«Пальчик о пальчик».
Дети сидят перед педагогом, поют и выполняют движения: «Пальчик о пальчик тук да тук (повторить два раза), хлопай, хлопай, хлопай (хлопают в ладоши). Ножками топай, топай (повторить два раза). Спрятались, спрятались (закрыть лицо руками), пальчик о пальчик тук да тук (повторить два раза)».
Эти игры предназначены для развития движений строго определенных частей тела.
«Кулак — ладонь».
Под энергичную музыку дети сжимают левую кисть в кулак, пальцами к себе. Вытянутые пальцы правой руки упираются в кулак левой. Затем кисть правой руки сжимается, а пальцы левой руки вытягиваются и упираются в кулак правой. Движения должны быть быстрыми и точными.
«Покажите руки». (Французская народная мелодия в обр. В. Витлина.)
Дети стоят по кругу друг за другом. Первая часть музыки: дети двигают? ся легкими поскоками в одном направлении. Оканчивают движение прыжком с одной ноги на две и поворотом к центру круга. Вторая часть музыки: дети протягивают руки вперед, показывая ладони (на четные такты), и прячут руки за спину (на нечетные такты), Характер движений, в связи с музыкой шутливый и задорный.
«Качели». (В. Ребиков. Соч. 37, «На качелях».) Дети стоят в колоннах, ноги сомкнуты, руки отведены влево вниз. Такты I—8: дети, слегка пружиня в коленях, качают вправо и влево руками на каждый такт до уровня плеч, широко раскрывая пальцы рук. Начиная со второй части делают правой ногой шаг в сторону и продолжают качание рук с расставленными пальцами вправо и влево, но сильнее и переносят тяжесть тела с одной ноги на другую. В конце второй части приставляют правую ногу к левой. С третьей части музыки руки медленно и плавно опускают вниз, пальцы смыкают.
|
Упражнение с мячом. (Ф. Шуберт. «Вальс».)
Дети стоят по кругу вправо друг за другом. В руках у каждого ребенка ] небольшой мяч. Руки отведены влево. Первая часть музыки и ее повторение: на нечетные такты дети отводят руки с мячом вправо, одновременно I перенося тяжесть тела на правую ногу; на четные такты подбрасывают мяч влево вверх, переносят тяжесть тела на левую ногу и ловят мяч обеими руками; движения повторяются до конца первой части музыки. Вторая часть 1 музыки: движения те же, но мяч подбрасывается выше, учитывая усиление звучания второй части. При повторении упражнения дети поворачиваются ] кругом,
Упражнение с хлопками. (Ф. Шуберт. «Вальс».) Дети стоят в колоннах, руки за спиной. Такты 1—2: дети плавно переводят руки вперед, легко и четко хлопают три раза в ладоши. Такты 3— \ 4: плавно переводят руки за спину и хлопают в ладоши за спиной. Такты 5— 6 и 7—8: движения повторяются. Такты 9—10: дети плавно переводят руки I вверх и, подняв головы, хлопают в ладоши над головой. Такты 11 — 12: плавно опускают руки за спину и хлопают в ладоши за спиной. Такты 13— ] 14 и 15— 16: движения повторяются.
Развитие мимических мышц полезно проводить во время создания определенных ситуаций (помимо перечисленных ранее специальных упражнений), таких, как: «Мы удивились (удивляемся)», «Мы огорчились», «Вкусное варенье», «Горький лук», «Кислый лимон», «Мы веселимся», «Разбилась кукла», «Мама пришла» и т.д. Эти ситуации готовятся с детьми постепенно. Вначале тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем мышцы объединяются в комплексы, отражающие такие сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование и т.д. Полезно использовать наглядный материал: картинки с изображением людей, лица которых выражают различные чувства. Сначала дети по слову педагога («Покажи лицо сердитого человека») находят соответствующие картинки, рассматривают их, затем, сидя перед зеркалом, придают своему лицу то или иное выражение. Педагог помогает как пассивными движениями (раздвигает пальцами губы ребенка в улыбку или сдвигает к переносице брови, чтобы помочь ребенку нахмуриться, и т.д.), так и словесными объяснениями, вызывая у детей необходимые представления.
|
Для закрепления умения придавать лицу нужное выражение на занятиях проводятся инсценировки песен, игры-драматизации, разыгрываются этюды.
Развитие внимания на занятиях логоритмикой осуществляется и нескольких направлениях:
а) специальная стимуляция;
б) быстрая и точная реакция на зрительные и слуховые раздражители;
в) укрепление зрительной, слуховой и моторной памяти;
г) развитие волевой сферы через способность к сосредоточению.
Из логоритмических средств в первую очередь используется слушание музыки. Сидя на стульчиках, дети слушают музыкальные отрывки разнообразного содержания, темпа и характера, например: «Гопак» М. Мусоргского, «Колыбельную» В. Моцарта. Педагог беседует с детьми: «Что ты хочешь делать, когда слушаешь эту, музыку?» («Гопак») — «Кружиться. Хлопать». Этот же вопрос задается к музыке В. Моцарта. Можно дать для слушания «Птичку» Э. Грига и «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского; «Игру в лошадки» П. Чайковского и «Маленький вальс» А. Лядова; «Бульбу» — белорусский танец и «Марш» Р. Шумана; «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского и «Петрушку» В. Косенко; украинскую народную мелодию «Коло» и «Медведя» В. Ребикова; «Итальянскую польку» С. Рахманинова и «Дождик» В. Косенко. Слушание музыки педагог сопровождает словесными пояснениями с использованием наглядности. Полезны музыкальные и литературные цитаты, направленные на подчеркивание каких-либо характерных особенностей музыки; иллюстрации, игрушки, пособия. Игрушки «двигаются», «разговаривают» с детьми, получаются маленькие театрализованные представления, в процессе которых дети слушают музыку. Используются также книжные иллюстрации, эстампы с изображениями картин природы, труда людей, общественных событий, небольшие карточки, на которых изображены танцующие и марширующие дети, бегущий мальчик и медленно идущий человек. Слушая музыку, дети показывают соответствующую ей и их представлению карточку. Для развития внимания можно использовать мышечно-двигательные ощущения. Слушая музыку веселого или спокойного характера, дети производят движения с палочками, флажками, кубиками. Для различения частей, фраз произведения, высокого, низкого, среднего регистра, ритмических особенностей используются различные двигательные элементы: постукивание, хлопки, поднимание и опускание рук.
|
Помимо слушания музыки, для развития различных параметров внимания даются специальные упражнения и игры.
«Зевака», (с музыкальным сопровождением).
Дети идут по кругу, держась за руки. По сигналу педагога останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Если дается несколько сигналов, то направление меняется после каждого сигнала. Не выполнившие задания выходят из игры.
«Флажок».
Дети идут под музыку в одном направлении. Увидев поднятый флажок, делают поворот кругом, четыре поскока на двух ногах и продолжают идти, но уже в другом направлении.
«Канон». (С. Майкапар, «Маленькая пьеса».)
Канон — движение непрерывное, но поочередное, т.е. на каждый такт один ребенок делает движение справа, потом другой, третий и т.д.
Дети стоят в колонне, положив руки на плечи впереди стоящего. На первый такт впереди стоящий в колонне поднимает руку вверх, на следующий — сзади стоящий поднимает руку и т.д., после того как одна рука поднята, поднимается другая, а потом таким же образом опускается.
Упражнения на внимание. (С. Прокофьев, «Марш».) Дети, маршируя, идут по кругу. Педагог подает сигналы: «зайчики» — дети прыгают, «раки» — идут спиной назад, «птицы» — бегут, раскрыв руки в стороны, «аист» — останавливаются на одной ноге.
Дети рассчитываются на первый, второй, третий и выполняют следующее движение: первые идут по кругу вправо, вторые — влево, третьи на месте хлопают в ладоши. Затем меняются номерами.
Для активизации просодических компонентов речи используется прежде всего пение. Методика обучения та же, что и при заикании.
Проводятся специальные упражнения типа «Живая гамма», «Сирена».
«Живая гамма».
Восемь детей объявляются «живой гаммой». Слева направо, как на клавиатуре, участвующие получают по одному звуку. Педагог как бы играет на этой «живой гамме» небольшие попевки, взмахом руки показывая вступление каждому.
«Сирена».
Это упражнение помогает выработать связь высоты звука с «положением зевка». Нужно представить машину скорой помощи, которая мчится к месту катастрофы. Этот веющий звук то плавно «въезжает» вверх, то также плавно опускается вниз. Произнося звук [«м»] на низкой ноте и сомкнутых губах при слегка разжатых челюстях, нужно плавно, постепенно, как сирена, уводить его к более высоким нотам, разжимая одновременно челюсти и удерживая сомкнутыми губы. Затем так же, как сирена, постепенно звук [«м»] опускается вниз, и челюсти сближаются. При этом важно удерживать его прочно губами, успевая достаточно разжимать челюсти при движении вверх и сближать их при движении вниз. Подражание сирене хорошо связывается с мелодией. Сначала пропеваются два звука [«ЛЛ»] нижний, как и в речи, воспроизводится плотно сомкнутыми губами при слегка разжатых челюстях и переводится «сиреной» к более высокому звуку с расширением «формы м». Задержавшись на верхней ноте, звук «сиреной» опускается снова к первому звуку, при этом следует слегка сближать челюсти. Затем следует пауза и вдох, «сирена» идет со следующей ноты.
«Налесной полянке». (Слова П. Кагановой, музыка Б. Кравченко.)
По ходу песни дети изображают персонажей и выполняют их движения. Каждый персонаж обозначается своим голосом.
Утром рано на лесной поляне Звонко, звонко зайчик барабанит: Тра-та-та {3 раза).
Из берлоги вылез медвежонок, Топать, топать начал он спросонок: Топ-топ-топ (3 раза).
Лягушата делают зарядку. Пляшут, пляшут весело вприсядку: Ква-ква-ква (3 раза) и т.д.
Для нормализации голосовой функции у детей с дизартрией необходимо проводить артикуляторные, дыхательные упражнения и движения для мышц шеи, головы. Например: «Головой качает слон, умный слон. Он слонихе шлет поклон, свой поклон». Под мелодекламацию педагога дети наклоняют голову к левому плечу, поднимают, наклоняют к правому плечу, поднимают, наклоняют голову вперед, на грудь, поднимают.
В первом периоде важно обращать внимание на постепенное формирование двигательного навыка. Сначала педагог сам эмоционально, в надлежащем темпе выполняет движение от начала до конца, чтобы дети восприняли целостный образ движения в его динамике. Затем дает расчлененный показ действия в более медленном темпе с пояснением всех элементов, составляющих движение. После этого дети сами воспроизводят действие, слушая указания педагога. Он обращает внимание детей на правильность выполняемых ими действий и поощряет их. Постепенно вводится музыкальное сопровождение, сначала с пояснением педагога, а затем дети самостоятельно выполняют движение под музыку.
Второй период логопедической ритмики используется для развития моторики артикуляционного аппарата, общих двигательных навыков, тонких слухо-произносительных дифференцировок.
Безречевые игры. Показать удивление, огорчение, испуг.
Речевые игры
«Погладь мишку».
Мишка стоит на высоком кубике. Рядом с кубиком стоит гимнастическая скамейка, на которую воспитатель или педагог кладет длинную широкую доску. Это «горка». Дети идут к горке со словами: «Много нашей детворы ходит к мишеньке с горы», по очереди входят на «горку», сбегают с нее {темп музыки различный), гладят мишку и садятся на стулья. По сигналу педагога все подходят к медведю и говорят: «Мы к медведю подбежим, зарычит — мы убежим». Один-из детей подает сигнал «Ррр», дети разбегаются. Новое задание: подойти к мишке очень тихо, так, чтобы он не «услышал».
«Поезд».
Дети изображают движущийся поезд. Руки согнуты в локтях, сжатыми кулаками делают четыре круговых движения — вперед, вниз, немного назад, немного вверх, вперед, вниз, назад и т.д., изображая движение колес. Каждое круговое движение рук сопровождается звуком [«ч»] с небольшим акцентом на первом звуке.
Подражая ритму движения поезда, объединить звуки чк в группы потри, также акцентируя первый из них: чкчкчк чкчкчк круг руками
Не отрывая ноги от пола, дети передвигаются на носках мелкими шажками. Каждый шаг соответствует одному «чк» или одному «ч».
И второй раз то же самое;.
Когда передвижение ног отработано в нужном темпе, присоединяется уже натренированное движение рук — повторяется.
Для развития общих движений рекомендуются игры с движениями для верхних конечностей, кисти, пальцев; для нижних конечностей; упражнения с палкой, мячом, на преодоление сопротивления; упражнения для туловища. Широко используется ходьба под музыку по следам на полу с препятствиями между ними в виде дощечек; по нарисованным дорожкам; ходьба на носочках, пятках, на полной ступне.
«Увидели, флажок».
Дети идут по кругу. Педагог: «Олечка, возьми флажок, поведи ребят в кружок, выше флаг наш поднимай, стройно круг свой прошагай». Ребенок с флажком ведет колонну по кругу, через центр на носочках и т.д. Смена ходьбы зависит от смены музыки. Педагог предупреждает, что с флажком надо ходить красиво, не горбиться, не опускать головы.
«Лягушки».
Посередине лежит шнур в форме круга или круг начерчен на полу мелом. Одна группа детей стоит у круга, другая сидит. Педагог и сидящие дети говорят: «Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки. Ква-ква-ква-ква-ква! Скачут, вытянувши ножки». Дети, стоящие по кругу, подпрыгивают, изображая «лягушек». По окончании стихотворения сидящие на стульях дети хлопают в ладоши (пугают «лягушек»), те прыгают в «болотце» — перепрыгивая через черту и присаживаясь на корточки, произносят: «Ква-ква».
Для развития слухо-произносительных дифференцировок важно связать контрастные звуки, например, с-ш. с определенными музыкальными образами: [с] — водичка бежит, капель (и музыкальный образ капели), [ш] — пузырь лопнул или змея шипит (и тоже музыкальный образ). То же самое с другими звуками: [з] — комар звенит, [ж] — жук жужжит, [ц]— белочка цокает, [«] — чик-чирик— чирикает воробушек. В зависимости от музыкального образа, воспринимаемого детьми, в движениях изображается персонаж. Движение сопровождается звукоподражанием. Одна группа детей изображает под музыку летающего жука и жужжит: Ж-ж-ж, другая — комара и звенит: З-з-з.
Третий период. В этом периоде логопедическая работа с детьми, страдающими дизартрией, осуществляется средствами логопедической ритмики,1 закреплением речевых навыков, двигательных способностей и коллективных взаимоотношений, умением коллективного общения. С этой целью проводятся игры с пением, подвижные игры с правилами (несюжетные, сюжетные, с элементами спортивных игр), игры-драматизации.
«Круг за кругом».
Дети берутся за длинный шнур, конец шнура у водящего. Он ведет детей, и все говорят: «Друг за другом, круг за кругом мы идем за шагом шаг». По сигналу (прекращение музыки) все останавливаются, поворачиваются в круг лицом и говорят: «Стой на месте, дружно вместе сделаем вот так». Педагог (впоследствии дежурный, водящий) показывает любое движение, например, поднимает руки со шнуром вверх и смотрит на него. Дети повторяют. Звучит музыка, дети идут со словами: «Друг за другом...» и т.д. После остановки педагог показывает новое движение, наклон туловища вперед и выпрямление; или поднимание ноги, согнутой в колене, до шнура; или приседание с выставлением ноги вперед и т.д. Каждое упражнение повторяется от 3 до 6 раз. В одной игре допускается 5—6 разных движений.
«Пчелы и медведь».
Дети, имитируя пчел, сидят за стульчиками и жужжат, «медведь» прячется тут же. Педагог подает сигнал: «Пчелы за медом!» Дети «летают» по «поляне» от «цветка» к «цветку». В это время «медведь» на четвереньках подходит к.улью-стульчику, рычит: «Рр». Педагог: «Медведь на пасеке». «Пчелы» летят и жужжат: «Жжж», а «медведь» на четвереньках бежит к своему «дереву»-стульчику, «пчелы» садятся на стульчики. Кто до «медведя» дотронется, тот становится «медведем». Игра повторяется. Помимо сигналов педагога, образы «медведя» и «пчел» создаются музыкальным сопровождением.
Необходимо подбирать музыкально-ритмический материал «зависимости от характера речедвигательного и общедвигательного нарушений. Группы детей для логоритмических занятий целесообразно комплектовать по сходству нарушений. Так, в одну группу берутся дети с явлениями парезов, неловкие, диско-ординированные. Музыкальное сопровождение занятий с этими детьми должно быть ритмичным, стимулирующим движения (марш, полька, галоп, музыкальные произведения с короткими, но четко выраженными ритмическими фразами). Для детей с гиперкинезами, тиками, миоклонусами следует подбирать музыкальные произведения с плавным, спокойным рисунком, с акцентирующими движение фразами; песни обязательно с ритмичным припевом и плавным запевом. Для детей со спастическими явлениями музыка подбирается мелодичная, спокойная, способствующая расслаблению (вальс, колыбельная; музыка, иллюстрирующая явления природы: журчание воды, шум ветерка в листве, шум дождя и т.д).