(подготовка к работе на семинарах и практикумах)
Семинар 1
1. Дискуссия: «Индивидуализация образования: позиция ученика – он становится субъектом, или объектом образования?»
2. Сообщения с электронной презентацией
1. Основные методы и средства организации совместной деятельности.
2. Основные методы и средства организации индивидуальной деятельности.
3. Применение современных средств информационно-коммуникационных технологий при проведении научных исследований.
4. Методологические основы учебной и воспитательной деятельности.
5. Методология проектирования в решении профессиональных задач.
6. Стандартные методы и технологии, позволяющие решать задачи проектирования образовательной среды.
3 Обсуждение сообщений и их анализ
Семинар 2
1. Опрос.
2. Сообщения с электронной презентацией
3. Обсуждение сообщений и их анализ
Вопросы для опроса.
1. Основы технологии – индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ).
2. Понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ).
3. Уровни индивидуализации образования детей с ОВЗ.
4. Основные задачи ИОМ.
5. Направления реализации ИОМ.
6. Структура ИОМ.
7. Этапы формирования ИОМ.
8. Алгоритм деятельности специалистов ПМПк в рамках разработки и реализации ИОМ.
9. Алгоритм формирования ИОМ в образовательной организации для ребенка с ОВЗ.
Темы сообщений с электронной презентацией
1. Проектирование организации совместной и индивидуальной учебной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.
2. Проектирование организации совместной и индивидуальной воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.
|
3. Особенности индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе в инклюзивном классе.
4. Основы развития взаимодействия младших школьников с ОВЗ и их здоровых сверстников.
5. Стандартные методы и психолого-педагогические технологии, позволяющие решать развивающие задачи, задачи индивидуализации обучения и развития обучающихся с особыми образовательными потребностями.
6. Возрастные и психофизические особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
7. Основные специальные научные знания и результаты исследования в области психологии и психофизиологии лиц с ограниченными возможностями здоровья.
8. Модели проектирования образовательной среды.
Семинар 3
1. Анализ ФГОС НОО для детей с ОВЗ (в подгруппах).
Материал: текст ФГОС НОО для детей с ОВЗ.
2. Конструирование ИОМ для детей с ОВЗ в подгруппах). Презентация результатов конструирования.
Материал: заключение ПМПК, психолого-педагогическая характеристика
Семинар 4
1. Презентация результатов конструирования ИОМ для детей с ОВЗ (индивидуальная) на основе самостоятельной диагностики ребенка с ОВЗ.
2. Обсуждение презентаций и их анализ
ВОПРОСЫДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1. Нормативно-правовая основа индивидуализации образования.
2. Средства индивидуализации образования.
3. Основные педагогические принципы, способствующие успешной реализации индивидуализации обучения.
4. Основные методы и средства организации совместной и индивидуальной деятельности.
|
5. Применение современных средств информационно-коммуникационных технологий при проведении научных исследований.
6. Методологические основы учебной и воспитательной деятельности.
7. Методология проектирования в решении профессиональных задач.
8. Стандартные методы и технологии, позволяющие решать задачи проектирования образовательной среды.
9. Основы технологии – индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ). Понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ). Уровни индивидуализации образования детей с ОВЗ.
10. Проектирование организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.
11. Особенности индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе в инклюзивном классе.
12. Основы развития взаимодействия младших школьников с ОВЗ и их здоровых сверстников.
13. Стандартные методы и психолого-педагогические технологии, позволяющие решать развивающие задачи, задачи индивидуализации обучения и развития обучающихся с особыми образовательными потребностями.
14. Возрастные и психофизические особенности обучающихся, основные специальные научные знания и результаты исследования в области психологии и психофизиологии лиц с ограниченными возможностями здоровья.
15. Модели проектирования образовательной среды.
16. Основные задачи ИОМ. Направления реализации ИОМ. Структура ИОМ.
17. Этапы формирования ИОМ. Алгоритм деятельности специалистов ПМПк в рамках разработки и реализации ИОМ.
|
18. Алгоритм формирования ИОМ в образовательной организации для ребенка с ОВЗ. Конструирование ИОМ для детей с ОВЗ. Презентация результатов конструирования.
Методические рекомендации, определяющие процедуры оценивания на зачете:
Студенты обязаны сдать зачет в соответствии с расписанием и учебным планом. Зачет является формой контроля усвоения студентом учебной программы по дисциплине, выполнения практических и иных самостоятельных работ.
Результат сдачи зачета по прослушанной дисциплине оцениваться как итог деятельности студента в семестре, а именно – по посещаемости лекций, результатам работы на практических занятиях, выполнения самостоятельной работы. При этом допускается на очной и очно-заочной форме обучения пропуск не более 20% занятий, с обязательной отработкой пропущенных семинаров согласно графику консультаций педагога. Студенты, у которых количество пропусков, превышает установленную норму, не выполнившие все виды работ и неудовлетворительно работавшие в течение семестра, проходят собеседование с преподавателем, который опрашивает студента на предмет выявления знания основных положений дисциплины.
Критерии оценки:
- оценка «зачтено»: студент владеет теоретическими знаниями по данному курсу: формулирует на основе поставленной проблемы проектную задачу и способ ее решения через реализацию проектного управления; основные методы и средства организации совместной и индивидуальной деятельности; знает стандартные методы и технологии, позволяющие решать задачи проектирования образовательной среды; особенности индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе в инклюзивном классе. Умеет – разрабатывает концепцию проекта в рамках обозначенной проблемы: формулирует цель, задачи, обосновывает актуальность, значимость, ожидаемые результаты и возможные сферы их применения; умеет самостоятельно выбирать методологические подходы к организации совместной и индивидуальной деятельности; подбирать оптимальные психолого-педагогические технологии обучения и воспитания обучающихся в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями. Владеет– осуществляет мониторинг хода реализации проекта, корректирует отклонения, вносит дополнительные изменения в план реализации проекта, уточняет зоны ответственности участников проекта; участием в научных дискуссиях и круглых столах; принципами и методами проведения совместной и индивидуальной деятельности; основами разработки и использования оптимальных психолого-педагогических, в том числе инклюзивных, технологий обучения и воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями
- оценка «не зачтено»: материал не усвоен или усвоен частично, студент затрудняется в конструировании ИОМ для детей с ОВЗ, имеет ограниченный объем знаний программного материала по психологии детей, нуждающихся в специальных образовательных условиях.
Методические рекомендации, определяющие процедуры оценивания опроса внеаудиторного индивидуального чтения профессионально-ориентированной литературы:
Устный опрос позволяет оценить знания и кругозор студента, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки. Опрос – важнейшее средство развития мышления и речи. Он обладает большими возможностями воспитательного воздействия преподавателя. Обучающая функция состоит в выявлении деталей, которые по каким-то причинам оказались недостаточно осмыленными в ходе учебных занятий и при подготовке к занятию.
Опрос может проводиться в форме коллоквиума (лат. colloquium – разговор, беседа) может служить формой не только проверки, но и повышения знаний студентов. На коллоквиумах обсуждаются отдельные части, разделы, темы, вопросы изучаемого курса, обычно не включаемые в тематику семинарских и других практических учебных занятий, а также рефераты, проекты и иные работы обучающихся.