With BookDesigner program 9 глава




Первое воскресенье после Пасхи оживляет в памяти древнюю благочестивую традицию моей родины. В этот день, когда Литургия предлагает вкусить пищи духовной – "rationabile, sine dolo lac concupiscite", возлюбите чистое словесное молоко [1 Петр 2, 2 (antifona ad introitum).] (возжелайте молока духа и не смешивайте его с обманом!) – в моем краю с давних времен привыкли приносить приносить Святое Причастие всем болящим, не обязательно тяжелобольным, чтобы и они могли исполнить Пасхальную Заповедь.

В некоторых больших городах каждый приход организовывал Евхаристическую процессию. Я вспоминаю свои студенческие годы. На главной площади Сарагосы нередко встречались три процессии, в которых шли только мужчины, сотни мужчин с большими горящими свечами. Сильные люди, они сопровождали Господа Сокровенного с верой куда более весомой, чем те свечи, весящие каждая по нескольку килограммов.

Просыпаясь сегодня ночью, я повторял, точно краткую молитву: "quasi modo geniti infantes", как новорожденные младенцы [Там же.]… Я думал, что этот призыв Церкви достигает всех нас, чувствующих реальность Богосыновства. Мы должны быть очень сильными, очень крепкими, обладающими энергией, способной оказывать благотворное влияние на окружающих нас людей – но все же как хорошо при этом чувствовать себя младенцем перед Богом!

Мы – дети Божии

"Quasi modo geniti infantes, rationabile, sine dolo lac concupiscite", как новорожденные младенцы возлюбите чистое словесное молоко [Там же.]. Я прекрасно понимаю, почему во время Литургии к этому поразительному стиху Святого Петра добавляется: "Exsultate Deo adiutori nostro: iubilate Deo Jacob", радостно пойте Богу, твердыне нашей; восклицайте Богу Иакова! [Пс 81 (80), 2 (antifona ad introitum).] – Который также и наш Господь, и наш Отец. Но мне бы сейчас хотелось, чтобы вы поразмышляли со мною вместе не о Святом Таинстве алтаря, что исторгает из нашего сердца самые возвышенные гимны во славу Иисуса. Я хотел бы остановиться на убежденности в нашем Богосыновстве и на том, что следует из этой убежденности для всех воистину стремящихся воплотить христианскую веру в жизнь.

 

 

 

 

По причинам, о которых я не буду сейчас говорить (но которые знает Иисус, направляющий нас из Дарохранительницы), моя жизнь привела меня к осознанию себя сыном Божиим. И я с наслаждением погрузился в Сердце Отца моего – чтобы распрямиться и очиститься, чтобы служить Господу, всех понимая и всех прощая силой Его любви и моего уничижения.

Все мы нуждаемся в таком обновлении – чтобы мы пробудились от этого сна бессилия, который так легко овладевает нами, и снова воспринять глубоко и непосредственно наше звание детей Божиих.

Пример Иисуса, весь Его путь по Святой Земле помогают проникнуться этой истиной. Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие – больше [1 Ин 5, 9.], – читаем мы в Послании. Но в чем состоит свидетельство Божие? Нам вновь отвечает Апостол Иоанн: смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими… Возлюбленные! мы теперь дети Божии [1 Ин 3, 1-2.].

В течение долгих лет я стремился поддерживать в себе это радостное состояние духа. Моя молитва не менялась, менялся лишь ее тон – в зависимости от обстоятельств. Я говорил: "Господи, Ты поместил меня сюда, Ты доверил мне и то, и это, и я бесконечно верю в Тебя. Я знаю, что Ты – мой Отец. Я всегда видел, что дети бесконечно доверяют своим родителям". Опираясь на свой священнический опыт, я могу подтверждать с уверенностью, что предание себя в руки Божии порождает в людях сильное, глубокое и спокойное благочестие, побуждающее их сохранять чистоту намерений во всех своих делах.

 

 

 

 

Пример Иисуса

"Quasi modo geniti infantes", как новорожденные младенцы… Я с радостью нес в мир истину о том, что христиане – малые дети Божии. Только осознав это, мы сможем насладиться словами, которые также звучат в Литургии: ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир [1 Ин 5, 4.], преодолевает трудности, достигает победы в этой великой битве за мир в душах и в обществе.

В этом – наша мудрость и наша сила: мы убеждены в своей незначительности, в своем ничтожестве пред очами Божиими. Но ведь Он еще и Тот, Кто побуждает нас к действию, к проповеди Иисуса Христа, Его Единородного Сына, с твердой верой, несмотря на все наши ошибки и слабости – лишь бы мы боролись, чтобы их преодолевать.

Я часто повторяю слова из Священного Писания: "discite benefacere", научитесь делать добро [Ис 1, 17.], – потому что, без всякого сомнения, мы должны учиться и учить поступать хорошо. Мы должны начать с самих себя и попытаться понять: каково оно, это добро, которое мы ищем для себя, для наших близких, для всех людей. Я не знаю иного пути для тех, кто стремится постичь величие Божие, – только служение Ему с глубочайшим и искренним убеждением, что Он наш Отец, а мы Его дети.

 

 

 

 

Поднимем же взор на Учителя – может быть, и ты в этот миг услышишь Его полные укоризны слова, обращенные к Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим [Ин 20, 27.]. И так же, как у Апостола, вырвется из души твоей вопль глубокого раскаяния: "Господь мой и Бог мой! [Ин 20, 28.] Я узнал тебя, мой Учитель – и теперь уже навсегда!" Ты скажешь еще: "Я буду хранить в своем сердце Твои уроки, я буду преданно им следовать!"

Несколькими страницами ранее мы становимся участниками следующего эпизода: Иисус отошел, чтобы помолиться, а ученики остались где-то поблизости и наблюдали за Ним. Когда Христос закончил молитву, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш [Лк 11, 1-2.]…

Обратите внимание, что самое удивительное здесь. Ученики всегда рядом с Иисусом, Он постоянно беседует с ними. И вот во время одной из бесед, объясняя им, как надо молиться, Иисус просто, как бы мимоходом открывает им великую тайну Божественного милосердия: мы – дети Божии. Мы можем проводить время в доверительных беседах с Ним так же, как сын разговаривает со своим отцом.

У некоторых христиан довольно странное представление о благочестивой жизни, проходящей в общении с Богом. Это представление огорчает. Оно схематично, формально. В нем много общих фраз – пустых, сухих, лишенных личностного. Столь велика их безликость, что личное общение с нашим Небесным Отцом делается просто невозможным (подлинная молитва, произнесенная вслух, не может быть анонимной). Когда меня знакомят с этим представлением, я вспоминаю совет Господа: а молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него [Мф 6, 7-8.]. Один из Отцов Церкви так комментирует эти слова: я полагаю, что Христос учит нас избегать длинных молитв, длинных не по времени изречения, а по бесконечной многоречивости… Сам Господь нам это показывает на примере вдовы, которая силой своих увещеваний побеждает упорство несправедливого судьи. Есть и другой пример о человеке, несвоевременно пришедшем среди ночи к другу. Тот покидает свою постель, побуждаемый скорее настойчивостью пришедшего, чем дружеским расположением к нему (ср. Лк 11;5-8; 18;1-8). Этими двумя примерами Он заповедует нам, чтобы мы просили постоянно, не повторяя бесконечные молитвы, но рассказывая Ему искренне о своих нуждах [Св. Иоанн Златоуст, In Matthaeum homiliae, 19, 4 (PG 57, 278).].

В любом случае помни: если, начиная свою молитву, ты не можешь сосредоточиться на разговоре с Богом, если твоя душа спит, а в голове нет ни единой мысли, если твои переживания не находят выхода – я советую тебе делать то же, что делаю сам в подобных случаях. Обратись к нашему Отцу и скажи Ему: "Господи, я не умею молиться, мне не приходит в голову ничего такого, что я мог бы сказать Тебе". Будь уверен, что в этот момент ты уже молишься.

 

 

 

 

Благочестие – это сыновнее отношение к Богу

Благочестие, что рождается от Богосыновства – это глубокое действие души, пронизывающее все человеческое существование: оно присутствует в мыслях, во всех желаниях, во всех переживаниях христианина. Замечали ли вы, как дети безотчетно подражают своим родителям, копируют их жесты, привычки?

И в поведении доброго сына Божия заметно это: он какими-то тайными путями получает это чудесное обожение, помогающее внести во все дела сверхъестественный смысл веры. Он любит всех людей так же, как наш Небесный Отец любит их. И, что самое главное, у него появляются новые силы для того, чтобы стремиться к Богу, не покладая рук. Я уверяю вас, что все наши ошибки больше не имеют никакого значения, ибо любящие руки Господа поднимают нас, утверждают на земле.

Наверное, вы обращали внимание, какая заметная разница между падением ребенка и падением взрослого. Для детей падение – ерунда, пустяк, упал и забыл. Они так часто спотыкаются! Если же в глазах мальчишки появляются слезы, то отец говорит ему: "Мужчины не плачут!". Ребенок хочет порадовать своего отца. Он делает усилие – и вот он снова улыбается.

Но что бывает, если взрослый теряет равновесие и падает на пол? Это могло бы рассмешить нас – если бы мы не сострадали упавшему. Ведь падение может привести к тяжким последствиям – например, к неизлечимому перелому костей, если упавший стар. Поэтому в духовной жизни нам всем безопаснее быть "Quasi modo geniti infantes", как новорожденные младенцы – как эти малыши, которые похоже, сделаны из резины. Едва упав, они встают на ноги, ковыляют дальше и, кажется, даже радуются случившемуся. Но бывает, что они, как и мы, нуждаются в сочувствии и поддержке тех, кого они любят, кому они верят.

Если мы станем им подражать, то наши падения, в духовной жизни неизбежные, никогда не смогут огорчить нас. Мы будем чувствовать боль, но не уныние. На наших губах расцветет улыбка – ибо радостно осознавать, что мы являемся детьми этой Любви, этого Величия, этой Бесконечной Мудрости и Милосердия, которые есть Отец наш Небесный. Служа Господу много лет, я научился быть Его маленьким сыном. И вас прошу: будьте "quasi modo geniti infantes", как дети, которые ждут Слова Божия, Хлеба Божия, Пищи Божией, Силы Божией – чтобы жить как настоящие христиане.

 

 

 

 

Станьте совсем детьми! – и чем больше вы будете детьми, тем лучше! Об истинности этих слов свидетельствует опыт священника, который стоит сейчас перед вами. Сколько раз приходилось ему подниматься в течение тридцати шести лет своего священства – таких долгих и таких коротких, – выполняя конкретные требования воли Божией! И вот: одно и то же помогало ему всегда. Умение оставаться ребенком и искать утешения у своей Матери и в Сердце Иисуса, Господа нашего.

Катастрофы, которые по-настоящему разрушают душу (и в некоторых случаях поломки кажутся необратимыми), происходят от заблуждения, коренящегося в тщеславии: ах, как хочется казаться взрослым, самостоятельным, независимым! Человек, погрязший в своем тщеславии, не в силах обратиться к тем, кто может помочь – не только к Богу, к священнику, но и к ближнему своему. Бедняга, оставшись в одиночестве, постепенно сбивается с прямого курса и тонет в болоте заблуждений.

Попросим же Бога прямо сейчас, немедленно запретить воспретить нам чувствовать самодовольство. Пусть возрастает в наших душах тоска по Его поддержке, по Его Слову, по Его Хлебу, по Его Силе. "Rationabile, sine dolo lac concupiscite", возлюбите чистое словесное молоко, воспитайте в себе стремление, страстное желание быть как дети. Духовное младенчество – это единственный путь, на котором наши дела станут великими, божественными. Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное [Мф 18, 3.].

 

 

 

 

Снова вспоминаю свою молодость: сколько веры! Мне кажется, что я все еще слышу литургическое пение, вдыхаю запах ладана, вижу сотни и сотни сильных мужчин. Каждый из них – с огромной свечой, но с сердцем ребенка, который едва ли осмелился бы поднять глаза на своего отца. И даже огромные свечи скорее символизируют ничтожество, чем могущество несущих их людей. Познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа [Иер 2, 19.]. Вновь утвердимся в решимости никогда не отдаляться от Бога, никогда не подменять Его своими земными заботами. Твердо решив, каковы будут наши дальнейшие действия, еще сильнее возжаждем Бога – как творения Божии, которые понимают собственное ничтожество и постоянно призывают своего Отца.

Но возвратимся к тому, о чем мы уже говорили. Надо научиться быть как дети, надо научиться быть детьми Бога. И в то же время – передавать другим это умение, которое, несмотря на нашу природную слабость, прививает нам твердую веру [1 Петр 5, 9.], убежденность в том, что избранный нами путь верен, а наши труды – плодотворны. И ошибки, нами допущенные – даже самые неприглядные, – не смогут внести смятение в наши души. Мы не отступим, не повернем назад, не сойдем с дороги Богосыновства, которая ведет в долгожданные объятия нашего Небесного Отца.

Кто из нас не помнит объятий своего отца? Возможно, они были не такими сладостными и мягкими, как объятия матери. Но эти сильные руки прижимали нас к отцовской груди сердечно и надежно. Господь, благодарю Тебя за эти крепкие объятия, за эти сильные руки, за это сердце – такое ласковое и такое строгое. Благодарю Тебя также за те ошибки, которые мною допущены! Нет! Ты их не любишь… но понимаешь и прощаешь.

В этом – мудрость. И Бог желает, чтобы мы проявили ее в общении с Ним. Как в математике: признать себя нулем, стоящим перед цифрой… Но Отец любит нас такими, какие мы есть. Какие мы есть! Я люблю вас такими, какие вы есть – а ведь я всего-навсего маленький человек. Теперь представьте себе, какова любовь Божия, нас ждущая. Только не уклоняйтесь от борьбы, стремитесь к тому, чтобы ваша жизнь протекала в согласии с принципами чистой совести.

 

 

 

 

Жизненные правила

Если вы искренне задумались над тем, каким должно быть и каким является на деле наше благочестие, в каких моментах должны быть улучшены наши личные отношения с Богом, если вы хорошо меня поняли – то без труда откажетесь от искушения видеть в себе великих героев, совершающих невероятные подвиги. Откажетесь – ибо откроете для себя, что Господь радуется, когда мы даем Ему маленькие, но постоянные доказательства нашей любви.

Да будет жизнь твоя построена на определенных четких правилах: несколько минут внутренней молитвы; присутствие на Божественной Литургии (если это возможно – ежедневное); частое причащение; регулярное исполнение Святого Таинства Исповеди – даже если твоя совесть не отягщена смертными грехами; посещение Иисуса, который незримо присутствует в Дарохранительнице; молитва Святого Розария и созерцание ее тайн; исполнение других благочестивых обычаев, которые ты уже знаешь, или можешь усвоить.

Эти правила не должны превратиться в застывшие догмы или вещь-в-себе. Они лишь указывают нам путь, исходя из наших жизненных обстоятельств, ибо мы – христиане в миру, живущие активной профессиональной жизнью, имеющие обязанности и социальные отношения, пренебрегать которыми мы не в праве, ибо в них продолжается наша встреча с Богом. Эти правила – как резиновая перчатка, которая легко приспосабливается к любой руке.

Не пытайся сделать очень многое. Постарайся ограничить себя только теми занятиями, которые ты в состоянии выполнять каждый день – с желанием, или неохотно. Эти упражнения почти неосознанно приведут тебя к созерцательной молитве. В твоей душе расцветут еще большие дела любви – спонтанные молитвы, проявления раскаяния и благодарения, духовные причащения. И все это – среди твоих повседневных дел, в то время, когда ты снимаешь телефонную трубку, садишься в машину, автобус или метро, открываешь и закрываешь дверь, проходишь мимо церкви, начинаешь новое дело, выполняешь и заканчиваешь его. Все это – время для общения с твоим Небесным Отцом.

 

 

 

 

В Богосыновстве мы обретаем мир и покой. Бог – это Отец, полный нежности и бесконечной любви. Взывай к Отцу много раз на дню и, уединившись в сердце своем, говори Ему, что ты Его любишь, ждешь, что чувствуешь гордость и силу оттого, что ты – Его сын. Составь план духовной жизни, который ты мог бы осуществить, и который позволит тебе обрести навыки и чувства доброго сына Божия. Твои нормы благочестия – пусть их не будет много, но пусть они будут постоянны. Это очень важно.

Но хочу предостеречь тебя от рутины – настоящей могилы благочестия, которая часто скрывается под маской стремления выполнить и перевыполнить героические планы, забросив не менее важные повседневные обязанности. Если ты почувствуешь в себе эти наклонности – предстань с искренним раскаянием перед Господом. Подумай: ты устал бороться с одними и теми же недостатками – не потому ли, что не искал Бога? Посмотри: твое трудолюбие поколеблено – не потому ли, что в тебе не осталось уже ни великодушия, ни стремления к самопожертвованию? Твои нормы благочестия, твои маленькие жертвы, твое апостольское служение, не приносящее скорых плодов – все кажется тебе напрасным и пагубным, ибо ты поддался искушению рутиной. Душа опустела – и вот теперь мы пытаемся мечтами о невероятных свершениях заглушить голос нашего Небесного Отца, призывающего к безусловной преданности. Эта фантасмагория великих деяний, поселившаяся в наших душах, заставляет нас забыть о подлинной реальности – о том пути, который напрямую ведет нас к святости. Это несомненный знак того, что нами потерян наш сверхъестественный ориентир, наша уверенность в том, что мы – дети Бога, готового совершить чудеса в наших душах, если мы со смирением начнем все снова.

 

 

 

 

Красные колышки

С детства я помню о знаках, которые в горах моей родины располагались по обочинам дороги. Эти высокие колья, выкрашенные красной краской, всегда притягивали мое внимание. Мне объяснили, что зимой, когда снег заметает тропинки и овраги, поля и пастбища, леса и горы, эти колья, хорошо заметные на белом, служат надежным ориентиром. Они указывают направление дороги – чтобы никто ее не потерял.

Нечто похожее происходит и в духовной жизни. В ней есть весна, есть лето – но бывают и зимы с пасмурными днями и тоскливыми безлунными ночами. Но вот общение с Иисусом не должно зависеть от нашего настроения, от расположения духа – это было бы явным признаком эгоизма, несовместного с любовью.

Упражнения в благочестии, строгие (никакой сентименталности!), хорошо усвоенные и исходящие из обстоятельств жизни и свойств каждого, будут, словно эти окрашенные в красный цвет колышки, указывать нам путь в дни снегопада и метели – до тех пор, пока Господь не решит, что должно снова выглянуть солнце, под лучами которого тает снег. И сердце забьется вновь, согретое огнем, который на самом деле не гас в глубине. Он был как тлеющий уголек, скрытый под пеплом временных испытаний. Или, может быть, недостаточных усилий. Или скудного самопожертвования.

 

 

 

 

Не утаю от вас, что довольно часто люди приходят ко мне, чтобы сказать с раскаянием и болью: "Отец, я не понимаю, что со мной происходит, но я чувствую себя усталым и холодным. Мое благочестие, прежде такое твердое и кроткое, кажется мне теперь комедией…". Попавшим в такую ситуацию (а также и всем вам) я отвечаю: "Комедия? Ничего страшного! Это Господь играет с вами, как отец со своими детьми".

В Священном Писании сказано: "ludens in orbe terrarum", играя на земном кругу Его [Притч 8, 31 (перевод с Вульгаты).]… Но Бог нас не оставляет, ибо дальше мы читаем: "deliciae meae esse cum filiis hominum",…и радость моя была с сынами человеческими [Там же.]. Господь с нами играет! И если нам приходит в голову, что мы участвуем в комедии – ибо ощущаем лишь равнодушие и холод, но совершенно утратили стремление к тем духовным целям, которые стоят перед нами, – значит пришло время вспомнить, что Бог играет с нами и надеется, что мы сумеем мастерски сыграть нашу роль.

Должен сказать вам, что иногда я получал благодать Божию в изобилии – и все-таки, несмотря на это, я обычно вынужден совершать над собой насилие, выполняя Его волю. Я следую своим правилам не потому, что мне это нравится, но потому, что я должен им следовать – из Любви. "Но можно ли играть комедию с Богом? Не будет ли это лицемерием?". Успокойся. Просто пришел твой час играть в человеческой комедии для Божественного Зрителя. Доведи ее до конца – чтобы Отец и Сын и Дух Святой могли ее увидеть. Сыграй ее из любви к Богу, чтобы Его порадовать – чего бы это тебе ни стоило.

Как хорошо быть скоморохом Господа! Как прекрасно играть эту комедию из Любви, с самопожертвованием, без всякой выгоды для себя – лишь для того, чтобы порадовать нашего Небесного Отца, Который играет с нами! Обратись лицом к Господу и открой Ему, что не имеешь ни малейшего желания заниматься этим, но делаешь это только для Него. И возьмись за дело серьезно – даже если ты думаешь, что это всего лишь комедия. Благословенная комедия! Уверяю тебя, что лицемерия тут нет и в помине – ибо лицемеры нуждаются в публике наивной и недалекой. Но у нашей комедии – совсем другие зрители (позволю себе повториться): Отец и Сын и Дух Святой, Дева Мария, Святой Иосиф, а также все Ангелы и Святые на Небесах. В духовной жизни нет другого спектакля – только этот: Христос, проходит "quasi in occulto", не явно, а как бы тайно [См. Ин 7, 10.].

 

 

 

 

"Iubilate Deo. Exultate Deo adiutori nostro", радостно пойте Богу, твердыне нашей [Пс 81 (80), 2 (antifona ad introitum).]. Господи! Не понимающий этого ничего не смыслит ни в любви, ни в лишениях, ни в грехах! Я всего лишь ничтожный человек – но все же я кое-что знаю о грехах, о лишениях, о любви. Знаете ли вы, что это значит – подняться до сердца Божия? Способны ли вы осознать, что человек реально предстает перед Господом, открывает Ему свое сердце, жалуется Ему? Я, например, жалуюсь, когда Он призывает к Себе молодых людей, которые могли бы еще долго служить Ему и любить Его на земле. Потому что я этого не понимаю. Но это – доверительные жалобы – ибо совершенно очевидно, что, освободившись от Божиих рук, я не смогу удержаться на ногах. И поскольку я подчиняюсь Замыслу Божию, то спешу торжественно добавить: "Да свершится, да осуществится, да будет восхваляема и вечно прославляема справедливейшая и превыше всего любимая Воля Божия! Аминь. Аминь".

Евангелие учит нас невинному и святому лукавству детей, в котором скрыт источник действенности нашего апостольского служения. Этот источник питает нашу любовь и мир сынов Божиих. Это – путь, по которому мы можем принести счастье и покой другим людям. На этом пути мы освящаем нашу работу, находим в ней сокровенную радость дел Божиих, и пребываем в Его любви. Мы будем вести себя со святым бесстыдством детей и откажемся от стыдливости – лицемерия взрослых, которые стыдятся вернуться к своему Отцу, пережив неудачу падения.

Я заканчиваю словами приветствия Иисуса, которые прозвучали сегодня в Евангельском чтении: "Pax vobis", мир вам!… Ученики обрадовались, увидевши Господа [Ин 20, 19-20.] – Господа, Который всегда с нами на пути к нашему Отцу.

› Жить Лицом К Богу И Людям› Глава 10

 

 

 

 

Мы пребываем здесь, "consumati in unum", совершены во едино [Ин 17, 23.], в молитвенном единении и любви, готовые начать эту беседу с Господом с обновленным стремлением стать подлинным орудием в Его руках. Как радостно мне исповедовать веру сейчас, когда Господь реально присутствует в Евхаристии! Перед Иисусом Сокровенным пробудите в сердцах ваших горячее желание одарить всех могучими потоками любви; всех тех, кто посвятил свою жизнь служению Богу и людям – в каких бы отдаленных уголках земли они ни находились. Ибо, благодаря неизъяснимой реальности Общения Святых, мы все едины в деле распространения истины и мира Господних. Апостол Иоанн говорит: Споспешники [3 Ин 8.].

А теперь хорошо бы каждому из нас сосредоточится и подумать: как мог бы он подражать Христу? Как научиться непосредственно, на живом примере Господа, тем добродетелям, которые должны просиять в нашей жизни, если мы и вправду хотим распространения Царства Христова?

 

 

 

 

Благоразумие – необходимая добродетель

В том месте Евангелия от Матфея, которое звучало сегодня на Литургии, мы читаем: "tunc abeuntes pharisaei, consilium inierunt ut caperent eum in sermone", тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах [Мф 22, 15.]. К такой тактике, популярной и в наше время, обычно прибегают лицемеры. Кажется, что сорняки фарисейства никогда не будут выполоты – уж больно они живучи. Может быть, Сам Господь, Который хочет научить нас, Своих детей, благоразумию, попускает их рост и пышный цвет – ибо в добродетели благоразумия нуждаются и те, кто должен светить, исправлять, ободрить, воспламенить, поддержать. Христианин должен поступать с окружающими как апостол – используя в своем служении все возможности повседневной жизни.

Я возношу сейчас сердце Богу и обращаюсь к Нему, вверяя себя Пресвятой Деве Марии, которая пребывает одновременно и в Церкви, и над Церковью, между Христом и Церковью – как наша Защитница и Владычица, как Мать наша и Мать Иисуса, Господа нашего. Я обращаюсь к Богу и прошу Его даровать благоразумие всем – и в особенности нам самим, стремящимся работать для Бога, находясь в самой гуще общественной жизни. Воистину нам следует научиться быть благоразумны

 

 

 

 

Продолжаем чтение евангельского рассказа: и посылают к Нему учеников своих (от фарисеев) с иродианами, говоря: "Учитель!" [Мф 22, 16.]. Посмотрите, как двусмысленно звучит в их устах это слово – Учитель. Они прикидываются Его почитателями и друзьями. Они оказывают Ему почести – как авторитету, от которого они ждут наставлений: "Magister, scimos quia verax es", Учитель! мы знаем, что Ты справедлив [Там же.]… Какое чудовищное коварство! Встречались ли вы с более отвратительным лицемерием? Ходите в этом мире осторожно! Не будьте недоверчивы и подозрительны, однако всегда помните, что несете ответственность. Вспоминая изображение Пастыря Доброго в катакомбах, можно сказать, что вы должны чувствовать на ваших плечах тяжесть овцы, которая есть не один человек, но вся Церковь, все человечество.

Самоотверженно приняв на себя эту ношу, станьте отважными и осторожными – способными в любой момент защитить и утвердить права Божии. И тогда, при виде твердости вашей, многие станут считать и называть вас учителями, хоть вы и не ждете этого – ибо мы, христиане, не ищем земной славы. Но пусть вас не удивит, если среди окружающих вас, окажутся лицемеры, желающие только льстить. Запомните на всю жизнь то, что я повторял вам бесчетное число раз: ни клевета, ни злословие, ни требования этикета, ни опасения ("а что скажут другие?") не должны помешать нам выполнить наш долг. И менее всего – похвалы лицемеров.

 

 

 

 

Помните ли вы притчу о добром самарянине? Некто лежит на дороге, раненый и ограбленный разбойниками. Мимо проходит ветхозаветный священнослужитель, затем левит. Оба спокойно следуют своим путем. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился, и подошед перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем [Лк 10, 33-34.]. Обратите внимание, что Господь предлагает следовать этому примеру не только избранным. Закончив притчу, Он говорит спросившему Его (то есть каждому из нас): иди и ты поступай так же [Лк 10, 37.].

Поэтому, если кто-то нуждается в духовной или человеческой поддержке, которую мы, дети Божии, можем и должны оказать, то проявлением благоразумия в этом случае должна стать помощь, необходимая и действенная, оказанная искренне, милосердно и самоотверженно. Промедление недопустимо. Ошибаются думающие, что отказ в помощи, или помощь, оказанная с опозданием – это тоже способы решения проблем.

Если обнаружена язва, то благоразумие требует применения не болеутоляющих, но радикальных средств. Даже при самых незначительных признаках болезни ведите себя открыто и честно, если лечить должны вы. Ведите себя точно так же, если сами нуждаетесь в лечении. Тому, кто должен лечить во имя Божие, следует начинать воздействие исподволь, постепенно и осторожно переходя к очищению раны от гноя. И продолжать до тех пор, пока очаг инфекции не исчезнет. Разумеется, мы будем поступать таким образом прежде всего по отношению к себе самим, а также к тем, кому обязаны помогать по справедливости или из милосердия. Особенно настоятельно рекомендую это родителям и тем, на кого возложены обязанности просвещения и обучения.

 

 

 

 

Не бойся этикета

Не слушайте лицемеров: лекарство должно быть неразбавлено и без примесей. Но действовать надо – нежно и тактично – подобно нашим матерям, лечившим пустяковые царапины нашего детства или более серьезные раны наших отроческих игр. Видите необходимость в том – подождите немного, но не дольше необходимого. Ведь от слишком долгих проволочек, может на этом месте проявиться нечто, совсем несовместное с благоразумием – конформизм или, например, трусость. Не пугайтесь же нелегкой работы, которую требует обработка ран – в первую очередь это касается тех из вас, которые занимаются духовным воспитанием других.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: