Заочное обучение
№ пп | Наименование темы | Общий объем часов | Из них аудиторных | в том числе | Сам. работа, час. | Зачет | |
лекции, час. | Практ. зан., час. | ||||||
1-Й СЕМЕСТР[7] | |||||||
Т.1. Логика как наука. | 10/16 | 8/14 | |||||
Т.2. Понятие и логические операции с ним | 10/16 | 8/14 | |||||
Т.3. Суждение и его роль в аргументированном мышлении | 12/17 | 12/15 | |||||
Т.4. Умозаключение как форма мышления. Дедуктивное умозаключение | 12/17 | 8/13 | |||||
Т.5. Индуктивное умозаключение и умозаключение по аналогии | 8/14 | 8/14 | |||||
Т.6. Логика вопросов и ответов и формально-логические законы в культуре мышления и аргументации | 8/14 | 8/14 | |||||
Т.7. Гипотеза, искусство доказательства и аргументации в культуре мышления | 10/14 | 10/14 | |||||
Итого в семестре | 72/108 | 64/100 | + |
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Логика как наука Логический процесс мышления как познавательный процесс отражения объективной реальности. Мышление и язык. Естественные и искусственные языки. Мышление как объект формальной логики. Логика и другие науки о мышлении. Объективная обусловленность мышления в его содержании и формах. Понятие логической формы. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Истинность мысли и формальная правильность рассуждения. Понятие логического закона. Предмет формальной логики. Логика формальная и диалектическая. Ограниченность формальной логики. Логика и язык. Логика и язык социально-гуманитарных и технических наук. Возникновение логики как науки. Основные этапы развития логики. Изменение методов логики в процессе ее исторического развития. Логика классическая и неклассическая. Фундаментальные направления неклассической логики. Особенности современного этапа развития формальной логики. Овладение логикой – важное условие сознательного развития и совершенствования способности современного специалиста к творческому и правильному мышлению. |
Тема 2. Понятие и логические операции с ним Понятие как центральная категория логики. Слово, понятие, категория. Языковые формы выражения понятий. Приемы образования понятий. Логическая структура понятия. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия. Виды понятий по объему: общие (регистрирующие и нерегистрирующие), единичные и нулевые. Виды понятий по содержанию: положительные и отрицательные, конкретные и абстрактные, относительные и безотносительные, собирательные и несобирательные. Сравнимые и несравнимые понятия. Виды сравнимых понятий: совместимые и несовместимые. Логические отношения между совместимыми понятиями: тождество, пересечение, подчинение. Логические отношения между несовместимыми понятиями: соподчинение, противоположность, противоречие. Логические операции с понятиями: обобщение, ограничение, определение, деление. Определение и классификация понятий. Виды, правила определения и деления понятий. Значение операций определения и деления понятий для профессиональной деятельности современного специалиста. |
Тема 3. Суждение и его роль в аргументационном мышлении Суждение как форма мышления. Суждение и понятие. Суждение и норма. Предложение как языковая форма выражения суждения. Простые и сложные суждения. Логическая структура простого суждения: субъект, предикат, связка, квантор. Виды простых суждений по объему субъекта (общие, частные, единичные), по качеству связки (утвердительные, отрицательные), по содержанию предиката (суждения свойств, суждения отношений, суждения существования). Объединенная классификация простых суждений: общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные, частноотрицательные. Распределенность терминов в суждении. Правила распределенности терминов в основных видах простых категорических суждений. Виды сложных суждений в соответствии с функциями логических связок: соединительные, разделительные, условные. Виды сложных суждений по количеству терминов. Сравнимые и несравнимые суждения. Виды сравнимых суждений: совместимые и несовместимые. Логические отношения между совместимыми простыми суждениями: равнозначность, частичная совместимость, подчинение. Логические отношения между несовместимыми простыми суждениями: противоположность, противоречие, соподчинение. Логический квадрат как модель отношений между простыми категорическими суждениями. Правила их соотнесения по истинности. Отношения совместимости и несовместимости между сложными суждениями. Таблица соотнесения их по истинности. Модальность суждений и ее виды: алетическая, эпистемическая, деонтическая. Значение суждений для развития мышления специалиста. |
Тема 4. Умозаключение как форма мышления. Дедуктивное умозаключение Общая характеристика умозаключения как формы мышления. Логическая структура умозаключения. Условия получения истинного выводного знания. Классификация умозаключений. Дедукция, ее логическая сущность. Виды, особенности и состав дедуктивных умозаключений. Непосредственные дедуктивные умозаключения: превращение, обращение, противопоставление предикату, умозаключение по логическому квадрату. Опосредованные дедуктивные умозаключения. Простой категорический силлогизм и его структура. Правила терминов. Особенности применения терминов в профессиональной теории и практике. Правила посылок и их влияние на истинность выводов в дедуктивных умозаключениях. Фигуры силлогизма и их правила. Специфика применения различных фигур силлогизма в мыслительной деятельности. Модусы простого категорического силлогизма. Энтимема как сокращенная форма простого категорического силлогизма. Сложный категорический силлогизм: сущность и основные виды. Сокращенные формы сложного силлогизма: сорит, эпихейрема. Разделительное умозаключение и его разновидности. Разделительно-категорическое умозаключение и его модусы. Условно-разделительное умозаключение. Дилемма. Условное умозаключение и его разновидности. Чисто условное умозаключение. Условно-категорическое умозаключение и его формы. Значение различных видов дедуктивных умозаключений для правильного мышления и практической профессиональной деятельности. |
Тема 5. Индуктивное умозаключение и умозаключение по аналогии. Индукция, ее логическая сущность. Индуктивное умозаключение как рассуждение от знания меньшей степени общности к новому знанию большей степени общности. Общая характеристика индуктивных умозаключений. Виды индукции. Особенности полной индукции. Условия применения полной индукции. Неполная индукция: сущность и основные виды. Популярная, научная и статистическая индукция. Условия повышения достоверности выводов в популярной индукции. Логические ошибки, возможные при использовании популярной индукции. Научная индукция и требования, предъявляемые к ней. Значение выявления причинно-следственных связей в научном познании. Индуктивные методы установления причинно-следственных связей: метод сходства, метод различия, соединенный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков. Специфика использования методов научной индукции в мышлении специалиста и в профессиональной деятельности. Аналогия как умозаключение, ее логическая сущность. Особенности аналогии как формы мышления, отличающие ее от других умозаключений. Правило, регулирующее логический переход в выводах по аналогии. Объективные основы получения только вероятностного заключения в аналогии. Условия повышения достоверности и степени вероятности выводов по аналогии. Виды умозаключений по аналогии: аналогия свойств и аналогия отношений; строгая, нестрогая и ложная аналогия. Аналогия в видах профессиональной социально-гуманитарной и технической деятельности. Значение умозаключений по аналогии для совершенствования мышления специалиста. |
Тема 6. Логика вопросов и ответов и формально-логические законы в культуре мышления и аргументации. Вопросно-ответные ситуации. Роль вопроса в познании явлений бытия. Языковые формы выражения вопроса. Логическая сущность вопроса. Соотношение понятий «вопрос», «проблема», «задача», «упражнение». Логическая структура вопроса. Позитивная и негативная предпосылки вопросов. Виды вопросов: явные и скрытые; простые и сложные; уточняющие и восполняющие; открытые и закрытые; узловые и наводящие; корректные и некорректные. Правила постановки вопросов. Логическая сущность ответа. Виды ответов: прямые и косвенные; полные и частичные. Ответы на простые вопросы. Ответы на сложные вопросы. Правила формулировки ответов. Логические основы управления вопросно-ответными ситуациями в профессиональной сфере. Понятие логического закона. Основные признаки правильного мышления в соответствии с логическими законами. Общая характеристика законов логики как законов правильного мышления. Сущность и специфика формально-логических законов. Основные и неосновные законы логики. Виды формально-логических законов, их объективная основа. Закон тождества как выражение определенности мысли. Качественная определенность предметов и явлений мира – объективная основа закона тождества. Логическая сущность закона. Условие использования закона тождества: тождество предмета мысли с содержанием мысли о нем. Логические ошибки, возникающие при нарушении данного условия: подмена понятия и подмена тезиса. Закон противоречия как выражение непротиворечивости мышления. Логическая сущность закона. Сфера действия закона противоречия: несовместимые суждения. Условия закона противоречия. Сущность логического противоречия. Логическое и диалектическое противоречие. Закон исключенного третьего как выражение непротиворечивости и последовательности правильного мышления. Связь закона с законом противоречия, различия в их использовании. Логическая сущность закона исключенного третьего, его основные требования. Сфера действия закона – противоречивые суждения. Закон достаточного основания, его логическая сущность. Специфика закона – обращенная связь логического основания и логического следствия, ее характеристика. Возможные ошибки при нарушении требований закона и их устранение. Значение основных формально-логических законов для совершенствования мышления специалиста и для профессиональной деятельности. |
Тема 7. Гипотеза, искусство доказательства и аргументации в культуре мышления Основные формы развития научного знания: научный факт, научная проблема, научная гипотеза, доказательство, научная теория. Место гипотезы среди других форм развития научного знания. Понятие гипотезы, ее существенные признаки и логическая структура. Виды гипотез: общие и частные, научные и рабочие, описательные и объяснительные. Версия как разновидность частной гипотезы. Основные этапы разработки гипотезы: выдвижение гипотезы, развитие гипотезы, проверка гипотезы. Соотношение гипотезы с проблемой и теорией. Логико-методологические требования к построению гипотезы. Проверка гипотезы. Фактическое и логическое обоснование гипотезы. Роль доказательства и опровержения в гипотетическом научном знании. Дедуктивное выведение следствий как основной способ проверки и доказательства гипотезы. Сопоставление логических следствий с фактами. Многообразие способов доказательства и опровержения гипотез. Значение научной гипотезы для познавательной и практической деятельности специалиста. Аргументацияи ее логические основы. Доказательство и убеждение. Доказательное рассуждение и вера. Понятие доказательства в логике. Логическая структура доказательства. Построение доказательства, его роды и виды. Способы доказательства: прямое и косвенное. Прямое и косвенное подтверждение тезиса. Виды косвенного подтверждения тезиса: апагогическое и разделительное. Методы прямого и косвенного подтверждения тезиса. Прямое и косвенное опровержение тезиса. Виды косвенного опровержения тезиса: апагогическое и разделительное. Способы опровержения: опровержение тезиса, опровержение аргументов и опровержение демонстрации. Правила доказательства и возможные ошибки при их несоблюдении. Паралогизмы и софизмы. Логические парадоксы, их роль в развитии профессиональных и общекультурных знаний. Культура мышления экономического специалиста, ее сущность и структура. Роль аргументации в культуре мышления. |
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
|
|
|
Практическое занятие 1.