«Стоп, хоп, раз».
Дети идут под музыку друг за другом. На сигнал «стоп» останавливают-" ся и стоят в течение 3 секунд, затем 5—10; на сигнал «хоп» подпрыгивают; ка сигнал «раз» поворачиваются кругом и идут в обратном направлении.'] Из игры выходит Тот, кто ошибется и кто неспокойно стоял на сигнал «стоп».!
«Борьба рук между собой».
Детям предлагается вытянуть руки вперед и сжать в кулак пальцы пра? вой руки. Кулак левой руки наложить на кулак правой. Начинается борьба рук: правая хочет подняться вверх, но левая не пускает, правая напрягается и постепенно поднимается все выше и доходит до точки над головой, теперь левая хочет опуститься, но правая, нижняя, сопротивляется и происходит обратная борьба. Затем руки расслабленно бросаются вдоль туловища.
«Пальма».
Одна рука поднята вверх и напряжена: «Растет стройная пальма. Она? колышется под ветром и украшает оазис пустыни». «Увядают листья» (пальцы и кисть расслабляются и мягко свисают). «Увядают ветви» (рука свисает в локте, локоть еще напряжен), «и падает все дерево» (вся рука мягко! падает вниз). То же с другой рукой, с обеими сразу.
Упражнение для кистей рук.
Руки вытянуты вперед, поза фиксируется в течение 3—5 секунд, затем кисти рук загибаются вверх, ладони смотрят вперед вверх («Электричество зажглось»), кисти рук опускаются вниз («Электричество погасло»). Затем кисти рук совершают круговые движения наружу (вовнутрь) («Иллюминация зажглась, иллюминация горнт»).
Для развития общихдвижений рук, ног, туловища проводятся безречевые дидактические игры: собрать-разобрать пирамидку по кольцу, соблюдая величину колец, сначала под замедленную музыку, затем в более ускоренном темпе; разобрать-собрать матрешку, бочонки; игры со строительным материалом и т.п.
|
Игры на внимание (начиная с 2 лет).
«Ласковые слова».
Поставить ребенка между колен, ласково смотреть на него, гладить по голове, побуждая его внимательно слушать: «Я на Коленьку, на моего милого погляжу, про хорошего расскажу. Посмотрите, у Коленьки ясные глазки. Посмотрите, какой наш Коленька добрый, ласковый. А какой наш Коленька сильный и ловкий. А как мой дорогой замечательно поет: «ля-ля-ля». Педагог побуждает ребенка вместе с ним спеть «ля-ля-ля» и похлопать в ладоши.
«Умная головка».
Показать ребенку несколько картинок с изображениями действий: «Птичка клюет», «Птичка машет крылышками» и т.д. Затем педагог называет действие, а ребенок показывает его с помощью педагога. Каждый раз, когда ребенок правильно угадает, надо погладить его по головке и сказать: «Вот умница, вот умная головка».
«Ловкий малыш,».
Педагог протягивает ладони и просит кого-нибудь хлопнуть по ним. При попытке ребенка хлопнуть педагог убирает руки за спину и говорит про себя ребенку: «Никак! Вот какая ловкая!» Затем ребенок протягивает ладони и потом прячет их за спину, а педагог «делает промах», приговаривая: «Никак! Вот какой ловкий!» Затем роли меняются: педагог протягивает ладони ребенку и «не успевает» их спрятать. Педагог хвалит ребенка за ловкость.
«Сильный малыш».
Дети поочередно пытаются разнять сцепленные друг с другом кисти рук педагога, но не могут. Педагог: «Я очень сильная». Ребенок сцепляет кисти своих рук, а педагог не может их разнять. Педагог: «Ты очень сильный». Ребенок разнимает руки педагога, и тот хвалит его за силу.
|
Пассивная гимнастика.
«Птичка машет крылышками».
(На развитие внимания, ритмадвижения рук, продолжительности выдоха, звукоподражания).
Педагог встает позади ребенка, ноги ребенка — на ширине ступни {«лапки у птички»), руки ладонями прижаты к туловищу («Птичка прижала крылышки»).
Педагог поднимает руки ребенка и отводит их немного назад («Птичка подняла крылышки»).
Педагог берет ребенка за кисти и, помахивая ими, опускает его руки вниз. Опуская руки ребенка вниз, говорит: «Кви-кви-кви>.
Затем постепенно от пассивных движений можно переходить к активным. Педагог встает перед ребенком, выполняет перед ним знакомое задание, тем самым побуждая его к самостоятельному повторению движений и слов «кви-кви-кви».
«Птичка клюет зернышки».
На развитие внимания, ритманог, представления («птичка»), звукоподражания («клю-клю-клю»).
Педагог встает сбоку от ребенка, сажает его на корточки, нагибает ему слегка головку, затем берет его пальчики и стучит ими об его колени, говоря: «Клю-клю-клю. «Клю-клю-клю».
Педагог поднимает ребенка, ноги у него на ширине плеч {«Птичка встала»).
Ребенок выполняет задание самостоятельно. Педагог показывает необходимое движение.
Постепенно вводятся упражнения и игры с предметами (обручами, мячами, шарами, булавами) для развития общей моторики. Вначале предлагаются движения с воображаемыми предметами. Например, игра «Мячик прыгает и упал». Игра с воображаемым мячом, который подбрасывают вверх: «Прыг, прыг, прыг и хоп — упал», руки свободно падают вдоль туловища. Ритм музыки меняется.
«Поскоки с воображаемым мячом». («Простодушие». Музыка М. Глинки.)
Дети двигаются в произвольном направлении поскоками, имитируя подбрасывание маленького мяча вверх попеременно ладонью правой и левой руки. Движения выполняются в соответствии с динамическими оттенками музыки.
«Чья лошадка быстрее?»
Двое детей сидят на стуле и держат в руках палочки длиной 20 см, к которым за шнурочки привязаны игрушечные маленькие лошадки на колесиках на расстоянии 15—20 шагов от детей. Под задорную музыку шнурок наматывается на палочку, лошадки приближаются к детям. Чья лошадка придет первой, тот победит.