Музыкально-ритмические занятия с детьми и взрослыми, имеющими нарушения голоса




В комплексе медико-логопедического воздействия логоритмические занятия способствуют:

1) воспитанию голоса: его высоты, силы, тембра, диапазона;

2) развитию дыхания: глубины вдоха, продолжительности речевого выдоха;

3) развитию артикуляторного аппарата.

Комплексная терапия голосовых расстройств включает медикаментозное, физиотерапевтическое лечение и ортофонические упражнения. Ортофония — специальный метод лечения расстройств голосовой функции артикуляторными, дыхательными и голосовыми упражнениями. Цель ортофонического лечения — восстановление нарушенного автоматизма в работе гортани, в функциях дыхания и артикуляции. Важным принципом лечения голосовых расстройств является преемственность логопедической, логоритми-ческой и лечебной работы, проведение функциональной терапии на всех этапах восстановления голоса. Поэтому развитие дыхания, артикуляционной моторики и голоса на логоритмических занятиях обеспечивает в значительной мере эффективность комплексной работы.

Для развития артикуляционного аппарата проводятся упражнения для губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба. Упражнения выполняются ритмично, под счет, на акцент в музыке. Предлагаются и дидактические игры: «Веселый язычок», «Вкусное варенье», «Почистим зубы», «Кошка спинку выгибает» (поднятие спинки языка с открытым ртом), «Маятник», «Как мы улыбаемся», «Пароход гудит» и др.

На занятиях со взрослыми повышается степень самостоятельности в тренировке артикуляционного аппарата и усложняется тип задания.

«Придумайте и покажите».

Занимающиеся строятся в две шеренги друг против друга и рассчитываются по порядку. Педагог называет любой номер. Тот, у кого этот номер, выходит из шеренги и показывает три разных движения для губ (языка). Затем вызывается занимающийся из другой шеренги и показывает три новых упражнения, не похожих на прежние. Если одно из упражнений уже было, команде начисляется одно штрафное очко. Состязание продолжается 5—6 минут. Итог подводится по сумме штрафных очков.

Можно предложить задания на сочетание артикуляторных поз и движений разными частями тела: округлить губы и руками показать обруч; вытянуть губы вперед «трубочкой» и соединить вместе руки, вытянутые перед собой, на уровне плеч; открыть широко рот и раскрыть руки в жесте: правая — высоко вверх, левая отведена вниз-назад и т.п. В задания между тренирующимися вносится элемент соревнования.

К указанным упражнениям присоединяется голос и контроль за дыханием: руки развести в стороны (вдох), соединить медленно перед грудью на уровне плеч до смыкания ладоней при одновременном произнесении звука [у] с упруго вытянутыми вперед губами; потянуть руки вверх, подняться на носки (вдох), опуская руки вниз через стороны и постепенно приседая на корточки, произносить длительно: «О-о-ох» и т.д. Подобные упражнения полезны для развития дыхания.

Дыхание состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха. Во время тренировок следует учиться длинному ровному выдоху. Вдох непроизвольный, руководить им не следует. Важна вторая фаза — пауза. Она подсказывает, когда и сколько нужно вдохнуть. Е.А. Лукьянова предлагает заменить слово «вдох» условным термином — «возврат дыхания». Тогда три фазы дыхания обозначатся так: выдох, пауза (ожидание), «возврат дыхания». «Возврат дыхания» обязательно должен быть носовым. Вдох ртом менее удобен идаеторганизму меньше кислорода.

Для выработки правильного трехфазного дыхания нужно работать в трех направлениях:

1) усвоение приемов дыхания, снимающих утомление;

2) развитие дыхательной мускулатуры путем специальных упражнений;

3) применение приемов рационального дыхания в движении.

Развитие дыхания по данной системе строится на речи, пении и движении. На занятиях проводятся упражнения на медленное чередование слогов, соединение согласных, быстрые дикционные упражнения, упражнения на задержку согласных при произнесении текста. В пении развитие дыхания происходит за счет исполнения вокальных упражнений и песен. И ко всему этому добавляются движения: элементы классического танца, гимнастические и ритмические комбинации с речевыми и певческими упражнениями.

Освоение трехфазного дыхания начинается с упражнения сидя: сесть прямо, плечи расправлены, руки свободно опущены на колени. В этой позе должна быть подтянутость, но без лишнего напряжения. Следует первая фаза — выдох: губы вытянуты вперед, через плотно сжатые губы произносится звук \«п»], а затем воздух выдыхается на звук «ффф». При выдохе не должны резко опускаться плечи и грудь. После выдоха наступает вторая фаза — пауза — ожидание «возврата дыхания». Педагог говорит: «Впустим воздух через нос, ничего не добавляя, и снова «подуем на свечу» через «пфф». Опять ждем, когда дыхание вернется». Выдох — «пффф», пауза, возврат дыхания. Это первое упражнение выполняется сидя, стоя и лежа. Лежа человек дышит правильнее, он хорошо чувствует паузу. При окончании выдоха, не изменяя его ровности, нельзя отдавать дыхание до конца. Трехфазное дыхание надо тренировать понемногу, но часто: вдень по 8— 10 раз, по 2—3 выдоха подряд сидя, стоя и лежа. Выдох на согласных звуках тренируется со 2—3-го занятия на звуке с. Сначала выдуть на «пфф», выдержать паузу и дождаться «возврата дыхания», затем после выдоха, паузы и «возврата дыхания» произнести продолжительное «есс» («ш», «ф», «х»). Упражнение повторяется по 2—3 за: «пф — есс» — пауза, возврат дыхания; «есс» — пауза, возврат дыхания; «пф» (отдых). Затем тренировка выдоха продолжается на звуках [«ж»], [«з»], на низких тонах голоса по схеме. При выполнении упражнения полезно держать мускулы брюшного пресса слегка подтянутыми (как при стойке «смирно»), тогда диафрагма при выдохе дольше держится опушенной и выдох получается более замедленным, дыхательная мускулатура становится напряженной, что помогает ее развитию. Тренировка выдоха продолжается на звуке [«р»] по той же схеме: «пф» плюс «смирно»; «ррр» — пауза — возврат дыхания; «ррр» — пауза — возврат дыхания.

Для развития длинного выдоха на гласных звуках необходимо тренировать подвижность гортани и мягкого нёба. Положение зева с поднятым мягким нёбом и опущенной гортанью принято называть «положением зевка». Это положение получается в том случае, если начать широко зевать и перебить этот зевок, прикрыв рот. Мягкое нёбо сильно поднимается, а гортань опускается. В таком положении губы плотно смыкаются, собираются к центру и звучит звук {«м»\ на собранных, плотно сжатых губах. При этом звук резонирует в груди. После того как пациент освоит «положение зевка » на выдохе [ «м» ], можно приступить к отработке дыхания на гласных звуках, начиная с гласного [«у-»], требующего широкого положения зева. Схема: «пф» (на возврате дыхания форма «м»); «м-уу» — пауза — возврат дыхания (форма «м»); «м-уу» — пауза — возврат дыхания; «пф» — отдых. Далее звук [«-и»] сочетается с гласными [«о»] («мо»), [«а»] («ма»), [«э»] («мэ»), [«ы»] («мы»), [«и»] («ми»). Потом на одном выдохе, произносятся три слога: «момэму» и «момаму».

Тренировка выдоха на «пффф» и ссс с движением проводится так: стоять прямо, вытянутыми руками делать плавные круги. Направление меняется, начинают круг то снизу вверх, то сверху вниз. Повторять упражнение на протяжении двух-трех «пф».

«Пф», «ссс» — плавный круг руками — пауза — возврат дыхания; «ссс» — пауза — возврат дыхания.

Вокальные упражнения помогают контролировать продолжительность выдоха. Пропевание звука [«р»\ сначала только от нот ре-бемоль, ре, ми-бемоль. Все вокальные упражнения также, как и речевые, начинаются с «пф». Затем мелодия поется на слоги: в тоне от ре-бемоль — «мы-и», от ре — «мы-и», от ми-бемоль и ми — «мо-о». Слоги поются на одной ноте, затем постепенно поднимаются по полутонам.

На одной ноте слоги «момэму», на другой — «момаму». Ритм остается, как в речи: на «хмо» — небольшая остановка, «мэ» и «ма» пропеваются быстрее, продолжительнее всего звучит «му». Начинать и заканчивать следует на выдохе «пф». Звук должен быть ровным и негромким. Форма «м» не должна нарушаться движением губ вперед. Когда эти три слога начнут звучать ровно и спокойно, попробовать пропеть четыре «мамэмаму». Так же, как и в речевом упражнении, на «мо» и «му» делается остановка, а «мэ» и «ма» пропеваются быстрее. Затем соединяют все гласные. «Пф» (на возврате дыхания подготовка формы «м»), «мы-и-момэма-му» — пауза — возврат дыхания (подготовка формы «мы»), «мы-и-момэма-му» и т.д. Очень хорошо тренировать дыхание на повторении короткого согласного звука [сед]. Сначала берется спокойный ритм как бы четвертями:

«пф» —— пауза — возврат дыхания — затем звук произносится чаше — группами шестнадцатых: «пф» — пауза — возврат дыхания —и т.д.

Полезно для тренировки выдоха сочетание звуков «хчк». Темп сначала медленный: пф —пауза — возврат дыхания — затем ускоряется темп, звуки «чк» объединяются в группы по три: «пф»пауза — возврат дыхания и т.д.

Первые доли слегка акцентируются. Главным показателем экономного выдоха является ровность звучания и его свобода. Длина звуковых линий увеличивается по мере развития дыхательной мускулатуры, ровности же нужно добиваться с самых первых занятий.

Когда на экономном выдохе образуются звуки, слушателю кажется, что они длятся бесконечно. Этим признаком и проверяется правильность подачи дыхания в речи и пении.

После усвоения продолжительного выдоха при напряженной мускулатуре диафрагмы необходимо научиться освобождать мускулатуру тела во время дыхания. После «пф» произносится слог «му», как обычно, при подтянутом корпусе, стойке «смирно» и на хорошей форме «зевка»; затем, не истратив дыхания до конца, «му» переводится в мягкий, ослабевающий звук «х», одновременно тело нужно расслабить. При этом на звуке [«х»\ освобождается вся мускулатура тела. В начале следующего слога опять возвратиться к стойке «смирно», а на звук \«х»\ вновь расслабиться. Слоги обычно строятся с применением согласного [«ж*] и звуков \«з»\ и(сж»]: «пф-му-ххх» («смирно», расслабиться) — пауза ~ возврат дыхания; «мо-ххх» («смирно», расслабиться) — пауза — возврат дыхания. Также строится упражнение на слогах «ма-ххх», «мэ-ххх», «мы-ххх», «жу-ххх», «жо-ххх», «жа-ххх», «жэ-ххх», «жи~ххх», «зу-ххх», «зо-ххх», «за-ххх», «зэ-ххх», «зы-ххх». Это упражнение тренирует длинный выдох и учит освобождать мускулатуру.

Необходимо воспитывать также звучание на опоре дыхания. «Опертое» и «неопертое» звучание разное. При «опертом» звучании звук голоса очень плотный и насыщенный, а в области диафрагмы ощущается напряжение. Значит, когда звук голоса насыщен, а мускулатура диафрагмы собрана, звук «опертый». «Опоре» звука помогает положение «смирно» — подбор брюшного пресса.

Звуки должны резонировать совершенно одинаково — в грудном резонаторе. Первые четыре гласные: [«о»], [«а»], [о] строятся сразу на форме «м» и легче в нее переходят. Последняя гласная «ы» переходит в км» с перестройкой: «пф» — «бууу» — «ммм» (сбрасывать «м») — пауза — возврат дыхания — «бааа» — «ммм» (сбрасывать «м») — пауза — возврат дыхания — «бэээ» — «ммм» (сбрасывать «м») — пауза — возврат дыхания — «быыы »— «ммм» (сбрасывать «м») — пауза — возврат дыхания — «пф.». Особенно внимательно надо следить за формой гласных «а*, «ъ». После месяца тренировки следует менять первый согласный, например, заменить звуками «ж», «з»\ «пф»-«жж»~«уу»-«ммм» — пауза — возврат дыхания — «жж»-«оо»-«ммм» и т.д.; «пф»-«зз»-«уу»-«ммм» — пауза — возврат дыхания — «зз»-«оо»-«ммм» и т.д.

Дикционные упражнения. Дикция — степень ясности произношения в речи и пении. Дикционные упражнения нужны для нормализации голосовой функции. Например, необходимо на одном выдохе предельно ясно выговаривать сочетание слогов: «птаптэпти». Первый слог произноситься слегка растягивая гласный: «птааап-тэпти». Начинают произношение с медленного темпа, постепенно его убыстряя. Для мускулатуры губ проделывают следующие упражнения:

рот закрыт, губы как можно плотнее собраны к центру и затем не спеша растягиваются в широкую улыбку. Потом — снова к центру и снова улыбка. Губы ни на минуту не должны быть безвольными. Движения чередуются несколько раз: сначала по 3—4 раза подряд, потом по 5—6 раз. Для развития хорошей дикции и опоры дыхания даются упражнения-скороговорки: «От топота копыт пыль по полю летит». Текст произносится на низких тонах, негромко, но очень упрямо и зло, как бы коротко ударяя по каждому слогу. Звук должен упруго отскакивать. Для этого согнуть в локте правую руку, прилагая ее к боку, собрать в кулак и коротко ударять над раскрытой левой ладонью так, как будто это упругая резиновая подушка или пружина, от которой кулак сам собой отскакивает. «Пф», от-то-по-та-ко-пыт-пыль-по-по-лю-ле-тит». Темп должен быть очень сдержанным, даже медленным.

Вокальные упражнения, пение песен также служат для выработки плавного выдоха, но необходимо соблюдать синхронность с логопедическими занятиями. Занятия пением начинают после проведенного лечения, после острого периода функционального заболевания голосовых складок, гортани.

Например:

1) педагог поет (протягивает) первый звук, больные повторяют, идет как бы настройка перед началом песни;

2) исполнение музыкальных попевок в различных тональностях;

3) исполнение музыкальных попевок на более высоких и более низких звуках;

4) использование при пении движений руки {элементы дирижирования), показывающих, как петь: выше или ниже;

5) пение без музыкального сопровождения.

Эти упражнения помогают развить точную вокальную интонацию. Начинать пение лучше с гласных [<ra.s>], [<ro#J, [о*], [<г«*]и их сочетаний в пределах «до» «ре» первой октавы и «до» («до диез» — «ре») второй октавы. Затем пропеть свое имя или имя и отчество, пропеть диалог: «Как тебя зовут?» — Меня зовут Аня» и т.д. Или: «Какая сегодня погода?» — «Сегодня пасмурная погода». Далее импровизируются звукоподражания «ray», «куку» на низких и высоких тонах; например, утка и утенок, гусь и гусенок. Диалоги между ребенком и взрослым. Педагог распевает с больными слоги, ясно выговаривая согласные в конце слов. Для этой цели берутся носовые звуки: «динь-динь», «бомбам», «дон-дон», «бим-бом», «тили-тили-боя» и другие сочетания. Конечный сонорный звук протягивается как можно дольше. Далее для пения подбираются песни с короткой фразой, насыщенные гласными звуками и звонкими согласными. Например, «Баю-баюш-ки-баю, баю Оленьку мою» и другие подобные колыбельные песни. Учитываются интересы больных, поются их любимые песни в середине и конце коррекционного обучения, когда они овладевают певческими навыками.

Осторожно следует развивать голос средствами пения у больных с органическими нарушениями голоса вследствие стеноза гортани, папилломатоза, после хирургического вмешательства; уделять внимание постепенности воспитания голоса, созданию опоры на диафрагмальное дыхание; обращать внимание на то, чтобы голос звучал в грудном отделе (контролировать звучание рукой).

Занятия по воспитанию правильного голоса рекомендуется начинать с певческих и речевых упражнений сначала без движений, пропевать двухголосные песни, каноны. Но большая часть времени должна быть посвящена работе над звуком при движении. Исполняются упражнения и песни с танцем, с комбинациями ритмики или гимнастики. Чем старше больной по возрасту, тем больше предлагается упражнений, связанных с движением, тем сложнее становятся задания перед ними, тем больше эти задания требуют времени для подготовки.

Проверка звуковой тренировки с движением проводится не только на логоритмических, но и на логопедических занятиях. Логопед смотрит придуманные занимающимися комбинации и вносит свои поправки, на основе которых больные дорабатывают то или иное упражнение самостоятельно, а затем вновь выполняют его на логоритмическом занятии. Таким образом, логопед и логоритмист дополняют друг друга в работе над нормализацией голоса больного.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: