Современные подходы к управлению развитием городов и регионов
К вопросам ведения органов местного самоуправления относятся не только вопросы, требующие оперативного решения, такие как поддержка малообеспеченных семей, мобилизация новых источников сокращения дефицита местного бюджета, но и необходимость иметь конкретные программы действий на ближайшую и более отдаленную перспективу. Эти программы позволяют властным структурам координировать работу всех органов и лиц, заинтересованных в развитии муниципального образования, и обеспечить целенаправленность такого развития.
В настоящее время в экономике муниципальных образованиях центральное значение имеет создание условий устойчивого функционирования тех объектов инфраструктуры, которые обслуживают неотложные нужды человека и создают необходимые условия его жизнеобеспечении: экология; образование и воспитание детей; личная и общественная безопасность; медицинское обслуживание; создание условий для обеспечения населения услугами связи, торговли, общественного питания и бытового обслуживания; муниципальные услуги (услуги ЖКХ, уборка мусора); организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, а также водоотведения и снабжения населения топливом; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в МО и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, создание условия для жилищного строительства; создание условий для предоставления транспортных услуг населению; обеспечение первичных мер пожарной безопасности; организация библиотечного обслуживания, создание условий для организации досуга; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия; средства связи и массовой информации.
|
Необходимо создавать условия для реализации принципа экономического самоопределения и самоутверждения личности, предпринимательской свободы и возможности творческой деятельности каждого с тем, чтобы способный и трудолюбивый человек достигал в обществе более высокого социального статуса.
Оценка результатов социально-экономического развития должна проводиться на основе новых критериев, показателей и нормативов, выражающих эти условия.
Указом Президента РФ № 607 «Об оценке эффективности деятельности ОМСУ городских округов и муниципальных районов» и распоряжением Правительства РФ №1313-р разработана система показателей для оценки эффективности деятельности ОМСУ городских округов и муниципальных районов.
Таким образом, концептуальные основы эффективного управления развития муниципального образования неразрывно связаны с формированием условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, её высокий уровень и качество.
Главный компонент социально-экономического развития – это воспроизводство самого человека с созданием всей инфраструктуры его жизнеобеспечения и жизнедеятельности, а также свободного развития.
Данные подходы позволяют: выработать новые ориентиры и направления развития муниципальных образований, определить приоритетные факторы многократного повышения эффективности, разработать механизмы и технологии управления их развитием.
|
Органы местного самоуправления управляют и функционированием, и развитием.
1. Управление функционированием часто рассматривается в качестве основной задачи органов власти. В то же время управление социально-экономическим развитием – весьма важная функция органов местного самоуправления. Управление развитием может осуществляться с помощью широкого спектра: разнообразных программ, конкретных действий и одноразовых управленческих решений, посредством которых местная администрация стремиться стимулировать развитие экономики муниципального образования, создавать новые рабочие места, увеличивать налоговую базу, расширять возможности для определенных видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество.
Целенаправленные действия администрации муниципального образования по социально-экономическому развитию территории – обязательная и, может быть, центральная функция органов власти муниципального образования.
Многочисленные исследования подтверждают, что саморазвитие муниципальных образований предполагает партнерство населения, власти и собственников. Часто это партнерство касается обычных функций регионального управления (функционирования учреждений образования, медицинского обслуживания, поддержания в нормальном состоянии дорог, жилого фонда и инженерной инфраструктуры по снабжению электроэнергией, водой и теплом).
В современной России, как известно, многие муниципальные образования испытали тяжелый кризис, связанный со структурными изменениями в народном хозяйстве в целом. Реальная практика демонстрирует полный спектр возможных вариантов этого взаимодействия: от помощи стагнирующему традиционному старому производству до радикальной поддержки новых видов экономической активности, создающих новые рабочие места. В то же время остаются без ответа следующие вопросы. Какие действия администрации приносят наибольший результат, какие методы воздействия на экономическое развитие остались без внимания, в каких условиях и какие действия будут наиболее эффективными? Ответы на эти вопросы может дать детальный анализ российской и зарубежной практики управления экономическим развитием муниципальных образований.