Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.




Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Поэтому коллектив ДОУ пытается создать доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и сотрудничество.

Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

• изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

• знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

• создание в МКДОУ условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);

• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Основные направления и формы работы с семьей:

Взаимопознание и взаимоинформирование:

Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.

Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают: специально организуемая социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования, сочинений; посещение педагогами семей воспитанников; организация дней открытых дверей в детском саду; разнообразные собрания-встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон.

Целью первых собраний-встреч является разностороннее знакомство педагогов с семьями и семей воспитанников между собой, знакомство семей с педагогами. Для снятия барьеров общения желательно использовать специальные методы, вызывающие у родителей позитивные эмоции, ориентированные на развитие доверительных отношений с педагогами(«Вечера вопросов и ответов», «Семейный круг», «Язык фотографий», «Разговор без умолку», «Фестиваль добра» и др.). Такие собрания целесообразно проводить регулярно в течение года, решая на каждой встрече свои задачи. Необходимо, чтобы воспитывающие взрослые постоянно сообщали друг другу о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого ребенка (его самочувствии, настроении), о развитии детско-взрослых (в том числе детско-родительских) отношений. Такое информирование происходит при непосредственном общении(в ходе бесед, консультаций, на собраниях, конференциях) либо опосредованно, при получении информации из различных источников: стендов, газет, журналов (рукописных, электронных), семейных календарей, разнообразных буклетов, интернет-сайтов (детского сада, органов управления образованием), а также переписки (в том числе электронной).

Стенды:

На стендах размещается стратегическая (многолетняя), тактическая (годичная) и оперативная информация.

К стратегической относятся сведения о целях и задачах развития детского сада на дальнюю и среднюю перспективы, о реализуемой образовательной программе, об инновационных проектах МКДОУ, а также о дополнительных образовательных услугах.

К тактической информации относятся сведения о педагогах и графиках их работы, о режиме дня, о задачах и содержании воспитательно-образовательной работы в группе на год.

Оперативная стендовая информация, предоставляющая наибольший интерес для воспитывающих взрослых, включает сведения об ожидаемых или уже прошедших событиях в группе (детском саду, районе): акциях, конкурсах, репетициях, выставках, встречах, совместных проектах, экскурсиях выходного дня и т. д. Поскольку данный вид информации быстро устаревает, ее необходимо постоянно обновлять.

Стендовая информация вызывает у родителей больше интереса, если они принимают участие в ее подготовке, а также если она отвечает информационным запросам семьи, хорошо структурирована и эстетически оформлена (используются фотографии и иллюстративный материал). Для того чтобы информация (особенно оперативная) своевременно поступала к воспитывающим взрослым, важно дублировать ее на сайте детского сада.

Совместная деятельность педагогов, родителей, детей:

Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги-родители-дети» является удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребенка, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов. Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть организована в разнообразных традиционных и инновационных формах (акции, ассамблеи, вечера музыки и поэзии, посещения семьями программных мероприятий семейного абонемента, организованных учреждениями культуры и искусства, по запросу детского сада; семейные гостиные, фестивали, семейные клубы, вечера вопросов и ответов, салоны, студии, праздники (в том числе семейные), прогулки, экскурсии, проектная деятельность.

Семейные праздники:

Традиционными для детского сада являются детские праздники, посвященные знаменательным событиям в жизни страны. Новой формой, актуализирующей сотворчество детей и воспитывающих взрослых, является семейный праздник в МКДОУ.

Семейный праздник в МКДОУ — это особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого-либо события. Таким особым днем в детском саду считается: - День матери, День защитника отечества, 8 Марта, Новый год, День Победы, Международный День семьи (15 мая), Всероссийский День семьи, любви и верности (8 июля). Наиболее значимы семейные праздники для семей с детьми раннего возраста, так как малыши в возрасте до 3 лет лучше чувствуют себя, когда на празднике рядом с ними находятся родители.

Выставки:

Одна из распространенных форм сотрудничества с семьей, которая объединяет родителей, детей воспитателей вокруг какой-либо темы, способствует раскрытию творческих возможностей и ресурсов каждого участника педагогического процесса.

Проектная деятельность:

Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности, как проекты. Они меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнерских отношений, помогают им научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности; освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта. Идеями для проектирования могут стать любые предложения, направленные на улучшение отношений педагогов, детей и родителей, на развитие ответственности, инициативности и др.

Перспективный план взаимодействия с родителями:

Цель: формировать сотрудничество между семьей и педагогами ДОУ, создать необходимые условия для развития ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повысить компетентность родителей в области воспитания детей.

Задачи:

1. Распространять педагогические знания среди родителей.

2. Оказать практическую помощь в воспитании детей.

3. Способствовать налаживанию доверительного отношения родителей к воспитателям группы: адекватно реагировать на рекомендации воспитателей группы, прилагать усилия для налаживания партнерских отношений с воспитателями по решению задач воспитания ребенка.

4. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

5. Привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях, праздниках, жизнедеятельности образовательной организации. благоустройству территории МКДОУ, обогащению ПРС;

6. Привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания; объединять усилия для развития и воспитания детей;

7. Установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы.

8. Посещение семей на дому воспитателями с целью выявления: неблагополучных условий воспитания ребенка; причин непосещения детьми МКДОУ (в течение года).

Название мероприятия Цель Сроки
  Оформление родительского уголка на осеннюю тему. Подготовить родительский уголок к осеннему сезону с целью привлечения внимания родителей к полезной и нужной информации. сентябрь
  Консультация:тема «Безопасность детей»   Помочь родителям найти правильное решение для интеллектуального развития детей.   сентябрь
  Выставка рисунков и поделок «Осенние чудеса». Привлечь и заинтересовать родителей созданием совместных работ с осенней тематикой.   сентябрь
  Беседы с родителями «Утренняя гимнастика – залог бодрого настроения» Дать понять родителям о значении зарядки в жизни детей. сентябрь
       
  Беседа «Поговорим о правильном питании» Продолжать знакомить родителей с рациональным питанием для детей дома. октябрь
  Консультация: тема «Воспитываем ребёнка»   Информировать родителей о важности данного вопроса. октябрь
  Консультация «Профилактика простудных заболеваний» Продолжать знакомить родителей с мерами по профилактике гриппа. октябрь
  Наглядный материал для родителей «Возрастные особенности детей старшего и младшего дошкольного возраста» Привлечь родителей к информации об возрастных особенностях детей в младшем и старшем дошкольном возрасте.   октябрь
  Беседы с родителями«Растим здорового ребёнка» Привлечь родителей к информации     октябрь
  Родительское собрание: тема «Характеристика и особенности воспитания детей младшего и старшего дошкольного возраста»   Познакомить с задачами воспитательно-образовательного процесса и планами на предстоящий учебный год. октябрь
  Консультация: тема: «Навыки этикета, которыми могут овладеть дошкольники»   Познакомить родителей с данной проблемой и дать рекомендации. ноябрь
  Наглядный материал для родителей «Хозяйственно-бытовой труд детей старшего дошкольного возраста» Привлечь родителей к информации ноябрь
  Индивидуальные беседы с родителями «Анкета о культуре поведения ребёнка» Дать родителям знания о воспитании у ребёнка культуры поведения. ноябрь
       
  Оформление родительского уголка на зимнюю тему: «Зимушка-зима!» Привлечь внимание родителей к информации родительского уголка при помощи наглядного метода. декабрь
  Подготовка к Новогоднему празднику. Вовлечь родителей в совместную подготовку к предстоящему новогоднему празднику. декабрь
  Украшение участка снежными постройками, гирляндами и игрушками, сделанными своими руками из бросового материала. Вовлечь родителей в совместную работу по постройке снежного городка и украшения участка с целью совместного творчества. декабрь
  Наглядный материал для родителей «что такое Новый год?» Привлечь внимание родителей к информации   декабрь
  Индивидуальные беседы с родителями: «Правила общения в семье»   Дать родителям знания     декабрь
  Консультация тема «Игрушки в семье» «Рекомендации родителям о правилах поведения детей в д\с» Дать родителям знания по данным проблемам.   декабрь
       
  Беседа: «Чем заняться с ребенком в свободный вечер» Информировать родителей о важности данной проблемы январь
  Праздник «Старый Новый год». Создать праздничную, тёплую, доброжелательную атмосферу на празднике. январь
  Консультация для родителей «Секреты воспитания вежливого ребёнка» Информировать родителей о важности данного вопроса.   январь
  Родительское собрание: тема «Азы воспитанности» Познакомить родителей как правильно воспитывать ребёнка. январь
  Наглядный материал для родителей «Рождество» «Семь родительских заблуждений о морозной погоде» Привлечь внимание родителей к информации январь
       
  Поздравительная газета для пап. Воспитывать любовь и уважение детей к своим папам, дедушкам, Российской армии. Создать праздничную, тёплую, доброжелательную атмосферу. февраль
  Консультация«Роль отца в воспитании ребёнка» Информировать родителей о значении роли отца в воспитании ребёнка. февраль
  Наглядный материал для родителей «Поздравляем наших пап» «Масленица» «Памятка для родителей о кормлении» Привлечь внимание родителей к информации     февраль
  Индивидуальные беседы с родителями: «Как уберечь ребёнка от стресса» Информировать родителей о важности данной проблемы. февраль
       
  Праздничное поздравление мамам (утренник). Создать праздничную, тёплую, доброжелательную атмосферу на празднике. март
  Индивидуальные беседы с родителями: «Развлечения в семье» Привлечь родителей к полезной и нужной информации. март
  Оформление родительского уголка на весеннюю тему«Наши мамы лучше всех» «Прилёт птиц» «Игры по дороге в детский сад» Подготовить родительский уголок к весеннему сезону с целью привлечения внимания родителей к полезной и нужной информации. март
  Консультации для родителей «Определение качества продуктов» Проконсультировать родителей о значении в питании детей качества продуктов.   март
       
  Консультация для родителей:«Народная мудрость о воспитании»   Проконсультировать родителей по данной проблеме. апрель
  Наглядный материал для родителей «День смеха» «День космонавтики» Привлечь внимание родителей к информации   апрель
  Индивидуальные беседы с родителями: «Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов.» Привлечь родителей к полезной и нужной информации. апрель
       
  Индивидуальные беседы с родителями: «Игровой уголок дома» Пропагандировать семейные ценности, любовь и уважение к семье. май
  Консультация«Воспитание в труде» Проконсультировать родителей по данному вопросу май
  Наглядный материал для родителей «День Победы»   Привлечь внимание родителей к информации   май
  Родительское собрание «Игра – это серьёзно» Информировать родителей о игре как необходимом условии правильного воспитания. май
       
  Наглядный материал для родителей «День защиты детей» «День родины» «Осторожно, клещи» Привлечь внимание родителей к информации   июнь
  Индивидуальные беседы с родителями: «Как организовать летний досуг» Привлечь родителей к полезной и нужной информации. июнь
  Украшение участка Привлечь родителей к улучшению благосостояния участка июнь
  Консультация«Лето,лето.» Проконсультировать родителей по данному вопросу июнь
       
  Консультация«Осторожно: тепловой и солнечный удар» Проконсультировать родителей по данному вопросу июль
  Наглядный материал для родителей «Травмы» Привлечь внимание родителей к информации июль
  Индивидуальные беседы с родителями: «Берегите природу» Привлечь родителей к полезной и нужной информации. июль
       
  Консультация«Закаляемся водой» Проконсультировать родителей по данному вопросу август
  Индивидуальные беседы с родителями: «Мойте фрукты и овощи» Привлечь родителей к полезной и нужной информации. август


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: