Место логики в учебном процессе





ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В Г. ЧЕРЕПОВЦЕ

 

 

С.В. БОЙКО

Б.И. КАВЕРИН

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ЛОГИКИ

 

Методическое пособие

 

Для студентов заочного обучения

направлений 080100 – Экономика; 080200 – Менеджмент;

100700 «Торговое дело»

 

Череповец, 2012

 


 

 

Бойко, С.В. Методические рекомендации по изучению логики для студентов заочного обучения: методическое пособие / С.В. Бойко, Б.И. Каверин. – Череповец: ИНЖЭКОН-Череповец, 2012. – 32 с.

 

 

Пособие предназначено для подготовки студентов заочной формы обучения к практическим занятиям и зачету по логике.

 

Рецензенты: П.В. Петрий, д-р филос. наук, проф., зав. каф. философии и религиоведения

ВУ МО РФ.

А.П. Погорелый, канд. филос.наук, доц., зав.каф. ГСЭД ВА МО РФ (филиал,

г. Череповец, Вологодской обл.).

 

Обсуждено и одобрено на заседании кафедры общепрофессиональных и специальных дисциплин Протокол № __ от_____________ 2012 года.

 

Утверждено решением Совета Филиала СПбГИЭУ в г. Череповце.

Протокол № __ от___________ 2012 года.


СОДЕРЖАНИЕ

1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ В ПОДГОТОВКЕ ЭКОНОМИСТА.. 4

1.1. Место логики в учебном процессе. 4

1.2. Цели, задачи и требования к уровню освоения содержания дисциплины.. 6

1.3. Основные виды учебных занятий. 8

2. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ... 11

2.1. Основная литература. 11

2.2. Дополнительная литература. 11

2.3. Компьютерные программы.. 11

3. ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ... 12

4. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ... 13

5. ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ.. 17

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.. 27

7. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ.. 28


1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ
В ПОДГОТОВКЕ ЭКОНОМИСТА

Место логики в учебном процессе

«Логика есть общий ценитель и судья всех частных исследований. Она не задается целью находить очевидность; она только определяет, найдена очевидность или нет. Логика не наблюдает, не изображает, не открывает – она судит».

Джон Стюарт Милль (1806–1873).

Система логики силлогистической и индуктивной

 

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) введено изучение логики в качестве учебной дисциплины для многих профилей направлений бакалавриата «Экономика» и «Менеджмент». И действительно в системе гуманитарных наук логика занимает особое место как навигатор практической деятельности экономиста.

Актуальность курса логики определяется не только значимостью его предмета, но и современной социокультурной ситуацией, которая характерна для всех переходных этапов.

Духовный кризис общества повлиял не только на снижение уровня общей культуры студентов, но и обусловил их массовую логическую «неграмотность». Выход – формирование навыков логического мышления, основ логической культуры.

В настоящее время важнейшим фактором повышения действенности экономического образования является формирование логической культуры у будущих теоретиков и практиков в экономической области, развивающееся мышление в процессе постижения логических форм мышления, усвоения рациональных методов и приемов доказательного рассуждения и аргументации. Понимание значения логики для профессионала в области экономики является серьезным субъективным фактором повышения эффективности его деятельности, условием сознательного развития и совершенствования способности к творческому и правильному мышлению.

Настоятельные требования к развитию экономики нашей страны, ее ориентации на мировые достижения, к подготовке экономистов, соответствующих этим требованиям распространяются прежде всего на профессиональное мышление субъектов экономических преобразований. Знание логики позволяет экономисту проводить исследования и осуществлять практическую деятельность на основе глубокого познания законов развития общества, принимать эффективные и обоснованные решения, аргументированно отстаивать свою точку зрения, точно и доказательно строить свою речь. Оно помогает убедительно опровергать ошибочные доводы оппонентов, правильно составлять план работы, сценарии деловых совещаний и переговоров, служебные документы и т.п.

Очевидно, что изучение логики экономистом не может заменить специальных знаний. Однако базой для формирования профессиональных знаний является высокая общая культура, сформированные общекультурные компетенции. А в системе общего образования одно из ведущих мест принадлежит формально-логической подготовке. Выдающийся отечественный педагог К.Д. Ушинский считал, что логика не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы. Логика, по его убеждению, должна стоять в преддверии всех наук[1].

Логика, как философская наука, соответственно тоже имеет ряд социальных функций[2].

1) Познавательная функция. Будучи наукой, предметом которой является сам процесс мышления, логика выполняет, прежде всего, познавательную функцию. Объясняя уже открытые истины, она знакомит с правилами, при помощи которых могут быть вскрыты ошибки в мыслях. Но нельзя согласиться с утверждением английского философа Дж. Ст. Милля, что польза логики главным образом отрицательная: её задача заключается в том, чтобы предостеречь от возможных ошибок. Так как знание формальной логики обеспечивает определённость, последовательность, непротиворечивость и доказательство мышления, а это и есть тот самый фундамент, на основе которого становится возможным мышление как логический процесс. Логически грамотному человеку легче ориентироваться в самых сложных житейских ситуациях. Знаменитый английский физик Кельвин (У. Томсон), возражая сторонникам узкой специализации студентов, заметил: «Из-за незнания логики погибло больше кораблей, чем из-за незнания навигации».

2) Мировоззренческая функция. В решении главной философской проблемы – как наши знания о мире относятся к самому этому миру – логике принадлежит ведущая роль, ибо в отличие от других наук, в которых мышление является средством познания действительности, в логике оно выступает непосредственной целью познания. Поэтому, раскрывая закономерности процесса мышления, логика прямо обуславливает то или иное решение вопроса об отношении мышления к бытию.

3) Методологическая функция. Логика, основу которой составляет теория умозаключений и доказательств, снабжает другие науки методами получения выводного знания. Процесс математизации научного знания сопровождается проникновением во все области познания символической логики, разрабатывающей специальные математические методы для исследования пространственных и количественных отношений в изучаемых объектах. Тем более заметна методологическая функция диалектической логики как всеобщего метода. Всеобщность диалектики как методологии состоит не только в том, что её положения имеют методологическое значение для всех наук, но и в том, что они играют методологическую роль при рассмотрении любых сторон изучаемых объектов.

4) Идеологическая функция. С момента зарождения в рабовладельческом обществе и до наших дней, логика не была нейтральной в идеологической борьбе. Особенно велика роль логики в современных условиях, когда возникают всякого рода атипичные явления в общественной жизни: «атипичные войны», «атипичная пневмония», алогичное мышление в управленческих структурах. «Успехи» манипуляции массовым сознанием поражают воображение мыслящего человека. Например, мы знаем, что живём плохо, но всякий раз, отправляясь к избирательным урнам, сознательно голосуем за то, чтобы жить ещё хуже. Что это: алогичное поведение или театр абсурда? Именно поэтому, тот факт, что в последнее время изучение логики в высших учебных заведениях стало особенно актуальным, можно назвать весьма своевременным. Теперь, по крайней мере те, кто приумножит слой интеллигенции, приобретут благодаря логике иммунитет против всевозможных «атипичных» воздействий на психику и интеллект. Пожалуй, можно было бы назвать рассматриваемую функцию иммунологической функцией логики.

5) Прикладная функция. Логика, обладая прикладным характером, дает студентам возможность освоить теоретически и научиться применять практически логику научного исследования, логику принятия решения (в условиях определенности, неопределенности и риска), логику спора, логику общения, логику конфликтов (межличностных, политических, экономических), логические основы аргументации и т.д.

При изучении проблем логики важно иметь в виду, что усвоение теоретических вопросов не является самоцелью. Теория – лишь исходное условие и средство, помогающее приобрести навыки правильного рассуждения. Главное – научиться применять приобретенные теоретические знания на практике, в процессе рассуждения.

Важную роль в приобретении этих навыков играет выполнение упражнений и задач. Перед их выполнением обучаемым рекомендуется проверить глубину усвоения теоретических знаний, ответив на контрольные вопросы и решив предложенные тесты.

Определения основных логических терминов, которые даны в словаре, могут быть дополнительно использованы при изучении конкретных вопросов, при решении задач и выполнении упражнений или для предварительного ознакомления при самостоятельной работе. В пособии содержится необходимый минимум задач и упражнений для активного усвоения теории конкретного вопроса.

Изучение формально-логических проблем требует серьезной и вдумчивой работы. Поэтому глубина проникновения в их содержание, последовательность в изучении материала, связь с практикой мышления, ответы на контрольные вопросы, решение логических задач, выполнение упражнений и тестовых заданий – непременные условия, которые нужно выполнять не формально, а с пользой для дела.

Логика не может научить человека думать, но она может помочь тому, кто хочет этому научиться. Польза от изучения логики – развивать ясность и четкость мышления, способность сосредотачиваться на объекте мысли, формировать внимательность, аккуратность, обстоятельность в суждения, совершенствовать умение абстрагироваться от конкретного содержания и сосредотачиваться на структуре мысли. Овладевший знаниями и навыками логического мышления всегда понятен окружающим, потому что исключает всякую расплывчатость в деловой беседе, в дискуссии, неоднозначность в подготовке деловых бумаг, бессистемность в обработке информации. Он способен быстро находить рациональное зерно даже в сбивчивой чужой речи, оценивать доказательную силу высказываний в обсуждении проблемы, находить кратчайшие и правильные пути исправления ошибок.

 





Читайте также:
Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как...
Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с...
Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное ...
Своеобразие романтизма К. Н. Батюшкова: Его творчество очень противоречиво и сложно. До сих пор...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.021 с.