ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
______________________________________________________________________________
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации
По проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2022 года
ИСТОРИЯ
Москва
Автор-составитель: Игорь Анатольевич Артасов
Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2022 г. по истории подготовлены в соответствии с Тематическим планом работ федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений». Пособие предназначено для подготовки экспертов по оцениванию выполнения заданий с развёрнутым ответом, которые являются частью контрольных измерительных материалов (КИМ) для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории.
В методических материалах даётся краткое описание структуры контрольных измерительных материалов 2022 г. по истории, характеризуются типы заданий с развёрнутым ответом, используемые в КИМ ЕГЭ по истории, и критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, приводятся примеры оценивания выполнения заданий и даются комментарии, объясняющие выставленную оценку.
Автор будет благодарен за замечания и предложения по совершенствованию пособия.
© И.А. Артасов, 2022
© Федеральный институт педагогических измерений, 2022
Оглавление
1. Задания с развёрнутым ответом в структуре контрольных измерительных материалов
для единого государственного экзамена по истории. 4
2. Общие рекомендации для экспертов по оцениванию выполнения заданий
с развёрнутым ответом.. 5
3. Система оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом
в КИМ ЕГЭ 2022 г. (с примерами заданий) 8
Задания 12 и 13. 8
Задания 14 и 15. 12
Задание 16. 16
Задание 17. 19
Задание 18. 22
Задание 19. 24
4. Примеры выполнения заданий с комментариями для экспертов. 27
Задания 12–13. 27
Задания 14–15. 36
Задание 16. 44
Задание 17. 50
Задание 18. 55
Задание 19. 60
1. Задания с развёрнутым ответом
в структуре контрольных измерительных материалов
для единого государственного экзамена по истории
Контрольные измерительные материалы, используемые при проведении единого государственного экзамена (ЕГЭ), позволяют установить уровень освоения выпускниками знаний и умений по курсу истории в соответствии с требованиями федерального компонента государственных стандартов среднего общего образования.
Содержание КИМ определяется на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.2012 № 413) и Историко-культурного стандарта, являющегося частью Концепции преподавания учебного курса «История России».
Часть 2 содержит 8 заданий с развёрнутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение участниками экзамена различных комплексных умений.
Задания 12 и 13 представляют собой комплекс заданий, связанных с анализом письменного исторического источника (предполагают проведение атрибуции источника; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника; извлечение информации).
Задания 14 и 15 представляют собой комплекс заданий, связанных с анализом изображения (требуется сделать вывод на основе анализа изображения; сформулировать объяснение сделанного вывода на основе знаний по истории культуры).
Задание 16 посвящено Великой Отечественной войне. В задании требуется проанализировать два исторических источника, на основе анализа сделать вывод о событии, которому они посвящены, а также извлечь информацию из источников на основе заданного критерия.
Задание 17 нацелено на проверку умения устанавливать причинно-следственные связи.
Задание 18 нацелено на проверку знания исторических понятий и умения использовать соответствующие термины в историческом контексте.
Задание 19 проверяет умение формулировать аргументы для данной в задании точки зрения.
Ответы на задания части 2 оцениваются экспертами. За выполнение заданий 12–15 и 18 выставляется от 0 до 2 баллов; за выполнение заданий 16, 17 и 19 – от 0 до 3 баллов.
В данной таблице представлена информация об удельном весе (в максимально возможных баллах) каждой из двух частей работы.
Части работы | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 56 | Тип заданий |
Часть 1 | С кратким ответом | |||
Часть 2 | С развёрнутым ответом | |||
Итого |
На основе результатов выполнения всех заданий работы определяются первичные баллы, которые затем переводятся в тестовые по 100-балльной шкале.
Общие рекомендации для экспертов по оцениванию выполнения заданий с развёрнутым ответом
Существует алгоритм действий эксперта при оценивании ответов экзаменуемых. Он включает определённую последовательность действий эксперта, а именно:
1) тщательное ознакомление с текстом задания;
2) формулирование собственного варианта ответа на вопросы задания с учётом возможных направлений рассуждения, круга фактов, которые могут быть привлечены для ответа, предполагаемых высказываний экзаменуемых, в том числе приводимых в качестве аргументов к данным в задании суждениям, мнениям, оценкам и т.п.;
3) ознакомление с предложенной системой оценивания ответов на конкретные задания с развёрнутым ответом;
4) сопоставление собственного варианта ответа с критериями оценивания.
Следует помнить, что в системе оценивания предлагается примерный вариант ожидаемого ответа экзаменуемого, сформулированный для ориентировки эксперта, поэтому:
1) некоторые положения сформулированы в научном ключе, с дополняющими пояснениями и уточнениями; от экзаменуемых следует ожидать более простых формулировок, соответствующих смыслу указанных в системе оценивания положений ответа;
2) в системе оценивания может содержаться большее количество элементов, чем требуется в формулировке задания, что даёт эксперту возможность заранее представить широкий спектр возможных формулировок ответов в работах выпускников;
3) в системе оценивания большинства заданий невозможно зафиксировать все возможные формулировки ответов выпускников, поэтому возможна ситуация, когда в экзаменационной работе может содержаться верный элемент ответа, «не предусмотренный» примерным перечнем позиций ответа в системе оценивания. Подобный ответ подлежит проверке и оцениванию на общих основаниях.
На основе примерного перечня позиций ответа в системе оценивания, дополненного собственными вариантами ответа, учитывающего возможности экзаменуемых, эксперт обращается к ответам выпускников.
Результаты оценивания переносятся в протокол проверки развёрнутых ответов следующим образом:
- баллы за выполнение задания 12 переносятся в колонку 12 протокола;
- баллы за выполнение задания 13 переносятся в колонку 13 протокола;
- баллы за выполнение задания 14 переносятся в колонку 14 протокола;
- баллы за выполнение задания 15 переносятся в колонку 15 протокола;
- баллы за выполнение задания 16 переносятся в колонку 16 протокола;
- баллы за выполнение задания 17 переносятся в колонку 17 протокола;
- баллы за выполнение задания 18 переносятся в колонку 18 протокола;
- баллы за выполнение задания 19 переносятся в колонку 19 протокола.
Рисунок 1. Протокол проверки развёрнутых ответов. Образец
При оценивании заданий с развёрнутым ответом эксперт должен помнить о следующем.
1) Необходимо строго следовать предложенным критериям оценивания задания, руководствуясь указанием, какое количество элементов ответа оценивается тем или иным баллом, не пытаясь «додумывать» то, чего нет в реальном ответе экзаменуемого, трактовать в его пользу наличие неправильного ответа и т.д. Следует помнить, что задания с развёрнутым ответом предназначены в первую очередь для дифференциации выпускников с хорошим уровнем исторической подготовки, поэтому во многих случаях недостаточный по полноте ответ оценивается 0 баллов (например, когда приведён один элемент ответа из трёх или четырёх требуемых);
2) Элементы ответа, представляющие собой повторение (в виде какой-либо вариации) уже засчитанного элемента, не учитываются при оценивании.
3) Оцениваются только те положения ответа, которые соответствуют поставленному вопросу; за ответ, не соответствующий заданию, даже при развёрнутом его изложении выставляется 0 баллов.
4) Не предусматривается начисления «поощрительных» или «штрафных» баллов, не указанных в критериях оценивания.
5) Не предусматривается снижения оценки при нарушении последовательности выполнения требований задания.
6) Эксперт оценивает и засчитывает ответ, если он по ошибке был записан под номером другого задания (например, ответ на задание 18 записан под номером задания 19) и может быть идентифицирован.
7) Не предусматривается снижения баллов за орфографические, пунктуационные и другие ошибки в русском языке, допущенные экзаменуемым, кроме случаев, когда ошибки делают невозможным адекватное понимание и оценивание ответа.
Извлечения из Методических рекомендаций Рособрнадзора по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования
Во время работы экспертам запрещается:
· иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру;
· копировать и выносить из помещений, в которых работает ПК, экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ;
· разглашать информацию, содержащуюся в указанных материалах.
Также запрещается:
· без уважительной причины покидать аудиторию;
· переговариваться с другими экспертами ПК, если речь не идёт о консультировании с председателем ПК или с экспертом ПК, назначенным по решению председателя ПК консультантом.
Если у эксперта возникают вопросы или проблемы, он должен обратиться к председателю ПК или лицу, назначенному председателем ПК консультантом.