1.3.1. Ведущим видом занятий являются лекции, на которых даются систематизированные основы логики, определяются опорные точки, вокруг которых создается предметная область исследуемых вопросов, конкретизируется внимание на наиболее сложных и узловых проблемах. Лекции обычно носят проблемный характер, стимулирует активную познавательную деятельность студентов, способствует формированию у них творческого мышления, так как они являются основой для самостоятельной работы студентов и семинарских занятий.
До лекции рекомендуется:
- прочитать учебник по теме предстоящей лекции;
- выделить для себя ключевые проблемы и зафиксировать их;
- записать основные категории (понятия), которые будут рассматриваться в лекции.
Во время лекции необходимо:
- правильно записать номер, название темы, план, рекомендованную литературу, актуальность проблем и цели лекции;
- быть внимательным, полностью сосредоточиться на совместную работу с преподавателем, понять структуру излагаемого вопроса, уяснить основные положения, их доказательство и записать их;
- при цитировании преподавателем источников записать начальные слова цитаты, оставить необходимое место для ее последующего дописывания, зафиксировать источник цитирования (автора, названия, страницу);
- стремиться записать в конспекте только узловые вопросы и оставить место (не менее 1/3 ширины страницы) для самостоятельной работы над ними в процессе подготовки к практическим занятиям и к экзамену;
- работая на лекции, использовать общепринятые сокращения или же собственные, схематическое изложение материала.
После лекции следует:
- уточнить ее содержание и наметить план дальнейшей работы над темой;
|
- определить основные понятия, рассмотренные на лекции и записать в словарь их определение.
1.3.2. Главными задачами при проведении практических занятий являются:
- углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы над научной, учебной литературой и произведениями известных ученых, внесших значительный вклад в развитие логики;
- привитие навыков поиска, обобщения и изложения учебного материала;
- выработка умений использовать полученные знания при анализе социально-экономических процессов, происходящих в нашем обществе;
- решение задач, упражнений, тестов по теме занятия с целью углубления знания учебного материала, выработки умений и навыков применять полученные знания к практике повседневной и профессиональной деятельности будущего экономиста.
- решение ролевых ситуационных задач, связанных с повседневной жизнедеятельностью специалиста.
1.3.3. Самостоятельная работа студентов предназначена для закрепления и углубления знаний, полученных во время аудиторной работы, подготовки к предстоящим занятиям, формирования культуры самостоятельного поиска истины.
В процессе самостоятельной работы необходимо:
- изучить учебную программу дисциплины;
- отработать конспекты по темам прочитанных лекций, а также изучить законспектировать материал, указанный в учебной программе и рекомендованной литературе;
- подготовить материал по проблемам, рассматриваемым на практических занятиях, изучить его;
- оформить тезисы устного выступления и выполнить практические задания согласно методическим рекомендациям преподавателя;
|
- решить рекомендованные задачи, упражнения, тесты.
- подготовиться к практической работе, оформив материал практической работы согласно заданию, указанному в настоящем пособии.
1.3.4. Консультации преподавателя оказывают помощь студентам в самостоятельном изучении логики, проводятся регулярно в часы самостоятельной работы и носят в основном индивидуальный характер. При необходимости могут проводиться и групповые консультации по наиболее важным и сложным темам.
На всех видах занятий студентам целесообразно использовать мультимедиасредства, слайды и диапозитивы, фотоматериалы, видео- и магнитозаписи, образцы художественных произведений. Во время самостоятельной работы желательно использовать персональный компьютер с информационными лазерными дисками.
1.3.5. Важной составной частью учебного процесса является контроль успеваемости и качества подготовки студентов. В ходе изучения курса «Логика» применяются следующие виды контроля:
Промежуточный – предназначен для определения степени достижения учебных целей по всей дисциплине и проводится в форме зачета с оценкой.
Зачет с оценкой является важным фактором контроля усвоения всего учебного материала дисциплины «Логика», средством расширения и углубления знаний студентов, мощным стимулом повышения учебной активности обучаемых.
Успешное завершение изучения курса логики зависит от добросовестного, глубокого и творческого изучения дисциплины в течение всего учебного года и целеустремленного повторения пройденного материала по разработанному личному плану.
|
1. Зачет с оценкой проводится в форме тестирования [5].
2. Для решения тестов необходимо ответить на приведенные вопросы для самоконтроля к учебным темам в учебном пособии (См.:Бойко, С.В. Логика: Учебное пособие / С.В. Бойко, Б.И. Каверин, В.А. Шабалов. – Череповец: Череповец-ИНЖЭКОН, 2011).
Знания студентов оцениваются по четырехбальной системе.
Оценка «ОТЛИЧНО» ставится, когда студент набрал 80% и более верных ответов.
Оценка «ХОРОШО» ставится, когда студент набрал от 60% до 79,9 верных ответов.
Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» набрал от 40% до 59,9 верных ответов.
Оценка «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится, когда студент набрал менее 40%.
2. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ [6]
2.1. Основная литература
Бойко, С.В. Логика: Учебное пособие / С.В. Бойко, Б.И. Каверин, В.А. Шабалов. – Череповец.: Череповец-ИНЖЭКОН, 2011.
Ивлев, Ю.В. Логика: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – Проспект, 2010.
2.2. Дополнительная литература
Бойко, А.П. Практикум по логике / А.П. Бойко, А.К. Сковиков // Под ред. В. В. Журавлева. М.: МосГУ, 2004.
Гусев, Д.А. Тестовые задания и занимательные задачи по логике: Учебное пособие / Д.А. Гусев. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2010.
Демидов, И.В. Логика: вопросы и ответы / И.В.Демидов, Б.И. Каверин. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Юриспруденция, 2002.
Ивин, А.А. Логика: Учебник для гуманитарных факультетов / А.А. Ивин. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.
Каверин, Б.И. Логика: учебное пособие / Б.И. Каверин, В.В. Дибижев, М.Н. Ищук, И.В. Демидов– М.: РИО РТА, 2006.
Каверин, Б.И. Логика и теория аргументации: учеб. пособие для студентов вузов / Б.И. Каверин, И.В. Демидов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
Кириллов, В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник для юридических вузов / В.И. Кириллов, А.А. Старченко. – 5-е изд.– М.: Юристь, 2001.
Кириллов В.И. и др. Упражнения по логике. 4-е изд. – М.: МЦУПЛ, 1999.
Яшин Б.Л. Задачи и упражнения по логике. – М.: ВЛАДОС, 1996.
Компьютерные программы
№ п/п | Код учебного занятия | Наименование программного продукта | Рег. № в ИТЦ | Назначение |
Лекции, практич. занятия | Бойко С.В., Каверин Б.И., Шабалов В.А. Логика: Электронный учебно-методический комплекс. – Череповец: Филиал СПбГИЭУ в г. Череповце, 2012. | Полное обеспечение курса | ||
Лекции, практич. занятия | Мордовцева Т.В. Электронный учебник. Логика. Таганрог, 2006. HTML разметка. – filam.ru/view_manuel.php?id=106 | Подготовка к практич. занятиям | ||
Практич. занятия | Большая советская энциклопедия. – [Электронный ресурс]. – Мультимедиа энциклопедия. – М.: Равновесие – Медиа, 2004. – 3 электрон, опт. диска (CD-ROM): цв. | Справочный | ||
Практич. занятия | Большой словарь иностранных слов. – [Электронный ресурс]. – Мультимедийный словарь. – М.: ИДДК, 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). | Справочный | ||
Практич. занятия | Иллюстрированный энциклопедический словарь. – [Электронный ресурс]. – Мультимедийный словарь. – М.: Гласнет, 2004. – 2 электрон, опт. диска (CD-ROM): цв. | Справочный |