ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ
Специальных психологов в школе (или МДОУ) на 3 курсе
Практика проводится в течение четырёх недель в МДОУ под руководством специального психолога. Перед выходом студентов на учебную и производственную практику проводится установочная конференция в университете. После прохождения практики проводятся итоговая конференция.
Прохождение практики осуществляется в два этапа.
I. Учебная практика (первая- вторая неделя)
II. Производственная практика (третья-четвёртая неделя)
Содержание психолого-педагогической практики
В доу
1. Осуществление наблюдений за детьми на занятиях и в свободное время. Психолого-педагогический анализ занятия с использованием программы.
2. Знакомство с медицинской и психолого-педагогической документацией.
3. Анализ и обобщение результатов психолого-педагогического наблюдения за детьми и работы с документацией.
4. Знакомство с обследуемым ребенком. Проведение диагностической беседы.
5. Проведение психологического обследования школьника. Обследование отдельных познавательных процессов. Обследование внимания. Обследование сенсорно-перцептивной организации и памяти. Обследование мышления. Обследование речи.
6. Диагностика обучаемости ребенка.
7. Диагностика знаний и навыков дошкольников.
8. Обследование особенностей личности дошкольников.
9. Анализ и обобщение полученных результатов.
Учебная практика предполагает:
1. Знакомство с психологом, с дошкольниками, с педагогами. Установление эмоционального контакта с детьми. Подготовиться к работе с картой наблюдения. Познакомится с психологической службой МДОУ (знакомство с нормативной и правовой документацией, оснащением кабинета, психологическим инструментарием). Составить визитную карточку МДОУ (приложение 2). Начать вести дневник психологической практики. (приложение 1).
|
2. Присутствие на уроках по расписанию. Заполнение карты наблюдений на всю группу. Посещение занятий психолога (по плану работы психолога), анализ занятий психолога - подробные записи хода диагностических, коррекционно-развивающих занятий. Составление анализа психокоррекционного занятия (приложение 5). Беседа с педагогами группы, формулирование запроса на психокоррекционную помощь. Заполнение карты наблюдения за поведением дошкольников (приложение 4) Выявление детей группы риска на основании полученных данных. Составление клинико-психолого-педагогическую характеристики группы (приложение 3) на основании знакомства с личными делами и индивидуальными картами детей, определение психолого-педагогического статуса ребенка (анамнез - медицинская карта, результаты психолого-педагогического обследования)
3. Углубленное знакомство с психологическим инструментарием психологического кабинета. Составление плана индивидуальной диагностики детей: рисунок человека; дом, дерево, человек; диагностика страха «Боишься ли ты?»; «лесенка»; шкала самооценки; тест Векслера на определение уровня интеллекта, матрицы Равена, диагностика адаптации к школе и мотивации обучения, диагностика личностных особенностей, диагностика мышления, эмоционального развития, диагностика семейных отношений, диагностика межличностных отношений в классе (социометрия, Film-test Рене Жиля), цветовой тест Люшера и др. Обработка и анализ полученных данных для формирования коррекционно-развивающих групп и мероприятий.
|
4. Продолжение индивидуальной диагностики: рисуночная проективная методика «Рисунок семьи» Обработка полученных данных. Заполнение индивидуальных карт на детей.
5. Ознакомление с планом психокоррекционной работы психолога с детьми на год и помесячное планирование. Присутствие на коррекционно-развивающем занятии психолога, анализ занятия. Составление плана индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий с учетом полученных данных. Установление эмоционального контакта с детьми группы риска (осуществление подготовительного этапа психокоррекционной работы по формированию групповой сплоченности). Составить расписание работы на три две недели производственной практики.
Производственная практика
Организуется производственная деятельность студентов в качестве специальных психологов в МДОУ.
1. Планирование и проведение психокоррекционных занятий (индивидуальных 4, подгрупповых 4):
- Подготовить наглядный и раздаточный материалы для занятий
- составление программы психокоррекции;
- проведение психокоррекционных занятий (в день: 1 индивидуальных и 1 подгрупповое);
- оценка результативности психокоррекционных занятий;
- определение путей дальнейшего психологического сопровождения дошкольников (составление рекомендаций для психолога, педагогов и родителей);
- посещение занятий других студентов с целью анализа и оценки;
- подготовить и провести консультацию для педпгогов по результатам диагностики;
- разработать рекомендации педагогам и родителям для работы и воспитания детей группы риска.
2. Планирование психоконсультационной деятельности:
· подготовить консультацию по вопросам возрастной психологии (возрастные нормативы психического развития дошкольников в группе, в которой студент проходит практику).
· подготовить консультацию по проблемам поведения, выявленным в результате психологического исследования
· подготовить консультацию по особенностям психического развития и основных направлений психологической помощи детям с профилирующей патологией группы (ЗПР, УО, ДЦП, ОНР)
Отчётная документация
По окончании психологической практики студент должен предоставить следующую документацию: