ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г. ЧЕРЕПОВЦЕ
С.В. БОЙКО
Б.И. КАВЕРИН
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ЛОГИКИ
Методическое пособие
Для студентов заочного обучения
направлений 080100 – Экономика; 080200 – Менеджмент;
100700 «Торговое дело»
Череповец, 2012
Бойко, С.В. Методические рекомендации по изучению логики для студентов заочного обучения: методическое пособие / С.В. Бойко, Б.И. Каверин. – Череповец: ИНЖЭКОН-Череповец, 2012. – 32 с.
Пособие предназначено для подготовки студентов заочной формы обучения к практическим занятиям и зачету по логике.
Рецензенты: П.В. Петрий, д-р филос. наук, проф., зав. каф. философии и религиоведения
ВУ МО РФ.
А.П. Погорелый, канд. филос.наук, доц., зав.каф. ГСЭД ВА МО РФ (филиал,
г. Череповец, Вологодской обл.).
Обсуждено и одобрено на заседании кафедры общепрофессиональных и специальных дисциплин Протокол № __ от_____________ 2012 года.
Утверждено решением Совета Филиала СПбГИЭУ в г. Череповце.
Протокол № __ от___________ 2012 года.
СОДЕРЖАНИЕ
1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ В ПОДГОТОВКЕ ЭКОНОМИСТА.. 4
1.1. Место логики в учебном процессе. 4
1.2. Цели, задачи и требования к уровню освоения содержания дисциплины.. 6
1.3. Основные виды учебных занятий. 8
2. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ... 11
2.1. Основная литература. 11
2.2. Дополнительная литература. 11
2.3. Компьютерные программы.. 11
3. ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ... 12
4. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ... 13
|
5. ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ.. 17
6. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.. 27
7. ВОПРОСЫДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ.. 28
1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ
В ПОДГОТОВКЕ ЭКОНОМИСТА
Место логики в учебном процессе
«Логика есть общий ценитель и судья всех частных исследований. Она не задается целью находить очевидность; она только определяет, найдена очевидность или нет. Логика не наблюдает, не изображает, не открывает – она судит».
Джон Стюарт Милль (1806–1873).
Система логики силлогистической и индуктивной
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) введено изучение логики в качестве учебной дисциплины для многих профилей направлений бакалавриата «Экономика» и «Менеджмент». И действительно в системе гуманитарных наук логика занимает особое место как навигатор практической деятельности экономиста.
Актуальность курса логики определяется не только значимостью его предмета, но и современной социокультурной ситуацией, которая характерна для всех переходных этапов.
Духовный кризис общества повлиял не только на снижение уровня общей культуры студентов, но и обусловил их массовую логическую «неграмотность». Выход – формирование навыков логического мышления, основ логической культуры.
В настоящее время важнейшим фактором повышения действенности экономического образования является формирование логической культуры у будущих теоретиков и практиков в экономической области, развивающееся мышление в процессе постижения логических форм мышления, усвоения рациональных методов и приемов доказательного рассуждения и аргументации. Понимание значения логики для профессионала в области экономики является серьезным субъективным фактором повышения эффективности его деятельности, условием сознательного развития и совершенствования способности к творческому и правильному мышлению.
|
Настоятельные требования к развитию экономики нашей страны, ее ориентации на мировые достижения, к подготовке экономистов, соответствующих этим требованиям распространяются прежде всего на профессиональное мышление субъектов экономических преобразований. Знание логики позволяет экономисту проводить исследования и осуществлять практическую деятельность на основе глубокого познания законов развития общества, принимать эффективные и обоснованные решения, аргументированно отстаивать свою точку зрения, точно и доказательно строить свою речь. Оно помогает убедительно опровергать ошибочные доводы оппонентов, правильно составлять план работы, сценарии деловых совещаний и переговоров, служебные документы и т.п.
Очевидно, что изучение логики экономистом не может заменить специальных знаний. Однако базой для формирования профессиональных знаний является высокая общая культура, сформированные общекультурные компетенции. А в системе общего образования одно из ведущих мест принадлежит формально-логической подготовке. Выдающийся отечественный педагог К.Д. Ушинский считал, что логика не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы. Логика, по его убеждению, должна стоять в преддверии всех наук[1].
|
Логика, как философская наука, соответственно тоже имеет ряд социальных функций[2].
1) Познавательная функция. Будучи наукой, предметом которой является сам процесс мышления, логика выполняет, прежде всего, познавательную функцию. Объясняя уже открытые истины, она знакомит с правилами, при помощи которых могут быть вскрыты ошибки в мыслях. Но нельзя согласиться с утверждением английского философа Дж. Ст. Милля, что польза логики главным образом отрицательная: её задача заключается в том, чтобы предостеречь от возможных ошибок. Так как знание формальной логики обеспечивает определённость, последовательность, непротиворечивость и доказательство мышления, а это и есть тот самый фундамент, на основе которого становится возможным мышление как логический процесс. Логически грамотному человеку легче ориентироваться в самых сложных житейских ситуациях. Знаменитый английский физик Кельвин (У. Томсон), возражая сторонникам узкой специализации студентов, заметил: «Из-за незнания логики погибло больше кораблей, чем из-за незнания навигации».
2) Мировоззренческая функция. В решении главной философской проблемы – как наши знания о мире относятся к самому этому миру – логике принадлежит ведущая роль, ибо в отличие от других наук, в которых мышление является средством познания действительности, в логике оно выступает непосредственной целью познания. Поэтому, раскрывая закономерности процесса мышления, логика прямо обуславливает то или иное решение вопроса об отношении мышления к бытию.
3) Методологическая функция. Логика, основу которой составляет теория умозаключений и доказательств, снабжает другие науки методами получения выводного знания. Процесс математизации научного знания сопровождается проникновением во все области познания символической логики, разрабатывающей специальные математические методы для исследования пространственных и количественных отношений в изучаемых объектах. Тем более заметна методологическая функция диалектической логики как всеобщего метода. Всеобщность диалектики как методологии состоит не только в том, что её положения имеют методологическое значение для всех наук, но и в том, что они играют методологическую роль при рассмотрении любых сторон изучаемых объектов.
4) Идеологическая функция. С момента зарождения в рабовладельческом обществе и до наших дней, логика не была нейтральной в идеологической борьбе. Особенно велика роль логики в современных условиях, когда возникают всякого рода атипичные явления в общественной жизни: «атипичные войны», «атипичная пневмония», алогичное мышление в управленческих структурах. «Успехи» манипуляции массовым сознанием поражают воображение мыслящего человека. Например, мы знаем, что живём плохо, но всякий раз, отправляясь к избирательным урнам, сознательно голосуем за то, чтобы жить ещё хуже. Что это: алогичное поведение или театр абсурда? Именно поэтому, тот факт, что в последнее время изучение логики в высших учебных заведениях стало особенно актуальным, можно назвать весьма своевременным. Теперь, по крайней мере те, кто приумножит слой интеллигенции, приобретут благодаря логике иммунитет против всевозможных «атипичных» воздействий на психику и интеллект. Пожалуй, можно было бы назвать рассматриваемую функцию иммунологической функцией логики.
5) Прикладная функция. Логика, обладая прикладным характером, дает студентам возможность освоить теоретически и научиться применять практически логику научного исследования, логику принятия решения (в условиях определенности, неопределенности и риска), логику спора, логику общения, логику конфликтов (межличностных, политических, экономических), логические основы аргументации и т.д.
При изучении проблем логики важно иметь в виду, что усвоение теоретических вопросов не является самоцелью. Теория – лишь исходное условие и средство, помогающее приобрести навыки правильного рассуждения. Главное – научиться применять приобретенные теоретические знания на практике, в процессе рассуждения.
Важную роль в приобретении этих навыков играет выполнение упражнений и задач. Перед их выполнением обучаемым рекомендуется проверить глубину усвоения теоретических знаний, ответив на контрольные вопросы и решив предложенные тесты.
Определения основных логических терминов, которые даны в словаре, могут быть дополнительно использованы при изучении конкретных вопросов, при решении задач и выполнении упражнений или для предварительного ознакомления при самостоятельной работе. В пособии содержится необходимый минимум задач и упражнений для активного усвоения теории конкретного вопроса.
Изучение формально-логических проблем требует серьезной и вдумчивой работы. Поэтому глубина проникновения в их содержание, последовательность в изучении материала, связь с практикой мышления, ответы на контрольные вопросы, решение логических задач, выполнение упражнений и тестовых заданий – непременные условия, которые нужно выполнять не формально, а с пользой для дела.
Логика не может научить человека думать, но она может помочь тому, кто хочет этому научиться. Польза от изучения логики – развивать ясность и четкость мышления, способность сосредотачиваться на объекте мысли, формировать внимательность, аккуратность, обстоятельность в суждения, совершенствовать умение абстрагироваться от конкретного содержания и сосредотачиваться на структуре мысли. Овладевший знаниями и навыками логического мышления всегда понятен окружающим, потому что исключает всякую расплывчатость в деловой беседе, в дискуссии, неоднозначность в подготовке деловых бумаг, бессистемность в обработке информации. Он способен быстро находить рациональное зерно даже в сбивчивой чужой речи, оценивать доказательную силу высказываний в обсуждении проблемы, находить кратчайшие и правильные пути исправления ошибок.