Основные правила ведения бухгалтерского учета определены Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
Эти правила следующие.
1. Обязательность двойной записи хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.
2. Учет объектов учета осуществляется в рублях на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.
3. В бухгалтерском учете текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг осуществляются раздельно от затрат, связанных с капитальными и финансовыми вложениями.
4. Обязательность документирования хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения хозяйственных операций или сразу по окончании операции. Они должны содержать обязательные реквизиты и составляться по типовым формам или формам, утверждаемым руководителем организации. Руководитель также утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации.
5. Для систематизации и накопления информации, в учетных документах, используются учетные регистры, формы которых разрабатываются Минфином РФ.
6. Объекты учета подлежат оценке в денежном выражении.
7. Обязательность проведения инвентаризации имущества и обязательств. Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением установленных законом о бухгалтерском учете случаев обязательного проведения инвентаризаций.
8. Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика в соответствии с установленными допущениями и требованиями.
|
Лекция 14
5. Информация, формируемая в бухгалтерском учете: содержание и состав
Содержание информации.
Информацию, формируемую в бухгалтерском учете можно разделить по содержанию на 3 составляющих:
1. Информация о финансовом положении организации.
Финансовое положение организации определяется ее активами, структурой обязательств и капитала организации; а также способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования. Информация о финансовом положении организации формируется главным образом в виде бухгалтерского баланса (форма №1).
2. Информация о финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.
Информация о финансовых результатах деятельности организации необходима для оценки потенциальных изменений в ресурсах, при прогнозировании способности их вызывать денежные потоки. Данная информация формируется в основном в отчете о прибылях и убытках (форма №2).
3. Информация об изменениях в финансовом положении организации дает возможность оценить ее инвестиционную, финансовую и текущую (операционную) деятельность в отчётном периоде. Данная информация обеспечивается главным образом отчетом о движении денежных средств.
Требования к информации
Информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна быть полезной пользователям, т.е. быть уместной, надежной, нейтральной и сравнимой.
Состав информации
I. Элементами информации о финансовом положении организации,отраженной в бухгалтерском балансе, являются активы, обязательства и капитал организации.
|
Активы — это хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.
Будущие экономические выгоды - это потенциальная возможность активов прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию.
Обязательство — это существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием свершившихся процессов ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов. Обязательство может возникнуть в силу действия договора или правовой нормы, а также обычаев делового оборота.
Погашение обязательств предполагает обычно отток соответствующих активов в виде выплаты денежных средств или передачи других активов.
Погашение обязательств может происходить также в форме замены обязательств одного вида другим, преобразования обязательств в капитал, снятия требований со стороны, кредитора.
Капитал — это вложения собственника и прибыль, накопленная за время деятельности организации. При определении финансового положения организации величина капитана определяется как разница между активами и обязательствами.
II. Элементами формируемой в бухгалтерском учете информации о финансовых результатах деятельности организации, отражаемой в отчете о прибылях и убытках, являются доходы и расходы организации.
Доход — это увеличение экономических выгод в течение отчетного периода или уменьшение обязательств, которые приводят к увеличению капитала, отличного от вклада собственников.
|
К доходам относят выручку от реализации продукции, работ, услуг, проценты и дивиденды к получению, арендную плату, а также прочие доходы.
Расход — это уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода или возникновение обязательств, которые приводят к уменьшению капитала.
К расходам относят затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг), оплату труда работников, амортизационные отчисления, а также потери (убытки от стихийных бедствий, продажи основных средств, изменений валютных курсов и др.).
При определении финансового результата деятельности организации за отчетный период прибыль или убыток определяется как разница между доходами и расходами.
Оценка активов, обязательств, доходов и расходов
Оценка указанных объектов производится, как правило, по фактической (первоначальной) стоимости (себестоимости), т.е. в сумме денежных средств, уплаченной или начисленной при приобретении или производстве объекта.