Ибо воля Божия есть освящение ваше…; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога [1 Фес 4, 3-5.]. Мы целиком принадлежим Богу – душою и телом, плотью и кровью, чувствами и помышлениями. Умоляйте Его доверительно: "Иисус, сохрани наше сердце неповрежденным, чтобы оно могло служить всем людям – наше большое, сильное, нежное, страстное и чуткое сердце, переполненное любовью к Тебе!"
Наше тело священно, оно есть храм Божий. Это утверждение Апостола Павла напомнило мне о призыве к святости, с которым Учитель обращается ко всем людям: "Estote vos perfecti sicut et Pater vester caelestis perfectus est", итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный [Мф 5, 48.]. Господь ждет ответа на свое милосердие от всех – без исключений и ограничений. От всех и от каждого Он ждет упражнений в добродетелях, присущих детям Божиим.
Поэтому, напоминая вам сейчас, что христианин обязан хранить совершенное целомудрие, я хочу, чтобы меня услышали все – как не состоящие в браке, которые должны придерживаться полного воздержания, так и живущие целомудренно в браке, выполняя обязательства, соответствующие их положению.
Целомудрие, с Божией помощью, становится не тяжким грузом, мешающим и унижающим, но ликующим утверждением истины, гласящей, что любовь, самообладание, преодоление себя не даются плотью, не исходят от инстинктов, но являются проявлением свободной воли, связанной с Волей Божией. Чтобы быть целомудренными, а не просто порядочными или воздержанными, мы должны научиться подчинять страсти разуму по соображениям высшего порядка, по велению Любви.
Добродетель эту сравню с крыльями, что позволяют нам нести заповеди и учение Божие всем народам мира без страха перед грязью, которая может запятнать. Крылья эти тяжелы – как и крылья тех гордых птиц, которые способны подняться выше облаков. Но без крыльев нет и полета. Поэтому нельзя поддаваться искушениям, которые закрадываются в душу и смущают нас, представляя целомудрие непосильным бременем. Мужайтесь, поднимайтесь выше, к солнцу! Устремляйтесь вослед за Любовью!
|
Нести Бога в своем теле
Меня всегда очень огорчают некоторые – многие! – учителя, которые возводят свои учения на страхе перед порочностью и пугают пороками своих последователей. Так они достигают лишь обратного тому, на что надеялись – я много раз убеждался в этом. Ибо порок прилипчивый как смола, уродует душу комплексами и страхами, приучая к мысли, что сохранение чистоты просто невозможно. Что эта задача – выше сил человеческих. Мы должны действовать иначе. Говоря о святой чистоте, мы будем находить слова простые и ясные – ибо речь идет о ясных и простых вещах, понятных каждому.
Говоря на эту тему, я всегда говорю о Любви. И обретаю поддержку в Богочеловечестве нашего Господа – в этом непостижимом чуде Бога, смирившегося до принятия тленной человеческой плоти. Он не чувствует себя униженным, когда из великой Любви к нам принимает наше тело со всеми его слабостями – кроме грехов. Он не унижен в своем уничижении – напротив, Он поднимает нас, обоживая наше тело и душу. Ответить на Его Любовь своей чистой, горячей, целеустремленной любовью – значит обрести добродетель целомудрия.
|
Словом и делом мы должны засвидетельствовать перед всем миром, что не сгубим свое сердце подобно бедным животным, охваченным низменными инстинктами. Один христианский писатель говорит об этом так: убедитесь, что не мало сердце человеческое, раз оно способно столько в себя вместить. Его величину невозможно измерить, о ней можно лишь судить по глубине человеческих мыслей, способных достичь понимания стольких истин. В сердце можно подготовить дорогу Господу, проложить прямой путь, чтобы прошли по нему Слово и Премудрость Божия. Поведением благоразумным, безукоризненными делами готовьте дорогу Господу, выравнивайте путь, чтобы Слово Божие вошло в вас без препятствий и дало вам знание Своих тайн и Своего явления [Ориген, In Lucam Homiliae, 21 (PG 13, 1856).].
Священное Писание открывает нам, что великое дело освящения, невидимая и чудесная работа Святого Духа реализуется в душе и теле. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? – восклицает Апостол, – Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы?… Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии [1 Кор 6; 15, 19-20.].
Возможно, что некоторые, услышав о целомудрии, улыбнутся. Это мертвый оскал, безрадостная гримасса опустошенных душ. Они повторяют: "Большинство не верит в это!". Я имел обыкновение говорить юношам, сопровождавшим меня много лет назад в моих походах по кварталам и больницам бедных окраин Мадрида: "Вообразите: есть царство минералов, над ним – более совершенное растительное царство, в котором к существованию прибавляется жизнь. Затем следует животное царство, которое почти всегда состоит из существ с чувствами и движениями".
|
Я объяснял им – быть может, не вполне академично, зато понятно, – что мы обязаны создать другое царство, царство людей, ибо человек, существо разумное, обладает удивительными дарами – искрой Божественного Разума, которая позволяет ему рассуждать по-своему, и поразительной свободой, благодаря которой он может по своему усмотрению принять то или другое решение.
"Так вот, в этом царстве людей, – продолжал я, опираясь на немалый опыт священнического труда, – половые проблемы занимают четвертое или пятое место. У нормального человека на первом месте стоят, как правило, проблемы духовные (у каждого – свои). Следом идут проблемы семейные: отец, мать, дети, дом. Далее – работа. И лишь в конце этого ряда – четвертым, или даже пятым пунктом, – заявляют о своих правах сексуальные импульсы".
Поэтому при знакомстве с людьми, превратившими этот пункт в главную тему для разговора, в центр своих интересов, я думал невольно, что они ненормальны, обездолены, возможно даже больны. Эти несчастные всегда вызывали во мне такую же острую жалость, какую вызывает уродливый ребенок с огромной головой – в метр по периметру. Они – несчастные люди, мы чувствуем к ним братское сострадание, мы молимся за них, за их излечение от болезни. Несомненно, было бы ошибкой считать, что они являются мужчинами и женщинами в большей степени, чем те, у которых голова не забита сексом.
Целомудрие возможно
Мы все одержимы страстями. Мы все в любом возрасте сталкиваемся с одинаковыми трудностями. Разумеется, мы должны их преодолевать. Вспомните, что писал Апостол Павел: "datus est mihi stimulus carnis meae, angelus Satanae, qui me colophizet", и чтоб я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился [2 Кор 12, 7.].
Невозможно жить чистой жизнью без помощи Божией. Бог хочет, чтобы мы были смиренны и взывали о помощи. Ты должен умолять Пречистую Деву прямо сейчас, из глубины своей души: "Царица Небесная, мое бедное сердце неразумно восстанет… Если Ты меня не защитишь…". И Она тебя защитит – чтобы ты сохранил сердце чистым и следовал путем, к которому призвал тебя Господь.
Смирение, смирение, дети мои. Научимся быть смиренными. Чтобы сохранить Любовь – необходимо благоразумие. Надо постоянно бодрствовать и не поддаваться страху. Классики христианской духовной литературы нередко сравнивали дьявола со злобной собакой, сидящей на цепи: она заходится в лае, но не может нас укусить, пока мы к ней не приблизимся. Поощряя свою душу к смирению, можно наверняка избегнуть поводов ко греху. Не бойтесь храбро бежать от искушений. Ежедневно просите небесного заступничества, чтобы с легкостью продвигаться вперед по стезе Любви.
Изъязвленный вожделениями не достигнет духовного возрастания и не способен к добрым делам. Он – калека, могущий лишь ползать. Приходилось ли вам видеть больных прогрессивным параличем? Они не могут ни обслужить себя, ни встать на ноги. Иногда они даже не в состоянии повернуть голову. В духовной жизни так же выглядят те, кто не смирен и малодушно предается блуду. Такие ничего не видят, ничего не слышат, ничего не понимают. Они парализованы и подобны безумцам. Каждый из нас должен взывать к Господу, к Богоматери, и умолять, чтобы Они даровали нам смирение и решимость благочестиво использовать Божественное лекарство исповеди. Не позволяйте, чтобы в вашей душе укоренился хотя бы малейший намек на похоть. Исповедуйтесь. Проточная вода чиста. Когда же она застаивается, то образуется болото, полное всякой мерзости. И вода, когда-то бывшая пригодной для питья, превращается в рассадник нечисти и болезней.
О том, что целомудрие достижимо и является источником радости, вы знаете так же, как и я. Вам известно, что его не достичь без борьбы. Вот что говорит Апостол Павел: нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? [Рим 7, 22-24.] Кричи еще громче, если испытываешь в этом необходимость – однако, ты не должен и преувеличивать опасность. "Sufficit tibi gratia mea", довольно для тебя благодати Моей [2 Кор 12, 9.], – отвечает тебе Господь.
Как-то раз я уже говорил, как вспыхивают глаза спортсмена при виде препятствия, преграждающего путь к победе. И он побеждает! Вы только посмотрите, как он преодолевает эти трудности! Вот так же наблюдает за нами Бог, Господь наш. Он с радостью следит за нашей борьбой. Мы будем всегда побеждать, ибо Он никогда не лишит нас всемогущества Своей благодати. И, значит, неважно, что нам пришлось бороться. Главное – что Он был с нами в этой борьбе.
Борьба за целомудрие не требует отречения от земной реальности. Напротив, это – ликующее утверждение нашего звания детей Божиих, плод свободного и радостного выбора. Ты поступаешь правильно, когда избегаешь падений, поводов ко греху – но не вздумай этим ограничиться! Не своди свою духовную борьбу к математически просчитанному отказу. Убедился ли ты, что целомудрие – это добродетель, которую необходимо растить и совершенствовать? Тогда я повторю тебе еще раз, что одного воздержания мало. Мы должны быть целомудренны. Мы должны героически оберегать эту добродетель. Такая позиция – это радостный ответ на Божественное призвание: "praebe, fili mi, cor tuum mihi et oculi tui vias meas custodiant", сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои [Притч 23, 26.].
И вот теперь я тебя спрашиваю: как ты ведешь свою борьбу? Уверяю тебя, что победа уже достигнута, если при первых уколах искушения ты тотчас же уходишь от опасности. Немедленно поговори со своим духовником – и чем раньше, тем лучше. Лишь открыв свое сердце настежь, ты станешь неуязвимым. Такое поведение формирует навык, привычку, склонность, которой ты в дальнейшем следуешь легко и без усилий. Так в борьбе обретаются навыки добродетели целомудрия, обладая которыми, мы уже не сможем предпочесть что-либо земное небесной Любви.
Поразмышляйте над советом Апостола Павла Тимофею: "te ipsum castum custodi", храни себя чистым [1 Тим 5, 22.]. И нам тоже следует постоянно бодрствовать, быть на страже – чтобы вовремя защитить это бесценное сокровище, полученное нами от Бога. В течение моей жизни мне очень часто приходилось слышать этот запоздалый крик души, полный стыда и скорби: "Ах, если бы я сразу отверг искушение!"
Отдать все сердце
Я чувствую необходимость напомнить вам: радость для вас невозможна, если вы пренебрегаете христианскими обязанностями. Поступая так вы мучаетесь и чувствуете себя несчастными. Даже самые обычные и привычные удовольствия могут стать горькими как желчь, кислыми как уксус, ядовитыми как мышьяк.
Мы доверчиво говорим Иисусу: "Господи, я хочу бороться и знаю, что Ты сражений никогда не проигрываешь. Если я вдруг проиграю – значит я отступился от Тебя. Веди меня Своей рукою и на меня не надейся. Не отпускай моей руки!".
Вы скажете мне: "Отец, но я так счастлив! Я так люблю Иисуса Христа! Хоть я и создан из глины, но все же надеюсь достичь святости с помощью Господа и Его Пресвятой Матери!". Я в этом не сомневаюсь. Я лишь предупреждаю вас в этих кратких наставлениях на тот случай, если вы столкнетесь с трудностями на своем пути.
И вот: я должен снова напомнить тебе, что существование христианина – твое и мое, – основано на Любви. Наше сердце рождено для Любви. И если ты откажешь ему в чем-то чистом, благородном, то оно непременно отомстит за себя и наполнится ничтожеством. Истинная любовь к Богу (а значит и истинное целомудрие) одинаково далека как от чувственности, так и от бесчувствия, как от сентиментальности, так и от бессердечия.
Это несчастье – не иметь сердца. Есть несчастные, которые так и не научились любить с нежностью. Мы, христиане, влюблены в Любовь. Господь не любит нас сухими и жесткими, как старый сухарь. Он любит нас пропитанными Его любовью. Того, кто во имя Божие отказался от земной любви, не назовешь убежденным холостяком, или безнадежным меланхоликом с погасшим взором и опущенными крылами. Или безумцем, который пренебрег чудесным даром Господа – способностью души к чистой любви.
Земная любовь и целомудрие
Я уже говорил вам, что для поддержания общения с Господом я часто прибегал к помощи народных песен, почти всегда говорящих о любви. Меня и некоторых из вас Господь выбрал исключительно для Себя – и вот мы переводим на язык Бога эту возвышенную любовь народной поэзии. Этому научил нас Святой Дух в Песни Песней, этому учили великие мистики всех времен. Прочитайте эти стихи Святой Терезы Авильской: хочешь Ты, чтобы я была праздна, / буду праздна я ради Тебя. / Если нужно работать без отдыха, / я умру, но и это исполню. / Тебе, любовь моя, сладость, / надо лишь только сказать мне: / Куда, когда и где? / Что я могу для Тебя? [Св. Тереза Авильская, Vuestra soy, para os naci. Poesias, 5, 9.]. Или эту песнь Святого Иоанна Креста, которая начинается так восхитительно: пастушок одинокий терзается, / радостей он сторонится. / В мыслях к пастушке стремится. / Сердце любовью ранено [Св. Иоанн Креста, Otras canciones a lo divino de Cristo y el alma. Poesias, 10.].
Земная любовь, когда она чиста, вызывает во мне глубокое уважение, невыразимое благоговение. Да и как не уважать нежные и благородные чувства наших родителей? Ведь и они сделали немало для того, чтобы мы могли ощутить свою близость с Богом. Я благославляю эту любовь двумя руками. Когда меня спрашивают, почему я говорю, что благославляю двумя руками – я отвечаю: "Потому что не имею четырех!".
Да будет благославенна земная любовь! От меня же Господь хотел большего. Учение Церкви утверждает, что отдаться Иисусу Единственному из любви к Царству Небесному и во имя этой любви служить всем людям – есть участь более возвышенная, чем любовь в браке. Хотя, несомненно, и брак является великим таинством, "sacramentum magnum" [См. Еф 5, 32.].
Но в любом случае, каждый на своем месте, с тем призванием, которое Бог вложил в его душу (холостяк, женатый, вдовец, священник) должен стараться жить непорочно, а это и есть добродетель для всех и она от всех требует борьбы, осмотрительности, безупречности, силы и такой нежности, которую можно понять только вблизи от любящего Сердца Иисуса на Кресте. Не пугайтесь, если в какой-то момент почувствуете, что вас подстерегает искушение. Одно дело – чувствовать, а другое – поддаться. Искушение можно легко отстранить с Божией помощью. Но вступать в диалог с искушением нельзя – ни в коем случае!
Средства для победы
Посмотрим же, на какие средства мы можем рассчитывать, намереваясь победить в этой борьбе за целомудрие. Мы – обычные мужчины и женщины, нормальные и здоровые. Но мы не ангелы. Я чту ангелов всей душой, я испытываю благоговение перед этим воинством Божиим, но сравнить себя с ними мне не хотелось бы – ибо природа ангелов отлична от нашей. А это значит, что подобное сопоставление граничит с нарушением естественного порядка.
В разных слоях общества получила широкое распространение "сексуальная свобода", которая, соединившись с богословской путаницей в отношении правил поведения, приводит многих к оправданию любого заблуждения, или просто к демонстрации равнодушной терпимости ко всякого рода дурным привычкам и распущенности.
Мы должны быть так чисты, как только можем. Мы должны уважать свое тело и при этом не испытывать перед ним страха – ибо пол есть святая и благородная реальность – участие в созидательной работе Бога. Только так, своим поведением, своей чистотой и бесстрашием вы можете доказать возможность и привлекательность святой чистоты.
Следует приложить все усилия для воспитания нашей совести. Мы должны быть уверены, что усвоили истинные понятия и умеем отличать совесть чуткую, даруемую исключительно благодатью Божией, от совести холодной, педантичной, имеющей совершенно иные причины и истоки.
Оберегая добродетель целомудрия со всей тщательностью, не забывайте и о других добродетелях из ее окружения: о скромности и стыдливости, которые служат ей оградой. Не скользите легкомысленно по поверхности, принимайте во внимание не только внешние проявления, но и внутреннее содержание, глубинный смысл тех норм и правил христианского поведения, которые позволяют нам сохранить свое достоинство перед Богом. Это – бдительное оберегание сердца и подчинение чувств. Смелость быть трусливым, когда надо бежать от искушений. Частое приобщение к Святым Таинствам – и особенно к Таинству Исповеди. Полная искренность с духовнын наставником. Сокрушение сердца, раскаяние, исправление – если была совершена ошибка. И все это должно быть пропитано нежным поклонением Деве Марии – чтобы Она испросила для нас от Бога дар жизни святой и чистой.
Если тебе случится упасть – надо подняться сразу. С помощью Господа (Который будет рядом, если ты искренне призовешь Его) необходимо как можно скорее раскаяться, проявить искреннее смирение, исправиться. Тогда увидишь, как пережитое поражение превратится в великую победу.
И еще: никогда не жди врага на стенах крепости, которые кажутся тебе такими надежными и прочными. Выходи в поле и вступай в битву на дальних подступах к твердыне своей души. Ибо стояние на грани зла недопустимо. Недопустим даже намек на возможность совершения зла. Поддерживай в себе стремление к постоянному и плодотворному апостольскому служению, которое нуждается в святой чистоте и является естественным ее результатом. Проводи время в интенсивной и ответственной работе – в поисках присутствия Божия, ибо мы не в праве забыть и на миг, что куплены дорогой ценой, что являемся храмом Святого Духа.
Какие еще советы я мог бы вам дать? Используйте те же самые средства, которые всегда использовали христиане, намеренные преданно следовать за Христом. Те же средства, которыми пользовались те Первые, воодушевленные словами Самого Иисуса. Что это за средства? Постоянное общение с Господом через Евхаристию, сыновнее обращение к Святой Деве Марии, смирение, воздержанность, покаяние и умерщвление чувств (потому что не подобает смотреть на то, чего нельзя пожелать, не нарушив при этом Божией заповеди, – предупреждает нас Святой Григорий Великий [Св. Григорий Великий, Moralia, 21, 2, 4 (PL 76, 190).]).
Вы мне скажете, что это похоже на подведение итогов всей христианской жизни. В самом деле, нет необходимости выделять чистоту, которая есть любовь, из сущности нашей веры, которая есть неугасимая любовь к Богу, нас сотворившему, нас спасшему и всегда ведущему нас за руку – хоть мы и не всегда это замечаем. Он просто не может нас оставить. А Сион говорил: "оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня"! Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя [Ис 49, 14-15.]. Разве не наполняют вас радостью эти слова?
Я имею обыкновение говорить о трех вещах, твердая преданность которым поддерживает нас в этой жизни и дарует нам вечную Небесную радость: это возвышенная и ликующая вера, полученное каждым из нас призвание и чистота. Кто по собственному желанию застревает в колючих придорожных кустах (которые суть гордыня, чувственность и пр.) и не стремится к освобождению, тот останется обездоленным – ибо живет, повернувшись спиной к Любви Христовой.
Я повторяю снова, что все мы имеем слабости. Но наши слабости не должны нас удерживать в стороне от Любви Божией – напротив, следует искать защиты у этой Любви, прятаться за этой Божественной добротой, как древние воины прятались за своими щитами. "Ecce ego, quia vocasti me", вот я! ибо ты звал меня [1 Цар 3; 6, 8 (перевод с Вульгаты).], – в этом наша защита. Осознав свою хрупкость, мы не должны удаляться от Бога. Напротив, мы обязаны бороться с нашими слабостями именно потому, что Бог нас призывает, в нас верит.
Как же мы будем бороться со своей ничтожностью? Я повторяю еще раз, потому что это очень важно: мы будем бороться смирением, искренностью общения с духовным наставником и раскаянием в Таинстве Исповеди. С открытым сердцем обращайтесь к тем, кто направляет ваши души. Не закрывайте свое сердце – ибо от беса немоты трудно избавиться, однажды ему поддавшись.
Простите мне мою назойливость, но я обязательно хочу сказать вам, что смирение и искренность как его неизбежное следствие объединяют все другие средства духовной брани. Они – предпосылки нашей победы. Если бес немоты внедряется в душу – он губит все. Если он немедленно изгоняется – мы счастливы вновь, наш жизненный путь выпрямляется. Так будем же отчаянно, безоглядно искренни – разумеется, храня при этом элементарное благоразумие и чувство такта.
Гордыня меня беспокоит больше, чем сердце и плоть. Будьте смиренны! Если ты думаешь, что ты во всем прав – знай, что ты не прав ни в чем. Ищи духовного руководства с открытой душой, не закрывай ее, ибо ею может овладеть бес немоты, от которого потом трудно избавиться.
Вспомните этого несчастного одержимого бесами, которого не могли излечить Апостолы. Только Господь постом и молитвой смог его освободить. В этом случае Учитель совершил три чуда: во-первых – несчастный смог Его услышать, а ведь бес немоты делает душу глухой. Во-вторых – Господь заставил его говорить. В-третьих – Он изгнал беса.
Прежде всего надо высказать то, что хотелось бы утаить. Прочь, бес немоты! Маленькая оплошность, как снежный ком, пущенный с горы, становится огромной глыбой – а вы находитесь внутри. Зачем? Откройте душу! Если вы искренни, то я гарантирую вам радость, которая является лучшим показателем верности Богу. Ясность и чистосердечие – качества совершенно необходимые. Мы должны раскрыть свою душу нараспашку – чтобы в нее вошло Божие солнце и свет Любви.
Утрата искренности не всегда имеет в основе своей осознанное намерение – иногда это просто ошибка совести. Некоторые люди так сформировали (деформировали) свою совесть, что молчание, отсутствие чистосердечия кажутся им правильной линией поведения. Они считают, что так лучше. Это происходит и с людьми прекрасно подготовленными, сведущими в вопросах веры. Возможно, именно поэтому они легко оправдывают себя, находя неоспоримые доводы своей замкнутости. Но они себя обманывают. Искренность нужна всегда, оправдания и доводы ничего не стоят – даже если они кажутся очень весомыми и убедительными.
Мы заканчиваем этот разговор, ставший для нас – для тебя и для меня, – молитвенным общением с нашим Отцом. Заканчиваем – умоляя Его даровать нам благодать для воплощения в жизнь ликующей добродетели целомудрия.
Мы просим Его об этом, прибегая к заступничеству Пренепорочной Девы Марии, "tota pulchra!", которая Сама является воплощенной чистотой. Мы обращаемся к Ней, следуя совету, который я дал уже много лет назад, обращаясь к тем, кто чувствует себя неуверенным в каждодневной борьбе, кому кажутся просто-напросто недостижимыми и смирение, и чистота, и искренность, и радость, и великодушие… Кажется, что все грехи твоей жизни ополчились против тебя. Не отчаивайся. Наоборот, с верой и доверчивостью ребенка призови на помощь Матерь твою – Пресвятую Деву Марию. Она услышит тебя и принесет покой в твою душу [Путь, 498.].
› Жить Верой› Глава 12
Порой можно услышать, что в наше время чудеса случаются не так уж часто. А может все дело в том, что стало меньше людей, живущих по вере? Господь же верен своему обещанию теперь, как и прежде: проси у Меня, и дам народы Тебе и пределы земли во владение Тебе [Пс 2, 8.]. Наш Бог – Истина, основа всего сущего: ничто не происходит помимо Его всемогущего замысла.
Господь не изменяется – Он существует в своем постоянстве ныне и присно, и во веки веков [Doxologia Gloria Patri.]. Ему нет нужды стремиться к приобретению чего-то такого, чего бы не было у Него от начала времен. Он – воплощенное движение, воплощенная красота, воплощенное величие. Сегодня такой же, как и всегда. Небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда…; а Мое спасение пребудет вечным, и правда Моя не престанет [Ис 51, 6.].
Господь воплотил во Христе новый и вечный союз с человечеством. Он отдал свое всемогущество на служение нашему спасению. Когда тварь Божия томится в оковах недоверия, когда люди трепещут от отсутствия веры, мы снова слышим голос Исайи, который пророчествует от имени Бога: разве рука Моя коротка стала для того, чтоб избавлять, или нет силы во Мне, чтобы спасать? Вот, прещением Моим Я иссушаю море, превращаю реки в пустыню; рыбы в них гниют от недостатка воды и умирают от жажды. Я облекаю небеса мраком, и вретище делаю покровом их [Ис 50, 2-3.].
Вера – добродетель сверхъестественная, направляющая наш разум к принятию Богооткровенных истин, к согласию со Христом, Который до конца открыл нам спасительные замыслы Пресвятой Троицы. Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте [Евр 1, 1-3.].
У купальни Силоам
Я хочу, чтобы о вере нам сказал Сам Иисус, чтобы Он Сам преподал нам уроки веры. Откроем Новый Завет и станем участниками некоторых эпизодов Его жизни. Исподволь наставляя Своих учеников, воспитывая в них неколебимую веру, без которой они не смогли бы посвятить себя вполне исполнению воли Отца, Иисус старался использовать всякий случай для советов и поучений – ничем не пренебрегая и ничего не отбрасывая. Он учил их словом и делом.
Откроем девятую главу Евангелия от Иоанна. И проходя увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он, или родители его, что родился слепым? [Ин 9, 1-2.] Ученики так близки ко Христу – и все же они думают плохо об этом бедном слепом человеке. Поэтому не удивляйтесь, если на путях вашей жизни, которая есть ни что иное как служение Церкви, вы встретитесь с учениками Господа, которые ведут себя точно так же по отношению к вам и другим людям. Пусть это вас не тревожит: последуйте примеру слепца из Евангелия – поручите себя попечению Господа. Он нас не обвиняет, но прощает, не осуждает, но освобождает. Он не следит за ходом болезни безучастно, со стороны, но с божественным терпением Сам накладывает целительное средство на наши раны.
Господь плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: "посланный". Он пошел и умылся, и пришел зрячим [Ин 9, 6-7.].
Какой пример непоколебимой веры демонстрирует нам этот слепец! Веры живой, действенной. Ведешь ли ты себя так же, следуешь ли заветам Господа, когда душа твоя, устав от забот, погружается во мрак и ты слепнешь? Стоило только смочить глаза самой обычной влагой – и они стали видеть… Но что за сила может быть в этой влаге? Ведь это не лекарство, не чудодейственная мазь, приготовленная в лаборатории какого-нибудь ученого-алхимика. И все же слепой уверовал. Он выполняет веление Бога и возвращается прозревшим.
Блаженный Августин, комментируя этот эпизод, писал: евангелист счел нужным объяснить нам название купальни: "Что значит Посланный". Кто был послан – это вам теперь ясно. Если бы Господь не был послан к нам, никто из нас не освободился бы от греха [Блаж. Августин, In Ioannis Evangelium tractatus, 44, 2 (PL 35, 1714).]. Мы должны неколебимо верить в Того, Кто нас спасает – в этого Божественного Врача, Который был послан, чтобы нас исцелить. Чем тяжелее и безнадежнее наша болезнь, тем крепче должна быть вера наша.