Логоритмические и музыкально-ритмические средства для детей с дизартрией




Педагогическое, логопедическое и симптоматическое лечение дизартрии и других сопутствующих нарушений {зрения, слуха, эпилептиформенных спазмов и др.) включает комплекс логоритмического воздействия, лечебной физкультуры, музыкально-ритмического воспитания. Задачи комплекса следующие:

1. Подавить патологические двигательные реакции ребенка и урегулировать безусловно-рефлекторную деятельность.

2. Улучшить координацию движений (элементы основной двигательной деятельности).

3. Улучшить общую двигательную активность ребенка.

4. Содействовать развитию психических функций детей: внимания, памяти, саморегуляции психической деятельности и др.

5. Содействовать нормализации речевой функции.

6. Оказывать воспитательное влияние на ребенка и выравнивать его поведенческие реакции.

Для детей с дизартрией любого генеза в данном комплексе большое значение имеет лечебная физкультура. Ее применяют в следующих целях:

а) повышение общего тонуса организма;

б) предупреждение укорочения мышц и сохранение нормальной подвижности в суставах;

в) восстановление объема, силы и качества движений;

г) борьба с повышенным тонусом, с контрактурами, уменьшение ригидности мышц и синкинезий;

д) восстановление правильной содружественной деятельности ослабленных и здоровых мышц;

е) развитие жизненно необходимых навыков;

ж) преодоление деформаций конечностей и позвоночника.

Полнота и быстрота восстановления движений зависит от давности поражения, характера процесса локализации и распространенности поражения, состояния мозгового кровообращения, активности больного и эффективности комплекса восстановительного лечения. Из методов лечебной физкультуры наибольшее значение приобретает лечебная гимнастика с ее общеоздоровительным и общеукрепляющим влиянием. Она облегчает перевоспитание нервно-мышечного аппарата, избирательно воздействует на отдельные мышечные группы, разнообразит мышечную деятельность (расслабление, степень напряжения и др.), позволяет постепенно усложнять движения, развивать их точность и таким образом устранять лишние движения и восстанавливать более полноценные. В лечебной гимнастике обязательно сочетают упражнения для паретичных конечностей с общеукрепляющими упражнениями. Это необходимо для лучшей координации движений и выравнивания мышечного тонуса. Кроме того, физические упражнения оказывают реперкуссивное (отраженное) влияние: регулярно включая здоровые конечности и корпус в процесс упражнения, можно быстрее перевоспитать весь нервно-мышечный аппарат. Каждое занятие лечебной гимнастикой следует начинать с упражнений для здоровых мышечных групп. Специальные упражнения для паретичных конечностей применяются во время процедуры много раз, их чередуют с общеразвивающими и дыхательными упражнениями. Активные упражнения преобладают в лечебной гимнастике, но они обязательно дополняются пассивными движениями. При выполнении активных и пассивных упражнений необходимо добиваться возможно большей амплитуды движений. Как пассивные, так и активные упражнения следует выполнять ритмично, в спокойном темпе. Темп и объем движений должны находиться в обратной зависимости от степени мышечной ригидности. Для ее снижения рекомендуется применять облегченные исходные положения, ограничивать темп и амплитуду движений, использовать пассивные движения, потряхивание и поглаживание мышц, упражнения на расслабление и др. При проведении лечебной гимнастики целесообразно использовать элементы психотерапии.

Рекомендуется применять следующие компоненты лечебной гимнастики:

а) упражнения и приемы, включая массаж, направленные на расслабление отдельных мышечных групп;

б) приемы, направленные на развитие движений в суставах; в) активное напряжение отдельных мышц;

г) развитие координаторных взаимоотношений мышц антагонистов и целостных двигательных актов.

Лечебная физкультура проводится в течение всего периода роста и развития ребенка (до 14—15 лет) как для общего укрепления, так и для восстановления функций конечностей. Лечебную гимнастику и массаж (курсами) применяют систематически и настойчиво в течение многих лет, в зависимости от тяжести заболевания и успеха лечения.

Занятия лечебной гимнастикой следует проводить интересно, живо, в игровой форме. В лечебной физкультуре под играми понимают комплекс специально организованных синтетических движений и физических упражнений прикладного характера со значительным общим воздействием на организм, при которых ставится состязательная цель и которые в каждом отдельном случае обусловлены определенными правилами. К таким играм относятся игры с мячом, эстафетные игры, лепка из пластилина, раскрашивание картинок, вырезание ножницами разных фигур, выпиливание лобзиком и др. Посредством игр вносится разнообразие в режим пациентов и увеличивается интерес больных к двигательным занятиям, и в частности к лечебной физкультуре. Игры выводят больного из состояния психической подавленности, отвлекают его внимание от патологического процесса и порождаемых им отрицательных эмоций, содействуют мобилизации сил больного к выздоровлению.

Игры следует включать в занятие осторожно, поскольку может наступить передозирование нагрузки из-за того, что играющие эмоционально возбуждаются и не чувствуют наступающей усталости. С детьми с дизартрией полезно проводить подвижные игры с незначительной и умеренной психофизической нагрузкой общефизиологического воздействия на организм под мелодичную, ритмичную, не\ громкую музыку в медленном и среднем темпе.

«Прокати мяч с горки» (для детей 2—5 лет).

Дети скатывают мячи по наклонной доске. Один ребенок катит мяч сверху, а другой ловит его внизу. Затем они меняются местами.

«Зайка серый умывается» (для детей 3—7 лет). Один из играющих назначается «зайкой», остальные дети становятся вокруг него и вместе с педагогом проговаривают:

Он помоет также лапки.

Оботрет их чистой тряпкой,

Одевается.

Скок, скок —

В гости мчится со всех ног.

Зайка ходит в гости к людям

Мы с ним вместе мыться будем.

Зайка вымыл рот и уши.

Он хороший, он послушный.

«Зайка» выполняет все движения, дети за ним повторяют. Тот, к кому «зайка» пришел в гости, становится «зайкой». Игра оканчивается, когда сменится 5—6 «зайчиков».

Поскольку при дизартриях наблюдаются парезы лицевой мускулатуры различной выраженности, то в лечебной гимнастике выделяются специальные упражнения для восстановления и развития мимических движений. Мимическая гимнастика строится на:

1) необходимости сочетания общих физических упражнений со специальными мимическими;

2) использовании естественных мимических движений. Гимнастика используется как основа физических упражнений, для тренировки мимической мускулатуры;

3) целесообразном одновременном выполнении упражнений одно именными мышцами лица;

4) необходимости менять активность выполнения, в зависимости от пареза мимических мышц: пассивные движения, активные движения, активные движения с помощью и сопротивлением;

5) целесообразном применении отдельных приемов артикуляторной гимнастики;

6) проведении индивидуально лечебной гимнастики по развитию мимических мышц лица 3—4 раза вдень. Старшие дети и взрослые занимаются самостоятельно по несколько раз вдень. Длительность процедуры лечебной гимнастики для детей — 12— 15 минут.

Пассивная гимнастика используется для усиления афферентных импульсаций, развития ослабленных движений, а также для растяжения укороченных мышц. Например: приподнимание и опускание надбровных дуг; опускание века; оттягивание мягкой части щеки; открывание рта; вытягивание языка; оттягивание щеки парализованной стороны с введением пальца в рот и др.

Активная гимнастика, в отличие от пассивной, способствует повышению проводимости нервов, снижению вазомоторных нарушений и улучшению трофики тканей, противодействует формированию контрактур. При выполнении активных упражнений больной также, как и при пассивной гимнастике, должен фиксировать ладонью здоровую половину лица, чтобы сосредоточить все внимание на упражнении мышц пораженной стороны. Например: приподнимание и опускание надбровной дуги; закрывание и открывание глаза; надувание щеки без сопротивления и с надавливанием на нее; складывание губ для всасывания воздуха и для свиста; высовывание языка; оскаливание зубов и др.

В процессе всей лечебной гимнастики рекомендуется использовать следующие упражнения: поднимать брови вверх; наморщивать брови («хмуриться»); закрывать глаза в последовательности: посмотреть вниз, закрыть глаза, придерживая веко пальцем на стороне поражения, и держать глаза закрытыми в течение одной минуты; открыть и закрыть глаза три раза подряд; улыбаться с закрытым ртом; щуриться; опустив голову вниз, сделать выдох и в момент выдоха -фыркать» и вибрировать губами; свистеть; расширять ноздри; поднимать верхнюю губу, обнажив верхние зубы; опускать нижнюю губу, обнажив нижние зубы; улыбаться с открытым ртом; произносить звуки «о-и»; гасить спичку; набрав в рот воду, полоскать закрытый рот, стараясь не выливать воду; надувать щеки, передавать воздух из одной половины рта в другую попеременно; опускать углы рта вниз при закрытом рте; произносить звуки «п»,«в»,«ф»,«р»; высунуть языки сделать его узким; открыв рот, выдвигать язык впереди назад; открыв рот, двигать языком вправо и влево; выпячивать вперед губы; следить глазами за двигающимся по кругу пальцем; втягивать щеки при закрытом рте; опускать верхнюю губу на нижнюю; кончиком языка водить по деснам попеременно в обе стороны при закрытом рте.

Все упражнения для мимической мускулатуры следует проводить на занятии между общеукрепляющими и дыхательными упражнениями на фоне предварительного расслабления, тепловой процедуры (после соллюкса, диатермии и др.), поглаживания мышц на пораженной стороне. Упражнения по лечебной гимнастике обязательно включаются в занятия по логоритмике.

Логоритмическая работа с дизартриками строится в зависимости от логопедического коррекционного курса, ее можно разделить на три периода.

Первый: воспитание статики движений; развитие общих движений рук, ног, туловища — с постепенным введением упражнений с предметами; развитие мелкой моторики пальцев рук; мимических мышц лица; различных видов внимания: слухового, зрительного и памяти; коррекция просодии речи; постепенное формирование нормального двигательного навыка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: