Проблема принятия решения




Проблема принятия решения имеет место в том случае, когда при определенном состоянии внешней среды (при определенных данных) из нескольких альтернатив действия должна быть выбрана та альтернатива, которая лучше всего способствует осуществлению цели.

В соответствии с этим проблема принятия решений состоит из следующих трех элементов:

  • состояние внешней среды (данные);
  • альтернативы;
  • цели.

Это суждение в первом приближении должно быть пояснено на простом примере принятия решения.

Пример. Менеджер по логистике стоит перед проблемой выбора вида транспорта. Сначала необходимо рассмотреть известные, не зависящие от него ограничения (состояние внешней среды), сужающие границы пространства принятия решения. В нашем примере это могут быть прогноз продаж на конец недели, установленные сроки поставок, тарифы различных видов транспорта, расписание рейсов, а также величина финансовых ресурсов.

Эти ограничения сокращают число возможных альтернатив, например, из-за ограниченности бюджета такая альтернатива как доставка воздушным транспортом, должна быть исключена.

Для того чтобы можно было оценить возможные альтернативы, следует создать ясность относительно целей менеджера по логистике. В нашем примере возможными целями могут быть успешная поставка продукции, выполнение заказа клиента. Выбор наилучшей альтернативы связан с большими трудностями, поскольку цели не только являются конфликтными, но и различаются по степени важности. Состояние внешней среды не всегда точно определено (например, прогноз продаж) или вообще неизвестен. Поэтому не всегда возможно точно определить, насколько альтернативы содействуют достижению цели.

Теория принятия решения помогает выявить, сформулировать, структурировать и решить проблему принятия решений.

Состояние внешней среды

Обстоятельствами внешней среды являются внешние или внутренние ограничения, которые не могут быть изменены по воле принимающих решения лиц. Они сужают выбор альтернатив и влияют на эффективность их использования.

Состояние внешней среды (также называемое внешними исходными данными) представляет собой реальное положение дел, которое не может ни подвергаться воздействиям и контролироваться со стороны менеджер а по логистике, принимающего решение в рамках горизонта планирования.

Состояния внешней среды предприятия могут классифицироваться по различным критериям. Анализируя эти состояния по отношению к предприятию, рекомендуется выделить следующие исходные данные:

  • эндогенные (внутренне заданные, предопределенные предшествующими действиями самого менеджера по логистике);
  • экзогенные (появившиеся независимо от предшествующих действий менеджера по логистике).

Примечания.

1. Ранее принятые решения менеджерами по логистике могут обусловить существование эндогенных исходных данных (условий, ограничений), которые не могут быть изменены за короткое время. В нашем примере с менеджером по логистике достаточно, например, вспомнить об объеме располагаемых предприятием финансовых средств, который определен величиной дохода и, следовательно, торговой и промышленной политикой в прошлом. Например, экспорт российских легковых автомобилей в Европу может быть закрыт для предприятия, если при разработке двигателя не были учтены требования, отвечающие европейским стандартам охраны внешней среды.

2. При указании на экспорт затронута уже вторая группа состояний внешней среды — экзогенные исходные данные.

3. Отдельные состояния внешней среды, как правило, не изолированы друг от друга, а находятся в отношениях взаимозависимости. Между отдельными внешними данными устанавливаются определенные объективные связи: данные, существенные для инвестиций, например, общий уровень цен, уровень процентных ставок (в отношении кредитов, необходимых для инвестиции), а также предложение рабочей силы, являются взаимозависимыми. При развитии состояний внешней среды с течением времени, как и при альтернативных действиях, устанавливаются временные связи.

АЛЬТЕРНАТИВЫ

Альтернативы представляют собой независимые друг от друга варианты действия (варианты решения проблемы), которые лицо, принимающее решение, вольно выбирать при реализации поставленных целей.

Альтернатива является одним из возможных, независимым от других способом действий для достижения поставленной цели.

Проблема принятия решения существует только в том случае, если менеджер по логистике может выбирать из нескольких альтернатив. Как правило, альтернатива состоит из комбинации отдельных действий.

Пример. Если, например, изготовитель легковых автомобилей намеревается через два года основать в России филиал предприятия на сумму $100 млн., то этой альтернативой определены «местоположение» (Россия), «момент капиталовложений» (на второй год), «объем капиталовложений» ($100 млн.) и «вид капиталовложений» (филиал предприятия по производству легковых автомобилей).

Количество всех допустимых (реализуемых) альтернатив называется пространством альтернатив, или областью решений. Если обсуждается создание филиала внутри страны при сумме капиталовложений в него $50 млн. и/или $100 млн. и/или создание филиала за границей при сумме капиталовложений $50 млн. и/или $100 млн., то в обсуждаемом примере при максимальном объеме капиталовложений $200 млн. существуют следующие альтернативы:

а1 - Филиал внутри страны на $50 млн.

а2 - Филиал внутри страны на $100 млн.

а3 - Филиал за границей на $50 млн.;

а4 - Филиал за границей на $100 млн.

а5 - Филиал внутри страны на $50 млн. и за границей на $50 млн.

а6 - Филиал внутри страны на $100 млн. и за границей на $100 млн.

а7 - Филиал внутри страны на $50 млн. и за границей на $50 млн.

а8 - Филиал внутри страны на $50 млн. и за границей на 100 млн.

а9 - Филиал внутри страны на $100 млн. и внутри страны на 50 млн.

а10 - Филиал за границей на $100 млн. и за границей на $50 млн.;

а11 - Филиал никаких капиталовложений.

Временная очередность альтернатив может быть наглядно представлена в форме древа принятия решений (рис. 1). Она состоит из разветвлений (ветвей) действия, составляющих, по сути, альтернативный сетевой график, в узлах которого как события отражены ситуации принятия решений в различные моменты времени t.

 

 

Рис. 1. Древо принятия решений

 

С помощью подобной модели принятия решений может быть выбрано оптимальное решение из различных альтернатив (например, с помощью методов динамического программирования).

ЦЕЛИ

Сущность цели

Цели представляют собой выражение желаемых состояний, которые должны возникнуть как результат принятия решений.

Каждая цель характеризуется:

  • содержанием;
  • временным периодом;
  • объективной областью действия и масштабом.

Содержание цели является величиной, на которую должен влиять выбор альтернативы. Она может определяться:

  • отдельной характеристикой (например, прибыль, оборот, затраты);
  • изменением характеристики (например, увеличение оборота);
  • отношением двух характеристик (например, рентабельность и прибыль/капитал).

Временной период устанавливает, за какое время должна быть осуществлена цель, и определяет, таким образом, временную область действия содержания цели. Так, например, различают:

  • краткосрочные цели;
  • долгосрочные цели.

Объективная область действия конкретизирует содержание цели в отношении поля деятельности, для которого должна быть реализована данная цель. Так, например, можно различать цели всего предприятия и цели подразделений (например, для логистического подразделения как центра прибыли).

Масштаб цели (называется также критерием цели, или целевым предписанием) определяет желаемый масштаб содержания цели (рис. 2). Возможна:

  • оптимизация (например, максимизация прибыли, минимизация затрат);
  • фиксирование (например, увеличение оборота на 10%) и установление ограничений (например, затраты не должны превышать определенной суммы).

Установление ограничений означает удовлетворение определенного уровня достижения цели.

 

Рис. 2. Масштабы цели

 

В рамках проблемы принятия решения при описании цели задаются критерии оценки отдельных альтернатив. Выражаясь иными словами, проводится проверка того, насколько альтернативы способствуют достижению целей. Такой процесс оценки осуществляется с помощью моделей принятия решения.

В частности, в рамках модели принятия решения можно проверить и оценить, каким образом альтернативы, способствуют изменению ликвидности, оборота и прибылей предприятия в последующие 15 лет.

Отношения между целями

Между целями существуют различные отношения зависимости. Можно различать:

  • отношения взаимозависимости;
  • отношения соподчиненности;
  • отношения предпочтений.

Рассмотрим более подробно.

1. Отношения взаимозависимости определяют, как влияет реализация одной цели на осуществление других целей. Рекомендуется различать цели:

  • дополняющие;
  • конкурирующие;
  • нейтральные.

Если существует взаимодополнение целей, то они содействуют реализации друг друга (рис. 3). Между целеустановками «сохранение рабочих мест внутри предприятия» (z1) и «сохранение высокого уровня качества» (z2) подобное положительное соотношение целей существует, например, в том случае, если уровень качества продуктов при капиталовложениях за границу (в страны с низким уровнем заработной платы) ниже, чем при капиталовложениях внутри страны. Отрицательным же образом «сохранение рабочих мест внутри страны» влияет на «цель рентабельности» (z3) предприятия, если за границей уровень затрат ниже, чем внутри страны. Подобное соотношение целей называется конкуренцией целей, или конфликтом целей (рис. 4).

Если никаких отношений между целями не существует, то говорят о нейтральности целей. На рис. 5 осуществление цели z4 не влияет на осуществление цели z5.

Такого отношения можно, например, ожидать между целями «обеспечение платежеспособности» и «сохранение хорошего производственного климата».

 

Рис. 3. Взаимодополняющие цели

 

Рис. 4. Конкурирующие цели

 

Рис. 5. Нейтральные цели

2. Отношения соподчиненности обосновывают отношение «цель — средство» между целями. Подчиненные цели являются средством для достижения вышестоящих целей. В так называемой системе показателей для расчета дохода на вложенный капитал рентабельность оборота и кругооборот капитала представляют собой цели, подчиненные вышестоящей цели «доход на капитал». Доход на капитал выводится путем умножения рентабельности оборота на кругооборот капитала.

Представленные на рис. 6 показатели могут использоваться в качестве инструментов управления в рамках руководства предприятием.

 

Рис. 6. Система показателей для расчета дохода на вложенный капитал (метод DuPont)

 

3. Отношения предпочтения представляют собой суждения о том, насколько достижение одной цели предпочтительней достижения другой цели или же ее порядок ниже. Таким образом, устанавливается ранг важности целей. Так, например, лицо, принимающее решения, может отдавать предпочтение цели «сохранение самостоятельности», а не цели «экспансия», возможно, ведущей к включению в предприятие. Для выражения различных предпочтений целям приписываются различные весовые коэффициенты целей. Важные цели называются главными, менее важные — побочными.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: