ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ




Внедрение системы управления проектами в организации всегда про­исходит поэтапно. Существует несколько моделей отображения этого про­цесса. Как Институт разработчиков программного обеспечения, так и Ин­ститут управления проектами разработали модели «зрелости», прослежи­вающие эволюцию применения систем управления проектом в организации. В основном рассматривается трехфазная модель, вы­веденная на основе наблюдений.

Первая фаза: случайное использование. Эта фаза обычно начинает­ся с того, что какой-то работник или отдел выступают с инициативой исполь­зовать один или более базовых приемов управления проектом для выполне­ния конкретной работы. Для такой инициативы могут быть самые разнооб­разные причины. Например, может возникнуть необходимость четкого соблюдения графика и проведения контроля за ходом выполнения работ. И окажется, что, использование базовых приемов управления проектом вполне может положительно повлиять на общие результаты. На этом этапе, как правило, используются такие приемы управления проектом, как сете­вые графики или назначение различных работ проекта для выполнения по отделам организации. Высший менеджмент практически не принимает ре­шений по использованию этих приемов. В некоторых случаях все усилия за­кончатся ничем. При получении отрицательного результата причину могут усмотреть в применяемых приемах, хотя в большинстве случаев она кроет­ся в чем-то ином. Причиной зачастую является полное отсутствие коорди­нации между проектом и ресурсами. Иногда от приемов управления проек­том отказываются на какой-либо период, но через несколько лет к ним воз­вращаются снова. Зачастую ближе к концу этой фазы начинают возникать конфликты по функциональным линиям как результат напряженных отно­шений между системой контроля и управлением проектом.

Вторая фаза: формальное применение. На преодоление первой фазы может уйти от двух до пяти лет. Во второй фазе преградами на пути успеха проекта считаются разнообразные потребности и неспособность их удов­летворить. Типичным в этой фазе является появление понимания того, что основы знаний по управлению проектом необходимы на каждом уровне управления в организации. Всячески поощряется посещение персоналом практических занятий по управлению проектом. Менеджеры знают, что многие проекты выполняются одновременно, а следовательно, крайне не­обходимо распределение по графикам ресурсов для всего множества про­ектов. В центре постоянного внимания оказываются промежуточные ре­зультаты работы и время выхода проекта на рынок. Высший менеджмент становится более заинтересованным в лучшем управлении проектами. Насущной становится необходимость контроля качества. Понимание кли­ентом или заказчиком каждого проекта становится частью культуры орга­низации. Менеджеры проектов получают больше прав по контролю над проектами; управляющие функциональными отделами уже не так боятся отдать часть своей власти управляющим проектами. В частных беседах об­суждают вопросы эффективности структуры организации. И группа, при­званная решить данные вопросы, изучает, как можно преобразовать орга­низацию в формальную матричную структуру. Больше внимания уделяет­ся руководству проектами. Верхнее звено управления играет не столь активную роль в выборе проектов и определении их приоритетности. Труд­но понять отношения между стратегическим планированием и проектами. Менеджменту требуется отступить для того, чтобы интегрировать страте­гическое планирование и проекты.

Третья фаза: организации, сориентированные на проекты. В третьей фазе перспектива является длительной, долгосрочной. Высший менедж­мент теперь играет значительную роль в определении стратегии, разработ­ке сбалансированного портфеля проектов и определении приоритетов сре­ди проектов. Приоритетные проекты включаются непосредственно в стра­тегический план организации. Управление проектом становится частью организационной культуры. Все прекрасно понимают друг друга и работа­ют как команда. Организационная структура представляет собой матрицу проектов и проектные команды с соответственно распределенными ресур­сами. Ресурсы справедливо распределены по всем проектам с учетом при­оритетов. Проекты увязаны с отчетностью. Высший менеджмент знает и ценит хороших руководителей проектов. Системы оценки и поощрений связаны с вкладом каждого отдельного работника в групповые усилия про­ектной группы. Написаны руководства по обучению персонала, и полити­ка группы расписана для каждого этапа жизненного цикла проекта. Не прекращается подготовка по всем параметрам управления проектом; це­лью является доведение управления проектом до совершенства. Заверше­ние проекта включает в себя аудит, оценку затраченного времени, издер­жек, технических работ и работ по управлению. Итогом такого 5—10-лет­него, иногда мучительного, труда является достижение упорядоченного, всеобъемлющего, организованного подхода к управлению и выполнению проектов, связанных со стратегическими планами. Организации могут быть в достаточной степени уверены, что такой интегрированный подход улуч­шит контроль над временем и сметой; однако возрастает вероятность того, что внутренняя работа организации станет более сложной. Три данные фазы протекают в разное время в зависимости от типа и размера фирмы. Например, некоторые крупные организации можно срав­нить с мозаикой, где различные отделы в одно и то же время находятся на разных фазах. Каждая организация, в которой проекты являются основ­ной частью ее работы (как то: программы, компьютерное оборудование, продукция, строительство, технологии, услуги, консалтинг или исследова­ния и разработки), постоянно пытается усовершенствовать подход к уп­равлению проектами. Прохождение трех фаз может быть последователь­ным и постепенным. Однако для того, чтобы более эффективно конкури­ровать с другими организациями, желательно перейти к третьей фазе как можно быстрее. Приближение к оптимальному уровню может быть уско­рено через развитие навыков и способностей каждого менеджера органи­зации посредством обучения управлению проектом — не как набору не­связанных понятий, а как единому целому.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: