Развитие познавательной инициативы детей дошкольного возраста




Воспитанники младшего дошкольного возраста Воспитанники среднего дошкольного возраста Воспитанники старшего дошкольного возраста
Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию. Практико-познавательная деятельность реализуется в разных формах: Ø самостоятельная деятельность, которая возникает по инициативе самого ребенка - стихийно, Ø непосредственная образовательная деятельность - организованная воспитателем; Ø совместная - ребенка и взрослого на условиях партнерства. В процессе практико-познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др.) воспитанники исследуют окружающую среду. В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности – опыты. Они проводятся как во время непосредственно образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. В младшем дошкольном возрасте развитие предметной деятельности связывается с усвоением культурных способов действия с различными предметами. В этом возрасте совершенствуются соотносящие и орудийные действия. Основные достижения данного возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности, конструированием по замыслу, планированием; дальнейшим развитием образа Я ребёнка, его детализацией. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самостоятельно добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность. Основными задачами и направлениями развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста является: Ø обогащение сознания детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о мире, готовит его к элементарному осмыслению некоторых понятий; Ø систематизирование накопленной и полученной информации посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация); Ø стремление к дальнейшему накоплению информации (отдельные факты, сведения) и готовность упорядочить накопленную и вновь получаемую информацию; классифицировать её. Познавательная активность старших дошкольников более ярко проявляется в деятельности, требующей действенного способа познания, по сравнению с образным. Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности.

Средства развития познавательной инициативы детей старшего дошкольного возраста:

· развивающие игры;

· игры-инсценировки, игры-сотрудничества;

· динамические игры познавательного содержания;

· игры-экспериментирования с разнообразными материалами;

· классификация и обобщение игрового материала, предметов, картинок по разным основаниям;

· создание проблемных ситуаций;

· использование художественного слова, музыкального сопровождения;

· познавательные беседы;

· вопросы воспитателя (наводящие, уточняющие, обобщающие и др.), направленные на активизацию и обобщение познавательных представлений детей, на формирование умения самостоятельно рассуждать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и закономерности, делать выводы;

· сравнительный анализ различных предметов, объектов окружающего (природного, социального) мира со зрительной опорой на наглядность и без опоры на наглядность;

· обследование различных предметов;

· наблюдения за изучаемыми объектами и явлениями окружающего мира (природного, социального), трудом взрослых и т.д.;

· опытное экспериментирование с объектами неживой природы, физическими явлениями;

· знаково-символические обозначения ориентиров;

· демонстрация наглядного материала, наглядных образцов;

· словесные инструкции (инструкции-констатации, инструкции-комментарии и инструкции-интерпретации), «нормотворчество»;

· совместное обсуждение информации, коллективное формулирование выводов, подведение итогов;

· изучение правил взаимодействия в групповой деятельности;

· планирование, распределение ролей, осуществление игровых действий;

· создание ситуаций проектирования (метод проектов);

· само- и взаимоконтроль интеллектуально-познавательной деятельности (прежде всего, при работе в подгруппах).

В данном разделе описывается условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности детей, а также эффективные формы поддержки детской инициативы.

Эффективные формы поддержки детской инициативы Традиции, способствующие развитию детской инициативы (в группах)
1. Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предло-женной самим ребенком 2. Проектная деятельность 3.Совместная познавательно-исследова-тельская деятельность взрослого и детей - опыты и экспериментирование в центре «Дивный сад» 4. Наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования 5. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы 6. Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития. 1. «Утренний круг» 2. «Вечерний круг» 3. «День рождения» 4. Музыка русских и зарубежных композиторов в группах звучит ежедневно. 5. День праздников и развлечений 6. «Минута тишины» (отдыха) ежедневно 7. Объявление меню перед едой, приглашение детей к столу и пожелание приятного аппетита. 8. Новые игрушки. Представление детям новых игрушек, которые появляются в группе.    


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: