Экспериментатор дает ребенку второй набор карточек, собранных в колоду в случайном порядке, со словами: “Ты уже научился складывать карточки. Эти — другие, но их тоже можно разложить на группы по разным признакам. Сделай это или расскажи, как можно это сделать”.
Не следует называть признаки или оговаривать количество групп. Участие экспериментатора может проявиться лишь в том случае, когда ребенок, выделив один признак, проявляет пассивность. Тогда можно, смешав карточки, задать ребенку вопрос: “А как еще можно их собрать?”, стимулируя тем самым продолжение работы. В протоколе регистрируется общее время выполнения и результат самостоятельных действий ребенка.
Обработка и интерпретация полученных результатов. При обработке полученных данных учитываются следующие параметры: 1) активность самостоятельной ориентировки ребенка на первом этапе; 2) количество помощи полученное ребенком, выраженное в количестве уроков-подсказок; 3) проявление инертности; 4) способность дать обобщающую словесную формулировку, способность к логическому переносу.
Если ребенок при выполнении третьего этапа “аналогичное задание” свободно перечисляет все три признака группировки, это оценивается как полный логический перенос в словесной форме. Это наилучший результат. Выделение ребенком только двух признаков группировки оценивается как частичный перенос в словесной форме. Если ребенок правильно совершает все три группировки, не умея сформулировать принцип классификации на словах, это оценивается как полный перенос в наглядно-действенной форме. Совершение только двух правильных группировок, без соответствующего словесного оформления расценивается как частичный перенос в наглядно-действенной форме. При выделении ребенком менее двух (т.е. одного или ни одного) признаков классификации фигур аналогичного задания расценивается как отсутствие логического переноса.
|
Результаты исследования переводятся в баллы по следующим правилам:
1. Ориентировка — ОР:
· активная — 0;
· пассивная — 1.
2. Восприимчивость к помощи — ВП:
· за каждый урок в каждой из трех задач — 1;
· за каждое проявление инертности — 1.
ЛП: |
3. Способность к логическому переносу - ЛП
· отсутствие обобщающей формулировки в конце каждой задачи —1;
· полный перенос в словесной форме - 0;
· частичный перенос в словесной форме - 1;
· полный перенос в наглядно-действенной форме - 2;
· частичный перенос в наглядно-действенной форме - 3;
· отсутствие переноса—4.
Итоговый числовой показатель обучаемости — ПО:
ПО = ОР + ВП + ЛП.
Количественный показатель обучаемости здоровых детей находится в диапазоне
ПО = от 0 до 5 баллов. Средние значения ПО == 3 балла.
Количественный показатель обучаемости для детей с пограничными состояниями находится в диапазоне ПО = от 5 до 9 баллов.
Количественный показатель обучаемости умственно отсталых детей находится в диапазоне ПО = от 9 до 20 баллов. Средние значения ПО == 13 баллов.
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ
А. Анализ деятельности дошкольников
1. Направленность познавательной деятельности: в какой мере познание школьников подчинено учебной задаче, устойчиво ли внимание, быстро ли переключалось с одной задачи на другую.
2. Соотношение внутреннего и внешнего в деятельности: какие наблюдались проявления совершаемой умственной деятельности (быстрое и верное высказывание, правильное действие, ошибочный с паузами ответ, ожидание подсказки и т.д.), какие и как решались задачи, как использовалась внешняя и внутренняя речь для выполнения задания.
|
3. Соотношение самостоятельности и подражательности в деятельности дошкольников: имело ли место выполнение задания по образцу, путем простого копирования; насколько это было оправданным и целесообразным. Отметить случаи самостоятельного нахождения задачи.
4. Соотношение конкретного и обобщенного в умственной деятельности учащихся: отметить факты оперирования конкретным содержанием, отметить случаи использования обобщенного содержания, отметить использование учащимися материала, представленного в образах и понятиях.
5. Использование учащимися способов, приемов умственной деятельности: установить и назвать умственные действия, которыми владеют школьники. Какие умственные действия учащиеся используют чаще? Какие реже? Каков уровень осознания выполняемых действий?
6. Отношение учащихся к предмету занятий: в какие моменты урока наиболее ярко были выражены эмоции, с чем это связано?
7. Действенность эмоций: отметить случаи влияния положительных эмоций на познавательную активность школьников, отметить случаи влияния отрицательных эмоций на пассивность учащихся.
8. Устойчивость и динамичность отношений: одинаково ли отношение учащихся к учебной работе или оно менялось. Если отношение менялось, то с чем это связано?
9. Соотношение интеллектуального и эмоционального в учебной деятельности детей: отметить случаи учебной работы без видимого эмоционального отношения, отметить случаи, когда эмоции изменяли поиск решения задачи.