Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Поэтому коллектив ДОУ пытается создать доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и сотрудничество.
Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
• изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
• знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
• создание в МКДОУ условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Основные направления и формы работы с семьей:
Взаимопознание и взаимоинформирование:
Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.
Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают: специально организуемая социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования, сочинений; посещение педагогами семей воспитанников; организация дней открытых дверей в детском саду; разнообразные собрания-встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон.
Целью первых собраний-встреч является разностороннее знакомство педагогов с семьями и семей воспитанников между собой, знакомство семей с педагогами. Для снятия барьеров общения желательно использовать специальные методы, вызывающие у родителей позитивные эмоции, ориентированные на развитие доверительных отношений с педагогами(«Вечера вопросов и ответов», «Семейный круг», «Язык фотографий», «Разговор без умолку», «Фестиваль добра» и др.). Такие собрания целесообразно проводить регулярно в течение года, решая на каждой встрече свои задачи. Необходимо, чтобы воспитывающие взрослые постоянно сообщали друг другу о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого ребенка (его самочувствии, настроении), о развитии детско-взрослых (в том числе детско-родительских) отношений. Такое информирование происходит при непосредственном общении(в ходе бесед, консультаций, на собраниях, конференциях) либо опосредованно, при получении информации из различных источников: стендов, газет, журналов (рукописных, электронных), семейных календарей, разнообразных буклетов, интернет-сайтов (детского сада, органов управления образованием), а также переписки (в том числе электронной).
Стенды:
На стендах размещается стратегическая (многолетняя), тактическая (годичная) и оперативная информация.
К стратегической относятся сведения о целях и задачах развития детского сада на дальнюю и среднюю перспективы, о реализуемой образовательной программе, об инновационных проектах МКДОУ, а также о дополнительных образовательных услугах.
К тактической информации относятся сведения о педагогах и графиках их работы, о режиме дня, о задачах и содержании воспитательно-образовательной работы в группе на год.
Оперативная стендовая информация, предоставляющая наибольший интерес для воспитывающих взрослых, включает сведения об ожидаемых или уже прошедших событиях в группе (детском саду, районе): акциях, конкурсах, репетициях, выставках, встречах, совместных проектах, экскурсиях выходного дня и т. д. Поскольку данный вид информации быстро устаревает, ее необходимо постоянно обновлять.
Стендовая информация вызывает у родителей больше интереса, если они принимают участие в ее подготовке, а также если она отвечает информационным запросам семьи, хорошо структурирована и эстетически оформлена (используются фотографии и иллюстративный материал). Для того чтобы информация (особенно оперативная) своевременно поступала к воспитывающим взрослым, важно дублировать ее на сайте детского сада.
Совместная деятельность педагогов, родителей, детей:
Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги-родители-дети» является удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребенка, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов. Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть организована в разнообразных традиционных и инновационных формах (акции, ассамблеи, вечера музыки и поэзии, посещения семьями программных мероприятий семейного абонемента, организованных учреждениями культуры и искусства, по запросу детского сада; семейные гостиные, фестивали, семейные клубы, вечера вопросов и ответов, салоны, студии, праздники (в том числе семейные), прогулки, экскурсии, проектная деятельность.
Семейные праздники:
Традиционными для детского сада являются детские праздники, посвященные знаменательным событиям в жизни страны. Новой формой, актуализирующей сотворчество детей и воспитывающих взрослых, является семейный праздник в МКДОУ.
Семейный праздник в МКДОУ — это особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого-либо события. Таким особым днем в детском саду считается: - День матери, День защитника отечества, 8 Марта, Новый год, День Победы, Международный День семьи (15 мая), Всероссийский День семьи, любви и верности (8 июля). Наиболее значимы семейные праздники для семей с детьми раннего возраста, так как малыши в возрасте до 3 лет лучше чувствуют себя, когда на празднике рядом с ними находятся родители.
Выставки:
Одна из распространенных форм сотрудничества с семьей, которая объединяет родителей, детей воспитателей вокруг какой-либо темы, способствует раскрытию творческих возможностей и ресурсов каждого участника педагогического процесса.
Проектная деятельность:
Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности, как проекты. Они меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнерских отношений, помогают им научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности; освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта. Идеями для проектирования могут стать любые предложения, направленные на улучшение отношений педагогов, детей и родителей, на развитие ответственности, инициативности и др.
Перспективный план взаимодействия с родителями:
Цель: формировать сотрудничество между семьей и педагогами ДОУ, создать необходимые условия для развития ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повысить компетентность родителей в области воспитания детей.
Задачи:
1. Распространять педагогические знания среди родителей.
2. Оказать практическую помощь в воспитании детей.
3. Способствовать налаживанию доверительного отношения родителей к воспитателям группы: адекватно реагировать на рекомендации воспитателей группы, прилагать усилия для налаживания партнерских отношений с воспитателями по решению задач воспитания ребенка.
4. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
5. Привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях, праздниках, жизнедеятельности образовательной организации. благоустройству территории МКДОУ, обогащению ПРС;
6. Привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания; объединять усилия для развития и воспитания детей;
7. Установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы.
8. Посещение семей на дому воспитателями с целью выявления: неблагополучных условий воспитания ребенка; причин непосещения детьми МКДОУ (в течение года).
№ | Название мероприятия | Цель | Сроки |
Оформление родительского уголка на осеннюю тему. | Подготовить родительский уголок к осеннему сезону с целью привлечения внимания родителей к полезной и нужной информации. | сентябрь | |
Консультация:тема «Безопасность детей» | Помочь родителям найти правильное решение для интеллектуального развития детей. | сентябрь | |
Выставка рисунков и поделок «Осенние чудеса». | Привлечь и заинтересовать родителей созданием совместных работ с осенней тематикой. | сентябрь | |
Беседы с родителями «Утренняя гимнастика – залог бодрого настроения» | Дать понять родителям о значении зарядки в жизни детей. | сентябрь | |
Беседа «Поговорим о правильном питании» | Продолжать знакомить родителей с рациональным питанием для детей дома. | октябрь | |
Консультация: тема «Воспитываем ребёнка» | Информировать родителей о важности данного вопроса. | октябрь | |
Консультация «Профилактика простудных заболеваний» | Продолжать знакомить родителей с мерами по профилактике гриппа. | октябрь | |
Наглядный материал для родителей «Возрастные особенности детей старшего и младшего дошкольного возраста» | Привлечь родителей к информации об возрастных особенностях детей в младшем и старшем дошкольном возрасте. | октябрь | |
Беседы с родителями«Растим здорового ребёнка» | Привлечь родителей к информации | октябрь | |
Родительское собрание: тема «Характеристика и особенности воспитания детей младшего и старшего дошкольного возраста» | Познакомить с задачами воспитательно-образовательного процесса и планами на предстоящий учебный год. | октябрь | |
Консультация: тема: «Навыки этикета, которыми могут овладеть дошкольники» | Познакомить родителей с данной проблемой и дать рекомендации. | ноябрь | |
Наглядный материал для родителей «Хозяйственно-бытовой труд детей старшего дошкольного возраста» | Привлечь родителей к информации | ноябрь | |
Индивидуальные беседы с родителями «Анкета о культуре поведения ребёнка» | Дать родителям знания о воспитании у ребёнка культуры поведения. | ноябрь | |
Оформление родительского уголка на зимнюю тему: «Зимушка-зима!» | Привлечь внимание родителей к информации родительского уголка при помощи наглядного метода. | декабрь | |
Подготовка к Новогоднему празднику. | Вовлечь родителей в совместную подготовку к предстоящему новогоднему празднику. | декабрь | |
Украшение участка снежными постройками, гирляндами и игрушками, сделанными своими руками из бросового материала. | Вовлечь родителей в совместную работу по постройке снежного городка и украшения участка с целью совместного творчества. | декабрь | |
Наглядный материал для родителей «что такое Новый год?» | Привлечь внимание родителей к информации | декабрь | |
Индивидуальные беседы с родителями: «Правила общения в семье» | Дать родителям знания | декабрь | |
Консультация тема «Игрушки в семье» «Рекомендации родителям о правилах поведения детей в д\с» | Дать родителям знания по данным проблемам. | декабрь | |
Беседа: «Чем заняться с ребенком в свободный вечер» | Информировать родителей о важности данной проблемы | январь | |
Праздник «Старый Новый год». | Создать праздничную, тёплую, доброжелательную атмосферу на празднике. | январь | |
Консультация для родителей «Секреты воспитания вежливого ребёнка» | Информировать родителей о важности данного вопроса. | январь | |
Родительское собрание: тема «Азы воспитанности» | Познакомить родителей как правильно воспитывать ребёнка. | январь | |
Наглядный материал для родителей «Рождество» «Семь родительских заблуждений о морозной погоде» | Привлечь внимание родителей к информации | январь | |
Поздравительная газета для пап. | Воспитывать любовь и уважение детей к своим папам, дедушкам, Российской армии. Создать праздничную, тёплую, доброжелательную атмосферу. | февраль | |
Консультация«Роль отца в воспитании ребёнка» | Информировать родителей о значении роли отца в воспитании ребёнка. | февраль | |
Наглядный материал для родителей «Поздравляем наших пап» «Масленица» «Памятка для родителей о кормлении» | Привлечь внимание родителей к информации | февраль | |
Индивидуальные беседы с родителями: «Как уберечь ребёнка от стресса» | Информировать родителей о важности данной проблемы. | февраль | |
Праздничное поздравление мамам (утренник). | Создать праздничную, тёплую, доброжелательную атмосферу на празднике. | март | |
Индивидуальные беседы с родителями: «Развлечения в семье» | Привлечь родителей к полезной и нужной информации. | март | |
Оформление родительского уголка на весеннюю тему«Наши мамы лучше всех» «Прилёт птиц» «Игры по дороге в детский сад» | Подготовить родительский уголок к весеннему сезону с целью привлечения внимания родителей к полезной и нужной информации. | март | |
Консультации для родителей «Определение качества продуктов» | Проконсультировать родителей о значении в питании детей качества продуктов. | март | |
Консультация для родителей:«Народная мудрость о воспитании» | Проконсультировать родителей по данной проблеме. | апрель | |
Наглядный материал для родителей «День смеха» «День космонавтики» | Привлечь внимание родителей к информации | апрель | |
Индивидуальные беседы с родителями: «Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов.» | Привлечь родителей к полезной и нужной информации. | апрель | |
Индивидуальные беседы с родителями: «Игровой уголок дома» | Пропагандировать семейные ценности, любовь и уважение к семье. | май | |
Консультация«Воспитание в труде» | Проконсультировать родителей по данному вопросу | май | |
Наглядный материал для родителей «День Победы» | Привлечь внимание родителей к информации | май | |
Родительское собрание «Игра – это серьёзно» | Информировать родителей о игре как необходимом условии правильного воспитания. | май | |
Наглядный материал для родителей «День защиты детей» «День родины» «Осторожно, клещи» | Привлечь внимание родителей к информации | июнь | |
Индивидуальные беседы с родителями: «Как организовать летний досуг» | Привлечь родителей к полезной и нужной информации. | июнь | |
Украшение участка | Привлечь родителей к улучшению благосостояния участка | июнь | |
Консультация«Лето,лето.» | Проконсультировать родителей по данному вопросу | июнь | |
Консультация«Осторожно: тепловой и солнечный удар» | Проконсультировать родителей по данному вопросу | июль | |
Наглядный материал для родителей «Травмы» | Привлечь внимание родителей к информации | июль | |
Индивидуальные беседы с родителями: «Берегите природу» | Привлечь родителей к полезной и нужной информации. | июль | |
Консультация«Закаляемся водой» | Проконсультировать родителей по данному вопросу | август | |
Индивидуальные беседы с родителями: «Мойте фрукты и овощи» | Привлечь родителей к полезной и нужной информации. | август |