Электронная Россия была утверждена в 2002 году с поста правительства. Цель: обеспечение доступа к информации о деятельности и услугах государственной власти в электронном виде, межведомственное взаимодействие и единый контроль над органами государственной власти.
Электронное правительство — это концепция осуществления государственного управления, присущая информационному обществу. Данная концепция основывается на возможностях информационно-телекоммуникационных технологий и ценностях открытого гражданского общества.
Задачи:
1.Создание программы электронное правительство. Цель этой программы:
-взаимодействие между государственными службами и гражданами
-между государством и частными компаниями
-между государственными структурами и их сотрудниками
Задачи электронного правительства:
-постоянный доступ к информации в течении 24 часов в сутки и 7 дней в неделю
-интерактивное заполнение различных форм документов.
-дистанционное приобретение лицензий и разрешений
-дистанционная подача налоговых деклараций
-обязательное опубликование в интернете проектов законов и постановлений правительства.
2. создание системы электронного документального оборота во всех государственных структурах
3. узаконивание электронной цифровой подписи. В 2002 году был издан федеральный закон об ЭЦП, но юридическую силу он приобрел только с 2007 года.
4. создание интернет ресурсов государственных структур.
Этапы выполнения программ «Электронная Россия»
1) 2007-2008 гг. Создание информационных систем, интернет ресурсов, создание системы электронного делопроизводства, создание криптографических программ в целях узаконивания ЭЦП.
|
2) 2009-2010 гг. Запускается опытная эксплуатация информационных систем, интернет ресурсов, приобретает юридическое значение ЭЦП.
ИЗ УМК
Электронная Россия (или иногда еще называют «Электронное государство») представляют собой Правительственную Программу, которая включает в себя четыре крупных направления информационно-технологического развития общества (см. схему ниже).
1. Программа была утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 (ред. от 09.06.2010) "О федеральной целевой программе
Электронная Россия | |||
Электронное правительство | Электронный документооборот | Электронная подпись | Информатизация судов РФ |
Мобильное правосудие |
"Электронная Россия (2002 - 2010 годы)";
2. Начало действия Программы: 2002 год;
3. Цель Программы: обеспечение доступа к информации о деятельности и услугах органов государственной власти в электронном виде, межведомственное электронное взаимодействие и единый государственный контроль результативности деятельности органов государственной власти.
4. Задачи Программы:
- создание программы «Электронного правительства» в рамках данной Федеральной программы. Программа зародилась на Западе в 90-х гг. «Электронное правительство» сейчас определяется как: способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.
|
Концепция электронного правительства включает электронное взаимодействие на 4-х уровнях: 1) это взаимоотношение между государственными службами и гражданами; 2) между государством и частными компаниями; 3) государственными организациями и их сотрудниками; 4) а также между различными государственными органами и уровнями государственного управления.
Задачи этой программы:
1) оперативность и простота решения вопросов, требующих взаимодействия с государственными органами по Интернету 24 часа в сутки 7 дней в неделю;
2) с помощью различных интерактивных служб граждане и предприниматели могут заходить на государственные веб-узлы и заполнять многочисленные формы, записываться на прием, искать работу и т.п.
3) дистанционное приобретение лицензий и разрешений;
4) дистанционная подача налоговых деклараций и заявок на получение социальных льгот;
5) обязательное опубликование в Интернете проектов законов и постановлений Правительства, информации о формировании и исполнении бюджетов, проводимых тендерах, отчетов о результатах работы госпредприятий, итогов проверок, проводимых Счетной палатой и другими контрольными органами.
Программа предусматривает:
- создание в федеральных органах исполнительной власти пунктов доступа к системе межведомственного документооборота. В связи с этим в 2009 году Правительством РФ было утверждено Постановление «Положение о системе межведомственного электронного документооборота»;
- создание автоматизированных рабочих мест, обеспечивающих доступ к системе электронного документооборота в Администрации Президента Российской Федерации и Аппарате Правительства Российской Федерации;
|
- организацию межведомственного доступа к государственным информационным ресурсам;
- создание единой системы СЭД (системы электронного делопроизводства) для всех государственных структур. Это необходимо для двух целей: а) для дистанционного совмещения Интернет-ресурсов различных государственных органов между собой и, б) убрать дублирование традиционным бумажным документооборотом;
- для того чтобы использовать электронные документы, необходимо было внедрить и узаконить электронную цифровую подпись (ЭП). Поэтому в 2002 году был принят Федеральный закон «об электронной цифровой подписи», а в практику ЭП, активно стало внедряться только после редакции этого Закона от 2007 года;
- самое главное (что предусмотрено в Программе «Электронная Россия») – это обеспечение двусторонней связи между государственными органами и гражданами посредством Интернета;
Хотя Программа «Электронная Россия» заканчивается в 2010 году, работа в этом направлении не прекращается. Программой предусмотрена разработка в рамках проекта долгосрочной целевой программы «"Информационное общество (2011 - 2018 годы)» мероприятий, направленных на продолжение формирования в Российской Федерации электронного правительства в 2011 - 2018 годах.
5. В рамках Федеральной программы «Электронная Россия» были созданы несколько крупных правовых порталов, а именно:
- портал ВАС РФ (https://arbitr.ru);
- портал «Почта России» (https://почта-россии.рф);
- портал правоохранительных органов (https://112.ru);
- портал правительства РФ (https://правительство.рф);
- портал Президента РФ (https://президент.рф);
- портал ГАС «Правосудие» (https://sudrf.ru).
Приведем для примера структуру деятельности правоохранительных органов в Интернете (см. схему ниже).
6. Этапы выполнения Программы «Электронная Россия»:
Выполнение Программы в 2007 - 2010 годах осуществляется в 2 стадии:
1) первая стадия - 2007 - 2008 годы;
2) вторая стадия - 2009 - 2010 годы.
Internet | |||||||||||||||||||||
Правоохранительные органы | |||||||||||||||||||||
Суды | |||||||||||||||||||||
Портал ГАС РФ «Правосудие» (https://sudrf.ru) | |||||||||||||||||||||
Мировые суды (URL-адрес: https://www.sudrf.ru/index.php?id=300&searchtype=ms) | Суды общей юрисдикции (URL-адрес: https://www.sudrf.ru/index.php?id=300) | ВС РФ (URL-адрес: https://www.vsrf.ru) | |||||||||||||||||||
Сайты судов субъектов Российской Федерации (например, сайт Кемеровского областного суда URL-адрес: https://oblsud.kmr.sudrf.ru/) | |||||||||||||||||||||
Арбитражные суды | |||||||||||||||||||||
Портал ВАС РФ (URL-адрес: https://www.arbitr.ru) | |||||||||||||||||||||
Сайты судов субъектов Российской Федерации (например, сайт Арбитражный суд Кемеровской области (URL-адрес: https://kemerovo.arbitr.ru) | |||||||||||||||||||||
Прокуратура | |||||||||||||||||||||
Генпрокуратура РФ (https://genproc.gov.ru) | |||||||||||||||||||||
Прокуратура Кемеровской области (https://www.kemprok.ru) | |||||||||||||||||||||
Иные правоохранительные органы Правоохранительный портал РФ (https://www.112.ru) | |||||||||||||||||||||
МВД РФ | ФМС РФ | ФСБ РФ | МЧС РФ | ФТС РФ | ФСКН РФ | Генпрокуратура | |||||||||||||||
Рис. Деятельность правоохранительных органов в Интернете
В период 2007 - 2008 годов планируется:
- планируется дальнейшее развитие системы стандартов в области создания и взаимодействия государственных информационных систем, использования информационных и коммуникационных технологий в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, в том числе для организации автоматизированного сбора и хранения информации, обеспечения доступа к ней граждан;
- дальнейшая проработка и апробирование на примере отдельных задач в сфере государственного управления решений по обеспечению информационного обмена между государственными информационными системами;
- формирование инфраструктуры межведомственного информационного взаимодействия на основе создания федерального информационного центра и федерального удостоверяющего центра, а также осуществление реализации пилотных проектов в регионах;
- разработка и апробирование на примере отдельных регионов и муниципальных образований типовых программных решений в сфере региональной информатизации.
В период 2009 - 2010 годов:
- осуществляются опытная эксплуатация, доработка и поэтапное внедрение решений в области информационного взаимодействия органов государственной власти между собой, с населением и организациями, интеграции государственных информационных систем,
- завершается формирование единой инфраструктуры обеспечения межведомственного информационного обмена;
- юридическое значение приобретает ЭП.