Как мы знаем, Юнг ввел окончательную точку зрения в рассмотрении психологических факторов; он рассматривал психологический фактор с каузальной позиции и с финальной позиции. К примеру, мы рассматриваем невроз, вызванный определенным родительским и детским опытом, в фрейдистском смысле, и затем рассматриваем это с финальной позиции и спрашиваем: «С какой целью?» Мы считаем, что невроз имеет как причину, так и цель, и его целью чаще всего является построение более высокой формы сознания. Конфликт является причиной появления более высокого сознания. Например, есть некий мистер Х, у которого есть определенный конфликт, но если он выходит из конфликта должным образом, то после он станет более сознательным. Позиция его сознания будет более высокой, но если он не преодолеет конфликт, то тот возникнет снова. Или же если смотреть с финальной позиции, то конфликт возник с целью достижения более высокого сознания.
Каждая из позиций имеет свою долю правды. Первая, каузальная, является очевидной. Естественно, каждый конфликт толкает к более высокой форме сознания. Но финальная цель не очень ясна, если вы не слишком хорошо умеете интерпретировать сны. К примеру, может так случится, что человек находится в мирном, хорошо обустроенном положении, когда все идет хорошо, но вдруг ему снится надвигающийся конфликт. Тогда он удивляется, почему. Какого дьявола намечается конфликт, когда все хорошо? Может, дьяволу просто стало скучно? У человека есть сон, в котором иллюстрируется конфликт, вы интерпретируете его, и анализанд отвечает: «Но нет у меня никакого конфликта! Я в порядке!» Я же говорю: «Подождите». Двумя днями позже конфликт входит в свою взрывную стадию. У человека возникает конфликт, о котором заранее было сказано во сне. Здесь, если смотреть с финальной позиции, конфликту можно дать некоторое оправдание, поскольку он был организован с некой финальной целью. Но, конечно, это просто категории. Ни причинность, ни финальность не могут быть объективно доказаны. Это только полезные логические пути к рассмотрению психических процессов. В биологии также вы можете спросить, почему человек имеет желудок, и получить длинное объяснение, но если спросить, для какой цели человек имеет желудок, то в этом еще больше смысла. Объясняя функционирование органов, финальная позиция полезна для объяснения и установления связей.
|
Проблема конфликта также связана с обучением и способностью к обучению. Бихевиористы, которые изучали способность к обучению у высших животных, заметили, что эта возможность увеличивается, когда модели поведения становятся менее механическими, когда они имеют определенную гибкость. Когда модель поведения является чрезмерно механической, животное не может обучаться. Хорошим примером глупости механической модели поведения является блуждание леммингов. Лемминги, как и многие другие грызуны, имеют импульс время от времени собираться вместе и, плетясь вереницей, менять территорию. В этом состояние они становятся полностью одержимыми, и если по воле случая они подойдут к пропасти или к морю, то пойдут дальше, организовывая, так сказать, массовый суицид, и ни один лемминг при этом не будет спрашивать себя, что он делает и что происходит вокруг. Они просто идут в море и тонут; в них нет способности к обучению – они работают словно часы! Но в то же время другие животные обладают определенной гибкостью, и эта способность в определенных границах все же есть.
|
Великий энтомолог Жан Анри Фабр предложил идею, что модель поведения полностью механическая. Он наблюдал за определенным видом пчел, которые строили свою колонию в песке, песчаные пчелы. Эти пчелы делают серию дыр в песке; затем при помощи ядовитых инъекций они парализуют, но не убивают гусениц. Песчаные пчелы располагают парализованных гусениц в каждую дырку, и затем откладывают в них яйца. Когда вылупляются личинки, они первым делом кормятся гусеницей, которая съедается заживо – садистское дело – и лишь потом пчелиная матка кормит молодняк. Иногда гусеница получает слишком много инъекции и погибает, тогда распространяется ужасная вонь, и все в дыре погибают, то есть одно из гнезд рушится, но пчелиная матка настолько глупа, что продолжает подавать еду в каждое гнездо. Фабр, который наблюдал этот процесс, часто говорил: «Здесь вы можете наблюдать механическую модель поведения, словно заведенные часы, она совершенно не знает, что она делает, никакой гибкости, тотально механическое поведение!» Наблюдение было перепроверено, и теперь можно заметить, какую роль предубеждение играет в наблюдении природы, поскольку теория Фабре была принята и много раз копировалась, что удовлетворяло механический образ того времени. Теперь же было замечено, что песчаные пчелы проводят механическую кормежку четыре или пять раз, а затем устраивают, можно сказать, инспекционный тур. Не беря с собой еду, пчелиная матка просматривает каждую дыру и после кормит только живые гнезда. Единственное, чего она не может делать, это кормить и проверять одновременно. То, что и мы тоже не можем делать, я полагаю!
|
Таким образом, уже на низшем уровне песчаных пчел существует определенная способность к обучению, получению информации и адаптации модели поведения к ней. Итак, в самом низу животной цепочки уже существует определенное количество пластики в модели поведения. Бихевиористы говорят, что в общем, чем больше паттерны расслаблены, тем менее они механизированы, менее плотно организованы, и способность к обучению более сильна. Когда механические паттерны смазаны и расплывчаты и не работают слишком сильно, то существует определенная гибкость, и тогда появляется способность к обучению. Человекообразные обезьяны имеют очень смазанные модели поведения и, соответственно, высокую способность к приобретению индивидуального опыта. Мы, люди, в свою очередь, заплатили за нашу способность к обучению и за высокий уровень сознания тем, что имеем относительно расплывчатые и ослабленные инстинктивные паттерны. Невозможно в одно время иметь и монетку, и пирог!
Книга Артура Кестлера «Лунатики» является историей предубеждений, которые порою господствовали в науке. Она обладает достаточной наглядностью, чтобы показать, как предрассудки, основанные на чувственной убедительности, поддерживались тысячелетия. В 60х годах 20го века конгресс медиков материалистического толка ex cathedra решили, что астма не имеет какого бы то ни было психологического основания, но является чисто физическим фактом, который должен лечится всякими сыпучими препаратами и т.д. Тот факт, что существуют чисто психотерапевтические курсы лечения астмы, полностью игнорируется. Я же, к примеру, являюсь свидетелем одного случая, когда я сама вела лечение, когда без физического вмешательства, а лишь при помощи анализа снов, астма полностью исчезла. Мой же пациент не изменил свой образ жизни, а лишь прошел сеанс психотерапии, и его астма исчезла, окончательно и бесповоротно. Но этот факт не берется в расчет, поскольку это не соответствует их мировоззрению. Итак, наша способность к обучению очень и очень мала, поэтому Юнг часто повторял цитату: «Les savants nesont pas curieux »(ученые не любопытны).
Глава 7