Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование экономического субъекта, составившего документ;
4) содержание факта хозяйственной жизни;
5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Вторичные бухгалтерские документы
Ко вторичным (сводным) бухгалтерским документамотносят шахматные и оборотно-сальдовые ведомости.
Принцип составления шахматной ведомости заключается в том, что по вертикали отражаются записи по кредиту счетов, а по горизонтали по дебету. Данные для формирования шахматной ведомости берутся из открытых схем счетов или журнала хозяйственных операций. Из нее можно получить данные по оборотам счетов бухгалтерского учета за отчетный период. В конце отчетного периода данные по каждому счету суммируются по вертикале и горизонтали. Затем суммируются итоги по горизонтали и вертикали, причем по принципу двойной записи должна получиться одинаковая сумма. Если этого не происходит, значит, в разнесении данных допущена ошибка.
Пример шахматной ведомости
|
К-т Д-т | … | … | … | Всего | |||||||||||
… | |||||||||||||||
… | |||||||||||||||
Итого |
В примере отражены три хозяйственные операции:
1. Из кассы выдана зарплата в размере 1000 руб.
2. С расчетного счета в кассу переданы денежные средства в размере 2000 руб.
3. От заказчика на расчетный счет поступили 6000 руб.
Оборотно-сальдовая ведомость
Оборотно-сальдовая ведомость служит для обобщения, проверки правильности записей на счетах бухгалтерского учета и составления нового баланса. Их составляют как по синтетическим, так и по аналитическим счетам. Форма и порядок записи в оборотной ведомости по синтетическим счетам представлен ниже.
|
ОБОРОТНО-САЛЬДАВАЯ ВЕДОМОСТЬ ПО СИНТЕТИЧЕСКИМ СЧЕТАМ за январь 200_ г. (в руб.)
№ счета | Наименование счета | Сальдо начальное | Оборот | Сальдо конечное | |||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
Основные средства | |||||||
Материалы | |||||||
Основное производство | |||||||
__ | _________ | ||||||
__ | _________ | ||||||
__ | _________ | ||||||
Итого | Сумма 1 | Сумма 1 | Сумма 2 | Сумма 2 | Сумма 3 | Сумма 3 |
Для составления оборотной ведомости использованы данные о начальных остатках, оборотах и конечных остатках синтетических счетов.
В оборотной ведомости по синтетическим счетам должно быть по итогу три равенства: первое – остатков на начало отчетного года по дебету и кредиту; второе — оборотов по дебету и кредиту; третье — остатков на конец отчетного периода по дебету и кредиту.
Первое равенство отражает баланс предприятия на начало отчетного периода.
Второе равенство (равенство оборотов) обусловлено применением способа двойной записи на счетах, при которой каждая операция записывается в одинаковой сумме по дебету и кредиту разных счетов.
Третье равенство отражает итоговый баланс на конец отчетного периода.
Равенство итогов всех трех пар колонок оборотной ведомости по синтетическим счетам имеет большое контрольное значение, так как свидетельствует о правильной записи на счетах бухгалтерского учета.
|
Лекция 17
План счетов бухгалтерского учета
План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).
В едином Плане счетов счета сгруппированы в восемь разделов. Отдельно выделены забалансовые счета. Основой группировки счетов по разделам являются экономические особенности учитываемых объектов. В каждом разделе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных операций. Расположены разделы в определенной последовательности, в соответствии с характером участия имущества в его кругообороте. Вначале отражены разделы со счетами имущества, необходимого для производственного процесса (раздел I «Внеоборотные активы», раздел II — «Производственные запасы»). Затем показаны разделы со счетами издержек производства, готовой продукции и товаров, денежных средств и расчетов (III—VI разделы).
В последующих разделах отражены капитал и финансовые результаты организации (VII, VIII разделы). Обязательства организации отражены в VI разделе.
В новом Плане счетов вновь введено 5 счетов (14, 59, 63, 81, 91). Из старого Плана счетов исключено 23 счета. В новом Плане счетов предусмотрено 20 счетов для отражения операций по исключенным счетам. Всего в новом Плане 60 балансовых и 11 забалансовых счетов.
Забалансовые – это счета, предназначенные для учета арендованных средств, принятых на ответственное хранение ТМЦ и иных имущественных позиций.
Учетные регистры
Записать операцию на счетах — это значит отразить ее содержание в бухгалтерских книгах, карточках или свободных листах, являющихся учетными регистрами.
Совокупность и расположение реквизитов в регистре определяют его форму, которая зависит от особенностей учитываемых объектов, назначения регистров, способов учетной регистрации. Под учетной регистрацией понимают запись хозяйственных операции в учетных регистрах.
По внешнему виду учетные регистры подразделяются на книги, карточки и свободные листы (ведомости).
Бухгалтерские книг и - это учетные регистры в которых все страницы пронумерованы и заключены в переплет. На последней странице указывается общее число пронумерованных страниц за подписью главного бухгалтера или другого уполномоченного лица. В некоторых книгах, например кассовой, страницы не только нумеруют, но и прошнуровывают шпагатом, скрепляют сургучной печатью. Книги применяют для синтетического и аналитического учета (например, кассовая, главная книга, журнал хозяйственных операций и пр.).
Карточки – это бланки из плотной бумаги или неплотного картона, не скрепляемые между собой. Их хранят в специальных ящиках — картотеках, карточки открываются на год. Открытые карточки регистрируют в специальном реестре для обеспечения контроля за их сохранностью. В настоящее время они являются самым распространенным видом регистров в нашей стране (индивидуальная карточка сотрудника, карточка объекта основных средств, материалов и пр.).
Свободные листы (ведомости) – это те же бланки, отличающиеся от карточек лишь тем, что изготовляются из менее плотной бумаге и имеют больший формат. Хранят их в особых папках-регистраторах; заводятся они, как правило, на месяц или квартал. Запись в учетные регистры осуществляют ручным или машинным способом (журналы-ордера, оборотные, шахматные ведомости).