Г. Фон-Фассимонт, советник графа Фан-Бар, рассказывал мне следующую историю. В то время, когда он по делу принца Карла, Епископа Ольмюцкого и Оснабрюкского, послан, был герцогом Лотарингским Леопольдом I в Моравию, там везде носились слухи, будто в этой стране очень часто видели, что люди, умершие несколько времени назад тому, входили в собрание и молча садились за стол: если же они кивали головой кому из присутствующих, тот через несколько дней непременно умирал. За достоверность этого ручались ему многие лица и между прочим, один старый священник, который, как сам он говорил, не раз на своем веку был свидетелем подобных происшествий. Епископы и священники злой страны обратились за советом по этому делу в Рим. Но оттуда не отвечали, считая все это пустыми бреднями и произведением фантазии. Наконец пришли к мысли выкапывать трупы тех людей, которые являлись, сжигать их и пр. Этим средством освободились от ужасных привидений, которые с этого времени появлялись уже гораздо реже. Все это передавал священник.
По поводу подобных явлений написано было одно небольшое сочинение под заглавием: «Magia posthumа», напечатанное в Ольмюце в 1706 г. Сочинение это написано Карлом Фердинандом Фон-Шерц и посвящено Карлу Лотарингскому, Епископу Ольмюцкому и Оснабрюкскому. Автор этой книги приводит между прочим такой факт: в некоторой деревне умерла одна женщина; по совершении над ней известного церковного обряда, ее, обыкновенно, похоронили. Спустя четыре для после ее погребения, жители деревни слышали большой шум и многие видели привидение, которое являлось то в образе человека, то в виде собаки, и мучило людей, душило их за горло и давило в живот. Мучения были ужасные, так что испытавшие их, видимо, худели и обессиливали. Привидение нападало также на животных и почти умерщвляло их, иногда связывало их друг с другом хвостами. Страшный рев, который при этом производили животные, ясно давал знать, какую боль оно причиняло им. Лошади худели, как бешеные качались на спине и, наконец, с пеной рта, как бы после долгой и скорой езды, пропадали. Эти бедствия для деревни продолжались несколько месяцев. Наконец, жители, говорит далее автор, пришли к мысли, что эти бедствия происходят от упомянутой женщины и, выкопав, сожгли ее, как это делали они с трупами всех умерших, которые возвращались. Автор названной книги приводит много подобных примеров и рассказывает при этом о бедствиях, какие от этого происходили.
|
Так напр., он рассказывает историю одного пастуха из деревни Блов в Богемии, лежащей близ города Кадана. Пастух этот после своей смерти являлся в деревне и при этом называл некоторых лиц, которые после этого непременно умирали. Жители деревни выкопали его труп и, проткнув его колом, опять зарыли. Чудовище при этом, издеваясь над своими мучителями, говорило, что оно им очень благодарно, что дали ему палку, которая будет служить ему для защиты от собак. В следующую же ночь он опять явился, перепугал многих и мучил теперь еще больше, чем прежде.
После этого труп выдали палачу и тот сжег его за деревней. Мертвец ревел, как бешеный, махал руками и ногами и издал страшный крик, когда его в другой раз проткнули колом, при чем из него полилось множество красной крови. Наконец, труп сожгли и привидение более не являлось.
|
Подобным же образом поступали с умершими, которые возвращались, и в других странах. Когда выкапывали их, цвет их тела находили всегда живым и свежим, члены мягкими и удобоподвижными и никакой порчи в теле, но из гробов их выходил отвратительный запах. Автор упомянутой книги ссылается на некоторых других писателей, которые подтверждают сказанное им об этом предмете. Привидения эти, говорит он, особенно часто являлись в горах Шлезвигских и Моравских. Видели их днем и ночью замечали, как принадлежавшие им вещи передвигались с места на место, хотя никто их не касался. Единственное средство против этих привидений состоит в том, что отсекали им головы.
Дело при этом ведется юридически; представляют доказательства, исследуют вырытый труп, не найдутся ли в нем признаки, по которым можно бы было сказать, что это есть именно тот являвшийся и мучивший людей вампир. Признаки эти были: подвижность членов, жидкая кровь, отсутствие порчи в теле. Если все эти признаки находились, труп немедленно выдавал палачу для сожжения. Иногда, спустя три или четыре дня после таких операций над трупом, привидение снова являлось. На этом основании погребение подозрительных лиц отлагали от шести до семи недель. Если они не сгнивали и члены их оставались мягкими и подвижными, как у живых, в таком случае их сжигали. Уверяют, что члены их двигались, хотя никто не касался их, а недалеко от Ольмюца, говорит автор, видели привидение, которое бросало камнями и сильно беспокоило жителей.