Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик




Культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни и ориентированы на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

Вид культурных практик Основные характеристики
Совместная игра педагога и детей   Совместная игра (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.
Ситуации общения и и накопления положительного социально – эмоционального опыта Носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми. В ситуациях условно-вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей. В реальных практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.). Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.
Творческая мастерская Предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование. Этапы работы мастерской - это задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. И обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов («Чему удивились? Что узнали? Что порадовало?» и пр.). Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр.
Познавательно-исследовательская деятельность Данный вид деятельности направлен на формированиепознавательной активности и исследовательских навыков. ПИД реализуется в самостоятельной деятельности, которая возникает по инициативе самого ребенка – стихийно; непосредственной образовательной деятельности - организованной воспитателем; совместной - ребенка и взрослого на условиях партнерства. Реализация осуществляется также через проект «Дивный сад».
Сенсорный и интеллектуальный тренинг Система заданий преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность Носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
Детский досуг Это вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. В детском саду организуются досуги «День здоровья», «День игры», музыкальные и литературные досуги, «Театральный фестиваль», спортивные развлечения. Возможна организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном возрасте).

 

Особенностью образовательной деятельности по ООП МКДОУ Селиванихинский детский сад «филиал детский сад п. Опытное поле» является «ситуационный подход». Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, т.е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определённых задач развития, воспитания и обучения. Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Её особенность – появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребёнка. Продукты могут быть как материальными (коллаж, экспонат для выставки, рассказ, рисунок, поделка и т.п.), так и не материальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.

Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования, на одном тематическом содержании.

Образовательная ситуация используется в процессе ООД с целью формирования у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы. Назначение образовательных ситуаций состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей.

Образовательная ситуация, осуществляемая в ходе режимных моментов, включает в себя, по мере необходимости, развивающие, проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного, творческого решения возникшей ситуации.

Образовательная ситуация, осуществляемая в утренний отрезок времени, включает:

· наблюдения в уголке природы; за деятельностью взрослых (сервировка стола к завтраку);

· индивидуальные игры и игры с небольшой подгруппой детей (разные виды и формы);

· создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества, проявления эмоциональной отзывчивости к взрослым и детям;

· трудовые поручения (сервировка столов к завтраку, уход за комнатными растениями и пр.);

· беседы и разговоры с детьми по их интересам;

· рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов разнообразного содержания;

· индивидуальная работа с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей;

· двигательную деятельность детей в зависимости от содержания организованной образовательной деятельности в первой половине дня;

· работу воспитателя по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья.

Образовательная ситуация, осуществляемая во время прогулки, включает:

· подвижные игры и упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепления здоровья детей;

· наблюдения за объектами и явлениями природы;

· экспериментирование с объектами неживой природы;

· сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом);

· элементарную трудовую деятельность детей на участке детского сада;

· свободное общение воспитателя с детьми

Ситуационный подход дополняет принцип продуктивности образовательной деятельности, который связан с получением какого-либо продукта и в материальной форме отражает социальный опыт, приобретаемый детьми. Продуктивность образовательной деятельности ориентирована на развитие субъектности ребёнка в образовательной деятельности разнообразного содержания. Этому способствуют современные способы организации образовательного процесса с использованием детских проектов, экспериментирования, коллекционирования и многое другое.

Культурные практики организуются во второй половине дня. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: