Проектирование логистических систем в самом широком смысле представляет разработку процессов управления и организацию системы управления протеканием некоторого комплекса процессов, составляющих объект управления. Сам объект управления представляет собой совокупность одновременно протекающих логистических процессов, нуждающихся во взаимном регулировании и координации.
При проектировании логистической системы должны быть продуманы как способы транспортировки, так и методы управления распределением товаров на различных участках канала распределения. Во многих случаях расходы на транспортировку не учитываются в общем анализе затрат. Гораздо более сложной проблемой представляется управление распределением товаров, поступающей от изготовителя к нескольким удаленным от него потребителям. В этом случае каналы распределения могут быть самого различного типа: от прямой связи "изготовитель-потребитель" до связи через множество комбинаций различных посредников. Проектирование логистических систем должно охватить подробную проработку распределительной сети с четким выделением при этом всех видов затрат, включая обработку материалов, хранение и транспортировку продукции.
Исходными принципами разработки современных систем являются:
1. Большие масштабы - по числу частей, по объему выполняемых функций, по абсолютной стоимости.
2. Наличие определенной целостности, функционального единства (общей цели, общего назначения), что приводит к сложному иерархическому строению системы.
3. Сложность (полифункциональность) поведения.
4. Высокая степень автоматизации, означающая повышение степени самостоятельности системы в ее функционировании.
|
5. Нерегулярное, статистически распределяющееся во времени поступление внешних воздействий.
6. Наличие в целом ряде случаев состязательного момента, т.е. такого функционирования системы, при котором необходимо учитывать конкуренцию отдельных частей формируемой системы.
Важнейшей причиной формирования систем является появление условий, способствующих их созданию и/или наличие заинтересованности (объективной или субъективной) в создании таких систем.
Одна из целей при разработке логистической системы заключается в снижении стоимости сбоев системы до некоторого уровня. Эта неопределенная ситуация выражается с помощью оценок вероятности наступления событий.
Одна из основных задач специалиста по логистике при разработке логистической системы заключается в уменьшении количества человеческих ошибок, вызывающих неправильное функционирование системы. Специалисту по логистике может быть поручено заново разработать систему, находящуюся в плохо структурированном состоянии. Его целью может быть такая реорганизация логистической системы, которая трансформировала бы ее в хорошо структурированную открытую систему, способную адекватным образом адаптироваться к данному диапазону входов. Правильное функционирование системы отчасти обусловливается тем, в какой степени достигается надлежащая структура при разработке системы.
Чрезвычайное возрастание сложности логистических объектов привело к тому, что в процессе их разработки оказываются связанными в единое целое десятки и сотни предприятий, сотни и тысячи исполнителей.
|
Ключевым фактором, формирующим требования к логистической системе, является потребитель.
При формировании логистических систем следует учесть следующие тенденции:
- возрастание скорости, увеличение интенсивности и сложности потоков, усложнение схем финансовых расчетов между партнерами в цепи поставок;
- сокращение числа звеньев цепи поставок, уменьшение количества организационно-экономических отношений в логистических системах предприятий при одновременном росте степени их сложности;
- снижение уровня надежности цепи поставок за счет применения стратегий управления запасами, направленных на сокращение уровня всех видов запасов, внедрения концепции "точно в срок".
Следствием этих тенденций является рост потенциальной неустойчивости логистических систем формируемых на уровне предприятия. Для повышения степени их устойчивости и надежности необходима как дальнейшая интеграция в самой цепи поставок, так и учет факторов динамически изменяющейся внешней среды.
В зависимости от вида и масштаба бизнеса, и других факторов внешней среды логистические системы того или иного предприятия могут существенным образом отличаться друг от друга. Следовательно, одной из задач формирования логистических систем является уточнение моделей логистических систем, критериев оценки уровня качества обслуживания на предприятиях различных отраслей, имеющих определенную отраслевую специфику.
Рассмотрим основные задачи, решаемые логистическими системами. В рамках логистических систем решается ряд таких задач, как прогнозирование потребности в продукции, контроль над уровнем запасов, сбор и обработка заказов, определение последовательности и звенности продвижения продукции в цепи поставок, определение требуемого количества складов и их местоположения, а также политика хранения продукции на складе.
|
Решение задач в области логистики усложняется динамичными условиями внешней среды, в которых осуществляется планирование поставок продукции, недостаточным уровнем надежности деятельности поставщиков, значительным временным интервалом между началом планирования поставок и их осуществлением.
Рассмотрим основные принципы формирования логистической системы:
- ориентация на удовлетворение потребностей потребителей;
- ориентация на функциональный и информационный процессы;
- ориентация на предотвращение ошибок, сбоев, несоответствий, недостатков, насколько это возможно;
- ориентация на совершенствование процессов, процедур и документации по логистическому обслуживанию потребителей;
- участие сотрудников функциональных подразделений предприятия в обеспечении требуемого уровня логистического обслуживания потребителей;
- четкое распределение должностных обязанностей работников предприятия.
- выполнение заказов с точки зрения разработанных и внедренных на предприятии стандартов обслуживания;
- непрерывное и постоянное поддержание требуемого потребителями уровня обслуживания;
- учет факторов внешней среды;
- достижение эффективности функционирования логистической системы.
Специалисты службы логистики реализуют эти принципы в набор целей и деятельности в области обслуживания потребителей, такие как:
- четкое установление заказов и принятие соответствующих мер в области политики обслуживания потребителей;
- предупреждающие (превентивные) воздействия и реализация механизма контроля над качеством логистического обслуживания;
- оптимизация затрат ресурсов предприятия, связанных с обеспечением требуемого потребителями уровня обслуживания;
- разработка корпоративных обязательств по поддержанию внутрифирменных стандартов логистического обслуживания потребителей;
- постоянный анализ требований, предъявляемых к логистической системе с целью определения возможностей по поддержанию требуемого потребителями уровня обслуживания.
Для решения этих задач специалисты службы логистики формируют структуру логистической системы с целью поддержания требуемого уровня обслуживания на всех стадиях процесса выполнения заказов.
Трудности при формировании логистической системы обуславливаются специфичностью "продукции" логистической системы. Попытки использовать в области логистического обслуживания потребителей подходы, традиционно применяющиеся в сфере производства материальной продукции, могут быть не эффективными из-за того, что:
- деятельность в сфере логистического обслуживания носит "творческий характер" и уровень ее качества оценивается потребителями непосредственно в процессе потребления;
- процессы предоставления и потребления логистического обслуживания протекают одновременно;
- в сфере логистического обслуживания высок процент индивидуального труда, уровень качества которого зависит от индивидуальных личностных особенностей привлеченных работников предприятия;
- многообразие требований, предъявляемых потребителями, затрудняет унификацию и стандартизацию методов, видов и уровней обслуживания;
- непосредственное взаимодействие исполнителя и потребителя логистических услуг при предоставлении обслуживания;
- воздействие на потребителя логистических услуг условий обслуживания, характеризуемых комплексом показателей обслуживания;
- конечная оценка уровня логистического обслуживания осуществляется на этапе непосредственного контакта потребителя и производителя услуг;
- невозможность транспортировки и хранения логистических услуг.
Под условиями обслуживания понимается совокупность факторов, воздействующих на потребителя в процессе предоставления услуги.
Рассмотрим основные требования, предъявляемые к формированию логистических систем:
- интеграция звеньев цепи поставок в единую логистическую систему, обеспечивающую эффективное сквозное управление материальными и информационными потоками;
- интеграция систем контроля над движением и использованием сырья, материалов и другой продукции, поступающей в производство, а также готовой продукции, доставляемой потребителю;
- обеспечение эффективного взаимодействия и согласованности функционирования функциональных элементов логистической системы;
- четкое вписывание логистической системы в действующие бизнес-процессы, а также в систему управления предприятием;
- функционирование логистической системы в соответствии с принципом Парето, призванным помочь специалистам службы логистики предприятия выявить важные задачи и возможности, т.е. логистическая система включает элементы, способствующие решению действительно важных и приоритетных задач (т.е. таких, для которых должны быть выделены ресурсы, в первую очередь);
- уделение внимания в равной мере методам, объектам, субъектам и самому предмету исследования в логистических системах;
- упорядоченность и ясность логистических систем (что не исключает ценности интуиции), совместимые со стилем управления, принятым на предприятии, и ориентированность на действия.
Определение требований, которым должна удовлетворять логистическая система, осуществляется на основе анализа целей функционирования логистической системы и ограничений внешней среды:
- гибкость, необходимость быстрой адаптации к изменениям факторов внешней среды в условиях политической и экономической нестабильности;
- возможности функционирования при неразвитой инфраструктуре и сфере обращения.
Анализ и синтез системы во взаимосвязи выявляют, из каких частей состоит целостная система и как они (части) взаимодействуют друг с другом. Если анализ является процессом мысленного расчленения (декомпозиции) или разбиения объекта на элементы с учетом имеющихся между ними связей, то синтез - процесс воссоединения элементов в одно целое. Выделяют следующие парадигмы синтеза логистических систем: аналитическая, технологическая, маркетинговая и интегральная.
Парадигма представляет собой понятие науки, означающее способ организации научного знания, задающий то или иное видение объекта и, соответственно, модели постановки и решения исследовательских задач.
Рассмотрим более подробно.
1. Аналитическая парадигма. Ставится задача построения экономико-математической модели, отражающей специфику решаемой задачи в области логистики. При этом задача четко определена, а модель реализуема. Но этого нелегко достичь, учитывая сложность, большую размерность и стохастичность (случайность) функционирования интегрированных логистических систем. Кроме того, реализация подобных моделей требует значительного числа исходных данных и разработки сложных алгоритмов принятия управленческих решений. Указанные требования могут привести к тому, что область практического применения логистических моделей и задач сужаются до уровня локальных систем. Для большинства прикладных задач, основанных на интегральной парадигме синтеза логистических систем, данный подход не позволяет получить требуемые решения на системном уровне. Аналитическая парадигма, например, не позволяет формализовать сложные динамические связи в логистических системах.
2. Технологическая парадигма. С одной стороны, можно сформулировать общую задачу формирования логистической системы, а с другой, - синтезировать систему информационной поддержки решения данной задачи. Данная парадигма ориентируется на административные функции, выполняемые сотрудниками функциональных подразделений предприятия: планирование, закупка материальных ресурсов, производство, распределение готовой продукции. Поддержка глобального процесса выполнения заказов осуществляется на основе применения информационных систем учета, контроля и принятия решений. В качестве примера использования технологической парадигмы можно привести системы MRP, MRPII и DRP, применяемые во внутрифирменных системах управления запасами и закупками материальных ресурсов, а также поставками готовой продукции потребителям. Наряду с этим решаются и отдельные задачи, например, расчет оптимальной партии поставки (заказа) или уровней запасов продукции в звеньях цепи поставок типа ОРТ. В то же время логистические системы, построенные на принципах технологической парадигмы, не обладают необходимым уровнем гибкости и динамичности, например, для регулирования отношений производителей с поставщиками и потребителями. Попытки применить технологическую парадигму приводят к распространению концепции MRP/OPT на новые логистические организационные структуры, что не обеспечит достижение положительного эффекта и может породить дополнительные, в ряде случаев неадекватные информационные потоки.
3. Маркетинговая парадигма. Модели, использующие данную парадигму при синтезе логистических систем, описывают связи между элементами логистической системы. Синтезируемая логистическая система предназначена для реализации стратегической цели предприятия – достижение стратегических конкурентных преимуществ на рынке. Модели логистических систем, построенные на основе данной парадигмы, являются в некоторой степени абстрактными, имеют большую размерность, многие переменные носят качественный характер, что затрудняет получение количественных решений. Примером маркетинговой парадигмы является LRP-система (Logistics Requirements Planning) - система контроля над входящими, внутренними и выходящими материальными потоками на уровне предприятий. Система LRP известна также под названием Supply Chain Management System (система управления цепью поставок). Система LRP обеспечивает: а) концептуальный подход к управлению запасами в распределительных сетях и функциональных подразделений предприятия; б) прогнозирование потребностей в материальных ресурсах, спроса на готовую продукцию и потребности в транспортных средствах; в) определение оптимального количества звеньев в цепи поставок.
4. Интегральная парадигма. Основными предпосылками применения интегральной парадигмы являются следующие принципы: а) обслуживание потребителей понимается как стратегический элемент системы обеспечения конкурентного преимущества предприятия; б) необходимость достижения высокого уровня интеграции между логистическими партнерами в цепи поставок, создание новых организационных (структурных) отношений; в) использование современных технологических возможностей для управления цепями поставок. Сущность интегральной парадигмы заключается в рассмотрении логистической системы как инструмента управления, интегрированного процессом выполнения заказов для достижения стратегических целей предприятия. Суть интегральной парадигмы проиллюстрируем на рис. 5.
Рис. 5. Интегральная парадигма логистики
Рисунок 5а отражает традиционный подход, основанный на таких функциональных областях логистики, как снабжение, производство и сбыт. В этом смысле с концептуальных позиций логистическая система имеет интегрирующий потенциал, ориентированный по материальному потоку. Однако, в основном, рассматривается координирующая функция и компенсация ограниченной или недостаточной интеграции с партнерами в цепи поставок.
Логистическая система, основанная на интегральном подходе, показана на рис. 5б. В модели материальный поток представлен в качестве интегратора процесса. Причем интегрирующая функция может распространяться ряд предприятий, организаций, подрядчиков, обобщенных функций, информационных систем и финансовых институтов. Таким образом, логистическая система рассматривается как интегрированная система, реализующая цели бизнеса предприятия.
Логистическая парадигма состоит в использовании методов системного анализа при анализе, синтезе, оценке и оптимизации функционирования логистических систем. В практических задачах формирования логистических систем рассмотренные выше парадигмы, как правило, комбинируются.
Формирование логистических систем основывается на использовании определенных методологических принципов и подходов. Как уже было отмечено, задача формирования логистической системы решается с точки зрения минимизации общих затрат ресурсов предприятия. В этой связи применение принципов системного анализа является одним из наиболее эффективных путей решения актуальных задач обслуживания.
Анализ зарубежных и отечественных научных исследований позволяет выделить следующие основные методологические принципы формирования логистических систем. Существуют следующие принципы для синтеза логистических систем.
Принцип глобальной оптимизации, интеграции и координации. При оптимизации структуры синтезируемой логистической системы согласовываются локальные цели функционирования элементов системы для достижения глобального оптимума. В процессе выполнения заказов достигается согласованное участие звеньев цепи поставок в управлении материальными потоками при условии реализации глобальной целевой функции системы.
Принцип контроля над уровнем обслуживания потребителей заключается в обеспечении требуемого уровня обслуживания внутренних и внешних потребителей.
Принцип согласования информационных, ресурсных, технических и других характеристик формируемой логистической системы (например, унификация данных для всех элементов логистической системы).
На основании указанных принципов, а также принципов можно сформулировать концептуальную основу формирования логистических систем на предприятии.
Реализуется комплекс мер, предусматривающих:
- принятие единых требований к уровню логистического обслуживания потребителей;
- организацию системы учета и оценки уровня обслуживания, систематическое проведение опросов и анкетирования для оперативного определения мнения потребителей;
- разработку внутрифирменных документов нормативно-технического характера, регламентирующих требования к логистическим системам, методам и результатам процессов обслуживания потребителей.
Формирование свойств системности в развитии логистики, обусловленное потребностями потребителей, открыло путь к формированию сложных логистических систем и комплексов. Они обеспечивают перемены в технологии и организации производства, повышение производительности труда, снижение материалоемкости и энергоемкости, повышение уровня качества обслуживания потребителей.
Представление тенденции формирования логистических систем как единства элементов и структуры достигается на основе исследования не только внутреннего функционирования систем, но и взаимодействия их с другими системами, условий их функционирования.
Логистические системы формируются необособленно друг от друга? Какими методами и средствами исследуются качественные особенности логистических систем? Это путь системного анализа, адекватный их природе, требующий самостоятельной и соответствующей методологической и теоретической базы: системного подхода, системотехники и общей теории систем. Исследование и разработка логистических систем осуществляется на основе интеграции естественнонаучных, технических и социальных знаний. Причем "фронт" их применения становится шире и глубже, повышается актуальность. Если при изучении логистических объектов учитывается стабильность их характеристик или устойчивость, то формирование логистических систем отличается обязательным учетом случайных многообразных воздействий. Практическое использование оборудования логистических объектов начинается после этапа их проектирования. Для применения же логистических систем необходимы предварительные теоретические исследования, результаты которых могут пополнять арсеналы научных знаний, стимулировать их развитие. Проведение теоретико-практических исследований логистических систем, как правило, ограничено по времени. Замена существующих логистических систем новыми системами начинается, как правило, до исчерпания их технических и технологических возможностей и ресурсов.
При формировании межэлементных связей образуется определенная структура системы. В зависимости от вида организации из комбинации элементов и их связей можно образовать различные структуры. Любой элемент системы обладает определенным количеством свойств, одни из которых при формировании межэлементных связей подавляются, другие, напротив, усиливаются и приобретают более отчетливое выражение. Однако степень подавления системообразующих (системозначимых) свойств элементов, как правило, бывает частичной, не полной. В этой связи при формировании логистической системы возникают не только "полезные" функции, положительно влияющие на функционирование системы и обеспечивающие сохранение системой её качественной особенности, но и дисфункции, отрицательно влияющие на ее функционирование.
Для возникновения системы нужны системосоздающие факторы, а для разрушения системы - системоразрушающие факторы. К системоразрушающим факторам относятся внешние воздействия, развитие дисфункции, возрастание энтропии. Внешние воздействия разрушают систему тогда, когда их сила становится больше силы внутренних связей системы. Дисфункция системы "взрывает" систему изнутри. Возрастание энтропии происходит из-за дезорганизующих внешних воздействий, износа и перерождения внутренних связей.
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ