В процессе управления проектом существуют два аспекта. Первый — это техническая сторона процесса управления, которая состоит из формальных, упорядоченных, чисто логических частей процесса. Техническая сторона зависит от наличия формальной информационной системы. В этот аспект входят планирование, расписание работ и контроллинг. Определяются и документируются четкие границы и масштаб проектов, для того чтобы связать проект и заказчика и способствовать процессу планирования и контроля. Процессу планирования и наблюдения за ходом выполнения работ по проекту способствует также создание отчетов о промежуточных результатах работы и структуре работ. Структура работ служит своеобразной базой данных, связывающей все уровни организации (основные, / промежуточные результаты и все работы, вплоть до задач) в единый пакет работ. Эффект любого изменения в проекте документируется и может быть отслежен. Поэтому любое изменение в какой-либо части проекта можно проследить до его источника при помощи интегрированных связей в системе. Такой подход к интеграции информации может обеспечить всех менеджеров проектами и всех клиентов информацией о принятых решениях соответственно их уровню и потребностям. Хороший управляющий проектом должен быть хорошо подготовлен в техническом аспекте управления проектами.
Второй аспект — это социокультурный аспект процесса управления проектом. В отличие от упорядоченного мира планирования проекта, этот аспект включает более запутанный, часто противоречивый и парадоксальный процесс выполнения проекта. Внимание сосредоточено на создании внутри организации временной социальной среды, объединяющей способности разных профессионалов, работающих над выполнением проекта. Менеджеры проектов должны чувствовать культуру проекта, стимулирующую коллективную работу и высокий уровень личной мотивации, равно как и возможности быстрого обнаружения и устранения проблем, угрожающих работе над проектом. Этот аспект предполагает и управление взаимодействием проектной и внешней по отношению к ней среды. Менеджеры проектов должны уметь оправдывать ожидания клиентов, получать поддержку высшего руководства, договариваться со своими функциональными коллегами, контролировать подрядчиков и т.д. Иными словами, менеджер должен выстроить сеть социального сотрудничества в неоднородном множестве союзников с различными стандартами, убеждениями и перспективами.
|
Некоторые считают, что технический аспект представляет собой «науку» управления проектом, а социокультурный — «искусство» управления проектом. Чтобы добиваться успеха, менеджер должен хорошо знать оба аспекта. К сожалению, некоторые управляющие проектом уделяют слишком большое внимание планированию как таковому и техническим аспектам управления проектом. Часто их первое знакомство с управлением проектом происходит посредством программного обеспечения управления проектом, и они начинают чрезмерно увлекаться сетевыми графиками, графиками Ганта и диаграммами отклонений хода работ от заданных сроков, пытаясь таким образом управлять проектом со стороны. Существует и другой тип менеджеров, которые управляют проектом, полагаясь при этом в основном на работу команды и политику организации. Хорошие управляющие проектом умеют учитывать как технический, так и социокультурный аспект управления проектом.
|
ВЫВОДЫ
В современном мире действуют достаточно сильные факторы, обуславливающие необходимость применения методов управления проектом для решения проблем и расширения возможностей развития бизнеса. Проект определяется, как нерутинное, единичное мероприятие, ограниченное во времени, по ресурсам и условиям выполнения работы с целью удовлетворения потребностей клиента (выполнение заказа). Одной из характерных черт управления проектом является то, что у него есть момент начала и момент завершения, и что весь он состоит из четырех этапов: определение целей, планирование, выполнение работ, сдача заказчику. Эффективное управление проектом начинается с отбора проектов и определения их приоритетности по отношению к целям и стратегии организации. Успешное выполнение проекта требует умелого учета как технических, так и социокультурных аспектов этого процесса.
ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫОДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ «Хаос»: Проекты по разработке программного обеспечения
«Тhe Standship Group International» является исследовательско-консультационной фирмой, специализирующейся в области программного обеспечения для решения проблем целевого управления и электронной коммерции. Специалисты фирмы проанализировали причины успеха и неудач проектов по разработке и применению данного рода программного обеспечения и опубликовали результаты своих исследований. Их работа под кодовым названием «Хаос» показывает, что 31% проектов по разработке таких программ не доходит до завершения; Кроме этого, 58% проектов обходятся в 189% от их первоначальной сметной стоимости. Что касается успеха, то только 16% проектов выполняется в срок и не превышая сметы. В больших компаниях процент успеха еще ниже — всего 9%. По подсчетам «Тhe Standship Group», в 1995 г. американские компании и правительственные организации затратили $81 млн на незаконченные проекты.
|
Данные, приведенные в работе «Хаос», основываются на цифрах, полученных в результате исследований и личных опросов. Респондентами были менеджеры высшего звена в сфере информационных технологий. Исследования проходили в крупных, средних и малых компаниях во всех областях бизнеса, как то: банковское дело, операции с ценными бумагами, промышленное производство, розничная и оптовая торговля, здравоохранение, услуги страхования, а также во властных структурах местного, регионального и федерального уровня. Было опрошено 365 респондентов и проанализировано 8380 проектов.
Основываясь на детальном сравнении успешных и неуспешных проектов по созданию программ, «Тhe Standship Group» разработала схему возможного успеха, в которой выделены ключевые факторы, от которых может зависеть успех проекта. Критерии успеха измерялись на основе данных, полученных от менеджеров в области информационных технологий, Самый важный критерий — «заинтересованность покупателя» — получил 19 баллов по шкале успеха, наименее важный — «трудолюбивый, ориентированный на выполнение проекта персонал» — получил 3 балла. Ниже приведены критерии успеха в порядке их значимости от наибольшей к наименьшей:
№ п/п | Критерии успеха | Баллы |
1. | Заинтересованность пользователя | |
2. | Поддержка со стороны высшего руководства | |
3. | Четкое формулирование требований | |
4. | Правильное планирование | |
5. | Реалистичность ожиданий | |
6. | Разбивка проекта по этапам | |
7. | Квалифицированный персонал | |
8. | Материальная заинтересованность проектной команды | |
9. | Четкое понимание задач и целей | |
10. | Трудолюбивый, ориентированный на выполнение работы персонал | |
Всего |