Дудочка-дуда.
Дети сидят на стульях, напротив них сидит ребенок с игрушечной дудкой в руках. Дети неторопливо поют:
Мальчик имитирует игру на дудочке: «Ду-ду-ду!», вытягивая губы вперед. Дети танцуют, используя знакомые движения. Педагог: «Дудка больше не играет, Коля деток догоняет». Дети убегают, водящий старается кого-нибудь поймать; тот кого поймал водящий, становится на его место, игра повторяется.
Лошадки. (Музыка М. Раухвергера.).
Дети стоят в колонне. Они лошадки. Звучит музыка, все идут друг за другом. На акцент в музыке дети цокают языком, подражая топоту копыт. Музыка прекращается. Лошадки останавливаются. По предложению педагога: «Чья лошадка лучше умеет цокать копытами?» —двое детей идут навстречу друг другу и прищелкивают языком. Остальные слушают.
Игры на развитие физиологического дыхания
Цветы.
Дети стоят в кругу, руки опущены. Такты 1 —2: плавно поднимают правую руку, кисть слегка отстает (появляется первый весенний цветок, начинает расти). Дети глазами следят за ростом цветка: вдох, рука опускается — выдох. Такты 3—4: плавно поднимают левую руку (начинает расти второй цветок): вдох, рука опускается — выход. Такт 5-й: плавно отводят в сторону правую руку (раскрывается бутон первого цветка): вдох, рука опускается — выдох. Такт 6: плавно отводят в сторону левую руку (раскрывается второй цветок): вдох, рука опускается — выдох. Такты 7—8: поднимают плавно руки, тянутся вверх (цветы потянулись к солнцу): вдох, руки опускают вдоль туловища — выдох. Такты 9—16: начинают слегка раскачивать руки вправо-влево, затем сильнее, вместе с корпусом (сначала дует ветерок, потом налетает сильный ветер). Одновременно, вытянув губы вперед, имитируют дуновение ветра. Такты 17—18: руки плавно опускаются (цветы наклонились к земле).
|
Упражнения с цветами. («Вальс». Музыка А. Жилина.)
Дети стоят в кругу и держат в руках по цветку или листику. Такты 1 —8: слегка поднимают руки вперед. На сильную долю каждого такта дуют на цветки (листики). Такты 9— 16 (повторение): дети поворачиваются направо или налево и бегут по кругу, держа цветы перед собой, дуют на них. С окончанием музыки приседают, делают выдох.
Игра на развитие речевого дыхания
Дети активно и ритмично сближают кончики пальцев правой руки (2-й, 3-й, 4-й, 5-й с большим пальцем). Пальцы должны касаться друг друга у самых ногтей. Во время упражнения ритмично произносят текст:
Эти игры полезно проводить в сочетании с движением рук, туловища.
Сидит Коля на лугу,
Он играет во дуду,
Хорошо дуда играет.
Выговаривает.
Выходите-ка па луг.
На зеленый луг гулять.
На зеленый луг гулять
Да под дудку плясать.
Куры, гуси да индюшки (1/21/3 1/41/5)
Закусили лебедой, (1/2 1/3 1/4 1/5)
Наклевалися петрушки, (1/21/3 1/41/5)
Побежали за водой. (1/2 1/3 1/4 1/5)
То же левой рукой, затем двумя руками вместе.
Игры на развитие голоса
«Ay, ay».
Один ребенок прячется в зале за стульчиком (за макетом деревца и т.д.) и время от времени говорит: «Ау». Другой ребенок или все дети ищут его. Педагог читает стихи под тихий аккомпанемент спокойной музыки:
Я скажу тебе: «Ау!»
Угадай, где я стою.
Ты найди меня, найди!
Здесь я, где-то на пути.
Где я, где — реши скорей!
Иль левее, иль правей.
Повнимательнее будь.
Все облазить не забудь.
«Курочки и петушок».
1. «Курочки» и «петушок» сидят на корточках у одной из стен зала, как будто на насесте. «Петушок» выходит из дома, помахивая крыльями-руками, останавливается в центре зала (нашел зернышко) и звонко зовет «курочек»: «Ку-ка-ре-ку!». «Курочки», весело помахивая «крыльями», легко на носках бегут к «петушку» и бегают вокруг него, останавливаются и показывают, как клюют зернышки. «Петушок» отходит и снова зовет курочек.
|
При повторении игры выбирается другой «петушок».
2. «Курочки»:
Как у наших у ворот
Петух зернышки клюет,
Петух зернышки клюёт,
К себе курочек зовет.
«Петух» проходит круг, останавливается и говорит:
Вы пеструшечки,
Вы хохлушечки,
Я нашел для вас орех.
Разделю орех на всех:
По крупиночке, по восьминочке.
Ку-ка-ре-ку!
Дальше игра продолжается, как в первом варианте. Игру можно провести с музыкальным сопровождением.
«Гуси, вы гуси».
Дети распределяются на две группы: «дети» и «гуси». Педагог(или один из детей) выступает в роли волка. «Дети» и «гуси» стоят лицом друг к другу на некотором расстоянии, «волк» стоит поодаль, возле него один «гусенок». Запевая песню, «дети» идут к «гусям» и отходят обратно (по четыре шага). Затем то же движение со своими словами повторяют «гуси». На слова: «Мы видели волка» — «волк» с «гусенком» пробегают мимо «детей». Затем снова обе группы поочередно идут друг к другу. С окончанием песни «гуси» бегут за «волком» и выручают «гусенка».
Дети: Гуси, вы гуси, серые гуси!
Гуси: Га-га-га, га-га-га, га-га-га, га-га-га!
Дети: Пае вы бывали, кого вы видали?
Гуси: Га-га-га (четыре раза).
Дети: Мы видели волка, нес он гусенка.
|
Гуси: Га-га-га (четыре раза).
Дети: Щиплите вы волка, спасайте гусенка!
Гуси: Га-га-га (четыре раза).
На этапе формирования звука логоритмические занятия включают материал для развития мимики лица, орального праксиса, общей моторики. Например, для развития мимики лица под соответствующую музыку педагог дает задания типа: «Вы едите кислый лимон. Вы встретили драчуна. Вам больно. Вы огорчены. Вам подарили красивую игрушку» и т.д. Затем без словесной инструкции логопеда дети под музыку, сидя перед зеркалом, отражают на лице разные оттенки чувств. С развитием умения передавать мимикой разные чувства зрительный контроль с помощью зеркала снимается. Для развития орального праксиса все упражнения для губ, языка, челюсти подаются ритмично: под счет, метроном, под музыку с четко выраженным ритмом и акцентом. Развитие общей моторики осуществляется на материале основныхдвижений: ходьбы, маршировки, бега, поскоков. пробежек, различных построений, перестроений. Подключаются движения рук, подвижные игры. Последние проводятся без речевого материала, поскольку звуки еще не поставлены.