Под движением основных средств понимают их поступление, выбытие и внутреннее перемещение.
В процессе развития и осуществления хозяйственной деятельности учреждений возникает необходимость в приобретении новых объектов основных средств.
Поступление основных средств оформляется актом приёмки-сдачи (Ф.№ ОС-1), в котором отражаются характеристика, балансовая стоимость, сумма износа. К акту прилагается техническая документация, которая вместе с ним передаётся в бухгалтерию. Введение в эксплуатацию оформляется актом о вводе объектов в эксплуатацию. Объекту присваивается инвентарный номер, который проставляется в документах.
Инвентарный номер состоит из восьми знаков. Первые три знака обозначают субсчёт, четвёртый – группу, а последние четыре знака – порядковый номер предмета в группе. Если по субсчетам не выделены группы, то четвёртый знак обозначается нулём. Например, инвентарный номер 01010001 показывает, что объект относится к субсчету 010 «Здания», группе – 1 здания производственного назначения, а его порядковый номер – 0001; инвентарный номер 01630005 обозначает субсчёт 016 «Хозяйственный инвентарь», группу 3 – хозяйственный инвентарь, предмет под порядковым номером 0005.
Инструменты и хозяйственный инвентарь имеют семизначные номенклатурные номера. Первые три знака обозначают субсчёт, четвёртый знак – группу и три последних знака – вид объекта основных средств.
Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним вплоть до выбытия. Вновь поступившим объектам должны присваиваться только новые номера, а не номера выбывших предметов. Инвентарные номера являются и кодами инвентарных объектов при ведении учёта с использованием вычислительной техники. Все основные средства должны находиться под контролем ответственных за сохранность должностных лиц, назначенных приказом руководителя учреждения.
Аналитический учёт основных средств ведется в инвентарных карточках. Инвентарные карточки открываются на каждый объект или группу однородных объектов в одном экземпляре и располагаются в картотеке по классификационным группам.
Поступлении объектов основных средств отражается на счете 08 – Вложение во внеоборотные активы, а после ввода объекта в эксплуатацию учет ведется по счету 01 – Основные средства. Счет активный, следовательно увеличение отражается в дебете, уменьшение в кредите.
При учете выбытия основных средств используется счет 91 – прочие доходы и расходы (активно-пассивный счет).
Примеры отражения на счетах бухгалтерского учета поступления и выбытия основных средств
1. Приобретен станок стоимостью по покупным ценам 28814 р., в т.ч. НДС 3814 р. составлен акт, объект введен в эксплуатацию и произведена оплата поставщику.
| Д-т | К-т | Сумма | |
| - объект принят как кап. вложения | |||
| 19/3 | - отражен НДС | ||
| - объект введен в эксплуатацию | |||
| - оплата поставщику | |||
| 19/3 | - НДС в зачет бюджета |
2. Учредитель организации внес в счет вклада в уставной капитал объект основных средств, оцененный учредителями в 15000 р. Организация понесла дополнительные затраты, связанные с доставкой объекта. Стоимость услуг транспортной организации по доставке объекта составила 3000 р. (в т.ч. НДС – 458 р.). Составить бухгалтерские проводки:
| Д-т | К-т | Сумма | |
| - приняты средства в качестве финансовых вложений от учредителя | |||
| - отражена стоимость услуг транспорт. орг-ции в кач-ве кап. вложений | |||
| - отражена сумма НДС по транспортным услугам | |||
| - перечислены средства транспортной организации | |||
| - принимается к зачету в бюджет сумма НДС | |||
| - ввод объекта в эксплуатацию |
3. Организацией безвозмездно получен объект основных средств, рыночная стоимость которого на дату принятия к учету составила 40000 р. Стоимость доставки объекта – 2400 р. (в т.ч. НДС – 366 р.). Составить бухгалтерские проводки.
| Д-т | К-т | Сумма | |
| 98/2 | - отражено безвозмездное поступление объекта | ||
| - отражена стоимость услуг по доставке | |||
| - отражена сумма НДС по транспортным услугам | |||
| - ввод объекта в эксплуатацию | |||
| - оплата средств транспортной организации | |||
| - принимается к зачету в бюджет сумма НДС |
4. Вследствие морального и физического износа ликвидируется объект основных средств.
Первоначальная стоимость объекта 20000 р. Износ объекта составляет 19500 р. Затраты на ликвидацию объекта составили: 300 р. заработная плата ликвидаторам, 115 р. – начисления на з/п ликвидаторам. Оприходованы материалы в результате ликвидации на сумму 200 р.
Сделать соответствующие проводки по данной операции и определить прибыли или убытки полученные в результате ликвидации.
| Д-т | К-т | Сумма | ||
| прочие доходы и расходы | - списание первоначальной стоимости | |||
| списание износа | - списание износа | |||
| - начислена зарплата ликвидаторам | ||||
| - отчисления на ФОТ | ||||
| - оприходованы материалы, полученные в результате ликвидации | ||||
| - убыток |
5. Продан объект основных средств. Первоначальная стоимость 100000 р. Износ составляет 5000 р. Договорная стоимость при продаже составляет 100000 р., НДС (18%) – 18000 р. Итого к расчету 118000 р. Получена оплата от заказчика на расчетный счет.
Сделать проводки по данной операции. Определить прибыли или убытки по данной операции.
| Д-т | К-т | Сумма | |
| - списание первоначальной стоимости | |||
| - списание износа | |||
| - передача объекта заказчику | |||
| - списание НДС | |||
| - получена оплата от заказчика | |||
| - получена прибыль |
6. Организация безвозмездно передала объект основных средств другой организации. Стоимость объекта 400000 р. Износ объекта 80000 р. Итого рыночная стоимость объекта 320000 р. составить бухгалтерские проводки.
| Д-т | К-т | Сумма | |
| - списание первоначальной стоимости | |||
| - списание износа | |||
| - (320000 х 18%) списание НДС | |||
| - прибыль от безвозмездной передачи |
Лекция 20