Особенности адаптации ребенка к условиям ДОУ




Адаптация – это процесс эффективного взаимодействия организма со средой, который может осуществляться на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном).

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения.

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребёнка из семьи в дошкольное учреждение.

Существуют три фазы адаптационного процесса:

1. Острая фаза – сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длится в среднем один месяц.

2. Подострая фаза – характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средневозрастными нормами; фаза длится 3 – 5 месяцев.

3. Фаза компенсации – характеризуется ускорением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку в развитии.

 

  Острая фаза   Подострая фаза Фаза компенсации
  2-3 года   Отрицательные эмоции, много и длительно плачет. Может быть невротическая рвота, нарушение стула. Может возникнуть стойкий отказ от еды. Отношение к близким эмоционально- возбужденное. Детей избегает или сторонится, возможна агрессия. Засыпает плохо, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами. Речью не пользуется.   Настроение не устойчивое, плаксивость в течение дня. Отказывается от еды. Отношение к близким эмоционально- возбужденное (плачь, крик, при расставании и встречи). Отношение к детям безразличное, но может быть и заинтересованное. Речевая активность замедленная. Избирательность в отношении со взрослыми. Засыпает плохо, сон кратковременный Настроение бодрое, в сочетании с утренним плачем. Нормально ест. Отношение с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям заинтересованное. Речь затормаживается, но ребенок может выполнить просьбы взрослого. Засыпает быстро, сон спокойный.  
  3-4 года   Отрицательные эмоции, плачет, завет маму, боится отойти от того места, куда его поставили, положительных эмоций нет. Чаще стоит один или ходит за воспитателем, не интересуется игрушками, не пользуется навыками самообслуживания, сон беспокойный, кратковременный, аппетит отсутствует.   Не плачет, заторможен, стоит или сидит один, положительные эмоции проявляются редко. Играет в знакомые игры один, не проявляет интереса к сверстникам. Сон беспокойный, кратковременный, аппетит снижен.   Проявляет желание участвовать в совместных играх. Выбирает партнера по интересу. Скучает по родным, иногда плачет, при расставании по утрам. Режим соблюдает. Сон более спокойный. Аппетит избирательный.  
    4-5 лет   С интересом рассматривает все кругом. Ходит по группе, иногда тихонько плачет, просится домой. Улыбается редко. Смотрит на игры детей. Пользуется навыками самообслуживания. Хорошо разговаривает, больше смотрит, чем играет. Сон беспокойный, кратковременный, аппетит отсутствует.   Выполняет все по режиму, принимает участие в знакомых играх. Играет одной знакомой игрой, оживлен, активен. Сон спокойный, аппетит избирательный.   Активен, оживлен, познавательный интерес развит. Стремится установить контакт со сверстниками. Речь развита, сон спокойный, аппетит избирательный.  
    5-6 лет   С интересом рассматривает все. Ходит по группе, берет все в руки, рассуждает. Присматривается к сверстникам, наблюдает за игрой. Речь в пределах нормы. Спокойно лежит, не спит. Аппетит снижен, все «пробует».   Выполняет все по режиму, владеет навыками самообслуживания. Оживлен, активен, выполняет поручения воспитателя. Избирательно участвует в играх. Сон спокойный, аппетит избирательный.   Активен, оживлен. Находит партнера по игре. Речь в норме, коммуникабелен, познавательный интерес развит. Сон спокойный, аппетит хороший.  

 

Врачи и психологи различают три степени адаптации ребёнка к детскому саду: лёгкую; среднюю; тяжёлую.

При лёгкой адаптации поведение ребёнка нормализуется в течении месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1 – 2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребёнка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он активно контактирует со взрослыми, детьми. Окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребёнка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. При поддержке взрослого ребёнок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.

Тяжёлая адаптация приводит к длительным и тяжёлым заболеваниям. У ребёнка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряжённость).

Показатели, характеризующие особенности поведения и проявления эмоций у ребенка, адаптирующегося к условиям детского сада:

1. Отрицательные эмоции – как правило, встречаются в основном у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новым условиям. Обычно появления различны: от еле уловимых до депрессии. Довольно часто дети выражают свои негативные эмоции палитрой плача: от хныканья до постоянного. Но наиболее информативен приступообразный плач, свидельствующий о том, что, хоть на время у малыша все негативные эмоции внезапно отступают на последний план в связи с тем, что их оттесняют положительные. Но, к сожалению, все это лишь на время. Чаще всего на время ориентировочной реакции, когда малыш во власти новизны. В палитру плача входит также и «плач за компанию», которым уже почти адаптированный к саду ребенок поддерживает «новичков», пришедших в группу. Обычно дольше всех из отрицательных эмоций у ребенка держится так называемое хныканье, которым он стремиться выразить протест при расставании с родителями, убегающими на работу.

2. Страх – спутник отрицательных эмоций. Впервые придя в детский сад, ребенок во всем видит лишь «скрытую угрозу». Поэтому он много боится, и страх преследует его буквально по пятам, гнездится в нем самом. Ребенок боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, боится новых воспитателей, а главное того, что мама забудет его, уйдя из детского сада на работу.

3. Гнев – порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который порывается наружу. В период адаптации ребенок похож на «ахиллесову пяту» и оттого раним на столько, что поводом для гнева может служить все. Поэтому гнев и агрессия могут проявляться даже без повода.

4. Положительные эмоции – противовес отрицательным эмоциям. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда ребенок находится под действием ориентировочного рефлекса (эффекта новизны). Чем легче адаптируется ребенок, тем раньше проявляются положительные эмоции, возвещающие о завершении адаптационного процесса.

5. Социальные контакты – коммуникабельность ребенка – это положительный момент для успешного исхода адаптационного процесса. Однако в первые дни нахождения в дошкольном учреждении у некоторых малышей утрачивается это свойство. Такие дети замкнуты и нелюдимы, все время стараются держаться обособленно. На смену этой «гордой бесконтактности» приходит «компромиссная контактность», означающая, что ребенок вдруг сам стал проявлять инициативу для вступления в контакт со взрослыми людьми. Однако, эта инициатива мнима. Она нужна ребенку только лишь как выход из сложившегося положения и не направлена на улучшение общения со взрослыми или сверстниками. В такой момент ребенок готов пойти на компромисс с кем угодно, лишь бы его увели из группы. Подальше от детей и воспитателя. Но как только ребенок сумеет наладить контакты в группе – это и будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации.

6. Познавательная деятельность – также угасает и снижается на фоне стрессовых реакций. Поскольку в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то нередко, ребенок не интересуется игрушками и не желает интересоваться ими в период адаптации. Ребенку не хочется знакомиться со сверстниками, понять, что происходит рядом с ним.

7. Социальные навыки – в состоянии стресса ребенок может «растерять» почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Такого ребенка приходится кормить из ложечки и умывать, он не умеет одеваться, и пользоваться носовым платком. Не знает, когда надо говорить спасибо. Однако же по мере адаптации ребенка к условиям детского сада, он «вспоминал» вдруг забытые им навыки, вместе с тем усваивал новые.

8. Особенности речи – у некоторых детей на фоне стресса меняется речь. Скудеет словарный запас. В построении предложений ребенок больше использует глаголы, практически не использует существительных. Предложения из многосложных становятся односложными. В ответах на вопросы часто отвечает «да» или «нет». Такая речь – итог тяжелой адаптации. При легкой – она или не изменяется совсем, или описанные изменения касаются ее чуть-чуть. Однако в это время в любом случае затруднено необходимое для возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса.

9. Двигательная активность – во время адаптационного периода довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или, наоборот, гиперактивен.

10. Сон – вначале сон отсутствует совсем или ребенок постоянно просыпается. Не успеешь его уложить, как он уже сидит, рыдая на кровати. Сон ребенка в этот период беспокойный, прерывается все время всхлипыванием или внезапным пробуждением. И только лишь когда ребенок адаптируется к саду, он в самом деле сможет спокойно спать.

11. Аппетит – чем сложнее проходит адаптация ребенка, тем хуже его аппетит или, наоборот, аппетит слишком высокий. Нормализация пониженного или повышенного аппетита, как правило, происходит к концу адаптационного периода.

 

 

План мероприятий по адаптации детей к условиям ДОУ:

Цель: Помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

 

Задачи:

1. преодоление стрессовых состояний у детей раннего и дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду;

2. формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;

3. развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

  Наименование мероприятия Сроки Ответственные
  Дети Родители    
1 младшая группа Игры с воспитателем на установление положительной атмосферы в группе «Давайте познакомимся», «Назови себя ласково», «Иди ко мне» и др. Игры на развитие коммуникативных отношений в детском коллективе: «Давайте познакомимся», «Клубочек», «Доброе животное», «Позови», «Хоровод», «Прячем мишку», «Покружимся», «Поезд», «Солнышко и дождик» и др. Общение, направленное на знакомство с группой, поддержание стабильного контакта с педагогом: ситуации «Игрушки, которые живут в нашей группе», «Покажем мишке уголок природы», «В какие игры можно играть в группе», «Как дети полюбили ходить в детский сад» Чтение художественной литературы: потешка для новичков «Кто из нас хороший?», стихи А. Барто, С.Я. Маршака и Е. Благининой   1. Анкетирование родителей «Давайте познакомимся». Получение и анализ первичной информации о ребенке и его семье. 2. Оформление наглядной информации в группах. 3. Индивидуальные беседы по адаптации. 4. Консультация «Первый раз в детский сад» 5. Консультация родителей «Возрастные особенности детей 1 первой младшей группы». 6. Заполнение листов адаптации. 3-5 день адаптации   2 неделя адаптации 3 - 4 неделя адаптации Воспитатели Педагог-психолог
2 младшая группа Игры с воспитателем на установление положительной атмосферы в группе: «Давайте познакомимся», «Назови себя ласково»,«Чей голосок?» и др. Игры, способствующие накоплению детьми опыта общения с малознакомыми взрослыми и детьми: «Иди ко мне», «Выдувание мыльных пузырей», «Хоровод с куклой», «Поезд», «Поиск сокровищ» Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком: «Найди игрушку», «Чьи вещи?»   Мероприятия, направленные на сплочение детского коллектива, установление положительного эмоционального контакта: Игры: «Страшный сон зайчонка» (развитие дыхания) – частое поверхностное дыхание ртом. «Велосипед» (укрепление мышц ног и брюшного пресса, ритмизация движений в соответствии со стихотворным текстом) – дети сидят на полу, опираясь спиной о стену, и делают движения под стихотворные строчки; «Солнышко и туча» Подвижные игры: «Мы топаем ногами», «Гуси», «Поезд», «Пузырь», «Журавли – лягушки», «Веселые пчелки», «Догонялки», «Солнышко и дождик», «Карусель», имитация движений животных Пальчиковые игры: «Наша семья», «На руках у нас 5 пальцев», «Зайчик», «Пальчики здороваются», «Мы считаем»   1. Анкетирование родителей «Давайте познакомимся». Получение и анализ первичной информации о ребенке и его семье. 2. Оформление наглядной информации в группах. 3. Индивидуальные беседы по адаптации. 4. Консультация «Первый раз в детский сад» 5. Консультация родителей «Возрастные особенности детей 2 первой младшей группы». 6. Консультация педагогов «Выстраивание доверительных взаимоотношений с детьми и родителями». 7. Заполнение листов адаптации .   3-5 день адаптации   2 неделя адаптации 3 - 4 неделя адаптации Воспитатели Педагог-психолог
Средняя группа Мероприятия, направленные на установление эмоционального контакта с детьми и педагогами, сплочение детского коллектива: Игры: «А меня зовут…», «Зоопарк», «Назови друга ласково», «Добрая нежная рука», «Луна», «Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай», «Что подарить другу», «Я и моя мама», «Как мы веселимся», «Клубочек», «Найди отличие», «Кто как ходит», «Играть нужно дружно», «Морской банан» и др. Подвижные игры: «Куры и петух», «Ловишки», «Птички летают», «Садовник и цветы», «Быстро смени фигуру», «Паровоз» и др.   1. Оформление наглядной информации в группах. 2. Индивидуальные беседы по адаптации. 3. Заполнение листов адаптации. 4. Консультация родителей «Возрастные особенности детей средней группы». 5. Консультация педагогов «Выстраивание доверительных взаимоотношений с детьми и родителями». Весь период адаптации Воспитатели Педагог-психолог
Старшая группа Мероприятия, направленные наустановление эмоционального контакта с детьми и педагогами, сплочение детского коллектива: Развитие мотивации к посещению детского сада – игра «Большое дерево» Игра «Королева» способствует повышению статуса ребенка, сплоченности в группе. Игра «Волшебники» поможет осознать свою принадлежность к группе, повысить эмоциональный фон ребенка. Игра «Виноградная гроздь» способствует почувствовать принадлежность к группе, объединению коллектива. Подвижные игры: «Ожерелье», «Домик», «Репка», «Птицы без гнезда» и др.   1. Оформление наглядной информации в группах. 2. Индивидуальные беседы по адаптации. 3. Заполнение листов адаптации. 4. Консультация родителей «Возрастные особенности детей старшей группы». 5. Консультация педагогов «Выстраивание доверительных взаимоотношений с детьми и родителями». Весь период адаптации   Воспитатели Педагог-психолог
Подготовительная к школе группа Мероприятия, направленные на установление эмоционального контакта с детьми и педагогами, сплочение детского коллектива: Игры: «Отгадай, кто тебя позвал», «Соседи», «Не делай так», «Клубочек», «Морской банан», «Царь горох», «Статуи», «Комплимент», «Расскажи-ка мне» и др. 1. Оформление наглядной информации в группах. 2. Индивидуальные беседы по адаптации. 3. Заполнение листов адаптации. 4. Консультация родителей «Возрастные особенности детей старшей группы». 5. Консультация педагогов «Выстраивание доверительных взаимоотношений с детьми и родителями». Весь период адаптации     Воспитатели Педагог-психолог

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: