Наблюдений за детьми на занятиях, анализа учебного процесса,
Бесед с ребёнком и психодиагностического обследования)
Особенности внимания.
Продуктивность внимания, его концентрация, устойчивость, распределяемость, переключаемость. Отвлекаемость и рассеянность внимания, их причины. Характеристика видов внимания. Особенности внимания в учебной деятельности.
Какие средства привлечения и поддержания внимания наиболее эффективны для ученика.
Особенности сенсорно-перцептивной организации. Восприятие формы, цвета, величины.
Узнавание, знание, соотнесение и дифференциация цвета, формы, величины.
Уровень овладения сенсорными эталонами и перцептивными действиями с ними.
Восприятия многопредметного пейзажа и сюжетных картин. Темп и динамичность восприятия, устойчивость, истощаемость, склонность к застреванию, объем и полнота восприятия, адекватность восприятия, наличие искажений и привнесений, дифференцированность, генерализованность восприятия, планомерность, систематичность, последовательность, хаотичность восприятия.
Восприятие пространства. Пространственная ориентировка на листе бумаги, на собственном теле, в комнате.
Восприятие времени. Знание мер времени, последовательности и длительности событий, их отдаленности или близости.
Особенности представлений. Адекватность, точность, полнота, целостность, фрагментарность, уподобляемость, дифференцированность, искаженность, обобщенность.
Особенности памяти.
Характеристика основных видов памяти (зрительной, слуховой, моторной).
Характеристика запоминания (темп, объем), сохранения (прочность), узнавания (известного в новом), воспроизведения (точность, последовательность, полнота). Характеристика опосредованного запоминания. Уровень развития памяти (преобладает механическая или словесно-логическая память).
|
Особенности мышления.
Характеристика динамической стороны мышления. Темп мыслительных процессов (ускоренный, замедленный, тугоподвижность, обстоятельность мышления), устойчивость мыслительных процессов, истощаемость мыслительных процессов.
Характеристика мыслительных операций. Особенности анализа, синтеза, сравнения, аналогии, абстрагирования, обобщения, классификации. Умение выделять существенные признаки.
Характеристика содержательной стороны мышления. Особенности усвоения понятий. Их дифференцированность, уподобляемость, обобщенность, степень овладения семантической нагрузкой, наличие псевдопонятий.
Характеристика мыслительной деятельности. Критичность мышления, логичность, доказательность, последовательность рассуждений, умение делать выводы, умозаключения, умение устанавливать закономерности и аналогии, умение выделять причинно-следственные связи, устанавливать последовательность событий, способность к прогнозу, понимание переносного смысла.
Характеристика основных видов мышления. Особенности наглядно-действенного, наглядно-образного и понятийного мышления.
5. Особенности речевой деятельности.
Характеристика импрессивной речи. Особенности фонематического слуха. Понимание слов, пассивный словарь Понимание грамматических конструкций, простых предложений и контекстной речи.
Характеристика экспрессивной речи. Особенности фонетической, лексической, грамматической и просодической стороны речи.
|
Характеристика монологической речи. Ее связанность, логичность, выразительность, завершенность.
Характеристика диалогической речи. Ее активность или пассивность, умение вести диалог, овладение ее навыками и приемами.
Характеристика письменной речи. Затруднения в выполнении письменных заданий: списывание, письмо под диктовку, самостоятельные работы. Дефекты речи: звукопроизношения, заикание, дисграфия, дислексия.
6. Результаты тестирования детей.
Обследование интеллекта с помощью теста WISC. Обследование отдельных сторон интеллекта с использованием теста Равена. Обследование обучаемости по методике А.Я. Ивановой.
Д. Особенности личности
1. Особенности направленности личности. Структура и иерархия мотивов ребёнка. Ведущие мотивы и особенности борьбы мотивов. Мотивация учебной деятельности. Общественная направленность личности дошкольников.
Структура и иерархия интересов дошкольника. Их направленность, разнообразие, глубина, устойчивость, избирательность, осознанность, форма проявления интересов. Структура и иерархия идеалов школьника.
2. Особенности характера.
Особенности структуры характера. Волевые черты характера: черты активности (решительность, смелость, инициативность, активность); черты организованности (выдержанность, сдержанность, целеустремленность, самоконтроль, уверенность в себе); черты стойкости характера (терпеливость, настойчивость, мужество). Наличие негативных черт: упрямство, внушаемость, своеволие, капризность, негативизм, импульсивность, развязность.
|
Нравственные черты характера: доброта, гуманность, правдивость, искренность, скромность, вежливость, отзывчивость, трудолюбие, добросовестность, коллективизм. Наличие негативных черт: эгоцентризм, черствость, лживость, озлобленность и т. д.
Черты характера, связанные с темпераментом: экстраверсия — интроверсия, спокойствие — тревожность, переключаемость — регидность.
Типология характера. Какие типологические особенности имеет характер школьника. Оценить тип характера ребенка, исходя из психологических классификаций (А.Е. Личко, К. Леонгарда, и т. д.).
Наличие патологических черт характера. Депрессивность, аффективность, агрессивность, склонность к жестокости и садизму, ау-тичность, склонность к бродяжничеству, побегам, сексуальная расторможенность, склонность к алкоголизации и токсикомании и т. д.
3. Особенности самооценки и уровня притязаний Рационально-оценочные компоненты самооценки (адекватность и неадекватность знаний о себе), эмоционально-оценочные компоненты самооценки (удовлетворенность и неудовлетворенность собой), устойчивость, дифференцированность, обобщенность самооценки. Уровень притязаний.
4. Особенности системы отношений школьника. Отношения к окружающим: к родителям, к семье, учителям, сверстникам, детской группе, людям, к старшим, к младшим. Отношение к своему дефекту, к будущему, к прошлому. Отношение к школе, учебным предметам.
Д. Заключение
Сделать заключение об особенностях познавательной деятельности и личности ребенка. Провести психологический анализ их структуры с позиций целостного и системного подходов. Выявить индивидуальные и типологические черты ребенка. Раскрыть структуру дефекта и ведущие нарушения психики школьника. Сформулировать диагноз и психологический прогноз дальнейшего развития ребёнка.
Наметить задачи, формы и содержание индивидуальной коррекционно-воспитательной работы с дошкольником. Показать черты личности и интеллекта дошкольника, на которые можно опереться в деятельности педагога и психолога.
Разработать рекомендации по работе с ребенком для учителей, психологов и родителей.