Воспитанники младшего дошкольного возраста | Воспитанники среднего дошкольного возраста | Воспитанники старшего дошкольного возраста |
Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию. Практико-познавательная деятельность реализуется в разных формах: Ø самостоятельная деятельность, которая возникает по инициативе самого ребенка - стихийно, Ø непосредственная образовательная деятельность - организованная воспитателем; Ø совместная - ребенка и взрослого на условиях партнерства. В процессе практико-познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др.) воспитанники исследуют окружающую среду. В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности – опыты. Они проводятся как во время непосредственно образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. В младшем дошкольном возрасте развитие предметной деятельности связывается с усвоением культурных способов действия с различными предметами. В этом возрасте совершенствуются соотносящие и орудийные действия. | Основные достижения данного возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности, конструированием по замыслу, планированием; дальнейшим развитием образа Я ребёнка, его детализацией. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самостоятельно добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность. | Основными задачами и направлениями развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста является: Ø обогащение сознания детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о мире, готовит его к элементарному осмыслению некоторых понятий; Ø систематизирование накопленной и полученной информации посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация); Ø стремление к дальнейшему накоплению информации (отдельные факты, сведения) и готовность упорядочить накопленную и вновь получаемую информацию; классифицировать её. Познавательная активность старших дошкольников более ярко проявляется в деятельности, требующей действенного способа познания, по сравнению с образным. Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности. |
Средства развития познавательной инициативы детей старшего дошкольного возраста:
· развивающие игры;
· игры-инсценировки, игры-сотрудничества;
· динамические игры познавательного содержания;
· игры-экспериментирования с разнообразными материалами;
· классификация и обобщение игрового материала, предметов, картинок по разным основаниям;
· создание проблемных ситуаций;
· использование художественного слова, музыкального сопровождения;
· познавательные беседы;
· вопросы воспитателя (наводящие, уточняющие, обобщающие и др.), направленные на активизацию и обобщение познавательных представлений детей, на формирование умения самостоятельно рассуждать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и закономерности, делать выводы;
· сравнительный анализ различных предметов, объектов окружающего (природного, социального) мира со зрительной опорой на наглядность и без опоры на наглядность;
· обследование различных предметов;
· наблюдения за изучаемыми объектами и явлениями окружающего мира (природного, социального), трудом взрослых и т.д.;
· опытное экспериментирование с объектами неживой природы, физическими явлениями;
· знаково-символические обозначения ориентиров;
· демонстрация наглядного материала, наглядных образцов;
· словесные инструкции (инструкции-констатации, инструкции-комментарии и инструкции-интерпретации), «нормотворчество»;
· совместное обсуждение информации, коллективное формулирование выводов, подведение итогов;
· изучение правил взаимодействия в групповой деятельности;
· планирование, распределение ролей, осуществление игровых действий;
· создание ситуаций проектирования (метод проектов);
· само- и взаимоконтроль интеллектуально-познавательной деятельности (прежде всего, при работе в подгруппах).
В данном разделе описывается условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности детей, а также эффективные формы поддержки детской инициативы.
Эффективные формы поддержки детской инициативы | Традиции, способствующие развитию детской инициативы (в группах) |
1. Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предло-женной самим ребенком 2. Проектная деятельность 3.Совместная познавательно-исследова-тельская деятельность взрослого и детей - опыты и экспериментирование в центре «Дивный сад» 4. Наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования 5. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы 6. Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития. | 1. «Утренний круг» 2. «Вечерний круг» 3. «День рождения» 4. Музыка русских и зарубежных композиторов в группах звучит ежедневно. 5. День праздников и развлечений 6. «Минута тишины» (отдыха) ежедневно 7. Объявление меню перед едой, приглашение детей к столу и пожелание приятного аппетита. 8. Новые игрушки. Представление детям новых игрушек, которые появляются в группе. |