ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ




 

Заочное обучение

№ пп Наименование темы Общий объем часов Из них аудиторных в том числе Сам. работа,   час. Зачет
лекции, час. Практ. зан., час.
               
1-Й СЕМЕСТР[7]
  Т.1. Логика как наука. 10/16       8/14  
  Т.2. Понятие и логические операции с ним 10/16       8/14  
  Т.3. Суждение и его роль в аргументированном мышлении 12/17       12/15  
  Т.4. Умозаключение как форма мышления. Дедуктивное умозаключение 12/17       8/13  
  Т.5. Индуктивное умозаключение и умозаключение по аналогии 8/14       8/14  
  Т.6. Логика вопросов и ответов и формально-логические законы в культуре мышления и аргументации 8/14       8/14  
  Т.7. Гипотеза, искусство доказательства и аргументации в культуре мышления 10/14       10/14  
Итого в семестре 72/108       64/100 +

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Логика как наука Логический процесс мышления как познавательный процесс отражения объективной реальности. Мышление и язык. Естественные и искусственные языки. Мышление как объект формальной логики. Логика и другие науки о мышлении. Объективная обусловленность мышления в его содержании и формах. Понятие логической формы. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Истинность мысли и формальная правильность рассуждения. Понятие логического закона. Предмет формальной логики. Логика формальная и диалектическая. Ограниченность формальной логики. Логика и язык. Логика и язык социально-гуманитарных и технических наук. Возникновение логики как науки. Основные этапы развития логики. Изменение методов логики в процессе ее исторического развития. Логика классическая и неклассическая. Фундаментальные направления неклассической логики. Особенности современного этапа развития формальной логики. Овладение логикой – важное условие сознательного развития и совершенствования способности современного специалиста к творческому и правильному мышлению.
Тема 2. Понятие и логические операции с ним Понятие как центральная категория логики. Слово, понятие, категория. Языковые формы выражения понятий. Приемы образования понятий. Логическая структура понятия. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия. Виды понятий по объему: общие (регистрирующие и нерегистрирующие), единичные и нулевые. Виды понятий по содержанию: положительные и отрицательные, конкретные и абстрактные, относительные и безотносительные, собирательные и несобирательные. Сравнимые и несравнимые понятия. Виды сравнимых понятий: совместимые и несовместимые. Логические отношения между совместимыми понятиями: тождество, пересечение, подчинение. Логические отношения между несовместимыми понятиями: соподчинение, противоположность, противоречие. Логические операции с понятиями: обобщение, ограничение, определение, деление. Определение и классификация понятий. Виды, правила определения и деления понятий. Значение операций определения и деления понятий для профессиональной деятельности современного специалиста.
Тема 3. Суждение и его роль в аргументационном мышлении Суждение как форма мышления. Суждение и понятие. Суждение и норма. Предложение как языковая форма выражения суждения. Простые и сложные суждения. Логическая структура простого суждения: субъект, предикат, связка, квантор. Виды простых суждений по объему субъекта (общие, частные, единичные), по качеству связки (утвердительные, отрицательные), по содержанию предиката (суждения свойств, суждения отношений, суждения существования). Объединенная классификация простых суждений: общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные, частноотрицательные. Распределенность терминов в суждении. Правила распределенности терминов в основных видах простых категорических суждений. Виды сложных суждений в соответствии с функциями логических связок: соединительные, разделительные, условные. Виды сложных суждений по количеству терминов. Сравнимые и несравнимые суждения. Виды сравнимых суждений: совместимые и несовместимые. Логические отношения между совместимыми простыми суждениями: равнозначность, частичная совместимость, подчинение. Логические отношения между несовместимыми простыми суждениями: противоположность, противоречие, соподчинение. Логический квадрат как модель отношений между простыми категорическими суждениями. Правила их соотнесения по истинности. Отношения совместимости и несовместимости между сложными суждениями. Таблица соотнесения их по истинности. Модальность суждений и ее виды: алетическая, эпистемическая, деонтическая. Значение суждений для развития мышления специалиста.  
Тема 4. Умозаключение как форма мышления. Дедуктивное умозаключение Общая характеристика умозаключения как формы мышления. Логическая структура умозаключения. Условия получения истинного выводного знания. Классификация умозаключений. Дедукция, ее логическая сущность. Виды, особенности и состав дедуктивных умозаключений. Непосредственные дедуктивные умозаключения: превращение, обращение, противопоставление предикату, умозаключение по логическому квадрату. Опосредованные дедуктивные умозаключения. Простой категорический силлогизм и его структура. Правила терминов. Особенности применения терминов в профессиональной теории и практике. Правила посылок и их влияние на истинность выводов в дедуктивных умозаключениях. Фигуры силлогизма и их правила. Специфика применения различных фигур силлогизма в мыслительной деятельности. Модусы простого категорического силлогизма. Энтимема как сокращенная форма простого категорического силлогизма. Сложный категорический силлогизм: сущность и основные виды. Сокращенные формы сложного силлогизма: сорит, эпихейрема. Разделительное умозаключение и его разновидности. Разделительно-категорическое умозаключение и его модусы. Условно-разделительное умозаключение. Дилемма. Условное умозаключение и его разновидности. Чисто условное умозаключение. Условно-категорическое умозаключение и его формы. Значение различных видов дедуктивных умозаключений для правильного мышления и практической профессиональной деятельности.  
Тема 5. Индуктивное умозаключение и умозаключение по аналогии. Индукция, ее логическая сущность. Индуктивное умозаключение как рассуждение от знания меньшей степени общности к новому знанию большей степени общности. Общая характеристика индуктивных умозаключений. Виды индукции. Особенности полной индукции. Условия применения полной индукции. Неполная индукция: сущность и основные виды. Популярная, научная и статистическая индукция. Условия повышения достоверности выводов в популярной индукции. Логические ошибки, возможные при использовании популярной индукции. Научная индукция и требования, предъявляемые к ней. Значение выявления причинно-следственных связей в научном познании. Индуктивные методы установления причинно-следственных связей: метод сходства, метод различия, соединенный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков. Специфика использования методов научной индукции в мышлении специалиста и в профессиональной деятельности. Аналогия как умозаключение, ее логическая сущность. Особенности аналогии как формы мышления, отличающие ее от других умозаключений. Правило, регулирующее логический переход в выводах по аналогии. Объективные основы получения только вероятностного заключения в аналогии. Условия повышения достоверности и степени вероятности выводов по аналогии. Виды умозаключений по аналогии: аналогия свойств и аналогия отношений; строгая, нестрогая и ложная аналогия. Аналогия в видах профессиональной социально-гуманитарной и технической деятельности. Значение умозаключений по аналогии для совершенствования мышления специалиста.  
Тема 6. Логика вопросов и ответов и формально-логические законы в культуре мышления и аргументации. Вопросно-ответные ситуации. Роль вопроса в познании явлений бытия. Языковые формы выражения вопроса. Логическая сущность вопроса. Соотношение понятий «вопрос», «проблема», «задача», «упражнение». Логическая структура вопроса. Позитивная и негативная предпосылки вопросов. Виды вопросов: явные и скрытые; простые и сложные; уточняющие и восполняющие; открытые и закрытые; узловые и наводящие; корректные и некорректные. Правила постановки вопросов. Логическая сущность ответа. Виды ответов: прямые и косвенные; полные и частичные. Ответы на простые вопросы. Ответы на сложные вопросы. Правила формулировки ответов. Логические основы управления вопросно-ответными ситуациями в профессиональной сфере. Понятие логического закона. Основные признаки правильного мышления в соответствии с логическими законами. Общая характеристика законов логики как законов правильного мышления. Сущность и специфика формально-логических законов. Основные и неосновные законы логики. Виды формально-логических законов, их объективная основа. Закон тождества как выражение определенности мысли. Качественная определенность предметов и явлений мира – объективная основа закона тождества. Логическая сущность закона. Условие использования закона тождества: тождество предмета мысли с содержанием мысли о нем. Логические ошибки, возникающие при нарушении данного условия: подмена понятия и подмена тезиса. Закон противоречия как выражение непротиворечивости мышления. Логическая сущность закона. Сфера действия закона противоречия: несовместимые суждения. Условия закона противоречия. Сущность логического противоречия. Логическое и диалектическое противоречие. Закон исключенного третьего как выражение непротиворечивости и последовательности правильного мышления. Связь закона с законом противоречия, различия в их использовании. Логическая сущность закона исключенного третьего, его основные требования. Сфера действия закона – противоречивые суждения. Закон достаточного основания, его логическая сущность. Специфика закона – обращенная связь логического основания и логического следствия, ее характеристика. Возможные ошибки при нарушении требований закона и их устранение. Значение основных формально-логических законов для совершенствования мышления специалиста и для профессиональной деятельности.  
Тема 7. Гипотеза, искусство доказательства и аргументации в культуре мышления Основные формы развития научного знания: научный факт, научная проблема, научная гипотеза, доказательство, научная теория. Место гипотезы среди других форм развития научного знания. Понятие гипотезы, ее существенные признаки и логическая структура. Виды гипотез: общие и частные, научные и рабочие, описательные и объяснительные. Версия как разновидность частной гипотезы. Основные этапы разработки гипотезы: выдвижение гипотезы, развитие гипотезы, проверка гипотезы. Соотношение гипотезы с проблемой и теорией. Логико-методологические требования к построению гипотезы. Проверка гипотезы. Фактическое и логическое обоснование гипотезы. Роль доказательства и опровержения в гипотетическом научном знании. Дедуктивное выведение следствий как основной способ проверки и доказательства гипотезы. Сопоставление логических следствий с фактами. Многообразие способов доказательства и опровержения гипотез. Значение научной гипотезы для познавательной и практической деятельности специалиста. Аргументацияи ее логические основы. Доказательство и убеждение. Доказательное рассуждение и вера. Понятие доказательства в логике. Логическая структура доказательства. Построение доказательства, его роды и виды. Способы доказательства: прямое и косвенное. Прямое и косвенное подтверждение тезиса. Виды косвенного подтверждения тезиса: апагогическое и разделительное. Методы прямого и косвенного подтверждения тезиса. Прямое и косвенное опровержение тезиса. Виды косвенного опровержения тезиса: апагогическое и разделительное. Способы опровержения: опровержение тезиса, опровержение аргументов и опровержение демонстрации. Правила доказательства и возможные ошибки при их несоблюдении. Паралогизмы и софизмы. Логические парадоксы, их роль в развитии профессиональных и общекультурных знаний. Культура мышления экономического специалиста, ее сущность и структура. Роль аргументации в культуре мышления.

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Практическое занятие 1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: