1. Как определить индуктивное умозаключение?
2. Чем неполная индукция отличается от полной индукции?
3. Каковы основные условия применения полной индукции?
4. В чем состоит логическая сущность неполной индукции и какие ее виды различают?
5. Как можно повысить степень вероятности выводов в неполной индукции?
6. Какие логические ошибки возникают при использовании популярной индукции?
7. Что такое научная индукция, и в чем заключается ее познавательная роль?
8. Каковы свойства причинно-следственной связи?
9. По какой схеме идет рассуждение методом сходства?
10. В чем специфика рассуждений по методу различия?
11. Как пользоваться соединенным методом сходства и различия?
12. На каких принципах строится рассуждение по методу сопутствующих изменений?
13. Какова логическая сущность метода остатков?
14. Какое применение находит индуктивное умозаключение в экономической теории и практике?
14. Как определить умозаключение по аналогии?
15. По какой логической схеме осуществляется умозаключение по аналогии?
16. Какие существуют виды аналогии в зависимости от характера переносимой информации?
17. На какие виды делится аналогия по характеру выводного знания?
18. Каким образом можно повысить степень достоверности выводов по аналогии?
19. Какими правилами умозаключения по аналогии следует руководствоваться в рассуждениях?
20. В каких случаях умозаключение по аналогии является несостоятельным?
21. Какое применение находят умозаключения по аналогии в практической деятельности экономиста?
ТЕМА 6. ЛОГИКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ И ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫВ КУЛЬТУРЕ МЫШЛЕНИЯ И АРГУМЕНТАЦИИ
1. Что такое вопрос?
2. Как соотносятся термины «вопрос», «проблема», «проблемная ситуация»?
|
3. Что такое риторические вопросы и риторические восклицания?
4. В чем заключается близость вопроса и суждения?
5. Какие элементы составляют логическую структуру вопроса?
6. На какие виды делятся вопросы?
7. Чем отличаются исследовательские вопросы от информационных?
8. Что представляют собой категориальные и пропозициональные вопросы?
9. Какие вопросы являются логически корректными, а какие – некорректными?
10. Может ли быть у логически корректного вопроса ложная основная часть?
11. Какие вопросы среди логически некорректных являются провокационными или софистическими?
12. В чем заключается особенность правил постановки простых и сложных вопросов?
13. Какова логическая сущность и структура ответа?
14. На какие виды делятся ответы?
15. Какие правила формулировки ответов следует знать?
16. Какова роль вопросно-ответного комплекса в деятельности экономистов?
17. Какие формально-логические законы называются основными?
18. Какие свойства логического мышления выражают основные формально-логические законы?
19. В чем состоит сущность закона тождества, какова его роль в процессе рассуждения?
20. Назовите условия соблюдения закона тождества и ошибки, возможные при их нарушении.
21. В чем сущность закона противоречия, и какова его роль в познании?
22. В чем отличие логического противоречия от противоречия диалектического?
23. Назовите условия соблюдения закона противоречия.
24. Определите сущность закона исключенного третьего, в отношении каких суждений он действует?
|
25. В чем смысл и значение закона достаточного основания?
26. Какова роль основных формально-логических законов в практической деятельности.
ТЕМА 7. ГИПОТЕЗА, ИСКУССТВО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И АРГУМЕНТАЦИИ
В КУЛЬТУРЕ МЫШЛЕНИЯ
1. В чем заключается логическая сущность гипотезы?
2. Что составляет объективную основу гипотезы?
3. Какие существенные признаки отличают гипотезу от других видов предположений?
4. Какова логическая структура гипотезы?
5. Как можно охарактеризовать основные виды гипотезы?
6. Какие требования предъявляются к научной гипотезе?
7. Что такое версия? Как она соотносится с научной гипотезой?
8. Из каких основных этапов складывается разработка гипотезы?
9. Какие существуют способы доказательства гипотезы?
10. Какова общая логика построения версии?
11. Какое применение находит гипотеза в деятельности экономиста?
12. В чем заключается логическая сущность доказательства?
13. Какова структура доказательства?
14. Как можно охарактеризовать структурные элементы доказательства?
15. Какие виды аргументов используются в доказательстве?
16. В чем отличие прямого доказательства от косвенного?
17. Что такое прямое подтверждение тезиса и каковы основные способы его осуществления?
18. Как строится косвенное подтверждение тезиса?
19. В чем состоит смысл логического опровержения тезиса?
20. Каковы основные виды и способы опровержения тезиса?
21. Какие правила и ошибки по отношению к тезису доказательства следует знать?
22. Какими правилами по отношению к аргументам необходимо руководствоваться?
23. В чем специфика правил по отношению к демонстрации?
|
24. Как проявляется логическая сущность паралогизмов и софизмов?
25. Что такое логический парадокс и какова его роль в мышлении?
26. Что такое аргументация?
27. Каковы её важнейшие аспекты?
28. В чем заключается стратегия и тактика аргументации и критики?
29. Что такое критика и спор в аргументации?
30. Каковы правила ведения спора?
31. Какие существуют полемические приемы и уловки в споре?
Ответьте на приведенные вопросы и успех на зачете Вам обеспечен!
[1] См.: exsolver.narod.ru/Books/Other/Logica/c50.html
[2] См.: scitheory.info/logic/logicfunctions
[3] См.: ФГОС ВПО Направление 080200 – Менеджмент, приказ Министерства образования и науки РФ, №544 от 20.05.2010 г.
[4] См.: Министерство образования и науки Российской Федерации. Приказ от 21 декабря 2009 г. N 747. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 экономика (квалификация (степень) «Бакалавр»)
[5] См.: Разд. 7. Вопросы для самоконтроля.
[6] Кроме указанной литературы для каждого практического занятия может быть указана дополнительная литература по конкретной теме.
[7] 3 зачетных единицы имеет дисциплина направления 080200-Менеджмент – профиль «Финансовый менеджмент».
[8] По данным вопросам составлены тесты для зачета.