With BookDesigner program 17 глава




 

 

 

 

Говорить с Богом

И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас [Иер 29, 12.]. Мы призываем Его, беседуем с Ним, к Нему обращаемся, ибо хотим претворить в дела наставление Апостола Павла: "sine intermissione orate", непрестанно молитесь [1 Фес 5, 17.]. Молитесь всегда, что бы ни случилось. Молитесь не просто сердцем, но всем сердцем [Св. Амвросий Медиоланский, Expositio in Psalmum CXVIII, 19, 12 (PL 15, 1471).].

Вы скажете, что жизнь не всегда легка, что в ней немало огорчений, забот и печалей. Отвечу вам словами Апостола Павла: ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем [Рим 8, 38-39.]. Ничто не может отлучить нас от милосердия Божия, от Любви, от постоянной связи с Отцом.

Говорить о пребывании в постоянной связи с Богом – не значит ли предлагать идеал столь возвышенный, что он может оказаться просто недостижимым для большинства христиан? И в самом деле, цель грандиозна, но – достижима. Путь, ведущий к святости – путь молитвы. Молитва должна постепенно прорастать в душе, как малое семя, из которого со временем вырастает дерево с пышной кроной.

 

 

 

 

Мы начинаем наш путь с молитв, произносимых вслух, которые многие из нас повторяли с детства. Это простые и искренние слова, обращенные к Богу и Пресвятой Богородице – нашей Небесной Матери. До сих пор каждый день, утром и вечером я повторяю эту молитву жертвенной преданности, которой меня научили мои родители: О Мария, о Мать моя! Я отдаю Тебе всего себя. И в доказательство моей сыновьей любви я посвящаю Тебе сегодня мои глаза, мои уши, мой язык, мое сердце… Разве это наглядное проявление доверчивой преданности не есть начало созерцательной жизни? Что говорят влюбленные при встрече? Как они себя ведут? Разве они не жертвуют собой и всем, чем владеют, во имя того, кого любят?

Сначала – одна спонтанная молитва, затем еще и еще одна… и так до тех пор, пока не почувствуешь, что этого уже недостаточно, что слова уже не в силах передать твои духовные переживания… Перед тобой открывается путь интимного общения с Богом. Ты созерцаешь Его без отдыха, но и без устали. Твоя душа живет в теле, как в заточении, как в оковах. Пока ты с максимальным совершенством, преодолевая собственную ограниченность, выполняешь свои обязанности в миру, она, жаждущая свободы, устремляется к Богу, как железо, притянутое магнитом. Так ты начинаешь любить Иисуса действенно, со сладостным потрясением души.

 

 

 

 

Возвращу вас из плена и соберу вас из всех народов и из всех мест [Иер 29, 14.]. Молитвой мы освобождаемся от рабства. Мы чувствуем себя свободными – и наша душа, полная любви, возносится в свадебной песни к Богу, соединяется с Ним и больше не желает от Него отдаляться. Мы обретаем способность ступать по земле по-новому – сверхъестественным, чудесным, Божественным образом. Вспоминая испанских писателей Золотого века, и мы, быть-может, захотим испытать это чувство: я живу, потому что живу не я, но живущий во мне Христос [См. Гал 2, 20.].

Мы охотно подчиняемся необходимости работать в этом мире долгие годы – ибо у Христа очень мало друзей здесь, внизу. Мы не должны уклоняться от обязанности жить, тратя себя без остатка, в служении Богу и Церкви – свободно: "in libertatem gloriae filiorum Dei", в свободе славы детей Божиих [Рим 8, 21], в свободе, которую даровал нам Христос [Гал 4, 31.], которую Он оплатил Своей кровью и крестной смертью.

 

 

 

 

Возможно, что уже в самом начале пути поднимутся клубы пыли – и враги нашего спасения, злоупотребляя своей властью, используя хорошо отработанную наступательную тактику психологического террора, сумеют увлечь на свой бессмысленный путь даже тех, кто в течение долгого времени вел себя правильно и разумно. И хотя их голос звучит как надтреснутый колокол, отлитый из плохого металла, и очень отличается от звука рожка Пастыря Доброго, им все же удается унизить слово, которое есть самый ценный дар Божий – дар прекрасный, позволяющий выразить высокие порывы любви к Творцу и Его творениям. И тут становятся понятными слова Святого Иакова о языке, который оскверняет все тело и воспаляет круг жизни [Иак 3, 6.]. Язык может принести страдания, произнеся ложь, возведя хулу, опорочив, нанеся оскорбление, распустив ложные слухи.

 

 

 

 

Пресвятая Человечность Христа

Как преодолеть эти препоны? Что поможет нам держаться тех принципов, которые нередко кажутся столь обременительными? Пример Пресвятой Девы Марии, нашей Небесной Матери. Это – широкая дорога, которая обязательно приведет нас к Иисусу.

Чтобы приблизиться к Богу, надо идти по пути истинному, который есть Пресвятая Человечность Иисуса. Поэтому я советую вам как можно чаще читать книги о Страстях Господних, напоминающие о Сыне Божием – таком же человеке, как мы, и в то же время истинном Боге, Который любит и страдает во Плоти во имя Спасения мира.

Утвердитесь в благочестивом обычае, широко распространенном среди христиан: молитесь по Святому Розарию. Церковь побуждает нас к созерцанию Тайн, чтобы вместе с Радостью, Скорбью и Славой Пресвятой Девы Марии в наших мыслях и чувствах навсегда запечатлелся поразительный пример нашего Господа, Его тридцать лет скрытой жизни и три года проповеднической деятельности, Его Страсти в унижении и Воскресение во Славе.

Необходимо следовать за Христом – в этом вся тайна. Жить рядом с Христом, как Первые Двенадцать – очень близко, отождествляя себя с Ним. Если мы сами не создадим препятствий на пути благодати, то вскоре сможем сказать, что облеклись во Христа [См. Рим 13, 14]. Господь отражается в наших делах, как в зеркале. Если зеркало такое, каким ему быть надлежит, то оно сможет отразить без искажений любимый Лик нашего Спасителя. И тогда все окружающие получат возможность видеть Его, восхищаться Им, следовать за Ним.

 

 

 

 

На этом пути отождествления себя со Христом я различаю четыре ступени: попытки Его найти, встреча с Ним, общение с Ним, любовь к Нему. Возможно, вы полагаете, что находитесь на первой ступени. Ищите Его без устали, с нетерпением жаждущих, ищите Его в самих себе изо всех ваших сил. Если вы действительно стараетесь – то уверяю вас, что вы Его уже встретили, уже начали с Ним общаться, любить Его, беседовать с Ним на Небесах [См. Фил 3, 20.].

Я прошу Господа взрастить в наших душах единственное достойное, осмысленное стремление: быть настолько же близко к Иисусу, как Его Благословенная Мать, как Святой Патриарх Иосиф – самоотреченно, дорожа каждой минутой, ничем не пренебрегая. Возрадуемся близости к Богу – во внутренней сосредоточенности, совмещенной с нашими профессиональными и гражданскими обязанностями. Будем благодарны Ему за чуткость и ясность, с которыми Он учит нас исполнять волю нашего Отца, сущего на Небесах.

 

 

 

 

Но не забывай, что для ближних Господа неотвратим и Его Крест. Отдавая себя в руки Божии, помни, что иногда Он позволяет страданиям войти в нашу жизнь. Приготовься испить из чаши скорби, одиночества, противоборства, наветов, наговоров, насмешек. Из чаши, которую нам подносят как чужие, так и свои – ибо Господь желает привести нас в соответствие со Своим Образом, сотворить в нас Свое Подобие. Поэтому Он не противится и тем, которые называют нас безумцами и принимают за глупцов.

Наступило время полюбить пассивное умерщвление плоти – то умерщвление, которое мы для себя не выбирали, которое нам даровано. Те раны, которые наносятся нам тайно, исподтишка, или вызывающе дерзко – но всегда неожиданно. Овцы побиваются камнями, которыми следовало запустить в волков. Последователь Христа убеждается на собственном опыте, что те люди, которые, казалось бы, должны любить его, на деле относятся к нему сперва с недоверием и подозрительностью, а затем с откровенной ненавистью и враждебностью. На него смотрят как на лжеца, ибо не верят в то, что он в самом деле имеет личную связь с Богом, свою сокровенную духовную жизнь. И наоборот, скептиков и атеистов одаривают снисходительностью, дружелюбием – хотя те, как правило, упрямы и дерзки.

Возможно, Господь Сам иногда дозволяет, чтобы Его ученик был ранен неблагородным оружием клеветы, грубости, массированной лживой пропаганды. Хороший вкус и чувство меры – качества, присущие далеко не всем.

Поэтому стоит ли удивляться, что люди, тяготеющие к неверным богословским представлениям и неустойчивой морали, следующие во всем своим прихотям, практикующие сомнительную литургию, живущие по законам хиппи, без руля и без ветрил, окружают лживыми слухами, измышлениями, подозрениями, доносами тех, кто думает и говорит только о Христе? Ученики Господа терпят от них дурное обращение, унижения и притеснения всякого рода.

Так закаляет Христос души ближних своих, которые не теряют радости и внутреннего спокойствия, ибо знают, что бесы, со всеми их измышлениями, не в состоянии сотворить ни единой истины. Христос выковывает в сознании своих ближних твердую, как сталь, уверенность в том, что лишь тогда они будут чувствовать себя удобно, когда откажутся от всех удобств.

 

 

 

 

Восхищаясь и воистину любя Богочеловечество Иисуса, мы откроем для себя одну за другой Его раны. В эти важные, трудные минуты внутреннего очищения мы, грешные, со слезами счастливыми и горькими, которые мы пытаемся скрыть, почувствуем необходимость погрузиться в каждую из этих Святых Ран, омыться в них, с радостью очиститься в этой спасительной Крови, укрепить свою душу. Мы прибегнем к Его помощи как голуби, которые, согласно Писанию [См. Песн 2, 14.], укрываются в ущелии скалы во время бури. Мы укроемся в этом убежище, чтобы обнаружить близость Христа. Мы увидим, что Его слова успокаивают, что Лик Его прекрасен [См. Песн 2, 14] – поскольку то, что голос Его сладок и желанен, знают получившие благодать Евангелия, которая побуждает воскликнуть: Ты имеешь глаголы вечной жизни [Св. Григорий Нисский, In Canticum Canticorum homiliae, 5 (PG 44, 879).].

 

 

 

 

Неверно было бы думать, что на этом пути созерцания мы окончательно освободимся от страстей. Мы обманули бы себя, предполагая, что страстное желание искать Христа, реальность встречи с Ним, общения с Ним, сладость Его любви превратят нас в безгрешные существа. И хотя у вас самих достаточно опыта, я позволю себе еще раз вам напомнить, что враг Божий и человеческий, Дьявол, не сдается и не отдыхает. Он осаждает нас даже тогда, когда наши души горят, воспламененные любовью к Богу. Враг знает, конечно, что теперь добиться нашего падения будет не так-то просто. Но все же ему очень хочется видеть, как создание оскорбляет своего Создателя – хотя бы в малом. И тогда он насылает на искушаемую душу тяжкое испытание унынием и безнадежностью.

Если вы хотите что-то почерпнуть из опыта бедного священника, который не имеет других желаний, как только говорить о Боге, то я настоятельно советую вам в те моменты, когда бунтующая плоть собирает свои силы, или гордыня (что еще хуже) становится на дыбы, искать укрытия в этих Божественных ранах-ущельях, пробитых гвоздями в Теле Христовом, и в ране от копья, пронзившего Его грудь. Идите по зову своего сердца, излейте в Раны Господа всю любовь человеческую… и Божественную. Страстно желайте с Ним соединиться и стать единокровными Его братьями, сыном единой для всех нас Матери, ибо Она – Та, Которая привела нас к Господу.

 

 

 

 

Святой Крест

Ревность в поклонении, стремление к искуплению, с умиротворенной кротостью и страданием… В вашей жизни воплотятся слова Иисуса: кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня [Мф 10, 38]. С каждым днем Господь все более к нам взыскателен. Он ждет от нас покаяния, Он побуждает нас к ревностному желанию жить для Бога, сораспяться Христу [Гал 2, 19.]. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, хрупких и ломких, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам [2 Кор 4, 7.].

Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем; всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем [2 Кор 4, 8-10].

Представим себе, что Господь нас не слышит, что мы обмануты, что слышен лишь одинокий звук нашего голоса. Как же чувствуем мы себя без поддержки на земле, оставленные Небом? Оказывается, что и теперь мы продолжаем ощущать подлинный и реальный ужас даже перед мелким грехом. С настойчивостью Хананеянки мы смиренно преклоняем колени, как это сделала она, склоняемся перед Ним, взываем к Нему: Господи! помоги мне [Мф 15, 25.]. И рассеивается тьма, побежденная светом Любви.

 

 

 

 

Пришло время воззвать: Господи, вспомни о тех обетованиях, которые Ты дал мне, чтобы я преисполнился надеждой. Это утешит меня в моем ничтожестве и даст мне жизненные силы [См. Пс 119 (118), 49-50.]. Наш Господь хочет, чтобы мы рассчитывали на Него во всем. Мы знаем, что с Ним можем все [См. Фил 4, 13.], а без Него – ничего не можем [См. Ин 15, 5.]. Так мы утверждаемся в своей решимости: всегда оставаться в Его присутствии [См. Пс 119 (118), 168.].

Безотчетно, по Божественному озарению, мы проникаемся уверенностью, что если уж Создатель заботится обо всех, даже о Своих врагах, – то сколь же велика должна быть забота, которой Он окружает Своих друзей! Мы убеждены, что нет такого зла или противодействия, которое в результате не пошло бы нам на пользу. В наших душах утверждаются радость и мир, которые никто не сможет у нас отнять – ибо даже в испытаниях, достающихся нам от врагов наших, мы видим Его промысел, Его Божественный след. Возблагодарим же Бога, Господа нашего, Который творит в нас чудеса [См. Иов 5, 9.] и одаряет неисчислимыми сокровищами [См. Прем 7, 14.].

 

 

 

 

Пресвятая Троица

Мы начинали с устных молитв, простых и чарующих, которым нас научили в детстве и с которыми мы не хотели бы расставаться. Теперь наша молитва, этот некогда звонкий ручеек, берущий свое начало от детских простодушных слов, разливается спокойным и широким потоком, устремляясь в своем неизменном русле к слиянию с Тем, Кто провозгласил: Я есмь путь [Ин 14, 6.]. Если мы так любим Христа, если мы с Божественной отвагой ищем укрытия в ране, оставленной копьем в Его груди, то исполнится обетование Учителя: кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим [Ин 14, 23.].

Читая эти слова, мы понимаем, как важно умение сердцем различать Божественные Ипостаси и поклоняться каждой из них в отдельности. Совершая это открытие в духовной жизни, мы уподобляемся малым детям, постепенно постигающим законы жизни материальной. Мы учимся разговаривать любовно с Отцом и Сыном и Святым Духом. Мы легко подчиняемся воздействию животворящего Утешителя, Который изливает на нас свои Божественные дары и отдает нам Себя с радостью – хоть мы этого и не заслуживаем.

 

 

 

 

Как лань желает к потокам воды [Пс 42 (41), 2.], так мы желаем к Тебе, Господи. И бежим к Тебе – с растрескавшимися губами и пересохшим горлом, – ибо хотим пить из источника воды живой. Совершенно естественно, без чудачеств и странностей, мы живем изо дня в день в этих чистых и свежих водах, впадающих в вечную жизнь [См. Ин 4, 14.]. Не хватает слов, язык не в силах описать это состояние. Рассудок умиротворяется. Он больше не склонен к рассуждениям, не стремится к анализу. Он созерцает. В блаженной тишине и покое звучит лишь чудесная песнь души, которая не может не петь – ибо чувствует на себе постоянно преисполненный любви взгляд Божий.

Я говорю не об исключительных случаях. Это – нормальное состояние наших душ: безумие любви, которая незаметно, без экзальтации, учит нас жить и страдать, ибо Бог одарил нас мудростью. Когда мы вступаем в тесные врата и на узкий путь, ведущие в жизнь [См. Мф 7, 14.] – какая уверенность овладевает нами! Какой чудесный покой!

 

 

 

 

Аскетика? Мистика? Меня это не заботит. Это лишь разные имена, данные людьми тому, что по сути является даром Божиим. Господь не откажет тебе в поддержке, если ты обращаешься к Нему в своих молитвенных размышлениях. Вот что важно: вера и дела веры – ибо Господь с каждым днем становится все взыскательнее. Ты должен был убедиться в этом с самого начала – да и я уже обращал на это твое внимание. Такой должна стать жизнь многих христиан: каждый следует своим духовным путем (а путей этих – множество), не переставая совершенствоваться в своих мирских занятиях. И душа его постепенно становится созерцательной в миру – хоть и не сразу это замечает.

Такая молитва, такое поведение не отдаляют нас от наших обычных трудов и забот – напротив, они помогают нам обрести путь к Господу в нашем благородном земном рвении. Вознося свои повседневные занятия Богу, земная тварь обоживает мир. Я часто вспоминаю миф о царе Мидасе, который превращал все, к чему прикасался, в золото. Несмотря на наши личные слабости и ошибки, мы действительно можем превратить все, чем займемся, к чему прикоснемся на этой земле, в истинное золото сверхъестественных добродетелей.

 

 

 

 

Посмотрите, как поступает Бог. Когда блудный сын, позабывший об отце, промотавший все свое добро, наконец возвращается, отец говорит: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться [Лк 15, 22-23.]. Если мы приходим к Нему с покаянием, Отец превращает в богатство наше убожество, а слабости – в силу. Что же Он приготовит для нас, если мы Его не оставим, если будем навещать Его каждый день, приходя со словами любви и подтверждая слова делами? Если будем просить Его обо всем, уверенные в Его всемогуществе и милосердии… Когда Отец узнает, что один из Его сыновей, ранее Его предавший, вернулся, то Он устраивает праздник. Чем же удостоит нас Отец наш Небесный, если мы постараемся никогда Его не покидать, всегда быть с Ним?!

Мы не должны вспоминать о тех обидах, которые нам были нанесены, о тех несправедливостях и унижениях, от которых мы страдали, – ибо недостойно сына Божия предъявлять список нанесенных обид. Перед нашими глазами всегда должен стоять образ Христа. Мы не можем сменить нашу христианскую веру как одежду. Вера может ослабеть, может стать сильнее, может исчезнуть. Если мы живем духовной жизнью, то вера укрепляется и душа ужасается, осознавая, как несчастен и наг человек без покрова Божиего. И прощает, и возносит благодарственную молитву. Боже мой, созерцая мою бедную жизнь, я не нахожу никаких оснований для тщеславия и еще менее для гордыни. Для того лишь я нахожу основание, чтобы жить всегда смиренно и в покаянии. Я хорошо знаю, что лучшее господство – это служение Богу и людям.

 

 

 

 

Живая молитва

Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя [Песн 3, 2.]… И не только по городу, но от города к городу, от народа к народу, от одной части света к другой, через все земли, по дорогам и тропам я пройду, чтобы найти Его. Чтобы покой воцарился в моей душе. Я буду искать Его в обыденности, в повседневных заботах, которые не смогут мне помешать – напротив, они станут той тропой, по которой я приду к своей любви, и той почвой, на которой она будет возрастать.

Когда нас подстерегает тяжкое искушение унынием и скорбью, когда душу окутывает мрак, Псалмопевец влагает в наши уста и в наши умы слова Божии: с Ним Я в скорби [Пс 91 (90), 15]. Возможно ли сравнить тяжесть моего креста с Твоим Крестом, мои царапины с Твоими ранами, Господи? Чего стоят заботы, возложенные Тобой на мои плечи, рядом с Твоей Любовью, которая безмерна и чиста? Задавая эти вопросы, мы чувствуем, что наши сердца наполняются святой страстью и стремлением засвидетельствовать свою любовь к Господу делами любви – ибо мы изнемогаем от Любви [См. Песн 5, 8.].

Рождается истинная жажда Бога, непреодолимое желание понять Его слезы, увидеть Его улыбку, Его Лик… Как это выразить? Лучше всего – повторить вслед за Святым Писанием: как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! [Пс 42 (41), 2.] И душа погружается в Бога – обоживается: христианин, как томимый жаждой путник, припадает губами к прохладным водам источника [См. Сир 26, 14.].

 

 

 

 

Предание себя Богу воспламеняет апостольское рвение, которое разгорается день ото дня все сильнее, зажигая других – потому что добро заразительно. Наша бедная человеческая природа, оказавшись так близко от Бога, не может не воспылать желанием сеять повсюду радость и мир, орошая все страны и все народы спасительными водами, которые изливаются из разверстой груди нашего Господа [См. Ин 19, 34.].

Раньше я говорил вам о боли, о страданиях, о слезах. И я вовсе не противоречу себе, утверждая, что ученик, ищущий с любовью своего Учителя, иначе воспринимает вкус печалей, забот и скорбей, которые просто теряют значение, как только он воистину воспримет Волю Божию и, как послушный сын, поспешит исполнить Его замыслы. Хоть и кажется, что нервы вот-вот сдадут, что терзания невыносимы.

 

 

 

 

Повседневная жизнь

Мне хочется вновь подчеркнуть, что я говорю не о каком-то необыкновенном образе жизни. Пусть каждый из вас поразмышляет о том, что сделал для него Бог. И как он Ему ответил. Если мы будем совершенно честны перед своей совестью, то поймем, чего мы еще не сделали и что должны сделать. Вчера я был очень растроган, когда услышал об одном японце, который, еще только готовился к крещению, но в то же время уже занимался катехизацией других, еще не узнавших Христа. И я устыдился. Мы нуждаемся в большей вере. В большей вере! А еще мы нуждаемся в созерцательной жизни.

Вдумайся еще раз неторопливо, основательно в это Божественное напоминание, которое, хоть и наполняет душу волнением, но в то же время содержит в себе и сладость нектара, сладость меда: "redemi te, et vocavi te nomine tuo: meus es tu", Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты – Мой [Ис 43, 1.]. Мы не можем отнять у Бога то, что принадлежит Ему. Это Бог нас любил так сильно, что умер за нас. Это Он избрал нас предвечно, прежде создания мира, чтобы мы были святы пред Ликом Его [См. Еф 1, 4.]. Это Он постоянно дает нам возможность очищения и самоотдачи.

Если же у нас еще остаются сомнения, то мы получаем новое свидетельство из Его уст: не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод вашей работы душ созерцательных, и чтобы плод ваш пребывал [См. Ин 15, 16.].

Итак: вера. Сверхъестественная вера. Когда она ослабевает, человек склонен видеть в Боге постороннего, или думать, что Он давно позабыл о своих детях. Для тех, кто так мыслит, вера есть нечто второстепенное, к чему обращаются лишь тогда, когда нет другого выхода. Обычно они, без всяких на то оснований, ждут чудесных событий, необычных явлений. И напротив, когда в душе живет вера, человек открывает для себя, что пути христианина – это пути обычные, будничные, земные. И та великая святость, которой ждет от нас Господь, сокрыта в малых делах и событиях каждого дня – здесь и сейчас.

 

 

 

 

Я люблю говорить о пути, потому что все мы – путники, идущие в наш Небесный Дом, на нашу вечную Родину. Но обратите внимание на то, что этот путь – хоть и встречаются на нем иногда особо трудные отрезки, хоть мы и вынуждены, по нему следуя, переходить в брод реки или пробираться непроходимой чащей, – этот путь, как правило, не сулит неожиданностей и сюрпризами не балует. Наши главные враги – привычка, косность, рутина. Мы соблазняемся ими и думаем, что, видимо, Бог присутствует далеко не в каждом моменте нашей жизни – ведь она так обыденна, так проста!

Два ученика шли дорогой в Эммаус. Их путь был обычным, обыденным. Они шли точно так же, как и многие другие, проходившие этими местами. И вот там, на этом пути, совершенно естественно, перед ними появляется Иисус. И идет вместе с ними, беседуя, чтобы скоротать путь. Я хорошо представляю себе эту сцену: уже опустился вечер, дует легкий бриз. Вокруг колосятся пшеничные поля и растут старые оливы, ветви которых серебрятся в теплом воздухе.

Иисус, повстречавшийся нам в пути… Господи, Ты велик всегда! Но меня потрясает особенно то, как великодушно Ты снисходишь к нам, следуя за нами, отыскивая нас в суете нашей повседневности. Господи, награди нас бесхитростной душой, чистым взглядом, ясным умом, чтобы мы могли узнать Тебя, когда Ты явишься перед нами в простоте, без внешних знаков Своей славы.

 

 

 

 

Они пришли в селение. Путь окончен. Слова и любовь Бога, ставшего человеком, проникли в самую глубину их сердец. Им жаль расставаться с попутчиком, который показывал им вид, что хочет идти далее [Лк 24, 28.]. Наш Господь никогда нас не принуждает. Он хочет, чтобы каждый призвал Его свободно, лишь почувствовав в своем сердце теплоту Его любви. Мы должны удержать Его: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру [Лк 24, 29.] и наступает ночь.

Да, мы такие: всегда нерешительные – от скромности, а может и от неискренности. Из глубины своих душ мы взываем к Тебе: останься с нами! Наши души окутала тьма, и только Ты сможешь ее рассеять, ибо Ты – свет. Только Ты успокоишь тревогу, которая нас снедает – ибо мы не можем не знать, что среди всех прекрасных и благородных даров, полученных нами, самый великий – всегда обладать Богом [Св. Григорий Богослов, Epistolae, 212 (PG 37, 349).].

И Иисус остается. Наши глаза открываются, как открылись глаза Клеопы и его спутника, когда Христос преломил Хлеб. Потом Он станет для нас невидимым – но мы уже готовы отправиться в путь, несмотря на то, что тьма вокруг сгущается. Мы спешим поведать о Нем другим, разделить с ними эту великую радость, которая не вмещается в душу одного.

Дорога в Эммаус. Господь наполнил сладостью звучание этого имени. Эммаус – это целый мир, ибо именно здесь, ступая по пути земному, Господь открыл нам пути Божественные.

 

 

 

 

Со Святыми Ангелами

Я прошу Господа, чтобы во все время, отпущенное нам на земле, мы никогда не отходили от нашего Божественного Спутника. Для этого укрепим и углубим содружество с нашими Святыми Ангелами Хранителями. Мы все нуждаемся в обществе спутников – земных и Небесных. Почитайте Святых Ангелов! Дружба всегда очень человечна, но она также Божественна – как и вся наша жизнь, одновременно Божественная и земная. Помните ли вы, что говорит Господь? Я уже не называю вас рабами… но Я назвал вас друзьями [Ин 15, 15.]. Он учит нас доверять тем ближним Господа, которые уже взяты на Небеса, и тем творениям Божиим, которые живут рядом с нами. А также и тем, кто отвернулся от Бога – чтобы вернуть их на верный путь.

Закончу, повторив за Апостолом Павлом из Послания к Колоссянам: мы… не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном [Кол 1, 9.]. Премудрости, которая приобретается молитвой, созерцанием и через действие в душе Святого Духа.

Чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью, благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего [Кол 1, 10-13.].

 

 

 

 

Да поможет нам Матерь Божия, наша Небесная Мать, служить Церкви в полноте веры, дарами Святого Духа и созерцательной жизнью. Будем славить Господа, исполняя свои обязанности – в семье, на работе, на общественном поприще.

Любите Церковь и служите ей радостно, ибо это служение – во имя Любви. И если встретите бредущих без надежды, как эти двое из Эммауса, подойдите к ним с верой, не от себя, но от имени Христова – чтобы убедить их, что Его обетование не может не исполниться. Что Он всегда заботится о Своей Невесте и не оставляет ее никогда. Что мрак рассеется, ибо мы – сыны Света [См. Еф 5, 8.] и призваны к жизни вечной.

И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой; Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и будет Мне сыном [Откр 21, 4-7.].

 

This file was created

with BookDesigner program

bookdesigner@the-ebook.org

13.10.2008



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: