Первичные учетные документы




Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

 

 

Вторичные бухгалтерские документы

Ко вторичным (сводным) бухгалтерским документамотносят шахматные и оборотно-сальдовые ведомости.

Принцип составления шахматной ведомости заключается в том, что по вертикали отражаются записи по кредиту счетов, а по горизонтали по дебету. Данные для формирования шахматной ведомости берутся из открытых схем счетов или журнала хозяйственных операций. Из нее можно получить данные по оборотам счетов бухгалтерского учета за отчетный период. В конце отчетного периода данные по каждому счету суммируются по вертикале и горизонтали. Затем суммируются итоги по горизонтали и вертикали, причем по принципу двойной записи должна получиться одинаковая сумма. Если этого не происходит, значит, в разнесении данных допущена ошибка.

 

Пример шахматной ведомости

К-т Д-т                       Всего
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                             
                             
Итого                              

 

В примере отражены три хозяйственные операции:

1. Из кассы выдана зарплата в размере 1000 руб.

2. С расчетного счета в кассу переданы денежные средства в размере 2000 руб.

3. От заказчика на расчетный счет поступили 6000 руб.

 

Оборотно-сальдовая ведомость

Оборотно-сальдовая ведомость служит для обобщения, проверки правильности записей на счетах бухгалтерского учета и составления нового баланса. Их составляют как по синтетическим, так и по аналитическим счетам. Форма и порядок записи в оборотной ведомости по синтетическим счетам представлен ниже.

 

ОБОРОТНО-САЛЬДАВАЯ ВЕДОМОСТЬ ПО СИНТЕТИЧЕСКИМ СЧЕТАМ за январь 200_ г. (в руб.)

 

№ счета Наименование счета Сальдо начальное Оборот Сальдо конечное
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
  Основные средства            
  Материалы            
  Основное производство            
__ _________            
__ _________            
__ _________            
Итого   Сумма 1 Сумма 1 Сумма 2 Сумма 2 Сумма 3 Сумма 3

 

Для составления оборотной ведомости использованы данные о начальных остатках, оборотах и конечных остатках синтетических счетов.

В оборотной ведомости по синтетическим счетам должно быть по итогу три равенства: первое – остатков на начало отчетного года по дебету и кредиту; второе — оборотов по дебету и кредиту; третье — остатков на конец отчетного периода по дебету и кредиту.

 

Первое равенство отражает баланс предприятия на начало отчетного периода.

Второе равенство (равенство оборотов) обусловлено применением способа двойной записи на счетах, при которой каждая операция записывается в одинаковой сумме по дебету и кредиту разных счетов.

Третье равенство отражает итоговый баланс на конец отчетного периода.

Равенство итогов всех трех пар колонок оборотной ведомости по синтетическим счетам имеет большое контрольное значение, так как свидетельствует о правильной записи на счетах бухгалтерского учета.

Лекция 17

 

План счетов бухгалтерского учета

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему реги­страции и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгал­терском учете. В нем приведены наименования и номера синтетичес­ких счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго по­рядка).

 

В едином Плане счетов счета сгруппированы в восемь разделов. Отдельно выделены забалансовые счета. Основой группировки сче­тов по разделам являются экономические особенности учитываемых объектов. В каждом разделе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных операций. Расположены разделы в определенной последовательности, в соответствии с харак­тером участия имущества в его кругообороте. Вначале отражены раз­делы со счетами имущества, необходимого для производственного процесса (раздел I «Внеоборотные активы», раздел II — «Производст­венные запасы»). Затем показаны разделы со счетами издержек про­изводства, готовой продукции и товаров, денежных средств и расче­тов (III—VI разделы).

В последующих разделах отражены капитал и финансовые результаты организации (VII, VIII разделы). Обязательства организации отражены в VI разделе.

В новом Плане счетов вновь введено 5 счетов (14, 59, 63, 81, 91). Из старого Плана счетов исключено 23 счета. В новом Плане счетов предусмотрено 20 счетов для отражения операций по исключенным счетам. Всего в новом Плане 60 балансовых и 11 забалансовых сче­тов.

 

Забалансовые – это счета, предназначенные для учета арендованных средств, принятых на ответственное хранение ТМЦ и иных имущественных позиций.

 

Учетные регистры

Записать операцию на счетах — это значит отразить ее содержание в бухгалтерских книгах, карточках или свободных листах, являющихся учетными регистрами.

Совокупность и расположение реквизитов в регистре определяют его форму, которая зависит от особенностей учитываемых объектов, назначения регистров, способов учетной регистрации. Под учетной регистрацией понимают запись хозяйственных операции в учетных регистрах.

 

По внешнему виду учетные регистры подразделяются на книги, карточки и свободные листы (ведомости).

 

Бухгалтерские книг и - это учетные регистры в которых все страницы пронумерованы и заключены в переплет. На последней странице указывается общее число пронумерованных страниц за подписью главного бухгалтера или другого уполномоченного лица. В некоторых книгах, например кассовой, страни­цы не только нумеруют, но и прошнуровывают шпагатом, скрепляют сургучной печатью. Книги применяют для синтетического и аналитического учета (например, кассовая, главная книга, журнал хозяйственных операций и пр.).

 

Карточки – это бланки из плотной бумаги или неплотного картона, не скрепляемые между собой. Их хранят в специальных ящиках — картотеках, карточки открываются на год. Открытые карточки регистрируют в специальном реестре для обеспечения контроля за их сохранностью. В настоящее время они являются самым распространенным видом регистров в нашей стране (индивидуальная карточка сотрудника, карточка объекта основных средств, материалов и пр.).

 

Свободные листы (ведомости) – это те же бланки, отличающиеся от карточек лишь тем, что изготовляются из менее плотной бумаге и имеют больший формат. Хранят их в особых папках-регистраторах; заводятся они, как правило, на месяц или квартал. Запись в учетные регистры осуществляют ручным или машин­ным способом (журналы-ордера, оборотные, шахматные ведомости).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: