With BookDesigner program 13 глава




В этих беседах с Господом я стараюсь держаться в рамках конкретной действительности, в которой мы пребываем – не изобретая теорий, не мечтая о великих жертвах, которым нет места в обычной жизни. Главное – научиться правильно использовать время, которое уходит. Для христиан оно дороже золота – ибо в нем уже есть предвкушение той славы, которая будет дарована нам на Небе.

Естественно, в нашей жизни нам не грозят испытания, выпавшие на долю Апостола Павла. У нас – другие напасти: наш мелочный эгоизм, приступы чувственности, удары бессмысленной и смехотворной гордыни и много других пороков. Так что же – приходить в уныние? Нет! Обращаясь к Господу, повторим вслед за Апостолом Павлом: посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа: ибо, когда я немощен, тогда силен [2 Кор 12, 10.].

 

 

 

 

Иногда, когда все идет не так, как мы задумали, у нас непроизвольно срывается с губ: "Господи, все идет прахом! Все рушится – и я уже не могу помочь себе сам!..". Пора отбросить самомнение и смиренно просить о помощи… "Господи, я пойду дальше вместе с Тобой с уверенностью, только с Тобой я буду чувствовать себя в безопасности, "quia tu es, Deus, fortitudo mea", ибо Ты – Бог крепости моей [Пс 43 (42), 2.]".

Умоляю тебя: среди твоих трудов и занятий помни о Небе, поднимай глаза к Господу в надежде, что Он, как всегда, протянет тебе Свою сильную руку. Мы можем рассчитывать на Его поддержку, когда наши страсти восстают и искушают нас, окружая жалкое укрытие нашего "я", только что самодовольно считавшего себя центром вселенной. Господь всегда протягивает нам Свою руку – чтобы мы не потеряли из виду наш духовный ориентир, нашу сверхъестественную цель. Я живу с твердым убеждением, что никогда и ничего не смогу достичь, не поднимая свой взор ввысь, к Иисусу. Знаю, что могу выстоять и победить себя только благодаря той данной мне Богом силе, которая рождается от повторения возгласа: все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе [Фил 4, 13.]. Эта молитва заключает в себе твердое обетование Бога не оставлять Своих детей, если дети Его не оставляют.

 

 

 

 

Унижение и прощение

Когда-то Господь был так близок к нам, Своим тварям, что с тех пор мы храним в своем сердце тоску по высоте, стремление возвыситься духом, чтобы творить добро. Я хочу лишь напомнить тебе эту истину: позволь Ему действовать – и ты сможешь служить (оставаясь в своем звании) пригодным и эффективным орудием Божиим. Но чтобы не отвергнуть трусливо доверие, оказанное тебе Господом – избегай самодовольной и наивной недооценки тех трудностей, которые поджидают тебя на твоем христианском пути.

Нас ничто не должно удивлять. Мы влачим за собой (вследствие нашей падшей природы) принцип противодействия, сопротивления благодати. Это незажившие раны первородного греха, которые становятся еще глубже от наших собственных грехов. Поэтому мы должны начать восхождение – дело Божие и человеческое, наш каждодневный труд, который мы устремляем навстречу Любви Божией с сердцами, полными раскаяния и смирения. Мы уверены в поддержке Божией, но употребляем максимальные усилия – так, как если бы все зависело только от нас самих.

Пока мы боремся (а борьба длится до самой смерти), на нас поднимаются неистовые враги – как внешние, так и внутренние. Но этого мало: иногда душу парализуют воспоминания о дурных поступках, совершенных в прошлом. Заклинаю тебя именем Бога: не отчаивайся! Если такое случится (что вовсе не обязательно), преврати это в повод для еще большего единения с Господом – ибо Он, избравший тебя своим сыном, никогда тебя не оставит. Он лишь допускает испытания – чтобы ты научился любить Его больше и острее почувствовал Его близость и постоянную поддержку.

Я настойчиво повторяю: не падай духом! – ибо Христос, простивший нас на Кресте, продолжает прощать нас в Таинстве Исповеди. Мы всегда имеем Ходатая перед Отцом, Иисуса Христа, Праведника: Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира [1 Ин 2, 1-2.] – и только вместе с Ним мы добьемся Победы.

Что бы ни случилось – вперед! Крепко держись за руку Божию и будь уверен в том, что Он не проигрывает сражений. Если по какой-то причине ты отдалишься от Него – вернись со смирением, чтобы каждый день, или много раз на дню, как блудный сын, снова и снова приходить к Нему и облегчать сокрушенное сердце на Исповеди, которая является чудом Божественной Любви. В этом чудесном Таинстве Господь очищает твою душу, наполняет ее радостью и силой, чтобы ты не терял мужества в битве и возвращался к Богу без устали – даже тогда, когда жизнь кажется беспросветной. Кроме того, ты можешь всегда уповать на заступничество Матери Божией, которая является и нашей Матерью. Что бы ни случилось – Она всегда готова поддержать тебя с материнской заботой.

 

 

 

 

Бог не устает прощать

Семь раз упадет праведник [Прич 24, 16.], – утверждает Священное Писание. Всякий раз, когда я читал эти слова, моя душа содрогалась от любви и боли. Вновь Господь нас предостерегает и являет нам Свое милосердие, Свое человеколюбие, Свою нежность, которые никогда не иссякнут. Господь не хочет наших ошибок, наших лишений, но тем не менее попускает их и считается с ними – чтобы мы стали святыми.

Я сказал, что моя душа содрогалась от любви. Смотрю на себя, на свою жизнь – и ясно вижу, что ничего не стою, ничего не имею, ничего не могу. Что я такое? – воплощенное небытие, полнейшее ничто. А Он – все. И в то же время Он – мой, а я – Его. Потому что Он не отвергает меня. Потому что Он предал Себя за меня. Встречалась ли вам любовь более великая, чем эта?

Я сказал, что моя душа содрогнулась от боли. Вспоминаю свое поведение – и поражаюсь великому множеству ошибок и упущений. Достаточно перебрать в памяти те несколько часов, в которые я нахожусь сегодня на ногах, чтобы убедиться в очевидной слабости любви, посылаемой мною в ответ на Божию благодать. Мое поведение причиняет мне боль – но не разрушает покоя моей души. Я падаю ниц перед Богом и откровенно рассказываю Ему о моих бедах. И сразу начинаю ощущать Его поддержку. И слышу в глубине своей души, как Он отчетливо говорит мне: "Meus es tu", ты – Мой. [Ис 43, 1.] Я знал и знаю, каков ты. Вперед!".

Иначе и быть не может. Если мы постоянно предстаем пред ликом Божиим, то наше доверие к Нему возрастает – ибо Он снова и снова нам показывает, что Его Любовь и призвание остаются неизменными. Бог не устает нас любить. Надежда убеждает нас в том, что без Него мы не выполним даже самых пустяковых обязанностей. С Ним же, по Его благодати, зарубцуются наши раны. Мы будем облачены в Его силу, чтобы противостоять нападкам врага, становясь совершеннее. Сознание того, что мы слеплены из простой глины, помогает нам утвердиться в нашем уповании на Иисуса Христа.

 

 

 

 

Затеряйтесь среди персонажей Нового Завета. Насладитесь этими трогательными эпизодами, в которых Учитель говорит и поступает как Бог и как человек. Насладитесь, слушая Его чудесные притчи о прощении, о вечной любви Бога к Своим детям. Эти образы небесного оживают вновь в вечной современности Евангелия, которое позволяет нам увидеть, ощутить, пощупать руками поддержку Божию, еще более действенную, если мы находим в себе силы идти вперед, снова и снова поднимаясь на ноги после падений. Ведь это и есть духовная жизнь, прожитая с упованием на Бога.

Если нет горячего желания преодолеть все внешние и внутренние препятствия – то мы не получим награды. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться [2 Тим 2, 5.]. И борьба не будет истинной, если нет противника. Поэтому, если нет противника, не будет награды, потому что нет победителя там, где нет побежденного [Св. Григорий Нисский, De perfecta christiani forma (PG 46, 286).].

Противостояние, следовательно, не должно пугать – наоборот, должно стать стимулом для того, чтобы мы возрастали как христиане. В этой битве мы освящаемся, и наш апостольский труд становится более действенным. Если мы задумаемся над эпизодами, в которых Иисус (в Гефсимании и позже, на Кресте, всеми осмеянный и оставленный) с любовью покоряется Воле Отца, хотя и несет на Себе тяжкий груз страдания, – то убедимся, что невозможно подражать Христу и быть Его истинными учениками, не приняв Его завет: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною [Мф 16, 24.]. Поэтому я часто говорю, обращаясь к Иисусу: Господи! Ни дня без креста! Так, по благодати Божией, укрепляется наш характер, чтобы мы могли стать поддержкой для Бога – несмотря на собственное ничтожество.

Если, вбивая гвоздь в стену, ты не встречаешь сопротивления – что сможешь ты на него повесить? Если наша сила не возрастает через жертву и с Божией помощью, то мы не станем инструментами в руках Господа. И наоборот, если мы с радостью используем сопротивление врага из любви к Богу, то сподобимся воскликнуть вместе с Апостолами Иаковом и Иоанном перед лицом самых жестоких испытаний, самого тяжелого труда: Можем! [Мк 10, 39.]

 

 

 

 

Важность борьбы

Я должен предостеречь вас от одной западни, в которую пытается загнать нас Дьявол (а он никогда не бывает в отпуске!), чтобы отнять у нас покой. Возможно, в один прекрасный момент в нашу душу закрадется искушение полагать, что мы не продвигаемся вперед, но, напротив, позорно пятимся, отступаем. Постепенно мы утверждаемся в мысли, что становимся все хуже несмотря на все усилия стать лучше. Уверяю вас, что это пессимистическое чувство, как правило, является заблуждением или самообманом. Обычно в таких случаях оказывается, что душа стала более сосредоточенной, совесть – более чувствительной, а любовь – более требовательной. Чем ярче свет благодати Божией, тем заметнее такие детали, которые раньше, в полутьме не бросались в глаза. Как бы то ни было, но мы должны внимательно исследовать свои сомнения, ибо Господь, освещая нас Своим светом, призывает к большему смирению и великодушию. Не забывайте, что Провидение Божие ведет нас безостановочно, выводя к счастливому концу странствия – и неисчерпаема поддержка Его чудесами великими и малыми.

"Militia est vita hominis super terram, et sicut dies mercenarii dies eius", не определено ли человеку время на земле, и дни его не те же ли, что дни наемника? [Иов 7, 1.] Никто не избежит этой участи – в том числе и те, кто, стремясь к комфорту, не хочет этого осознать. Они покидают ряды войска Христова и проявляют усердие в других битвах, становясь рабами своих прихотей и малодушия, стремясь лишь к удовлетворению низменных потребностей и тщеславия.

Если состояние борьбы естественно для человеческой природы, то будем же с желанием и чистотой намерений молиться и работать, стараясь угадать, чего хочет от нас Бог. Так удовлетворяется наше горячее желание Любви – и мы продолжаем путь к святости, хотя в конце каждого дня убеждаемся, что нам еще шагать и шагать.

Начинайте каждое утро с решительного: serviam! Я буду служить Тебе, Господи! – с намерения не останавливаться, не лениться, противостоять трудностям с еще большим оптимизмом, с еще большей надеждой. В убеждении, что, оступившись, мы сумеем обратить поражение в победу, если проявим искреннее раскаяние.

 

 

 

 

Добродетель надежды (то есть уверенность в том, что Бог ведет нас в Своем всесильном провидении и дает нам все, что нужно в дороге) напоминает нам о постоянной доброте Божией по отношению к людям, к тебе, ко мне. Он всегда готов выслушать нас, потому что никогда не устает слушать. Его интересуют не только твои радости, твои успехи, твоя любовь, но также и твои огорчения, неудачи, страдания. Поэтому надейся на Него всегда – в обстоятельствах благоприятных и неблагоприятных. Обращайся к Нему, ищи защиты в Его милосердии – и когда слаб, и когда чувствуешь свою силу. Не требуется большого смирения, чтобы признать, что мы – бесконечное множество нулей. Однако наша уверенность в своем ничтожестве превращается в неприступную крепость, если перед нашим "я" мы поставим Христа. Какая неизмеримо громадная цифра у нас получится! Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться? [Пс 27 (26), 1.]

Привыкнем видеть Бога во всем. Будем помнить, что Он всегда с нами, что Он бережет нас и требует по справедливости, чтобы мы преданно за Ним следовали, не оставляя того места в мире, которое нам предназначено. Мы должны идти по жизни бдительно, с осмотрительностью, с постоянной готовностью к борьбе – чтобы не потерять своего Божественного Спутника.

 

 

 

 

Ошибаются думающие, что эта борьба обрекает сына Божия на мрачную покорность, отказ от радости и мучительные жертвы. Он – не раб, но влюбленный, во время труда и отдыха, в радости и горести уносящийся мыслями к любимому существу и готовый во имя своей любви идти навстречу любым испытаниям. Повторяю, что Бог не проигрывает сражений – поэтому мы, находясь рядом с Ним, сможем всегда называть себя победителями. Мой опыт говорит мне, что если я следую Божиим советам, то Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною; Твой жезл и Твой посох – они успокоивают меня [Пс 23 (22), 2-4.].

Духовная брань требует времени – а значит терпения и настойчивости, с которыми мы будем применять средства, сулящие нам победу. Поэтому умножайте дела надежды. В своей духовной жизни вам часто придется взлетать и падать – синяки и шишки тут неизбежны. Но Господь, Который всемогущ и милосерден, одарил нас средствами, необходимыми для победы. Надо только правильно их использовать, начиная все снова и снова, если это необходимо.

Еженедельно (а если чувствуете потребность, то и гораздо чаще) приходите к святому Таинству Покаяния – Таинству Милосердия Божиего. Облаченные в благодать, мы пройдем сквозь горы [См. Пс 104 (103), 10.] и сумеем, не останавливаясь, подняться по крутому склону выполнения христианского долга. Используя все дарованные нам средства и умоляя Господа укрепить в нас надежду, мы насладимся радостью детей Божиих и щедро наполним ею души окружающих нас людей. Если Бог за нас, кто против нас? [Рим 8, 31.] Так будем же оптимистами! Движимые силой надежды, сотрем смрадные следы, оставленные теми, кто сеет вокруг себя лишь ненависть и зло. И вновь откроем счастливый мир, который вышел прекрасным и чистым из рук Господа. И вернем ему ту первозданную чистоту – если решимся начать с себя, со своей души, терпеливо и настойчиво учась покаянию.

 

 

 

 

Со взглядом, устремленным в небо

Возрастем же в надежде и, таким образом, еще более утвердимся в вере – вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом [Евр 11, 1.]. Возрастать в этой добродетели – значит молить Господа умножить в нас Свою любовь, ибо верят по-настоящему только в то, что любят изо всех сил. Кто любит Господа – тот не теряет времени даром. Вы знаете так же, как и я, что влюбленный спешит погрузиться в спасительную гармонию и отдается без колебаний. Какова же тогда Любовь Божия? Разве ты не знаешь, что Христос умер за каждого из нас? Да, ради нашего бедного маленького сердца была совершена спасительная жертва Иисуса.

Господь часто говорит нам о той награде, которую Он завоевал для нас Своею смертью на Кресте и Своим Воскресением: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я [Ин 14, 2-3.]. Цель нашего земного пути – Небеса. Иисус прошел этот путь первым и теперь вместе с Богоматерью и Святым Иосифом (которого я так почитаю), с Ангелами и Святыми ожидает нашего прихода.

Даже в Апостольские времена не было недостатка в ересях, которые стремились отнять надежду у христиан. Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша [1 Кор 15, 12-14.]. Наш путь – это путь Божий. Иисус, который есть путь и истина и жизнь [Ин 14, 6.], свидетельствует, что в конце нашей дороги нас ждет вечная радость – если мы от Него не отдалимся.

 

 

 

 

Как будет прекрасно, когда Отец скажет нам: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего [Мф 25, 21.]. У нас есть надежда! Это – чудо созерцательной души. Мы живем в Вере, Надежде, Любви – и Надежда делает нас всемогущими. Помните ли вы слова Иоанна Богослова? Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого [1 Ин 2, 14.]. Господь нас торопит, Он хочет вечной молодости для Церкви и для всего человечества. Ты можешь сделать Божеским все человеческое, как царь Мидас превращал в золото все, к чему прикасался!

Никогда не забывайте, что после смерти вы встретитесь с Любовью. И в любви Бога вновь обретете всю совокупность тех чистых любовей, которые были у вас на земле. Господь хотел, чтобы все мы прошли через этот короткий миг земного бытия, работая, как и Его Единородный Сын, Который ходил, благотворя [Деян 10, 38.]. Нам следует прислушаться к призыву, вырвавшемуся из души Святого Игнатия Богоносца в час его мученичества: иди к Отцу! [Св. Игнатий Богоносец, Epistola ad Romanos, 7 (PG 5, 694).] Иди к своему Отцу, который ждет тебя с нетерпением!

Попросим же Матерь Божию, "Spes nostra", Надежду нашу, чтобы Она зажгла нас священным желанием поселиться в доме Отца. Уже ничто не омрачит наши души, если мы будем всем сердцем стремиться к своей истинной Родине. Господь Сам направит нашу лодку к желанному берегу попутным ветром Своей благодати.

› Сила Любви› Глава 14

 

 

 

 

В толпе, окружавшей Иисуса, мы видим законника – одного из ученых Иудейских, запутавшихся в своей бесплодной казуистике и не способных вникнуть даже в учение, открытое Моисею. Он задает свой вопрос Господу. Ответ, исходящий из Божественных уст Иисуса, звучит спокойно и убедительно – так отвечают люди, знающие дело, о котором они говорят: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим": сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки [Мф 22, 37-40.].

Посмотрите на Учителя во время Тайной Вечери. Приближается час Страстей Господних. Вокруг собрались ученики – и Сердце Иисуса, окруженного Своими ближними, вспыхивает огнем непостижимой любви: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою [Ин 13, 34-35.].

Если хочешь приблизиться к Господу, читая Святое Евангелие – переживай прочитанное так, как будто ты сам являешься участником евангельских событий. Внимай словам Христа вместе с Марией, решись вместе с Марфой высказать Ему все, что тебя заботит – вплоть до мелочей [См. Лк 10, 39-40.]. Подобное пережили многие люди – обычные, такие же, как ты и я.

 

 

 

 

Господи, почему Ты называешь эту заповедь новой? Ведь, как мы только что слышали, любовь к ближнему была заповедана уже в Ветхом Завете… Задавая этот вопрос Иисусу, вспомни, однако, что в самом начале Своего общественного служения Он проявил Божественную щедрость, расширив чудесным образом старую заповедь любви: вы слышали, что сказано: "люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего". А Я говорю вам: любите врагов ваших, благославляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас [Мф 5, 43-44.].

Господи, прости нашу назойливость, но почему Ты продолжаешь называть эту заповедь новой? На Тайной Вечери, за несколько часов до жертвы на Кресте, Ты беседовал с близкими – такими же несовершенными, как и мы, но все же, несмотря на свое несовершенство, пришедшими с тобой в Иерусалим. В той беседе Ты открыл нам новую меру любви:… как Я возлюбил вас. Неужели Апостолы могли Тебя не понять? Ведь они были свидетелями Твоей непостижимой любви!

Учение Иисуса, Его поведение ясны и понятны. Он проповедовал не только словами, но и делами. Однако, думаю, и сейчас, двадцать веков спустя, Его учение продолжает оставаться заветом новым – ибо до сих пор ему следуют очень немногие. Остальные же – то есть большинство, – предпочитали и предпочитают "не понимать". Их эгоизм нашептывает им постоянно: "Зачем усложнять себе жизнь? Своих проблем хватает!".

Такая позиция недостойна христианина. Если мы истинно исповедуем нашу религию, если мы в самом деле стремимся точно ступать по следам, оставленным на этой земле стопами Христа, то для нас недостаточно всего лишь не желать другим тех печалей и забот, которых мы не желаем себе. Конечно, и это уже немало – но в то же время и бесконечно мало, если мы поймем, что мерой нашей любви должна быть Любовь Христова. Это не отдаленная цель, не венец всей жизни христианина, проведенной в борьбе; нет, это отправная точка, необходимое условие – ибо сам Господь делает Любовь отличительным признаком своих ближних: по тому узнают, что вы Мои ученики…

 

 

 

 

Иисус Христос, Господь наш, воспринял нашу плоть и нашу природу, чтобы явить Себя человечеству образцом всех добродетелей. Научитесь от Меня, – призывает Он, – ибо Я кроток и смирен сердцем [Мф 11, 29.].

Но позднее, сообщая Апостолам признаки, по которым будет видно, что они христиане, Иисус не говорит им: "По тому, что вы смиренны". Христос – воплощение чистоты, Агнец непорочный. Ничто не могло запятнать Его совершенную святость [См. Ин 8, 46]. Но Он не учит Апостолов: "Узнают в вас учеников Моих, если будете чисты и непорочны".

Христос прожил земную жизнь, отвергнув все земные блага. Будучи Создателем и Господином всего сущего, Он не имеет, где приклонить голову [Мф 8, 20.]. Но все же Он не говорит: "Узнают, что вы из Моих, по тому, что вы не стремитесь к богатству". Готовясь к проповеди Евангелия, Иисус провел сорок дней и ночей в пустыне [См. Мф 4, 2.]. Но вот Он обращается к Своим ученикам – и не говорит: "Поймут, что вы служите Богу, по тому, что вы не обжоры и не пьяницы".

Мы узнали самый главный отличительный признак Апостолов – а следовательно и христиан всех времен. Только по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою [Ин 13, 35.].

Мне кажется понятной растроганность, с которой мы, дети Божии, принимаем эту настойчивость Учителя. Господь не требует от своих учеников небывалых чудес в доказательство верности – хотя Он и наделил их властью совершать чудеса в Святом Духе. Что же Он говорит им? "Узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" [Св. Василий Великий, Regulae fusius tractatae, 3,1 (PG 31, 918)].

 

 

 

 

Божественная педагогика

Люби врага своего, не плати злом за зло, откажись от мести, прощай без злопамятства – все это считалось тогда, как считается и сейчас (не будем обманываться) поведением необычным, чрезмерно героическим, выходящим за рамки общепринятой нормы. Так низменна натура человеческая! Иисус Христос, пришедший на землю, чтобы всех спасти и приобщить христиан к Своему искупительному подвигу, хотел научить Своих ближних (а значит и нас) великой Любви, которая искреннее, сильнее, благородней того, что люди привыкли называть любовью. Мы будем любить друг друга так же, как Христос любит каждого из нас, и ходить по путям милосердия, преодолевая грубость своей природы. Только так нам удастся открыть свои сердца навстречу людям и научиться любить их по-новому – более возвышенно и совершенно.

Как замечательно проявляли в жизни первые христиане эту горячую любовь, намного превосходящую высшие проявления простой человеческой солидарности и душевной щедрости! Они любили друг друга сильно и нежно – той любовью, которая изливалась из Сердца Иисусова. Церковный писатель второго века Тертуллиан рассказывает, что его современники были растроганы поведением христиан, столь отличным от поведения язычников. Глядя на последователей Христа, многие повторяли: посмотрите, как они любят друг друга! [Тертуллиан, Apologeticus, 39, 7 (PL 1, 471)]

Ты чувствуешь, что не заслужил подобной похвалы, что твое сердце не откликается должным образом на заповедь Божию? Значит, пришло время подумать о том, как изменить свою жизнь. Прислушайся к призыву Апостола Павла: доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере [Гал 6, 10.], пребывающим в мистическом Теле Христовом.

 

 

 

 

Главная задача нашего апостольского служения, лучшее доказательство нашей веры – это забота о поддержании в Церкви атмосферы истинной любви. Если мы не любим друг друга по-настоящему, если между нами возможны раздоры, наветы, сплетни – то кого привлечет наша проповедь Благой Вести Евангелия?

Это очень легко и модно – утверждать, что ты любишь всех, верующих и неверующих. Но если некто на словах полон любви ко всему человечеству, а на деле обижает своих собратьев по вере, то я сомневаюсь, что в его поведении есть что-нибудь еще кроме лицемерного пустозвонства. И наоборот, если мы любим своих братьев, пребывающих с нами в сердце Христовом, (ибо мы – дети Единого Отца, соединенные одной верой и наследующие одну надежду [Минуций Феликс, Octavius, 31 (PL 3, 338).]), то наши души возносятся к Господу и загораются желанием приблизить к Нему всех людей.

Возможно, кто-то из вас подумает, что в перечисленных мною заповедях любви как раз эта добродетель не учтена. Но это совсем не так. Уверяю вас со святой гордостью и без ложного экуменизма, что я преисполнился радости, когда Второй Ватиканский Собор призвал христиан проповедовать Евангелие всем живущим в стороне от Единственного Пути – от Пути Иисуса. И нет у меня других желаний кроме одного: спасти все человечество.

 

 

 

 

Моя радость была велика еще и потому, что я увидел новое подтверждение необходимости столь важного в жизни Opus Dei апостольского служения ad fidem, которое никого не отвергает и позволяет всем – не христианам, атеистам, язычникам, – по возможности участвовать в духовных делах нашей Ассоциации [Святой Хосемария Эскрива говорит об "Ассоциации", ибо Opus Dei был возведен в статус персональной прелатуры лишь в 1982 г., через семь лет после смерти своего Основателя. Однако, следует заметить, что Отец Хосемария Эскрива хотел и предвидел этот юридический статус, посредством которого Opus Dei стал институтом, имеющим персональную и секулярную юрисдикцию и относящимся к иерархическому строению Церкви. Святой Хосемария Эскрива всю жизнь направлял Opus Dei к такому решению дел и сам составил проект будущей персональной прелатуры.]. Я уже рассказывал вам ее историю, в которой было много страданий и много преданности. Поэтому могу повторить без колебаний, что считаю лицемерным и фальшивым религиозное рвение, побуждающее любить тех, кто далеко, в то же время презирая живущих рядом и исповедующих ту же веру. Если ты тиранишь своих домочадцев, остаешься равнодушным к их радостям, огорчениям и печалям, не стараешься быть терпимым к их ошибкам – то как я могу поверить, что ты действительно интересуешься судьбой тех нищих, которые побираются на улице?

 

 

 

 

Разве не трогает вас то, что Апостол Иоанн, будучи уже старцем, посвящает большую часть одного из своих посланий призыву следовать этой Божественной заповеди? Любовь, объединяющая христиан, исходит от Бога, Который есть Любовь. Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь [1 Ин 4, 7-8.]. Он говорит о братской любви – потому что, благодаря Христу, все мы стали детьми Божиими: смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими [1 Ин 3, 1.].

И взывая непосредственно к нашей совести, чтобы сделать нас более восприимчивыми к благодати Божией, он утверждает, что мы уже получили чудесное доказательство Отчей любви к людям, которая открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него [1 Ин 4, 9.]. Выйдя нам навстречу, Господь проявил инициативу. Он подал пример, следуя которому, мы пойдем вслед за Ним и будем служить другим, великодушно подкладывая им под ноги свои сердца – чтобы им было мягче ступать по дороге жизни. Чтобы путь к святости стал более приятным для них. Мы будем вести себя так, ибо стали детьми Единого Отца, Который без колебаний отдал за нас Своего любимого Сына.

 

 

 

 

Любовь создаем не мы – она к нам приходит по благодати Божией, ибо не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас [1 Ин 4, 10.]. Впитайте в себя эту дивную истину: мы можем любить Бога только потому, что любимы Богом [Ориген, Commentarii in epistolam ad Romanos, 4, 9 (PG 14, 977).]. И ты, и я в состоянии даровать нашу любовь окружающим – ибо мы рождены для веры, во имя любви Отца. С дерзновением просите у Господа это сокровище, эту сверхъестественную добродетель любви, чтобы следовать ей даже в мелочах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: