Одним из факторов гуманитарного и технического высшего образования является формирование логической культуры у будущих специалистов. Она вырабатывается в процессе познания студентами логических форм мышления, усвоения рациональных методов и приемов доказательного рассуждения. Эффективным компонентом такой подготовки служит глубокое и последовательное изучение курса «Логика». Понимание значения логики для современного специалиста является серьезным субъективным фактором повышения качества его профессиональной деятельности, условием совершенствования способности к творчеству и правильному мышлению.
Роль и значение учебной дисциплины «Логика» состоит в развитии логического мышления современного специалиста, в формировании способности четко мыслить, принимать правильное решение на основании анализа сложившейся ситуации, умении использовать весь арсенал логических знаний и способов убеждения.
1.2.1. Основная цель учебной дисциплины «Логика» заключается в формировании у студентов логической культуры принятия решений, ведения диалога с собеседниками и с аудиторией, а также логических навыков подготовки и обработки документации.
Цели преподавания курса «Логика»:
формировать у студентов глубокое понимание предмета логики и его роли в экономической и других областях жизнедеятельности общества; логические навыки подготовки и обработки документации.
дать понимание роли и значения логики в научной и практической деятельности экономиста;
выработать навыки использования возможности логических средств в аргументированном отстаивании мировоззренческих позиций и методологических установок;
|
воспитать у студентов логическую культуру принятия решений, ведения диалога с собеседниками и с аудиторией.
Чтобы овладеть логической культурой нужно решить следующие задачи:
1. Развить способность к анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию.
2. Овладеть навыками решения логических задач.
3. Усвоить приемы ведения дискуссии, полемики и спора.
4. Выработать умения критически оценивать устные и письменные свои и чужие рассуждения.
1.2.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины включают следующие позиции:
«Иметь представление» – обучающийся способен идентифицировать объект (явление), или его качественное описание, сформулировать характерные свойства, указать его отношение к объектам (явлениям) подобного рода. «Знать» – обучающийся способен воспроизвести учебный материал с требуемой степенью точности сформулировать и записать закон, определение, с достаточной полнотой описать события, процесс. «Уметь» – предполагается способность выпускника применять полученные знания для решения стандартных задач соответствующей сферы экономической деятельности с возможным использованием справочной литературы. «Владеть» – предполагается способность обучающегося без дополнительного справочного материала выполнять необходимые действия, переносить свои знания и умения в другую пограничную сферу деятельности, решать нестандартные задачи. «Иметь опыт (навык)» – предполагается обязательное наличие опыта (необходимых навыков) в проведении определенных практических действий. «Уметь демонстрировать» –предполагаетсяспособность использовать знания и навыки при коммуникативных действиях и оценке конкретных социальных ситуаций. |
1.2.3. Содержание указанных позиций следующее:
|
Иметь представление: |
- об основных этапах развития логики и ее состояния на современном этапе научного знания. |
Знать: |
- теоретический материал логики; |
- способы решения логических задач; |
- весь арсенал логических знаний и способов убеждения. |
Уметь: |
- использовать в практической работе логические операции с логическими формами; |
- находить логические формы, законы в изучаемой по другим дисциплинам литературе, выявлять логическую структуру рассуждения авторов и давать им логическую оценку; |
Владеть |
- навыками практической работы с логическими формами. |
Иметь опыт (навык): |
- корректного, логически грамотного ведения диспутов, полемики, дискуссий. |
Уметь демонстрировать: |
- умение эффективно вести диалоги, критически воспринимать аргументацию оппонентов; |
навыки логически корректного поиска информации, построения аналитических справок, рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ. |
1.2.4. Изучение дисциплины «Логика» способствует формированию следующих компетенций[3]:
Общекультурных (ОК)
- владение культурой мышления, способностями к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ок-1);
- способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ок-2);
- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ок-4);
|
- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ок-6);
- способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ок-9);
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, владение высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ок-11)[4].
- способен осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации и т.д. (ОК-19).
- 2. Профессиональных (ПК)
- способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7);
- способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);
- владение методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ПК-18).