступ к материалам 250 центральных и крупнейших региональных газет, РИА-Новости – государственное информационно-аналитическое агентство РФ, ИТАР-ТАСС – государственное информационное агентство РФ, ИНТЕР-ФАКС – агентство, входящее в состав международной информационной группы INTER-FAX INFORMATION SERVICE).
В Интернете также имеются электронные версии различных изданий, которые могут быть как платными, так и бесплатными (газеты Коммерсант, Аргументы и Факты и т.д.).
- Cправочная информация – списки веб-сайтов компаний, отобранных по определенному принципу, а также телефонно-адресный справочник (желтые страницы) с возможностью поиска информации по названию фирмы и виду деятельности. Также в Интернете представлены телефонные справочники городов России, стран СНГ и Балтии. Имеется информация о расписании движения поездов, авиарейсов, погоде и т.п.